Влияние школьного научного общества на развитие исследовательских и творческих способностей одаренных детей.
статья по биологии
Система образования в настоящее время ставит своей главной задачей комплексное развитие личности учащихся, направленное на создание системы научно-практических знаний и умений, ценностных качеств, которые позволят ученику стать активным и полноправным членом общества, гражданином своей страны. Важность развития исследовательских способностей учащихся признавали многие знаменитые педагоги прошлого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние школьного научного общества на развитие исследовательских и творческих способностей одаренных детей.
Е.К. Дорогов
Система образования в настоящее время ставит своей главной задачей комплексное развитие личности учащихся, направленное на создание системы научно-практических знаний и умений, ценностных качеств, которые позволят ученику стать активным и полноправным членом общества, гражданином своей страны.
Важность развития исследовательских способностей учащихся признавали многие знаменитые педагоги прошлого. Так, в своих работах процесс исследования и творческого познания мира подчеркивался И.Г. Песталоции, Я.А. Каменским.
В России полноценно обратили внимание на развитие исследовательского потенциала у учащихся в 20-30е годы XX столетия С.Т. Шацкий, А.И Макаренко, предложив форму клубной работы.
Позднее, в середине XX века, исследовательские ученические образования отличались излишней заидеологизированностью и напыщенностью (помпезностью).
С начала 1960-х годов в условиях начавшейся НТР вновь усиливается
интерес к научно-исследовательской деятельности школьников. На первое место выдвигаются научные общества учащихся (НОУ), где превалирует интерес к исследованиям технического и физико-математического направлений.
Главная цель, преследуемая НОУ, заключалась не только в воспитании у школьников потребности и умения самостоятельно приобретать знания и расширять свой научно-технический кругозор, но и в профессиональной ориентации учащихся.
В современной школе многие дети занимаются в различных кружках, секциях, студиях, объединениях. Но большинство учащихся, надо признать, уделяют саморазвитию в различных формах внеклассной работы относительно немного времени. Также, многие учителя находят силы и время для занятий научно-педагогической деятельностью. Они разрабатывают новые концепции и модели уроков, создают инновационные учебные курсы и программы. Их творческий порыв нуждается в поддержке, а накопленный опыт - в распространении. Но следует принять во внимание, что творческий потенциал большинства преподавателей реализуется не полностью.
Вовлечение учащихся и учителей в активную творческую и научно-исследовательскую деятельность - потребность сегодняшней системы образования. Для удовлетворения потребностей и потенциала учащихся и учителей в средних общеобразовательных учреждениях формируются школьные научные общества.
Подобное общество организовано в Политехническом лицее-интернате
(ПЛИ) ГОУ ВПО ТГТУ. Необходимость создания ШНО в лицее продиктована ходом развития образовательного учреждения. С момента создания лицей реализует основные образовательные программы среднего (полного) общего образования, осуществляет профильную подготовку по отдельным предметам естественно-технического профиля, способствует
раскрытию потенциальных возможностей обучающихся, включение их в научно-исследовательскую работу на раннем этапе образования.
По решению педагогического совета Политехнического лицея-интерната было организовано ученическое научно-исследовательское общество «ДИВО» (Детские исследования – великим открытиям). Общество сформировано в целях объединения творческой молодежи, стремящейся совершенствовать свои знания в определенной области науки, приобретения умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Результатами работы общества являются множество докладов, представленных лицеистами. В частности, в 2009/2010 учебном году тематика докладов охватывала различные вопросы. Рассматривались компоненты модели
исследовательской деятельности и ее традиций. Исследовалась динамика работоспособности школьников. Предлагались психологические рекомендации подготовки устного выступления и многое другое.
Экспериментальная работа показала, что общее количество победителей и призеров олимпиад и конкурсов ежегодно составляет около 30 человек.
(25–27 % от общего числа всех обучающихся в лицее) и более 60 % членов
УНИО «ДИВО». Наблюдается положительная, стабильная динамика участия учащихся лицея в олимпиадах, конкурсах, конференциях как регионального, так и всероссийского уровней.
Но не только в лицее возможна организация ШНО, например в МБОУ СОШ №84 города Барнаула педагогическим советом было принято решение по организации научного общества учащихся “Мудрая сова”. Школа поставила определенную цель перед ШНО: создать разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Для достижения цели общество организовало несколько направлений своей деятельности:
1.Включение в научно-исследовательскую деятельность способных учащихся в соответствии с их научными интересами.
2. Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования.
3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в Интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
4. Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований учащихся.
5. Рецензирование научных работ при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях муниципального и регионального уровня.
6. Подготовка, организация и проведение школьных научно-
Практических конференций и конкурсов проектов.
7. Подготовка к участию в олимпиадах, интеллектуальных играх.
Благодаря ШНО у учащихся сформировались ключевые компетентности, ученики научились эффективно использовать знания и умения в различных ситуациях, включая социальные, эффективно использовать знания и умения в творческой демонстрации проекта. У всех участников общества повысилась эффективность интеллектуальной деятельности через вооружение методами осуществления научного и творческого поиска, самостоятельной работы. Большинство учащихся смогли профессионально самоопределиться.
Работа в ШНО имеет для учащихся практическое значение. Школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, у них появляется возможность опубликовать свои исследования в научных сборниках и периодической печати, представить их на конкурсы, конференции, семинары различных уровней. Участие в деятельности общества обеспечивает их активную познавательную потребность, и, как следствие, осуществляется их личностная самореализация и профессиональное самоопределение.
Таким образом, организация школьных научных обществ позволяет учащимся погрузиться в интеллектуально-творческую среду развития исследовательских способностей как на этапе довузовской подготовки, так и продолжить данную работу в условиях вуза.
Список литературы:
1.Викторов, Ю.М. Организация исследовательской деятельности
школьников: из педагогического опыта школы-гимназии № 168 Санкт-
Петербурга / Ю.М. Викторов, С.А. Лебедева, С.В. Та-
расов. – СПб., 1998. http://www.abitu.ru/researcher/-
practice/practice_org/practice_all/a_1z0csx.html?xsl:print=1
2. Мулподжанов, B.C. Профессиональная ориентация старшеклассни-
ков в деятельности научного общества учащихся : автореф. дис. … канд.
пед. наук : 13.00.08 / B.C. Мулподжанов. – М., 1990. – 22 с
3. Шутов В.П. /Директор школы. 2002. № 3. С. 50-54 / Шутов В.П., Кушнарев А.А.
4.Макаренко И.Б. Школьные научные общества как форма развития исследовательских способностей обучающихся / Вопросы современной науки и практики 2011. С. 178-186
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников.
Использование информационно-компьютерных технологий как важное условие развития интеллектуальных и творческих способностей одаренных школьников....

Школьное научное общество - форма развития исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении.
Востребованность исследовательского обучения, продиктованная материалами федерального государственного образовательного стандарта, требует подготовленности педагогического коллектива к его реализации ...

ШКОЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭВРИКА»- организация исследовательской деятельности учеников.
Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательского общества. Именно школа и мы учителя призваны найти талантливого учени...

Инновационная деятельность учителя по развитию интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в рамках профориентации
Инновационная деятельность всегда привносит свои изменения в потенциальное развитие личности учителя и учащегося, так как она способствует развитию высокого уровня мот...
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей одаренных детей и детей, имеющих повышенную мотивацию к обучению»
Карта одаренности А.И. Савенков...

"Развитие музыкально-творческих способностей одаренных детей в пении"
В статье рассказывается о важности пения, певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в развитии музыкально-творческих способностей детей....