Рабочая программа по Природоведению 5-6 классы
рабочая программа по биологии

Скворцова Татьяна Александровна

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся 1-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ», утвержденной приказом от 22.07.2020 №117, Учебного плана ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ».

Программа основана на методическом пособии «Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География»/(Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва, Е.В. Подвальная) – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_5-6.docx62.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернат»

ПРИНЯТО:

педагогическим советом

Протокол от 22.05.2020 г. №7

УТВЕРЖДЕНО:

приказом директора

от 22.07.2020 г.  №119

Директор:________/Л.В.Шкедова/

Рабочая программа

по природоведению

Класс:  5, 6

  1. Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся 1-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ», утвержденной приказом от 22.07.2020 №117, Учебного плана ГКОУ «Краснобаковская С(К)ШИ».

Программа основана на методическом пособии «Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы. Природоведение. Биология. География»/(Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина, Т.В. Шевырёва, Е.В. Подвальная) – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019.

Данная программа составлена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  с учетом их психофизических особенностей (1 вариант).

Целью преподавания Природоведения является:освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с умственной отсталостью  (интеллектуальныминарушениями).

Задачи:

Образовательные: сообщение обучающимся элементарных знаний о неживой и живой природе;демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой; формирование географических представлений о формах поверхности, водоёмах, населении, городах; формирование первоначальных представлений о строении и жизни растений, животных и человека; формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.

Коррекционно-развивающие: развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции.

Воспитательные: прививать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому воспитанию подростков; формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового образа жизни.

Коррекционная направленность Программы состоит в:

  • выявлении особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
  • осуществлении индивидуально ориентированной педагогической помощи детям с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей;
  • разработке и реализации индивидуальных маршрутов для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;
  • коррекции нарушений в развитии высших психических функций посредством коррекционно-развивающих заданий и упражнений при проведении уроков.
  1. Общая характеристика учебного предмета Природоведение.

Природоведение – интегрированный естественнонаучный курс, который сочетает  в себе элементы биологии, географии и других естественных наук. В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление (умение сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).

Первые природоведческие знания школьники получают в начальных классах на уроках «Мир природы и человека». При ознакомлении с окружающим миром у обучающихся формируются начальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года и их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья.

Заложенный в программу обязательный минимум знаний обеспечивает преемственность на разных ступенях обучения школьников. В рамках природоведения расширяются знания школьников о многообразии природных объектов, полученные на уроках «мир природы и человека» в 1-4 классах. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний об объектах  природы и формировании первоначальных представлений о человеке как части Вселенной, о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у школьников с нарушениями интеллекта, так и экологическим требованиям современной жизни.

Таким образом, предлагаемый в программе минимум природоведческих знаний предоставляет возможность более успешного продолжения образования на последующих уровнях развития в процессе изучения географии и биологии.

Кроме вертикальной преемственности, программа обеспечивает и горизонтальные межпредметные связи. Содержание программы по природоведению взаимосвязано с математикой, русским языком, с основами социальной жизни, физической культурой, изобразительным искусством, трудовой подготовкой.

Программа по курсу «Природоведение» для 5-6 классов состоит из 6 разделов: «Вселенная», «наш дом – Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир земли», «Животный мир Земли», «Человек».

При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звёздами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле.

В разделе «Наш дом – Земля» изучаются оболочки Земли. Содержание понятий атмосфера, литосфера, гидросфера подлежит изучению без ознакомления с соответствующими терминами. В разделах «Воздух, «Полезные ископаемые», «Вода», «Почва» школьники знакомятся с основными свойствами воздуха, воды и почвы, видами полезных ископаемых, использованием в хозяйственной деятельности человека, мерами, принимаемыми для охраны природных ресурсов. Обучающиеся получают первоначальные представления и понятия о поверхности Земли: суши (равнины, холмы, овраги, горы) и водоёмов (ручьи, реки, озёра, пруды, болота, моря и океаны).

В процессе изучения раздела «Есть на Земле страна Россия» предполагается сформировать у школьников элементарные страноведческие понятия. Обучающиеся знакомятся с Россией как единым государством, её городами, населением, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе уместно обобщить знания пятиклассников о своём родном крае , более подробно познакомить с основными географическими объектами, занятиями населения, достопримечательностями.

При изучении разделов «Растительный мир земли» и «Животный мир Земли» у обучающихся 6 класса углубляются и систематизируются знания, приобретённые ранее в младших классах, приводятся простейшие классификации растений и животных. Обращается внимание школьников на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывается взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого на необходимость охраны растительного и животного мира.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения о своём организме, его строении и функционировании. В программе человек рассматривается как часть живого мира, поэтому одноимённый раздел предполагает изучение организма человека как единого целого и на этой основе формирование представлений о способах поддержания здоровья. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

В процессе изучения природоведческого материала обучающиеся должны понять логику курса: Вселенная – Солнечная система – планета Земля –оболочки Земли (атмосфера – воздух, литосфера – почва, поверхность, гидросфера – вода, водоёмы, биосфера – растения, животные, человек). Человек – часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.

Такое построение программы позволит сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла. Для этого программой предусмотрены экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт школьников и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.

В связи с тем, что курс «природоведение» решает задачу подготовки обучающихся к усвоению в дальнейшем биологического и географического материала, данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов и таких терминов, как млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, системы органов, материки, глобус, карты. Программой предполагается, что при изучении раздела «Есть на Земле страна Россия» школьники познакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории России (Черное море, река Волга, озеро Байкал и др).

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 68 часов в год/2 часа в неделю.

Типы уроков, методы, формы, основные технологии.

В учебной деятельности по предмету «Биология» применяются следующие типы уроков:

1. Вводный урок - осуществляет подготовку обучающихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках;

2. Урок формирования (сообщения) новых знаний, на котором основное внимание уделяется изучению нового материала;

3. Обобщающий (повторительно-обобщающий) урок, на котором систематизируется материал, изученный по определенным темам и разделам;

4. Контрольный урок, на котором обучающиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно;

5. Урок формирования и закрепления умений и навыков, где основное внимание уделяется практической деятельности;

6. Комбинированный урок, на котором сочетаются различные виды работы - объяснение, закрепление, проверка, подведение итогов.

На уроках с детьми используются разнообразные формы, методы и приемы коррекционной работы:

1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

2. Методы и приемы:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия); репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы практического контроля и самоконтроля.

Основные технологии:

  1. Личностно-ориентированное;
  2. Деятельностный подход;
  3. Уровневая дифференциация;
  4. Информационно-коммуникативные;
  5. Здоровьесберегающие;
  6.  Игровые.
  1. Планируемые результаты освоения учебной Программы

Освоение учебного предмета обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: личностных и предметных.  

         В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты  включают индивидуально личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения  курса географии, готовность их применения.

5 класс

Личностные результаты.

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, населяющих территорию нашей страны;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, её населению, традициям, обычаям, культурным и историческим достопримечательностям;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; формирование умения обращаться за помощью к учителю или к одноклассникам в случае возникновения затруднений при выполнении практических работ, заданий в тетради, работе со статьёй в учебнике, наглядным материалом (иллюстрациями, образцами полезных ископаемых, гербариями); формирование готовности обращаться к взрослым и сверстникам в бытовых ситуациях на прогулке, на экскурсии;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни и овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (соблюдение техники безопасности при пользовании газовой плитой, проветривание помещений, мер, принимаемых для очистки воды и поддержания чистоты воздуха, измерение температуры воды, воздуха);
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств (природные и культурные достопримечательности нашей страны, достижения науки, полёты в космос, добыча и переработка полезных ископаемых, лесные массивы);
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоёмы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определённым группам (нефть – горючее полезное ископаемое);

- называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил гигиены и здорового образа жизни, понимания их значения в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

- знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учётом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);

- название сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников;

- объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов;

- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных по возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

6 класс

Личностные результаты

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование интереса к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, её природным богатствам;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование умения обращаться за помощью к учителю или к одноклассникам в случае возникновения затруднения при выполнении практических работ, заданий в тетради, работе со статьёй учебника, наглядным материалом;
  • формирование готовности к самостоятельной жизни; формирование знаний о здоровом образе жизни (режим дня, чередование труда и отдыха, здоровом питании, правильной осанке, гигиене), формирование стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; знакомство с доступными правилами ухода за комнатными растениями и домашними животными;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; формирование умений соблюдать правила личной гигиены, режима дня, здорового питания, умения ухаживать за комнатными  растениями и домашними животными (кошки, собаки, аквариумные рыбки, декоративные птицы);
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; формирование бережного отношения к природе, знакомство с Красной книгой – экологическое воспитание;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим родным краем (природа, достопримечательности, традиции и обычаи).

Предметные результаты.

Минимальный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определённым группам (осина – лиственное дерево леса);

Называние сходных объектов, отнесённых к одной и той же изучаемой группе (хвойные деревья, рыбы, насекомые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем педагога;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектов по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определённым группам с учетом различных оснований для классификации (корова – животное, млекопитающее животное, травоядное животное, сельскохозяйственное животное);

- называние сходных по определённым признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

- знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

 - выполнение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Формирование базовых учебных действий

В сфере личностных БУД должны быть сформированы:

  • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей.

В сфере регулятивных БУД должны быть сформированы:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком.
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.).
  • работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место.
  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль и самоконтроль в совместной деятельности;
  • адекватно реагировать на внешний контроль и устанавливать видо-родовые отношения предметов.
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • адекватно реагировать на внешний контроль оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

В сфере познавательных БУД должны быть сформированы:

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов.
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

В сфере коммуникативных БУД должны быть сформированы:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс).
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем.
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач.
  • использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
  1. Содержание учебного предмета Природоведение.

5 класс «Неживая природа»

Введение. (2 часа)

Что такое природоведение? Знакомство с учебником. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

Вселенная. (7 часов)

Небесные тела: планеты, звёзды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.  Полеты в космос. Современные исследования. Смена дня и ночи. Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

Наш дом Земля. (45 часов)

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.

Воздух.

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объём, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.

Движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, тёплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, пыль, дым). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Внешний вид, свойства, добыча и использование.

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование.

Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение.

Благородные (драгоценные) металлы: золото, серебро, платина. Внешний вид, использование.

 Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.

Вода

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды.

Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.  

Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения).

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.

Поверхность суши. Почва.

Равнины, холмы, овраги. Горы. Почва — верхний слой земли. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.

Есть на Земле страна — Россия  (12 часов)

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре, на карте мира.

Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона.

Москва - столица России.

Санкт-Петербург.

Крупные города, их достопримечательностями. Нижний Новгород, Казань, Волгоград, Новосибирск, Владивосток.Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Ярославль, Владимир, города Золотого кольца.

Население нашей страны. Городское и сельское население. Народы России.

Ваш город (посёлок, деревня). Важнейшие географические объекты региона. Поверхность, водоёмы. Занятие населения. Достопримечательности.

Обобщение знаний (2 часа)

Итоговый тест в рамках промежуточной аттестации. Обобщающий урок по курсу «Природоведение. Неживая природа»

Межпредметные связи

Зарисовки Солнечной системы, формы Земли и луны, космического корабля, термометра, форм поверхности суши, флага России, изготовление плакатов «Охрана воды, воздуха, почвы» и т.д. – рисование.

Сравнение по высоте основных форм поверхности суши – математика.

Расселение живых организмов на материках – география.

Работа с пластилином (изготовление макетов форм поверхности суши) – ручной труд

Цвета и оттенки при изображении изучаемых природных объектов  – рисование.

Чтение материала учебника, устные  ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики изучаемого природного объекта– чтение.

Письменные ответы на вопросы при выполнении письменных заданий, правописание словарных слов – русский язык.

Практические работы.

Зарисовка звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Зарисовка государственного флага России.

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своём населённом пункте.

Проведение опытов, демонстрирующих свойства воды, воздуха, почвы.

Зарисовка форм поверхности суши.

Составление таблицы «Полезные ископаемые».

Заполнение схемы «Воды суши»

Изготовление макетов форм поверхности суши.

Изготовление плакатов по темам «Охрана воды, воздуха, почвы».

Экскурсии

Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы)

Экскурсия по посёлку, краеведческий музей.

6 класс «Живая природа»

Введение (1час)

Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Живая природа: растения, животные, человек.

Растительный мир Земли (17 часов)

Разнообразие растительного мира Земли.

Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоёмов). Строение растений.

Деревья, кустарники, травы. Общая характеристика.

Дикорастущие и культурные растения.

Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные). Береза, клён, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные. Ель, сосна, лиственница.

Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники.

Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика, и др. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Зверобой, крапива, ромашка, и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. Герань, бегония, фиалки, традесканция.

Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны. Растения свое местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своего края.

Животный мир Земли (34 часа)

Разнообразие животного мира. Различие по внешнему виду, способам питания, передвижения идр. Среда обитания животных. Суша, воздух, водоёмы. Понятие животное. Основные группы: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы, кузнечики, муравьи, пчёлы. Внешний вид. Место и значение в природе.

Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место и значение в природе. Морские и речные рыбы.

Земноводные. Лягушки, жабы.

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Место и значение в природе. Ласточки, скворцы, снегири, орлы, лебеди, журавли, чайки. Охрана птиц. Птицы своего края.

Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Млекопитающие суши. Млекопитающие морей и океанов. Животные рядом с человеком. Домашние животные в деревне и городе. Сельскохозяйственные животные: лошади, коровы, козы, овцы, свиньи. Домашние птицы: куры, утки, индюки.

Уход за животными дома или в живом уголке. Аквариумные рыбки. Птицы. Морские свинки. Хомяки. Черепахи. Кошки. Собаки. Правила ухода и содержания.

Животные холодных районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Животный мир нашей страны. Охрана животных. Заповедники и заказники. Красная книга России.

Животные своей местности. Красная книга области (края).

Человек (13 часов)

Как устроен наш организм. Анатомическое строение. Части тела и внутренние органы.

Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.

Здоровый образ жизни человека (гигиена, закаливание, вредное воздействие на организм алкоголя, никотина, наркотиков). Правила личной гигиены. Осанка. Правильная осанка. Причины и профилактика искривления позвоночника. Гигиена.

Органы чувств. Значение органов чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств. Профилактика нарушений слуха и зрения.

Здоровое (рациональное) питание. Разнообразие продуктов питания. Витамины. Режим и гигиена.

Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.

Оказание первой доврачебной помощи. Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Выполнение советов врача. Домашняя аптечка. Специализация врачей. Медицинские учреждения нашего города.

Обобщение знаний (2 часа)

Итоговый тест в рамках промежуточной аттестации. Обобщающий урок по курсу «Природоведение. Живая природа»

Межпредметные связи

Зарисовки растений и животных, изготовление плакатов «Охрана растений, животных»  и т.д. – рисование.

Сравнение по высоте и величине основных форм растений (деревья, кустарники, травы), животных  – математика.

Цвета и оттенки при изображении изучаемых природных объектов  – рисование.

Выполнение зарядки, занятие спортом – физическая культура.

Оказание первой медицинской помощи, составление режима дня – основы социальной жизни.

Расселение живых организмов – география.

Чтение материала учебника, устные  ответы на вопросы по тексту, связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам, закрепление навыка составления характеристики изучаемого природного объекта– чтение.

Письменные ответы на вопросы при выполнении письменных заданий, правописание словарных слов – русский язык.

Практические работы.

Зарисовки внешнего вида растения.

Выделение составных частей растений.

Зарисовки деревьев, кустарников, трав.

Заполнение таблиц, игры на классификацию растенийпо месту произрастания.

Уход за комнатными растениями.

Заполнение таблиц, игры на классификацию животных по месту обитания.

Изготовление кормушек.

Составление правил ухода за домашними животными.

Составление рассказов о домашних животных.

Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.

Составление и запись в тетрадь правил личной гигиены.

Упражнения в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран – порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

  1. Тематическое планирование

5 класс

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

«Введение»

2

Что такое природоведение?

1

Беседа с опорой на жизненный опыт ученика. Работа с учебником. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Словарная работа (природоведение).Сравнение рисунков, нахождение различий живой и неживой природы. Объяснение причин, признаков.

Работа в парах. Игра «Верю –не верю»

Предметы и явления неживой и живой природы.

1

«Вселенная»

7

Небесные тела: планеты, звезды.

1

Беседа с опорой на наглядный материал и жизненный опыт ученика.

Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа        на        вопросы        в тексте учебника.

Работа с учебником: отгадывание загадок.

Словарная работа (космос, звезда, планета, астрономия, солнце, спутник, космический корабль). Просмотр видеоролика.

Сравнение рисунков дня и ночи, нахождение различий. Объяснение причин, признаков. Сравнение рисунков времён года, нахождение различий. Объяснение причин, признаков.

Работа с теллурием.

Зарисовка звёздного неба, формы Земли и Луны, космического корабля.

Солнечная система. Солнце.

1

Исследование космоса. Спутники, космические корабли.

1

Полёты  в космос.

1

Смена дня и ночи.

1

Смена времён года. Сезонные изменения в природе.

1

Обобщающий урок по теме: «Вселенная».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам.

И-д самостоятельная работа по карточкам

«Наш дом Земля»

45

Планета Земля. Оболочки Земли.

1

Беседа с опорой на наглядный материал и жизненный опыт ученика. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа        на        вопросы        в тексте учебника.

Работа с глобусом.

Словарная работа (атмосфера, литосфера, гидросфера, термометр, ветер, флюгер, ураган, кислород, углекислый газ, азот).

Зарисовка в тетради схемы «Оболочки Земли». Зарисовка в тетради схемы «Значение воздуха».

Демонстрация опытов «Свойства воздуха».

 Работа с учебником: чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Знакомство с устройством термометра. Демонстрация опыта «Измерение температуры воздуха».

 Демонстрация опыта «Движение воздуха». Демонстрация опыта «Воздух занимает место». Составление схемы в тетради «Значение кислорода». Составление схемы в тетради «Значение углекислого газа».

Рисование плаката «Охрана воздуха»

Значение воздуха для жизни на Земле.

1

Свойства воздуха.

1

Давление и движение воздуха.

1

Температура воздуха. Термометр.

1

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

1

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

Охрана воздуха.

1

Обобщение материала по теме «Воздух».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам.

И-д самостоятельная работа по карточкам

Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.

1

Беседа с опорой на жизненный опыт ученика. Работа с учебником: Работа с учебником: чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте.

Словарная работа (полезные ископаемые, гранит, известняк, мрамор, мел, торф, торфяники, каменный уголь, каменноугольная шахта, нефть, нефтяник, нефтепровод, природный газ, газопровод, сталь, чугун, плавкость, алюминий, медь, золото, серебро, платина). Работа с наглядным материалом «Полезные ископаемые».

Зарисовка в тетради схемы «Полезные ископаемые». Составление таблицы «Сходство и отличие песка и глины».

Составление схемы в тетради «Применение торфа».

Составление схемы в тетради «Применение каменного угля».

Составление схемы в тетради «Применение нефти».

Работа с учебником: проведение опытов  «Свойства песка и глины».

Работа с учебником: проведение опытов  «Свойства торфа».

Работа с учебником: проведение опытов  «Свойства каменного угля».

Работа с учебником: чтение текста, формулирование правил пользования газовой плитой.

Составление схемы в тетради «Применение природного газа».

Работа с учебником: практическая работа  «Сравнение свойств стали и чугуна».

Работа с учебником: практическая работа  «Сравнение свойств алюминия и меди».

Работа с учебником: практическая работа  «Сравнение свойств черных и цветных металлов».

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.

1

Песок, глина.

1

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

Каменный уголь.

1

Добыча и использование каменного угля.

1

Нефть.

1

Добыча и использование нефти.

1

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

Чёрные металлы. Сталь. Чугун.

1

Цветные металлы.

1

Благородные (драгоценные) металлы.

1

Охрана полезных ископаемых.

1

Обобщающий урок «Полезные ископаемые»

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам.

И-д самостоятельная работа по карточкам

Вода в природе.  Роль воды в питании живых организмов.

1

Беседа с опорой на жизненный опыт ученика и наглядный материал. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа на вопрос в тексте. Составление схемы в тетради «Вода в природе». Словарная работа (текучесть, растворитель, раствор, минеральная вода, наводнение, водоёмы естественные и искусственные, пруд, водохранилище, порт).

Проведение опытов «Свойства воды».

Проведение опытов «Растворимые и не растворимые в воде вещества».

Демонстрация опыта «Очистка мутной воды». Зарисовка в тетради схемы «Три состояния воды в природе». Демонстрация опыта «Измерение температуры воды».

Зарисовка схемы «Использование воды человеком»

Зарисовка схемы «Круговорот воды в природе»

Заполнение схемы «Воды суши».

Сравнение рисунков «Родник», «Ручей», «Река», нахождение различий. Объяснение причин, признаков. Работа с картой.

Сравнение рисунков «Озеро», «Болото», «Пруд», нахождение различий. Работа с картой. Сравнение рисунков  и изображений на физической карте «Море», «Океан», нахождение различий. Объяснение причин, признаков. Работа с картой.

Рисование плаката «Охрана воды».

Свойства воды.

1

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

Три состояния воды. Температура и её измерение.

1

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

Работа воды в природе.

1

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

1

Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе.

1

Воды суши: ручьи, реки.

1

Воды суши: озёра, болота, пруды, водохранилища.

1

Моря и океаны.

1

Охрана воды.

1

Формы поверхности суши:равнины, холмы, овраги.

1

Беседа с опорой на наглядный материал и жизненный опыт ученика. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа на вопрос в тексте. Сравнение рисунков  «Равнина», «Холм», «Овраг», нахождение различий. Объяснение причин, признаков. Словарная работа (равнина, холм, овраг, гора, горная долина, горнолыжник, перегной, плодородие почвы).  Игра «Третий лишний».

Зарисовка форм поверхности суши. Наблюдения в природе во время экскурсии.

Изготовление макетов форм поверхности суши. Работа с демонстрационным материалом «Почва и её состав». Объяснение причин, признаков.

Работа с демонстрационным материалом «Почва и её состав». Объяснение причин, признаков. Демонстрация опыта «Прохождение воды через различные виды почв».  

Сравнение типов почв, нахождение различий. Рисование плаката «Охрана почвы».

Экскурсия к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, водоёмы)

Экскурсия к природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности Земли, вода в природе)

1

Горы.

1

Почва – верхний слой Земли. Состав почвы.

1

Разнообразие почв.

1

Основное свойство почвы – плодородие. Обработка почвы.

1

Охрана почвы.

1

Обобщающий урок по теме: «Наш дом Земля».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа.Игра «Наш дом Земля»

«Есть на Земле страна Россия».

12

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1

Беседа с опорой на наглядный материал и жизненный опыт ученика. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа на вопрос в тексте. Работа с физической картой и глобусом. Зарисовка государственного флага в тетрадь.

Составление таблицы «Моря и океаны, омывающие берега России».

 Виртуальное знакомство с достопримечательностями столицы.

Заполнение таблицы достопримечательности городов.

Виртуальная экскурсия по достопримечательностям Краснобаковского района. Просмотр видеоролика.

Зарисовка государственного флага России.

Нахождение России на политической карте.

Составление рассказа о своём населённом пункте.

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

Равнины и горы на территории нашей страны.

1

Реки и озёра России

1

Москва – столица России.

1

Санкт-Петербург.

1

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

1

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

Новосибирск, Владивосток.

1

Население и народы России

1

Наш посёлок. Важнейшие географические объекты региона.

1

Обобщение по теме: «Есть на Земле страна Россия».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам

И-д самостоятельная работа на карточках.

Итоговый тест в рамках промежуточной аттестации

1

Систематизация учебного материала.

Выполнение тестового задания

Неживая природа. Обобщающий урок.

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам

И-д самостоятельная работа на карточках.

6 класс

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

«Введение»

1

Живая природа: растения, животные, человек.

1

Беседа с опорой на жизненный опыт ученика. Работа с учебником. Чтение стихотворения, нахождение ответа на вопрос в тексте. Словарная работа (природоведение).Сравнение рисунков, нахождение различий живой и неживой природы. Объяснение причин, признаков.

Работа в парах. Игра «Верю –не верю»

Растительный мир Земли

17

Беседа с опорой на наглядный материал и жизненный опыт ученика. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа на вопрос в тексте. Словарная работа (растения, среда обитания, подземная часть - корень, надземная часть – побег, стебель, лист, почка, цветок, плод, деревья, кустарники, травы).

Составление схемы в тетради: среда обитания растений.

Зарисовка в тетради растения, с указанием частей органов растения.

Заполнение таблицы в тетради «Деревья, кустарники, травы – сходство и различие»

Сравнение рисунков листьев разных лиственных деревьев, нахождение различий. Определение по контурам листьев пород лиственных деревьев.

Зарисовка схемы дерева с указанием его частей.

Сравнение рисунков хвоинок и шишек разных хвойных деревьев, нахождение различий.

Определение по контурам крон и шишек пород хвойных деревьев.

Сравнение рисунков листьев разных кустарников, нахождение различий. Определение по контурам кустарников названия дикорастущих и культурных кустарников.

Заполнение таблицы «Дикорастущие и культурные кустарники».

Заполнение таблицы «Дикорастущие и культурные травы».

Заполнение таблицы «Декоративные и лекарственные растения».

Зарисовка в тетради лекарственных растений.

Заполнение схемы «Уход за комнатными растениями».

Заполнение таблиц, игры на классификацию растений по месту произрастания.

Знакомство с «Красной книгой»

Рисование плаката «Охрана растений»

Разнообразие растительного мира Земли.

1

Среда обитания растений.

1

Строение растений.

1

Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы.

1

Лиственные  деревья

1

Хвойные деревья.

1

Дикорастущие кустарники.

1

Культурные  кустарники.

Травы

1

Декоративные растения.

1

Лекарственные растения.

1

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

Растительный мир разных районов Земли.

1

Растения нашей страны.

1

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

1

Красная книга России и своего края.

Обобщающий урок по теме «Растительный мир Земли»

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам.

И-д самостоятельная работа по карточкам

«Животный мир Земли»

33

Разнообразие животного мира.

1

Беседа с опорой на жизненный опыт ученика. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа на вопрос в тексте.

Словарная работа (животные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие), голова, грудь, брюшко, усики, плавники, чешуя, жабры, морские и речные рыбы, крылья, перья, клюв, перелётные и зимующие птицы).

Составление схемы в тетради: среда обитания животных.

Составление таблицы «Основные группы животных».

Зарисовка в тетради внешнего строения насекомого с указанием его частей и органов на примере майского жука.

Составление схемы в тетради «Значение насекомых»

Зарисовка в тетради внешнего строения рыбы с указанием его частей и органов.

Составление схемы в тетради «Значение рыб».

Зарисовка в тетради внешнего строения земноводных с указанием его частей и органов на примере лягушки.

Составление схемы в тетради «Значение земноводных».

Составление схемы в тетради «Значение пресмыкающихся».

Зарисовка в тетради внешнего строения птицы с указанием его частей и органов на примере голубя.

Составление схемы в тетради «Значение птиц».

Составление схемы в тетради «Перелётные и зимующие птицы».

Изготовление кормушек.

Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов.

1

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие).

1

Насекомые.

1

Бабочки, стрекозы, жуки.

1

Кузнечики, муравьи, пчёлы.

Рыбы.

1

Морские и речные рыбы.

1

Земноводные. Лягушки, жабы.

1

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

1

Птицы.

1

Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

1

Лебеди, журавли, чайки.

1

Птицы своего края. Охрана птиц.

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам.

Зарисовка плаката «Охрана птиц»

Млекопитающие.

1

Беседа с опорой на жизненный опыт ученика. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа на вопрос в тексте.

Словарная работа (млекопитающие, шерсть, домашние и дикие животные, сельскохозяйственные животные, домашние птицы, аквариум, певчие птицы,).

Составление схемы в тетради: среда обитания млекопитающих.

Зарисовка внешнего строения млекопитающего с указанием частей и органов на примере собаки.

Заполнение таблицы «Домашние и дикие животные»

Заполнение схемы «Значение животных».

Просмотр видеоролика «Уход за кошкой», «Уход за попугаем», «Канарейка», «Аквариумные рыбки».

Составление кластера: уход за животными в живом уголке.

Составление схемы «Породы собак и их значение»

Заполнение таблиц, игры на классификацию животных по месту обитания. Игра «Рассели животных по планете».

Рисование плаката «Охрана животных».

 Знакомство с Красной книгой.

Млекопитающие суши.

1

Млекопитающие морей и океанов.

1

Домашние животные в деревне и городе.

1

Сельскохозяйственные животные: лошади.

1

Сельскохозяйственные животные: коровы.

1

Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы.

1

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

Уход за животными в живом уголке или дома.

1

Аквариумные рыбки.

1

Попугаи, канарейки.

1

Морские свинки, хомяки, черепахи.

1

Домашние кошки

1

Собаки.

1

Животные холодных районов Земли.

1

Животные умеренного пояса.

1

Животные жарких районов Земли.

1

Животный мир нашей страны.

1

Охрана животных. Заповедники и заказники. Красная книга России.

1

Животные своей местности. Красная книга области (края).

1

Обобщающий урок по теме «Животный мир Земли».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа.Игра «В гостях у мудрой совы»

Человек

13

Беседа с опорой на наглядный материал и жизненный опыт ученика. Работа с учебником: чтение текста, нахождение ответа на вопрос в тексте.

Показ частей тела и важнейших органов на таблицах, муляжах, торсе человека.

Словарная работа (органы, системы органов, здоровый образ жизни, здоровое питание, осанка, органы чувств,

Составление кластера «Здоровый образ жизни».

Составление кластера «Здоровое питание».

Упражнения в оказании первой доврачебной помощи (обработка ссадин и мелких ран – порезов, наложение пластыря). Подсчет частоты пульса, измерение температуры тела.

Составление кластера «Правила личной гигиены».

Составление таблицы «Мой режим дня».

Просмотр анимационного ролика «Процесс дыхания».

Ролевая игра «Обращение за медицинской помощью».

Составление таблицы «Специализация врачей».

Как устроен наш организм.

1

Как работает наш организм.

1

Здоровый образ жизни человека.

1

Осанка

1

Органы чувств.

1

Правила гигиены и охрана органов чувств.

1

Здоровое питание.

1

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

1

Оказание первой медицинской помощи.

1

Профилактика простудных заболеваний.

1

Специализация врачей.

1

Медицинские учреждения нашего города. Телефон экстренной помощи.

1

Обобщение по теме: «Человек».

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам

И-д самостоятельная работа на карточках.

Итоговый тест в рамках промежуточной аттестации

1

Систематизация учебного материала.

Выполнение тестового задания

Живая и неживая природа. Обобщающий урок.

1

Систематизация учебного материала.

Беседа по вопросам

И-д самостоятельная работа на карточках.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности.

Учебники: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение 5 класс. Москва «Просвещение», 2020.Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение 6 класс. Москва «Просвещение», 2020.

К техническим средствам обучения, которые используются на уроках Природоведение, относятся – персональный компьютер, интерактивная доска и мультимедиапроектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по природоведению в 5 классе (по Сонину)

рабочая программа по природоведению...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по УМК Д.И. Трайтака

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой . Содержание рабочей программы...

Рабочая программа по природоведению для 5 классов

Рабочая программа по "Природоведению" составлена на основе примерной программы по природоведению в 5 классе основного общего образования авторской программы А.А. Плешакова, Н.И. Сонина в соответствии ...

рабочая программа по природоведению в 5 классе к учебнику Пакуловой

Рабочая программа учебного курса по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику Пакуловолй, Н.В. Ивановой составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного...

Рабочая программа по природоведению для 5 классов (базовый уровень) на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70 количество часов в неделю – 2

Рабочая  программа по природоведению для  5 классов(базовый уровень)на 2011 – 2012 учебный год (срок реализации – 1 год) общее количество часов – 70количество часов в неделю ...

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по природоведению для 5 класса специальной коррекционной школыVIII вида....

Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.

Рабочая программа по природоведению  для 5 класса ориентирована на использование  учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника.  Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...