Обобщающий урок по теме «Класс птиц. Многообразие птиц». 7 класс.
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Все модели приемов, которые используются на уроке, направлены на развитие познавательных способностей учащихся: развитие быстроты реакции, развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей (все виды памяти, внимание, воображение), развитие логического мышления, формирование умения решать нестандартные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_mnogoobrazie_ptits.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме «Класс птиц. Многообразие птиц».
Цели:
- повторить усвоенные знания об особенностях строения и процессах жизнедеятельности птиц;
- расширить знания о многообразии птиц;
- способствовать развитию памяти, внимания учащихся, гибкости и нестандартности их мышления, сформировать умение выполнять логически-поисковые задания;
Оборудование: таблицы, песочные часы, листы бумаги.
Ход урока.
- Орг. момент
- Повторение изученного материала.
Более подробно останавливаемся на двух этапах урока: опросе и применении знаний.
За правильный ответ ученик получает жетон. Число жетонов подсчитывается в конце урока, по количеству набранных жетонов выставляется отметка за работу на уроке.
Этап 1.
Для опроса используем прием быстрой фронтальной проверки усвоения программного материала - «Разминка»
1. Оно есть у птиц и у самолета. (Крыло)
- Какая птица спасла Дюймовочку? (Ласточка)
- Перьями этой птицы украшали шляпы мушкетеры? (Страус)
- Это название птицы и плода тропического растения. (Киви)
- Она есть у ореха и яйца. (Скорлупа)
- О человеке, который плохо слышит, говорят: «глух как…..» (Тетерев)
- Формой тела эти птицы похожи на одну из школьных отметок. (Лебеди)
- В названии какой птицы прячется русская река? (иВОЛГА)
- Именно эту крупную птицу можно сделать из жаворонка (ворона)
- Эту птицу подарил принц капризной принцессе из сказки Андерсена «Свинопас». (Соловей)
- В нем прятал свою жизнь Кощей Бессмертный. (Яйцо)
- Это и название птицы и фамилия русского писателя написавшего «Мертвые души». (Гоголь)
13. Эта птица является частью музыкального инструмента. (Гриф)
14. В этом отряде птиц можно встретить одновременно и императора и короля. (Пингвины)
Задание 1. Числовой диктант
Ученикам предлагается два вопроса, ответ на которые они должны запомнить, а затем по указанию учителя провести между ними математические действия и записать итоговый ответ. Затем, пользуясь ключом и обращая внимание на порядок ответов, записывают слово шифр.
- К количеству отделов головного мозга птиц прибавьте количество спутников Земли (5+1 = 6)
- От общего количества букв в названии птицы, изображенной на гербе Российской Федерации отнимите количество пар усиков у рака. (4 - 2 = 2)
- От количества холмов, на которых расположена Москва, отнимите количество кругов кровообращения у птиц. (7 – 2 =5)
- К количеству камер в сердце птиц прибавьте количество букв «О» в названии науки, изучающей животных. (4 + 3 =7)
- Количество отделов в желудке птиц умножьте на количество классов покрытосеменных растений. (2 + 2 = 4)
- От суммы чисел года, начало войны с Наполеоном отнимите количество пальцев на крыле птиц. (12 – 3 = 9)
- Количество букв в названии передних конечностей птиц умножьте на число усиков у насекомых. (5 х 2 = 10)
- Количество пальцев на задних конечностях птиц умножьте на количество букв в названии самой длинной реки в России. (4 х 3 = 12)
- Количество яичников у самки птиц умножьте на количество родов в русском языке.
(1 х 3 = 3)
- От количества миллиметров в одном сантиметре отнимите количество типов птенцов у птиц. (10 – 2 = 8)
- От количества букв в названии плоского гребня на грудине у птиц отнимите количество камер в сердце у лягушки. (4 – 3 = 1)
Ключ: (записан на доске)
С О Р Г Я М П И О Т Л О И Ф Н
17 6 2 3 1 11 13 7 9 4 10 12 8 15 5
Ответ: Орнитология.
Что изучает наука орнитология?
Этап 2. Логически – поисковые задания.
Задание А. Закончи предложения. Образно в литературе этих птиц называют так…
- «Лесной санитар» – (дятел)
- «Символ мудрости» – (сова)
- «Великолепный певун» – (соловей)
- «Гнездовой паразит» – (кукушка)
- «Символ мира» – (голубь)
- «Гербовая птица» - (орёл)
- «Птица, приносящая детей» – (аист)
- «Символ верности» – (лебедь)
- «Птица – воровка» - (сорока)
Задание Б. На группировку и систематизацию.
Отгадав загадки, определите, к какой экологической группе относятся названные птицы.
Составьте краткую характеристику каждой из экологических групп.
А) На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина……..(орла)
Б) И петь не поет,
И летать не летает…
За что тогда
Его птицей считают? (страус)
В) Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Все равно он будет мой! (дятел)
Г) И в лесу заметьте.
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы
Филины и …….. (совы)
Д) По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь)
Е) Символ добра и счастья (аист)
Продолжение этого задания – ребусы.
Учащимся предлагается отгадать ребусы (загадки в виде букв)
- Колесо
Весло ?
Суховей
Ответы: Соловей, стриж, нанду, сорока.
Дайте краткую характеристику каждой из этих птиц.
Решение биологических задач. «Памятники птицам»
По этим текстам попробуйте догадаться, каких птиц люди награждали орденами, каким – ставили памятники.
- В одном из морских сражений во время. Второй мировой войны на английской субмарине была повреждена система подъема лодки на поверхность и прервана радиосвязь. Однако моряки не растерялись и с помощью торпедного аппарата выпустили на волю птицу, которая и доставила сообщение об аварии. Экипаж был спасен, а птицу наградили орденом. (Голубь)
- Это произошло в ХVI в. в средневековой Германии. В течение долгого времени город Монстер был осаде. Там уже давно закончилось продовольствие, и люди умирали от голода. Тогда один из жителей взял эту птицу и поставил ее на крепостной стене. Когда командующий вражеской армии увидел это, то решил, что его план взять город измором провалился. И враги отступили. На самом же деле в городе не осталось никаких продуктов, и эта птица была последней. Благодарные жители поставили ей памятник. (Петух)
Головоломка «Замените букву»
Учащимся предлагаются слова, изменив одну букву в предложенных словах, вы получите название птиц. Это задание позволяет проверит на сколько хорошо ученики знакомы с многообразием птиц.
- Граф – гриф
- Линь – лунь
- Кулак – кулик
- Хазарка – казарка
- Скоба – скопа
- Врач - грач
- Сопка – сойка
- Палка – галка
- Дрова – дрофа
- Софа – сова
- Подведение итогов урока.
Учащиеся подсчитывают количество баллов, которые они заработали в течение урока. Система оценок записана на доске, исходя из данной системы, выставляются оценки за работу на уроке.
Система оценок:
«5» – 45 – 35 баллов
«4» – 25 – 15 баллов
«3» – 10 баллов
Список литературы:
- Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся» – М.: «Педагогический поиск», 1999.
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии – М.: «Просвещение», 2000 г.
- Теремов А., Рохлов В. «Занимательная зоология» - М.:
«АСТ - ПРЕСС» 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к обобщающему уроку на тему "Класс Птицы"
Урок-КВН. Обучающиеся в игровой форме повторяют знания о птицах. Материал содержит региональный компонент....
Конспект урока. Биология 7 класс. Тема: Многообразие птиц. УМК: Пономарева И.Н.
Конспект урока по биологии. Тема урока: Многообразие птиц. Закрепление изученного материала основано на использовании проекта "Узнавай птиц!" Глобальной школьной лаборатории....
Методическая разработка. Обобщающий урок по теме "Класс птиц"
Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс Задачи:обобщить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц‚ их поведении‚ многообразии и развитии;развивать познавательную активность ...
Урок по теме "Класс Птицы. Приспособление птиц к полёту"
Тип урока: изучение нового материала.Форма урока: урок получения новых знаний путем самостоятельной работы, работы в паре,Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, о...
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"
Обобщающий урок по теме: "Класс "Птицы"...
Конспект урока по Всеобщей истории на тему "Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" (5 класс)
Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Греция. Эллинизм" является завершающим в этом разделе. Учитывая взраст детей, я выбрала игровую форму урока. Такая форма учебного з...
Технологическая карта урока по биологии«Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»
ТЕМА УРОКА: «Обобщающий урок по теме «Класс Птицы»Тип урока: Контрольно-обобщающий. По ведущей дидактической цели: урок контроля знаний и умений; По этапу формирования навыка: ит...