Технологическая карта урока: "Факторы среды и их влияние на биоценозы".
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Предмет, класс: Биология,7 класс
Учитель: Подгорнова Наталья Ивановна
Тема урока: Факторы среды и их влияние на биоценозы.
Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, их взаимодействие и влияние на биоценозы.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.
Развивающие: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни; развитие экологической грамотности учащихся,
Воспитывающие: формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитывать бережное отношение к нему.\
Презентация к уроку - https://yadi.sk/i/8EbLTJrZ3FpDUE
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_po_biologii_1.docx | 26.08 КБ |
prilozhenie_1.docx | 379.77 КБ |
prilozhenie_2.docx | 12.77 КБ |
prilozhenie_3.docx | 18.91 КБ |
prilozhenie_4.docx | 12.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет, класс: Биология,7 класс
Учитель: Подгорнова Наталья Ивановна
Тема урока: Факторы среды и их влияние на биоценозы.
Цель урока: выяснить, что такое экологические факторы среды, их взаимодействие и влияние на биоценозы.
Задачи урока:
Обучающие: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.
Развивающие: расширение кругозора учащихся, способности сравнивать, анализировать, делать выводы; формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни; развитие экологической грамотности учащихся,
Воспитывающие: формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитывать бережное отношение к нему.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Приемы: личностно - ориентированного обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, таблицы, рисунки.
Планируемые результаты
Личностные результаты обучения: формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты обучения: развитие поисково-информационных способностей работы с различными источниками информации, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию и проводить сравнительную характеристику; добывать недостающую информацию с помощью вопросов.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям; формирование умений анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления.
Этапы урока. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Организационный (1 мин) | Приветствие. Эпиграфом к уроку у нас будут слова М.Пришвина: «Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину!» Слайд 1 | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Анализируют эпиграф. | Личностные: умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами. Коммуникативные: сотрудничество с учителем. |
2.Актуализация знаний, умений, навыков. (7 мин) | На прошлом уроке мы изучали искусственные и естественные биоценозы. Давайте проверим, как вы разобрались в этой теме. 1) Отгадай загадку: 1. Медведь в тайге рос, тайга – естественный (биоценоз). Слайд 2 2. Спуск в этот водоем крут, а искусственный биоценоз называется (пруд). Слайд 3 2). Фронтальный опрос (для всех учащихся): 1. Чем отличается естественный от искусственного биоценоза? 2. Какие биоценозы можно выделить в нашей местности? 3.Что обеспечивает устойчивость биоценозов. 3) Индивидуальный письменный опрос (разноуровневые задания) Приложение №1,2 После выполнения заданий учащиеся делают взаимопроверку. Слайд 6 | Отгадывают загадки.
Отвечают на вопросы. Усвоение понятий «биоценоз», «продуценты», «консументы», «редуценты» и их взаимосвязь, пространственная и временная ярусность. Самооценка и взаимооценка. | Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем. Личностные: формирование оценки и самооценки знаний, развитие способностей к оцениванию. |
3.Мотивация к учебной деятельности и целеполагание. (2 мин.) | Послушайте загадку и, отгадав её, вы узнаете, какова будет тема нашего урока. Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это (факторы природы). Слайд 7 Тема нашего урока: Факторы среды и их влияние на биоценозы. Слайд 8 Сформулируйте цель нашего урока. Слайд 9 Как вы думаете, какие условия (факторы) влияют на жизнь животных и растений и все ли благоприятно воздействуют на них? | Отгадывают загадку. Предполагают тему урока. Формулируют цель урока. Предполагают ответ на проблемный вопрос. | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать суждение. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой, определять учебную цель. Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками |
4.Изучение нового материала. (20 мин) | Откройте учебник на с. 273 1 абзац. Найдите ответ на вопрос. -Что такое среда обитания? (Это совокупность условий жизни, прямо или косвенно действующая на живые организмы). - Как называются условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов? (Условия среды, влияющие на живые организмы биоценозов, называются экологическими факторами). Несмотря на многообразие экологических факторов природы, в них можно выделить много общего. Исследовать эти факторы мы будем в группах. А как нам справедливо поделиться на три группы? (учащиеся могут предложить интересные варианты деления, для данного урока наиболее эффективными будут группы, сформированные из учеников, имеющих разные подструктуры мышления). Давайте сдвинем столы и пересядем, чтобы работать было удобнее. В группах оказалось по шесть человек и у каждого обучающегося своя должность и свои обязанности. В состав группы входят посыльный (обязанности – понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим), организатор (обязанности – поддерживать порядок, организовать работу в группе, следить за временем, собирать идеи), докладчик (обязанности – презентовать результат работы группы, ответить на дополнительные вопросы аудитории), оформитель (обязанности – выполнить эскиз), референт (обязанности – выбрать в тексте информацию), наблюдатель (обязанности – изучить критерии оценки, оценить работу других команд). За 1 минуту распределите обязанности в своей группе. Посыльные, подойдите ко мне для получения задания. Информация для посыльного Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному фактору. Группа 1 изучает абиотические факторы. Группа 2 – биотические факторы. Группа 3 – антропогенные. На столах лежат листы с информацией (Приложение 3), референт выбирает и озвучивает команде информацию. В это же время наблюдатель изучает критерии (Приложение 4), согласно которым будет оцениваться ваш результат и тоже озвучивает их команде, обратите внимание, что каждый из пунктов может быть оценен от 2 до 5 баллов. Полученную от референта информацию вам необходимо представить в любой удобной для вас форме: рисунок, таблица, схема и т.д. Обязательным условием является отражение пользы или вреда, который приносит ваш фактор. Работу вы должны закончить в течение 10 минут. За временем будет следить капитан, он же координирует работу группы и поддерживает порядок. По истечении времени докладчик презентует готовую работу. Вы узнали новую информацию об экологических факторах. Однако, на данный момент, каждый из вас владеет только частью всего материала. Пришло время рассказать о том, что вы узнали остальным ребятам. Докладчики из каждой команды по очереди будут выходить к доске, демонстрировать свой плакат и рассказывать информацию о своей группе факторов. Наблюдатели в это время должны оценить проделанную командой работу в бланках с критериями, напоминаю, что каждый критерий может быть оценен от 2 до 5 баллов. Своя команда не оценивается. Каждая команда представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Проделанную вами работу я оформила в виде схемы. Факторы среды делят на абиотические, биотические и антропогенные. Слайд 10 Физминутка. А теперь давайте ответим на наш вопрос: все ли факторы благоприятно влияют на биоценоз? Дополнение ответов учащихся. Слайд 11,12 2017 год объявлен годом экологии в России. И это не зря, потому что природа в опасности! Слайд 13 | Работают с учебником. Высказывают свое мнение. Делятся на группы, распределяют роли. Работают с дополнительной информацией. Составление схемы. Делают вывод. Работают с таблицами Выполняют под музыку физические упражнения. Анализируют информацию. | Познавательные: умение устанавливать причинно-следственные связи, формулировать суждение. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. Регулятивные: определять учебную цель. Коммуникативные: умение работать в группах, сотрудничать с учителем и одноклассниками Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения. Регулятивные: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе работы. Познавательные: развивать операции мышления, преобразовать информацию в схему Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие, слушать, слышать, отслеживать действия партнёра, сотрудничать с партнёрами. Коммуникативные: вступать в учебный диалог, умение выражать свои мысли, строить высказывания. Личностные: формирование оценки и самооценки знаний, развитие способностей к оцениванию. Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем. |
Первичная проверка понимания. (3 мин) | Скажите, а можем ли мы с вами как-то помочь и защитить хотя бы те биоценозы, которые окружают нас? Приведите свои примеры негативного влияния человека на живые организмы. К чему это может привести. (Антропогенный фактор может привести к сокращению и гибели видов живых организмов.) Чтение стихотворения одним из учащихся. Слайд 14 Природа – наш огромный дом. И всем найдётся место в нём: Букашке, зверю и побегу, И дереву, и человеку. Хоть дом большой, но хрупок он – Ему всё хуже с каждым днём. Не враг вредит из века в век/ Природу портит человек. Но, может, скоро мы поймём, Что мы неправильно живём, Что дом наш охранять должны От грязи, злобы и войны. Чтоб в доме нашем навсегда Царили мир и чистота. | Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Анализируют стихотворение. | Познавательные: умение анализировать. Коммуникативные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Закрепление знаний. (4 мин) | Распределите факторы среды в три колонки: лесной пожар, погоня за зайцем, выпавший снег, выбросы в атмосферу, поедание малины медведем, знойная жара, сброс сточных вод в реку, опыление растения. Все ли факторы одинаково влияют на биоценоз? Какие правила поведения мы должны соблюдать находясь в природе? | Отвечают по цепочке на задание. Отвечают на вопрос. Предлагают свои правила поведения. | Познавательные: анализируют, обобщают координирование в сотрудничестве разных позиций. |
Рефлексия учебной деятельности. (2 мин) | Оцените по пятибалльной шкале свою работу на уроке. Продолжите предложение: Сегодня на уроке: 1)Мне было комфортно, я узнал много нового и интересного. 2)Мне было трудно, я ничего нового не узнал. 3) Мне было скучно. | Оценивают свою работу на уроке. | Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль деятельности. Личностные: умение оценивать свои достижения, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость. |
Домашнее задание (1 мин) | Базовое: § 54 работа в тетради. Творческое: изготовить листовки: «Природа в опасности!» или написать сочинение «Какая будет окружающая среда через 20 лет?» Слайд 15 | Записывают домашнее задание. | Личностные: формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
1.Определите, где искусственный, а где естественный биоценоз.
2.Составьте пищевую цепь.
Из предложенных продуцентов, консументов и редуцентов составьте цепь питания (мышь-полевка, ястреб, зеленое растение, черви, уж).
3.Заполните схему:
Ярусность
______________ ______________
Предварительный просмотр:
Приложение 2.
Тестовые задания.
1. Что из перечисленного относиться к искусственным биоценозам?
А) степь, б) поле, в) луг
2. Как называется вертикальное пространственное деление биоценоза?
А) ярусность, б) слоистость, в) мозаичность
3. Как называются компоненты биоценоза - организмы, способные производить органические вещества из неорганических?
А) продуценты, б) консументы, в) редуценты
4. Как называются организмы, разрушающие отмершие остатки живых существ, превращая их в неорганические и простейшие органические соединения?
А) продуценты, б) консументы, в) редуценты
5. Кто является консументом второго порядка?
А) заяц, б) орел, в) мышь полевка
6. Что из перечисленного относиться к естественным биоценозам?
А) лес, б) сад, в) пруд
7. Из каких компонентов состоит биоценоз?
А) продуценты и консументы, б) консументы и редуценты, в) продуценты, консументы и редуценты
8. Как называются гетеротрофы, организмы, потребляющие готовые органические вещества, создаваемые автотрофами? А) продуценты, б) консументы, в) редуценты
9. Как называются хищные гетеротрофы?
А) консументы 1 порядка, б) консументы 2 порядка в) редуценты
10. Кто из этих организмов является редуцентом?
А) гриб, б) волк, в) дуб
Предварительный просмотр:
Приложение 3
Абиотические факторы
Абиотическими факторами называют все компоненты неживой природы так или иначе влияющие на живые организмы. Это температура, свет, влажность, концентрация солей, давление, осадки, рельеф, движение воздушных масс.
Температура, свет и влажность являются наиболее важными факторами внешней среды. Эти факторы закономерно изменяются как в течение года и суток, так и в связи с географической зональностью. К этим факторам организмы обнаруживают зональный и сезонный характер приспособления.
Все химические процессы, протекающие в организме, зависят от температуры. Изменения тепловых условий, часто наблюдаемые в природе, глубоко отражаются на росте, развитии и других проявлениях жизнедеятельности животных и растений. Различают организмы с непостоянной температурой тела - и организмы с постоянной температурой тела. Первые целиком зависят от температуры окружающей среды, тогда как вторые способны поддерживать постоянную температуру тела независимо от изменений температуры окружающей среды. Подавляющее большинство наземных растений и животных в состоянии активной жизнедеятельности не переносит отрицательной температуры и погибает.
Вода играет исключительную роль в жизни любого организма, поскольку она является компонентом клетки (на долю воды приходится 60-80% массы клетки).
Многие химические реакции могут протекать происходить только в присутствии воды. Роль влажности для наземных организмов обусловлена тем, что осадки распределяются на земной поверхности в течение года неравномерно. В засушливых районах (степи, пустыни) растения добывают себе воду с помощью сильно развитой корневой системы, иногда очень длинных корней (у верблюжьей колючки - до 16 м), достигающих влажного слоя. Высокое осмотическое давление клеточного сока (до 60-80 атм.), увеличивающее сосущую силу корней, способствует удержанию воды в тканях. В сухую погоду растения снижают испарение воды: у пустынных растений утолщаются покровные ткани листа, либо на поверхности листьев развивается восковой слой или густое опушённые. Ряд растений достигает снижения влаги уменьшением листовой пластинки (листья превращаются в колючки, часто растения полностью теряют листья – саксаул.
Солнечное излучение является основным источником энергии для всех процессов, происходящих на Земле. Свет, как экологический фактор, имеет меньшее значение для животных. Но он необходим для живой природы, как источник энергии. Имеются светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения.
Биотические факторы.
Биотические факторы — (от греч. biotikos - жизненный), совокупность влияний, оказываемых на живые организмы деятельностью других организмов.
А) Влияние организмов или популяций одного вида друг на друга.
Б) Взаимодействие особей или популяций разных видов.
Одни живые существа служат пищей для других, способствуют их размножению (насекомые-опылители) и расселению (перенос семян различными животными), оказывают хим. воздействие (токсины бактерий, антибиотики, фитонциды и др.), могут быть средой их обитания (напр., хозяева для паразитов) и т. д. Действие биологических факторов может быть и косвенным, например, растения, почвенные микроорганизмы и животные могут изменять состав и структуру почвы и тем самым влиять на др. организмы. Действия биотических факторов, в наиболее отчётливой форме проявляются в природных сообществах организмов - биоценозах и в создаваемых человеком агробиоценозах (напр., влияние сорных растений на урожайность с.-х. культур, почвенной фауны на структуру почвы и др.).
К важнейшим биотическим факторам относятся наличие пищи, пищевые конкуренты и хищники.
Важным экологическим фактором для популяций животных считают пищу. Количество и качество пищи влияют на плодовитость организмов (их рост и развитие), продолжительность жизни. Установлено, что мелким организмам необходимо больше пищи в расчете на единицу массы, чем крупным; теплокровным - больше, чем организмам с непостоянной температурой тела. Например, синице лазоревке при массе тела в 11 г необходимо ежегодно потреблять пищи в размере 30% от ее массы, певчему дрозду при массе 90 г - 10%, а сарычу при массе в 900 г - всего 4,5%.
К биотическим факторам относят различные взаимоотношения между организмами в природном сообществе. Различают взаимоотношения особей одного вида и особей разных видов. Взаимоотношения особей одного вида имеют большое значение для его выживания. Многие виды могут нормально размножаться только тогда, когда они живут довольно многочисленной группой. Так, баклан нормально живет и размножается, если в его колонии насчитывается не меньше 10 тыс. особей. Принцип минимального размера популяции объясняет, почему редкие виды трудно спасти от исчезновения. Для выживания африканских слонов в стаде должно быть не меньше 25 особей, а северных оленей - 300-400 голов. Совместная жизнь облегчает поиски пищи и борьбу с врагами. Так, только стая волков может поймать добычу крупных размеров, а стадо лошадей и бизонов может успешно обороняться от хищников.
В то же время чрезмерное увеличение численности особей одного вида приводит к перенаселению биоценоза, обострению конкуренции за территорию, пищу, лидерство в группе.
Взаимоотношения особей разных видов в сообществе могут быть независимыми. Часто складываются конкурентные взаимоотношения. Особи разных видов конкурируют за пищу, территорию. Существуют симбиотические взаимоотношения, когда особи одного вида могут жить и размножаться только в присутствии другого вида. Различают также и такие типы отношений между особями разных видов, как сотрудничество, паразитизм, хищничество. Все формы внутривидовых и межвидовых взаимоотношений в сообществе относят к действию биотических факторов.
АНТРОПОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Антропогенные факторы связаны с деятельностью человека.
- прямое воздействие человека на организмы и популяции, экологические системы;
- воздействие человека на среду обитания различных видов
Человек в отличие от животных не пассивно приспосабливается к окружающей среде, а изменяет его согласно своим потребностям. Антропогенный фактор начал действовать во время перехода человечества от собирательства к земледелию и охоте, но его влияние на природу особенно возрос в последние десятилетия в связи с интенсивным развитием промышленности и сельского хозяйства и может быть как положительным, так и отрицательным. Положительное действие человека проявляется в насаждении лесов, парков, садов, создании и разведении высокопродуктивных новых сортов растений и пород животных, создании и охране заповедников, заказников и т.д. Однако негативный влияние людей на природу остается все еще достаточно интенсивным: вырубаются лесные массивы, осушаются вековые болота, мелеют реки, происходит эрозия почв, загрязнение воды, почвы и воздуха отходами, нефтепродуктами, синтетическими веществами, радиоактивными изотопами (авария на Чернобыльской АЭС в 1986 p.). Отрицательное воздействие человека на биосферу:
- Нерациональное использование природных ресурсов;
- Загрязнение окружающей среды промышленными и бытовыми отходами;
- Загрязнение почвы, воды, атмосферы;
- Неправильное использование ядохимикатов;
- Разрушение экосистем;
- Прямое истребление биологических видов.
Чтобы это все исправить, необходимо создание системы охраны природы, которая представляет собой комплекс природоохранных мероприятий, направленных на сохранение естественных экосистем, генофонда популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов грибов, животных, растений и т.д., на уменьшение воздействия человека на окружающую среду, а также внедрение методов рационального использования экосистем и контроля за их состоянием.
Предварительный просмотр:
Приложение 4. Критерии оценки деятельности рабочих групп на уроке
Критерий | Кол-во балов | Группа __ |
Красочность оформления | 2-5 | |
Информация, находящаяся на плакате, представлена достаточно полно в понятной для остальных форме | 2-5 | |
На плакате отражена полная информация об экологическом факторе (польза и/или вред) | 2-5 | |
Работа презентована качественно (громкая речь, понятная информация) | 2-5 | |
Итого: |
Критерии оценки деятельности рабочих групп на уроке
Критерий | Кол-во балов | Группа __ |
Красочность оформления | 2-5 | |
Информация, находящаяся на плакате, представлена достаточно полно в понятной для остальных форме | 2-5 | |
На плакате отражена полная информация об экологическом факторе (польза и/или вред) | 2-5 | |
Работа презентована качественно (громкая речь, понятная информация) | 2-5 | |
Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока"Факторы окружающей среды и их влияние на здоровье человека"
http://www.openclass.ru/node/143537...
Урок-презентация. "Факторы среды и их влияние на биоценозы"
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы сре...
Урок биологии в 7 класс.Тема: Факторы среды и их влияние на биоценозы.
подробный конспект урока с презентацией...
Факторы среды и их влияние на биоценозы. 7 класс
Тема Факторы среды и их влияние на биоценозы7 класс Учебник Биология. Животные. 7 класс Авторы: Латюшин В.В., Шапкин В.А. Называть основные среды жизни.Описывать условия среды обитания...
Факторы среды и их влияние на биоценозы
Презентация к уроку...
Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме " Факторы среды и их влияние на биоценозы"
Технологическая карта урока биологии для 7 класса по теме "Факторы среды и их влияние на биоценозы" ( учебник В.В. Латюшин)...
Технологическая карта урока "Факторы производства" 7 класс
Технологическая карта урока по обновленному ФГОС...