Технологическая карта 8 класс " Гигиена дыхательной системы"
презентация урока для интерактивной доски по биологии (8 класс)

Волкова Наталия Олеговна

Технологическая карта  урока биологии  в 8 классе по теме " Гигиена дыхательной системы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл основные этапы урока29.41 КБ
Office presentation icon Презентация 2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Биология, 8 класс

Учебник

Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/  Д.В.Колесов, Р. Д.  Маш, И.Н. Беляев; под ред..- М.: Вентана-Граф, 2016. – 192 с. : ил.

Учитель

Волкова Наталия Олеговна

Тема урока, № урока в рабочей программе

Урок 32. Гигиена дыхательной системы

Цель урока

Изучить заболевания дыхательной системы и меры их профилактики

Задачи урока

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • углубить и закрепить ранее полученные знания о строении органов дыхания и их функциях.
  •  познакомиться с возможными заболеваниями и нарушениями работы органов дыхания, гигиеническими требованиями к воздушной среде и правилами дыхания.
  • умение самостоятельно приходить к логическим выводам, оценивать и сравнивать. анализировать и обобщать факты;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь организовать совместную деятельность на конечный результат
  • уметь выражать свои мысли
  • прививать стремление к ЗОЖ.
  • воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
  • продолжить воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

Коммуникативные- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Регулятивные- умение организовывать выполнение заданий учителя; устанавливать причинно-следственные связи

Познавательные - выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Болезни органов дыхания: грипп, пневмония, гайморит. туберкулез , рак легких.

Оборудование урока:

Учебник, презентация, плакат «Дыхательная система», воздушный шары,  халат врача.

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать всех вас на своем уроке!

Проверка готовности к уроку.

Прошу садиться.

Как и на каждом уроке вас ждет открытие новых знаний при изучении новой темы.

Осуществляют самопроверку готовности к уроку

Регулятивные:  владение основами самоконтроля,

Проверка домашнего задания

Назовите органы дыхательной системы  человека и укажите их на плакате.

Составьте схему движения вдыхаемого воздуха на доске.

Ответьте на вопросы:  

Какие дыхательные движения вам известны? С помощью чего осуществляются эти дыхательные движения. Что такое диафрагма?

Какие  существуют  способы регуляции дыхания?  

Где расположен дыхательный центр?

Оцениваю ответы.

Отвечают устно на вопросы, комментируют, составляют схему.

Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея,  бронхи,  лёгкие (альвеолы)

Дыхательные движения( вдох и выдох) осуществляются благодаря работе межреберных мышц и диафрагмы (мышечная перегородка, разделяющая брюшную и грудную полости).

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Так же на дыхание оказывают влияние высшие дыхательные центры коры больших полушарий. Регуляция дыхания бывает нервной  и гуморальной.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

Освоение новых знаний.

Какие заболевания дыхательной системы вам уже известны?

Рассказ о заболеваниях дыхательной системы.

По мере моего объяснения вам необходимо заполнить таблицу в тетради.

Заболевание

Симптомы        

Гайморит

Боль в области гайморовых пазух, гнойные выделения из носа, чувство давления на голову и глаза.

Грипп

Резкий подъем температуры, озноб, боли в мышцах, головные боли, сухой кашель.

Пневмония

Резкий подъем температуры, кашель с выделением гнойной мокроты.

Туберкулёз

Сначала протекает скрыто, затем может перейти в активную форму: кашель с мокротой и примесями крови, лихорадка, похудение.

Теоретический материал о гриппе, гайморите, пневмонии и туберкулезе.

Про рак зачитаем вслух из учебника со с. 112, записать симптомы после обсуждения: в чем отличие причины заболевания раком от  причин ранее описанных заболеваний.

Заболевание

Симптомы

Рак лёгких

Симптомы:  кашель с гнойной мокротой с примесями крови, одышка, болевые ощущения .

Проверим правильность заполнения таблицы.

Физминутка. Сегодня мы проверим  жизненную емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом  после самого глубокого вдоха нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний).

Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!

Для того, чтобы   сформулировать основные правила гигиены  органов дыхания,  прослушайте сообщение «Чистый воздух» и используя текст учебника на с.113 запишите их в тетрадь.

(Опережающее задание -  сообщение ученика «Чистый воздух»)

 Обсудить результаты работы с учениками.

Называют известные заболевания органов дыхательной системы.

Слушают и заполняют таблицу.

Один ученик зачитывает текст учебника.

Анализируют, описывают симптомы.

Отвечают на вопрос: причиной заболеваний ранее описанных заболеваний служит инфекция.

У рака - перерождение

эпителиальных тканей (часто вследствие курения)

Учащиеся поочередно зачитывают результаты заполнения таблицы.

Выполняют дыхательные упражнения.

Слушают сообщение, работают с текстом учебника.

Записывают правила в тетрадь.

Озвучивают правила, обсуждают.

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

сверять свои действия и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

смысловое чтение;

Регулятивные: прогнозирование результата,  нахождение и использование различных источников информации;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:  усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Зaкрепление мaтериaлa

Ролевая игра:

Сегодня мы побываем на приёме у врача.

Выбрать, кто желает быть доктором, посадить за отдельный стол, одежда, рецепты лечения болезни, табличка «Врач терапевт»

Выбрать больных, раздать карточки с симптомами болезни.

- Вы пришли на приём к врачу.

Больной 1: Температура  тела до 38 °C — 40 °C, озноб, боли в мышцах, головная боль и чувство усталости. Выделения из носа, есть выраженное чувство сухости в носу и глотке. сухой, напряжённый кашель, сопровождающийся болью за грудиной.

Доктор: Уважаемый больной, да у вас грипп, а возможно,   новая коронавирусная инфекция.  Вам необходимо сдать тест на коронавирус а пока принимать жаропонижающее,  а также витамины, особенно витамин  Д и С . Вам необходим покой, достаточное количество жидкости, следует вам изолироваться от здоровых, избегать курения и спиртных напитков.

Больной 2: Резкая и сильная, иногда умеренная, боль в горле, особенно при глотании, повышенная температура (39-40 градусов, может доходить до 41 градуса), резкая слабость, головная боль.

Доктор: У вас острый тонзиллит (ангина). Назначим лечение: постельный режим, ежечасное полоскание горла раствором соли, а также антибактериальными средствами, жаропонижающие  для борьбы с чрезмерно высокой температурой тела, головной болью и для смягчения болевых ощущений.

В период восстановления - хорошее питание, полноценный сон, избегать контакта со здоровыми людьми, не курить!

Больной 3: Имею жалобы на кашель, отхождение мокроты, головную боль, одышку, першение в горле. Признаюсь, что давно курю.

Доктор: хронический бронхит

Лечение: Отказ от курения, флюорография, занятия лечебной физкультурой, дыхательная гимнастика укрепляют дыхательную мускулатуру, прогулки на свежем воздухе.

 Больной 4: заложенность и гнойные выделения из носа, сильная головная боль, боль в области пазух носа, чувство давления на глаза.

Доктор: это гайморит, может быть результатом осложнения насморка и инфекции.  

 Лечение: промывание, после сосудосуживающих препаратов, соляным раствором, антибиотики, при осложнениях для удаления гноя возможно оперативное вмешательство – прокол пазух.

Слушают симптомы пациентов и определяют заболевание. Доктор дает  рекомендации, соответствующие заболеванию.

Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, анализируют, воспринимают, интерпретируют и обобщают информацию.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников

Домашнее задание

1. Изучить §27.

2. Выполнение творческих заданий (по желанию): - напишите 3 вещи, которые человек не может делать,     одновременно куря сигарету.   -выполните словесный портрет курильщика. -придумайте новый слоган, агитирующий за отказ от курения, который можно разместить на пачках сигарет.

3.Изучите домашнюю аптечку. Подберите и запишите названия лекарственных средств, применяемых при гриппе, ангине, бронхите, насморке.

Записывают домашнее задание.

Познавательная: смысловое чтение.

Личностные:  формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Давайте пожелаем друг другу……

Слайд 2

ы н е Д х и а

Слайд 3

Тема урока: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека.»

Слайд 4

Наша цель: 1.Ответить на вопрос: Зачем мы дышим? 2. Узнать из каких органов состоит дыхательная система человека?

Слайд 5

Значение дыхания: 1. организм получает кислород. 2. углекислый газ удаляется из организма. 3. кислород необходим для работы каждой клетке организма

Слайд 6

Дыхательная система Легкие Дыхательные пути Носовая полость Носоглотка Глотка Гортань Трахея Бронхи

Слайд 8

Носовая полость

Слайд 9

Носовая полость В носовой полости воздух очищается, увлажняется и согревается. Из носовой полости воздух через носоглотку попадает в глотку. Из глотки воздух попадает в гортань.

Слайд 10

Гортань Гортань расположена в верхней части шеи. Её стенки образованы хрящами, которые соединены между собой связками. В самой узкой части гортани находится голосовой аппарат.

Слайд 11

Образование звуков Человек молчит – голосовая щель треугольной формы . Выдыхаемый воздух колеблет голосовые связки, в результате возникает звук. Гортань принимает участие в образовании голоса и речи.

Слайд 12

Трахея Трахея Из гортани воздух попадает в трахею. Трахея - это трубка длинной 10-15 см.

Слайд 13

Трахея. Бронхи. Нижний конец трахеи разделяется на два главных бронха: левый и правый. Каждый бронх многократно ветвится на более мелкие веточки. Самые мелкие бронхи оканчиваются лёгочными пузырьками. Трахея обеспечивает прохождение воздуха в бронхи. Из бронхов воздух проходит в лёгкие.

Слайд 14

Легкие Многочисленные легочные пузырьки и ветвящиеся бронхи образуют легкие.

Слайд 15

Газообмен в лёгких В лёгких происходит газообмен: кислород поступает в кровь, углекислый газ из крови выходит в лёгкие.

Слайд 16

Носоглотка Носовая полость Гортань Трахея Бронхи Легкие Глотка

Слайд 17

Составьте свой вопрос по теме урока? Вопрос. Ответ. Каково значение ………….? При дыхании человек получает кислород, а углекислый газ удаляется из организма. Какие органы образуют …… …… …..? Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и легких. Какое значение имеет кислород для …. …. ? Кислород нужен каждой клетке человеческого организма. Какое значение в дыхании имеет ….. ……? В носовой полости воздух очищается, увлажняется и согревается. Где образуются …… …..? Гортань участвует в образовании звуков речи.

Слайд 18

Домашнее задание Провести эксперимент: «Правильно ли вы дышите?» Читать текст «Значение дыхания», стр. 115; составить рассказ о путешествии кислорода по вашему организму. читать текст на стр. 116 «Органы дыхательной системы». Ответить на вопрос: Почему необходимо дышать через нос?

Слайд 19

Нам в этом мире многое дано, Расти, искать и ошибаться, Но, главное дано дышать . Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гигиена дыхательной системы"

Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания, познакомить с элементами нетрадиционной медицины ...

"Гигиена дыхательной системы"

Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания, познакомить с элементами нетрадиционной медицины ...

"Гигиена дыхательной системы"

Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни....

Технологическая карта урока "Органы дыхательной системы человека"

Урок биологии по теме "Дыхательная система. Органы дыхательной системы человека."...

Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...

Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.

Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....

Технологическая карта урока "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций".

Краткое описание того, как вы отразите результаты профессионального развития на этом уроке Урок построен по технологии  системно-  деятельностного  подхода. Работая в г...