"Гигиена дыхательной системы"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме
Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gigiena_dyhatelnoy_sistemy.doc | 431 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
"Гигиена дыхательной системы"
Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные: закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания, познакомить с элементами нетрадиционной медицины для сохранения здоровья человека.
Развивающие: развивать умение сравнивать, оценивать и представлять в занимательной форме самостоятельно отобранный материал.
Воспитательные: воспитывать валеологические аспекты в отношении самого себя, стремление к знаниям, общей культуре.
Применяя активные проблемно-поисковые методы обучения, экспериментальные задания, вопросы для размышления, развивать творческое мышление о вреде курения, познавательный интерес к проблеме влияния табачного дыма на организм и необходимости бережного отношения к своему здоровью.
Ход урока
Учитель: Сегодня урок начинается с валеологической минутки.
Потрем ладошки – им тепло, поможем нашему организму мобилизоваться. Для этого указательным пальцем правой руки производим круговые движения (влево и вправо) в точке расположенной на переносице. Затем массируем точки у основания носа. Следующие точки расположены над верхней и под верхней губой. Последняя точка расположена на козелке ушей.
К вам пришло ощущение бодрости, хорошей работоспособности и мы начинаем трудиться.
Учитель: Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Между тем еще какие-нибудь три столетия назад ученые были убеждены, что человек дышит только для того, чтобы через легкие отвести от организма “лишнее” тепло. Решив опровергнуть эту нелепицу, выдающийся английский естествоиспытатель Роберт Гук предложил своим коллегам по Королевскому научному обществу провести эксперимент: в течение некоторого времени пользоваться для дыхания герметическим мешком. Неудивительно, что опыт прекратился меньше чем через минуту: ученые мужи стали задыхаться. Однако и после этого некоторые из них упорно продолжали настаивать на своем. Гук тогда только развел руками. Ну, а мы даже такое противоестественное упрямство можем объяснить работой легких: при дыхании в мозг поступает слишком мало кислорода, отчего даже прирожденный мыслитель глупеет прямо на глазах.
Ученик: О гигиене воздуха говорят многие, даже писатели и поэты в своих произведениях, например:
О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко “Счастье”: “…ваша болезнь требует простого лекарства – воздуха. Побольше его и наяву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клетку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно… Итак, начните принимать воздух в самых неограниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман… Пейте только проточный воздух… Держитесь в своей болезни политики открытых дверей”.
Учитель: Загрязнение воздуха дымом способствует заболеванию бронхов, легких. Вреден для организма спертый воздух душных помещений: в нем может быть много ядовитых газов – аммиака, сероводорода, углекислого газа.
Ученик: Большой вред на органы дыхания оказывает пыль. Она есть везде – только в море 1000- 1200 метров от берега и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл. воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более 0,5 миллиона. В деревне меньше – в 1 мл. воздуха до 5000 частичек пыли.
Пыль очень вредна для человека. Она нарушает мерцательный эпителий дыхательных путей, предохраняющий своей неутомимой работой наши легкие от скопления в них пыли, вызывая такие заболевания, как ангина, бронхит, астма, трахеит, ринит, ларингит.
В воздухе кроме пыли есть и много бактерий, для которых пыль является средством перемещения. В 1 мл. воздуха содержится 12 миллионов бактерий. В кабинете пыли в 10-20 раз больше, чем на улице.
Ученик: Мы всегда окружены невидимым облаком пыли. Она портит жилище, одежду, продукты. Но, главное, пыль в воздухе вредна для здоровья человека. При помощи ультрамикроскопа подсчитали количество пылинок в воздухе. В 1 см? городского воздуха много сотен тысяч пылинок. В крупных промышленных городах ежегодно на 1 км? оседает до 1500 т пыли. Особенно вредна производственная пыль.
Ученик: Еще М.В.Ломоносов писал о вредности “каменной и земляной пыли”. И только спустя 100 лет было исследовано влияние пыли на организм.
Ученик: Каторжные условия труда шахтеров описал Эмиль Золя в романе “Жерминаль”, где он рассказал о рабочих, которые, откашливаясь, выплевывают угольную черную мокроту.
Ученик: Экологическая обстановка в городе в целом не удовлетворительная. В близи автомобильных дорог наблюдается ее ухудшение, причина – в низком качестве бензина, неполное его сгорание, поэтому содержание в воздухе формальдегидов превышает норму в 2-2,5 раза, до 7 ПДК. В жилых кварталах, особенно в частном секторе, наблюдается повышение диоксида, бензапирена, хлорсодержащих веществ в 2-3 ПДК…
Ученик: Из одной бактерии при температуре +30?С через каждые 30 минут образуются две, при температуре + 20?С их деление замедляется в 2 раза, а при температуре + 10?С – в 20 раз. Прекращаются размножаться микробы при +3, +4?С. В зимнем морозном воздухе почти нет микробов. Губительно действуют на микробы солнечные лучи.
Учитель:- Органы дыхания имеют прямую связь с внешним миром, они первыми принимают удары различных вредных факторов внешней среды. Человек вдыхает и выдыхает в одну минуту – 5 литров воздуха, в один час – 300 литров воздуха, за одни сутки 7200 литров воздуха. Допустим, что в одном литре воздуха находится пять частиц пыли. Сколько частиц ученик вдохнет за урок?
А за сутки?
Считают и записывают полученное число :
– 10000 частиц
36000 частиц.
Учитель: итальянская поговорка гласит: “Куда не проглядывает солнечный луч, туда часто заходит врач”.
Необходимо проводить профилактические мероприятия против распространения вирусных инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем, например: грипп, туберкулез.
Ученик: Грипп – вирусное заболевание, относящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распространяется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воздух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложнениями. Больные и здоровые люди при общении должны закрывать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в профилактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воздуха.
Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпидемиологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изменениями вируса, чтобы не происходило возникновение массовой эпидемии гриппа врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно.
Кроме гриппа к воздушно-капельной инфекции относится также туберкулез. Туберкулез возникает при поражении человека туберкулезной палочкой. Чаще всего поражаются легкие, туберкулез относится не только к воздушно-капельной, но и пылевой инфекции. В сырых темных местах туберкулезная палочка хорошо сохраняется, гибнет в сухих, освещенных солнечном светом местах. Причина массового распространения туберкулеза в прошлом – недоедание, антисанитарные условия. Профилактика туберкулеза:
Регулярные обследования населения.
Поддержания чистоты в жилищах и на улице.
Озеленение кварталов, очищающие воздух.
Учитель: Так как в воздухе, мы выяснили, содержится большое количество посторонних частиц и чтобы они не попадали в легкие и не вызывали различного рода заболевания, такие как туберкулез, пневмония, дифтерия, Природа снабдила нас мощным очистительным аппаратом. Каким?
Учащиеся делают записи в тетради:
-механическая очистка-кашель, чихание, реснички;
-химическая очистка – слизь;
-цитологическая очистка – альвеолярные микрофаги;
-иммунологическая очистка – с помощью антител.
Учитель: Это, прежде всего чистый свежий воздух, а значит прогулки, проветривание. Регулярное проветривание обязательно для помещения. Подсчитано, что в 1 м3воздуха школьного кабинета до начала занятий 26000 бактерий, а к концу занятий 135000. Свежий воздух и солнечные лучи для них губительны. В норме объем поступающего воздуха должен составлять не менее 60 м3/ч на одного человека. Замой достаточно периодически открывать форточки, а летом держать открытыми всегда. Это гигиеническое правило В. Маяковский выразил так:
“Нельзя человека
Закупорить в ящик.
Жилище проветривай
Лучше и чаще”.
Кроме того, влажные уборки. А еще, какие требования вы знаете?
Ученик: Не переохлаждаться, так как возбудители заболеваний начнут действовать. Противопоказано курение. В табаке содержится яд – никотин, разрушающий наши органы. Кроме того, там есть смолы, которые откладываются на стенках альвеол и могут вызвать рак легких.
Ученик: Гигиенисты приводят конкретные данные о влиянии табака на организм вообще, и на женский в частности. В дыме одной папиросы содержится до 20 ядовитых веществ, в том числе 6 ммг никотина, 1,6 ммг аммиака, 0,03 ммг синильной кислоты, 25 ммг угарного газа и других веществ. Никотин сильный яд, который может привести к смерти. Десятитысячная папироса так же вредна, как и первая. У курящих людей стенки сосудов становятся неэластичными, хрупкими. Курящие люди в 30 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз инфарктом миокарда, в 10 раз язвой желудка, чем не курящие. Ученые основательно доказали, что курение сокращает жизнь на 5 лет. В дыме табака есть ядовитое вещество бензпирен, стимулирующий образование раковой опухоли. На 100 тысяч населения заболеваемость раком легких у курящих в 5 раз больше, чем у некурящих. Курение для мужчин – беда, для женщин – дважды беда, ибо это угроза и для матери и для ребенка. Яды табака особенно опасны для мозга плода, он беззащитен от них. Мертворождение, умственная и физическая отсталость детей – жестокая плата за пристрастие матери к курению. У курящих в 2 раза чаще рождаются дети массой меньше 2,5 кг.
Курение чрезвычайно вредно в молодом возрасте, так как яды поражают нервную систему, легкие, сердце, сосуды. Дань моде, подражание старшим приводит к болезням и сокращению жизни… 15 минут жизни стоит курящему каждая выкуренная сигарета.
Учитель: Жестокому отравлению через органы дыхания подвергает свой организм курильщик табака.
/Построение диаграмм/
Ученик №1
Построить диаграмму под названием
“Влияние курения на основные системы организма”
1. Воспользуйтесь данными таблицы (построить таблицу).
Системы организма | % |
Пищеварительная система | 38% |
Органы дыхания | 29% |
Сердце и сосуды | 18% |
Другие органы | 15% |
2. По введенным данным постройте диаграмму, для этого:
2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите “Мастер диаграмм”.
2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – Круговая.
2.3. На 3-м шаге не забудьте ввести заголовок диаграммы.
2.4. На 4-м шаге выберите размещение диаграммы - на отдельном листе.
3. Оформите полученную диаграмму с помощью контекстного меню (щелчок правой кнопкой мыши) по своему вкусу, учитывая, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех
4. Сделайте вывод по вашей диаграмме и запишите его в тетрадь.
Примечание.
Вывод можно начать словами: “Наша диаграмма показывает, влияние курения на органы и системы человека.
Из построенной диаграммы видно, что негативное влияние курения больше всего отражается на …, но нельзя и не заметить, что дыхательная и кровеносная системы …Обратите внимание! Курение не проходит бесследно для организма человека”
Ученик №2
Построить диаграмму под названием
“Вероятность развития болезней при постоянном курении”
1. Воспользуйтесь данными таблицы (построить таблицу).
Число выкуриваемых сигарет в день |
Заболевания | некурящие | от1 до 10 | от 11 до 20 | от 21 до 30 | от 31 и более |
рак легких | 2,0% | 3,0% | 11,0% | 11,0% | 30,0% |
рак гортани | 3,0% | 16,0% | 28,0% | 46,0% | 72,0% |
2. По введенным данным постройте диаграмму, для этого:
2.1. Выделите ячейки с данными и вызовите “Мастер диаграмм”.
2.2. На 1-м шаге выберите тип диаграммы – Гистограмма.
2.3. На 3-м шаге не забудьте ввести заголовок диаграммы.
2.4. На 4-м шаге выберите размещение диаграммы - на отдельном листе.
3. Оформите полученную диаграмму с помощью контекстного меню (щелчок правой кнопкой мыши) по своему вкусу, учитывая, что диаграмма должна быть видна и понятна для всех участников конференции.
4. Сделайте вывод по вашей диаграмме и запишите его в тетрадь.
Примечание.
Вывод можно начать словами: “Наша диаграмма показывает зависимость риска заболеть раком от числа выкуриваемых сигарет в день.
Из построенной диаграммы видно, что риск заболеть такими страшными заболеваниями как…возрастает у заядлых курильщиков, которые выкуривают в день от …. Для некурящего, эта зависимость сокращается до….
Обратите внимание! Курение не проходит бесследно для организма человека”
Опыт с бутылкой
Учитель: - Но, к сожалению, человек сам усугубляет состояние дыхательной системы – не правильно дышит, и в частности курением. Вот что происходит с легкими от этой вредной привычки, вы узнаете из небольшой сказки “Переполох в королевстве Дыхания”,
Переполох в Королевстве Дыхания
В некотором царстве, в некотором государстве – в Королевстве Дыхания – жил-был царь Носиус. И была у него красавица жена Трахея Бронховна. Все было хорошо в царстве! В один прекрасный день королева осчастливила все королевство, родив на свет дочек – близняшек, которых назвали Лёгочки. До чего они были пригожи, что король не мог не пригласить гостей. Пир был на весь мир! Кого там только не было: неутомимый рыцарь Доброе Сердце, толстый маркиз Желудкович, герцог де Разумус и вспыльчивый, с горячим нравом король Кислород I с сыновьями.
Не пригласил король только неприятную соседку Никотини-Табакини. Затаила эта сеньора страшную злобу на короля и решила явиться во дворец незваной гостьей.
А гости в это время поздравляли Лёгочек, Герцог де Разумус произнес речь: “Лёгочки, всегда выполняйте дыхательную гимнастику! От этого у меня прибавится сил для борьбы с моим врагом Углекисло-Газовым, который пытается меня отравить”.
Вдруг двери зала распахнулись, и появилась сеньора Никотини-Табакини: “Не захотели позвать меня в гости, так получайте “подарочек” - как только вашим дочерям исполнится 18 лет, утратят они всю силу жизни и красоту. Спасти их могут только отважные королевичи, но имени их я вам не скажу!”
Много времени прошло с тех пор. Девочки выросли, похорошели. Но коварная Никотини-Табакини прикинулась гувернанткой, проникла в дом и принялась за свое черное дело. Опечалились король с королевой видя, как увядали с каждым днем их Лёгочки. Но пришли на помощь отважные королевичи – сыновья короля Кислорода.
Долго длилась борьба с коварной сеньорой. Лёгочки выполняли дыхательную гимнастику, ели вкусные овощи и фрукты госпожи Витамини, гуляли на свежем воздухе с сыновьями короля Кислорода.
Ничего не вышло у злой синьоры Никотини. Выгнал ее король из дома. А Лёгочки стали опять расцветать и хорошеть. Подружились они с сыновьями короля Кислорода, а он подарил им секрет вечной молодости и красоты. Стали они жить-поживать да добра наживать.
А злая Никотини-Табакини так и бродит где-то неподалеку, подстерегая свою добычу, прикидываясь доброй соседкой и наставницей.
Так давайте и мы никогда не пускать в свою жизнь ни коварную Никотини-Табакини, ни барона фон Алкоголя и никого из их вредной компании – всех этих Токсинчиков, Вирусовичей, Микробусов, Насморкадзе, Кашлидзе, Хворовичей, Простудичей и Ангинусов. Без них в Королевстве Дыхания жить веселее и дышать легче.
Учитель: Ещё раз обратите внимание: “Каково влияние табачного дыма на организм человека и вызываемые их действием болезни человека”.
Учитель
А сейчас мы с вами постараемся определить, правда ли, что в табаке есть ионы тяжелых металлов. Проведем исследование.
Лабораторная работа
“Исследование состава табака на наличие ионов тяжелых металлов”
Вначале сделаем вытяжку из сигарет. Возьмем сигареты различных сортов, высыпим табак в химический стакан, фильтр с табачным дегтем (окурок) целиком пинцетом положим в стакан и зальем концентрированной азотной кислотой. Дадим 1 минуту настояться и профильтруем. Вытяжка готова.
Опыт №1. В пробирку нальем 1 мл вытяжки табака и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем осадок черного цвета.
Справка: Иодид калия – качественный реактив на ионы висмута. Результатом реакции является оранжевое окрашивание.
Опыт №2.
Возьмем вытяжку табака 1мл. прильем 1-2 мл воды (так как концентрация очень высокая) и бросим несколько крупинок иодида калия. Наблюдаем оранжевый осадок.
Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы висмута и очень большой концентрации.
Опыт №3.
Возьмем 1 мл вытяжки табака и прильем несколько капель сульфида натрия. Наблюдаем осадок черного цвета.
Справка: Сульфид натрия – качественный реактив на ионы свинца. Результатом реакции является осадок черного цвета.
Вывод: Следовательно, в вытяжке есть ионы свинца.
Учитель: Экспериментально доказано, что свинец и висмут – радиоактивные металлы
Опыт №4.
Возьмем 0,5 мл вытяжки табака, прильем 1 мл этилового спирта, помешаем стеклянной палочкой и подожжем. Вначале пламя будет бесцветное, но через некоторое время языки пламени окрашиваются в карминово-красный цвет.
Справка: Качественной реакцией определения ионов стронция – пламя. Результат - пламя карминово-красного цвета.
Вывод: Следовательно, в вытяжке табака есть ионы стронция.
Учитель: Сегодня вы сами увидели доказательства пагубного влияния табака на организм человека. Даже то, что если вы сами не курите, но стоите рядом с курящим человеком и вдыхаете табачный запах – вы являетесь пассивным курильщиком. Опасность еще в том, что детский организм наиболее уязвим для никотина.
Всемирная организация здравоохранения признает, что курение – это вид бытовой наркомании, поэтому запрещено продавать детям сигареты. Вы знаете, что в общественных местах, в школах введен запрет на курение и не напрасно. Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Ещё 100 лет назад французский доктор Декалзне пришел к убеждению, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения. Помните - школьные годы это годы роста, как физического так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно навыки, привычки как полезные, так и вредные, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволит вам выбрать род занятий по душе и в будущем добиться успеха. Отказаться от курения очень трудно, так как курение – это своего рода, наркомания.
Учитель: Чтобы не лечить – лучше предупредить. А как именно? Еще в глубокой древности человеку было известно о том, что руки и ноги имеют точки, активизирующие органы человека. “Рука каждого человека показывает участь и таит в себе чудодейственную силу излечения болезней” – изречение древнегреческого философа Анаксагора.
Ученик: Элементарное учение и терапии восточной медицины сводятся к многоточечному раздражению по основным меридианам. Вот, например “Таиин” руки – меридиан легких.
Точка расположена рядом с краем когтя большого пальца руки. Меридиан начинается с этой точки и оказывает влияние на легкие. При ослаблении функций меридиана возникает расстройство органов дыхания.
1 – Сиосё (Тяжесть груди)
2 – Гёсай (Астма)
3 – Тайэн (Боль в горле)
Современная медицина признает лечение и предупреждение точечным массажем. В педиатрии принят широко иммунологический массаж
Теперь взгляните на рисунок. На нем представлены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма. Эти зоны были предложены для применения в детской практике кандидатом медицинских наук Аллой Алексеевной Уманской. А.А. Уманской предложено 7 зон.
Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.
Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные функции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.
Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.
Учитель: Итак, утро. Вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь – можно приступать к массажу. Начните, пожалуй, с себя и в соответствии с нумерацией точек — сначала первую, потом вторую и т. д. Массаж выполняется следующим образом. Кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи соответствующей зоны до появления незначительной болезненности. Делайте затем девять вращательных движений по часовой стрелке и девять движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 18-20 секунд. Постепенно увеличивают интенсивность воздействия.
Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе. Для этого делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней к передней поверхности шеи, одновременно двумя руками. Это, в частности, способствует активизации работы щитовидной железы, что является далеко немаловажным моментом.
Учитель: Лучше всего такой массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, т.е. не реже чем через каждые 5—6 часов. Утром для быстрой активизации организма следует оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие надо осуществлять легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, желательно в сочетании с дыхательной гимнастикой.
Единственное, когда противопоказан точечный массаж, это при гнойничковых поражениях кожи в области зон массажа, а так же при наличии родинок, бородавок, новообразований кожи.
Потрем ладошки – им тепло, и можем начинать массаж. Делая его ежедневно – вы укрепляете свою иммунную систему.
Учитель: Что нужно делать, чтобы улучшить состояние своих дыхательных путей?
Ответы учащихся:
-бороться с загрязнением воздуха;
-чаще бывать за городом;
-отказ от курения;
-вести здоровый образ жизни.
Учитель: Все, что вы назвали сейчас - это будет вашим заданием на всю жизнь. Заболевания легче предупредить, чем вылечить, для этого необходимо укреплять дыхательную систему, защищая себя тем самым от вредных факторов окружающей среды. Проведем дыхательную гимнастику.
Встаньте прямо. Руки по швам. Ноги на ширине плеч. Делайте короткие, как укол, вдохи, громко шмыгая носом. Заставьте ноздри соединяться в момент вдоха. Тренируйте по 2 – 4 вдоха подряд. Внимание на вдох. Чем глубже вдох, тем незаметнее выдох.
Внимание на короткие выдохи через рот, вдох через нос.
Учитель: Что нового узнали на уроке? Какие выводы сделали для себя?
Хотим предложить для вас буклет.
Чтобы еще лучше были ваши знания по данному вопросу и чтобы на следующем уроке другие получили отличные оценки, домашнее задание: параграф , повторить с параграфа , готовимся к итоговому уроку по теме “Дыхание”.
Написать проект “Как сохранить дыхательную систему?” Все, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке и предыдущих, необходимо обобщить в данный проект. Обсудим их на следующем уроке.
Спасибо за работу, здоровья всем.
__________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дыхательная система человека. Заболевания дыхательной системы"
Данная презентация является хорошим наглядным материалом к урокам биологии в 8 классе по теме "Дыхательная система человека"...
"Гигиена дыхательной системы"
Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания, познакомить с элементами нетрадиционной медицины ...
"Гигиена дыхательной системы"
Цель урока: гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся об органах дыхания, познакомить с элементами нетрадиционной медицины ...
«Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика»
Методическая разработка урока «Дыхание. Дыхательная система, ее значение. Заболевания органов дыхательной системы и их профилактика» из курса «Биология.Человек» 8 классс применением технологии р...
Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"
Технологическая карта урока-проекта по биологии 8 класса по теме "Заболевания дыхательной системы. Гигиена дыхания"...
Разработка урока биологии в 8 классе: Дыхание. Дыхательная система. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Вред табакокурения.
Урок разработан в деятельностном подходе с учетом ФГОС. К уроку прикладывается технологическая карта темы Дыхание....
Технологическая карта 8 класс " Гигиена дыхательной системы"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме " Гигиена дыхательной системы"...