Конспект уроока "Функции отделов головногого мозга" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Конспект содержит материал о функциях отделов головного мозга.В Приложении дана таблица,которая может быть использована при подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsii_mozga.docx | 30.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Биология 8 класс
План-конспект урока
Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка»
Цель урока: сформировать у учащихся знания о строении отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга, выполняемых функциях отделов мозга.
Задачи:
- обучающие: изучить строение отделов головного мозга и выполняемые данными отделами мозга функции;
- развивающие: уметь сравнивать схемы строения головного мозга животных различных систематических групп и делать выводы на основе сравнения; уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга;
- воспитательные: укрепление материалистического понимания работы головного мозга.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: разбор ситуации, исследовательская деятельность, работа с учебником.
Оборудование: таблица «Отделы головного мозга», макет головного мозга, мультимедиа.
Ход урока:
Эпиграф: Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. (Бернард Шоу)
Проблемная ситуация.
Встаньте, возьмите в руку карандаш или ручку. На счёт «раз» вы одновременно поднимаете кверху обоими руками ручку и правую ногу, на счёт «два» опускаете и ручку и ногу. Чередовать правую и левую ноги.
А как вы думаете, что нам помогает выполнить это упражнение?
Какой орган управляет работой рук и ног?
Ответы учащихся /головной мозг/
Учитель. Как вы думаете, что будет являться темой нашего урока?
Ответ учащихся.
Учитель. Тема урока: ««Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».
Учитель. Ребята, исходя из темы урока, как вы думаете, что мы должны изучить сегодня на уроке?
/Ученики называют/.
Мы должны изучить строение и функции отделов головного мозга.
Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации. Давайте познакомимся с его строением и основными функциями. Головной мозг располагается в мозговой части черепа. Как и спинной мозг покрыт тремя оболочками. От головного мозга отходит 12 пар черепно- мозговых нервов. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г. Это всего около 2% массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.
Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека.
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Масса головного мозга многих одаренных людей превышала среднюю массу, например, вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Павлова – 1653г, Менделеева – 1571г, Ленина – 1340г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга.
Самый тяжелый мозг из всех до настоящего времени изученных оказался у идиота – 2850г.
Проблема: Зависит ли интеллект человека от массы головного мозга?
Выскажите ваше мнение.
В головном мозге, как и в спинном, имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся ЦНС функционирует как единое целое. Серое вещество в виде отдельных скоплений - ядер – располагается внутри белого вещества. Кроме того, серое вещество, покрывая полушария мозга и мозжечка, образует кору.
Рассмотрим строение головного мозга на муляже.
Головной мозг состоит из 3 частей: Передний мозг, средний мозг, задний мозг. Эти части делятся на 5 отделов: большие полушария мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок.
Внимание на слайд.
Схема строения головного мозга
Таблица «Отделы головного мозга»
2. Составление схемы: «Отделы головного мозга».
Учитель. Сейчас вам нужно в тетради заполнить схему и вписать отделы заднего мозга.
А сейчас вы должны решить несколько ситуаций.
Ситуация 1. Во время обеда в столовой было очень шумно. Учащиеся оживлённо обсуждали какую-то тему, одновременно поглощая пищу. Вдруг один из детей поперхнулся и начал сильно кашлять. Он кашлял очень долго до тех пор, пока хлебная крошка не вышла вместе с кашлем.
Учитель. Что вы можете сказать об этой ситуации и какие выводы можно сделать из этого?
Ученики отвечают… Во время еды частичка пищи попала в дыхательное горло (трахею) и у него началось удушье. Благодаря кашлю крошки могут выйти из трахеи и человек останется жив. Чтобы этого не произошло, нужно знать правило, что во время еды разговаривать нельзя.
Ситуация 2. Ученик, собираясь в школу, позавтракал бутербродом с колбасой, запивая его чаем. В школе подростка начало тошнить и вскоре началась рвота. Как вы можете объяснить эту ситуацию и какие выводы можно из неё сделать?
Ученики отвечают… Ребенок, собираясь в школу, съел недоброкачественную колбасу и у него произошло отравление желудка. Организм благодаря рвоте попытался удалить из организма недоброкачественную пищу. Из этой ситуации можно сделать вывод, что в магазине, покупая продукты, нужно всегда смотреть на срок годности.
Учитель. Правильно! И кашель, и чихание, и рвота – всё это защитные рефлексы нашего организма и центры этих защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге. По своему строению и функциям он сходен со спинным мозгом. Его функции:
1.Рефлекторная функция. Содержит : Центры защитных рефлексов: а) мигательного; б) рвотного; в) кашля и чихания; Центры дыхательной системы: а) центры вдоха и выдоха; Центры пищеварительной системы: а) слюноотделения; б) глотания; в) отделения желудочного сока. Ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.
2. Проводящая функция.
Учитель демонстрирует на таблице и муляже головной мозг и его строения
Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге находятся и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.
Проведём эксперимент.
Выявление в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.
Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?
/Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.
Ответьте на вопросы:
- Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
- Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?
К стволу головного мозга относится также мост. Демонстрация отдела.
Рассказ учителя о строении и функциях моста. В данном отделе головного мозга находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через него в кору проходят слуховые пути, а также восходящие и нисходящие нервные пути от продолговатого к переднему мозгу и обратно.
Познакомимся с таким отделом заднего мозга, как мозжечок. А сейчас познакомьтесь со строением мозжечка (самостоятельная работа с учебником на странице 287)э
Каковы особенности строения мозжечка?
Ответы учащихся.
Чтобы познакомиться с функцией мозжечка, проведём лабораторную работу. Лабораторная работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».
Выявление в ходе экспериментальной работы функции мозжечка.
Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?
Опыт 2. Проба Ромберга. Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.
Демонстрация отдела на таблице и муляже.
Ответьте на вопросы:
- Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой пробы? Пробы Ромберга?
- Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?
Действительно, когда нарушена работа мозжечка, координация движений нарушается. Большой вред работе мозжечка наносит алкоголь. В своей жизни вы, скорее всего, сталкивались с такими ситуациями, когда видели, как по улице нетрезвой шатающейся походкой идёт пьяный человек. Алкоголь, в первую очередь, нарушает работу мозжечка. Но у пьющего человека нарушается работа всех внутренних органов. Много выпивающий человек быстро стареет, его организм изнашивается. Кроме того, страдают окружающие такого человека близкие люди, ведь алкоголь приводит к агрессии и жить с таким человеком становится очень трудно. Из вышесказанного примера я могу сделать вывод о том, что человек должен вести здоровый образ жизни, исключив из него вредные привычки, в том числе употребление алкоголя.
Выявление в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга
Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст на стр.288
(стр. 288 учебника. Текст: «Средний мозг»).
Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?
Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?
Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так, чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете? /Ученик попытался сохранить равновесие/.
Ответь на вопросы:
- Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов? С помощью первого опыта? С помощью второго опыта?
Демонстрация отдела «Средний мозг».
Функции:
1. Содержит центры: а) обеспечение чёткости зрения и слуха;
б) ориентировочного рефлекса на свет и звуки.
2. Содержит ядра, регулирующие мышечный тонус (устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы).
3. Проходят нервные пути.
Просмотр видефильма.
3.Закрепление.
Вы познакомились со строением отделов заднего мозга и средним мозгом.
Проверим, как вы усвоили тему.
-Что поражено, если у человека неуверенная шатающаяся походка? (Мозжечок).
-Почему наступила мгновенная смерть при травме головы с повреждением продолговатого мозга? (Там находятся все жизненно важные центры – дыхания, кровообращения и т.д.).
Учитель называет функцию, учащиеся должны определить отдел головного мозга:
а) осуществляет координацию движений; - мозжечок
б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания; - продолговатый
в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса; - средний
г) регулирует мышечный тонус; - продолговатый, средний
д) в этом отделе находятся центры движения глазных яблок, мимики; - мост
е) в этом отделе находятся жизненно важные центры; - промежуточный
з) поддерживает устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге.- средний.
4. Подведение итогов:
Вопрос учащимся: «Вспомните упражнение, которое мы делали в самом начале урока. Я думаю, что теперь вы можете сказать, что нового вы узнали на уроке?»
Учащиеся отвечают.
5. Домашнее задание: прочитать § 45, заполнить таблицу «Функции отделов головного мозга»
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Индивидуальное задание: Ответить на вопрос: От чего болит голова?
Выставление оценок за урок.
Рефлексия
Приложение
Отдел головного мозга | Функции |
Продолговатый | Центры защитных рефлексов: а) мигательного; б) рвотного; в) кашля и чихания; Центры дыхательной системы: а) центры вдоха и выдоха; Центры пищеварительной системы: а) слюноотделения; б) глотания; в) отделения желудочного сока. |
Мозжечок | Координация движения, регуляция равновесия, регуляция мышечного тонуса, мышечная память. |
Варолиев мост | Проводящая, мимика, жевание |
Средний | Центр ориентировочного рефлекса, центр позы, центр обработки первичной информации (зрение, слух), тонус мышц |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Отдел папоротникообразные"
паррлждж.ю...
методическая разработка конспекта урока "Отдел Покрытосемянные растения"
методическая разработка конспекта урока "Отдел Покрытосемянные растения", умк Сонина...
Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".
Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....
Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.
Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....
Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.
Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....
План-конспект урока: "Отдел Голосеменные"
Урок по ноосферному образованию в 7 классе по теме "Голосеменные растения"....
Конспект урока биологии для 7 класса по теме "Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие"
Данная методическая разработка урока окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сони...