Конспект уроока "Функции отделов головногого мозга" 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Конспект содержит материал о функциях отделов головного мозга.В Приложении дана таблица,которая может быть использована при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsii_mozga.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 8 класс

План-конспект урока

Тема: «Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга,  моста и мозжечка»

 Цель урока: сформировать у учащихся знания о строении  отделов головного мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего мозга,  выполняемых функциях отделов мозга.

Задачи:

- обучающие: изучить строение отделов головного мозга и выполняемые данными отделами мозга функции;

- развивающие: уметь сравнивать схемы строения  головного мозга животных различных систематических групп и делать выводы на основе сравнения; уметь распознавать на таблицах и моделях основные отделы головного мозга;

- воспитательные: укрепление материалистического понимания работы головного мозга.

 Тип урока: изучение нового материала

 Формы работы учащихся: разбор ситуации, исследовательская деятельность, работа с учебником.

 Оборудование: таблица «Отделы головного мозга», макет головного мозга, мультимедиа.

Ход урока:

Эпиграф: Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность. (Бернард Шоу)

Проблемная ситуация.

Встаньте, возьмите в руку карандаш или ручку. На счёт «раз» вы одновременно поднимаете кверху обоими руками ручку и правую ногу, на счёт «два» опускаете и ручку и ногу. Чередовать правую и левую ноги.

А как вы думаете, что нам помогает выполнить это упражнение?

Какой орган управляет работой рук и ног?

Ответы учащихся /головной мозг/

Учитель. Как вы думаете, что будет являться темой нашего урока?

Ответ учащихся.

Учитель. Тема урока: ««Строение головного мозга.                                               Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка».

Учитель. Ребята, исходя из темы урока, как вы думаете, что мы должны изучить сегодня на уроке?

/Ученики называют/.

Мы должны изучить строение и функции отделов головного мозга.

Человек издавна стремился проникнуть в тайну головного мозга, понять его роль и значение. Человеческий мозг – это сложнейший орган, способный воспринимать и обрабатывать огромный объём информации. Давайте познакомимся с его строением и основными функциями. Головной мозг располагается в мозговой части черепа. Как и спинной мозг покрыт тремя оболочками. От головного мозга отходит 12 пар черепно- мозговых нервов. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300 – 1400 г.  Это всего около 2% массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме.

  Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека.

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Масса головного мозга многих одаренных людей превышала среднюю массу, например, вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Павлова – 1653г, Менделеева – 1571г, Ленина – 1340г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга.

Самый тяжелый мозг из всех до настоящего времени изученных оказался у идиота – 2850г.

Проблема: Зависит ли интеллект человека от массы головного мозга?

Выскажите ваше мнение.

В головном мозге, как и в спинном, имеется белое и серое вещество. Белое вещество образует проводящие пути, которые связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой. Благодаря проводящим путям вся ЦНС функционирует как единое целое. Серое вещество в виде отдельных скоплений - ядер – располагается внутри белого вещества. Кроме того, серое вещество, покрывая полушария мозга и мозжечка, образует кору.

 Рассмотрим строение головного мозга на муляже.

Головной мозг состоит из 3 частей: Передний мозг, средний мозг, задний мозг. Эти части делятся на 5 отделов: большие полушария мозга, промежуточный мозг, продолговатый мозг, мозжечок.

Внимание на слайд.

Схема строения головного мозга http://festival.1september.ru/articles/553476/01.jpg

Таблица «Отделы головного мозга»

2. Составление схемы: «Отделы головного мозга».                                          

Учитель.  Сейчас вам нужно в тетради заполнить схему и вписать отделы заднего мозга.

А сейчас вы должны решить несколько ситуаций.

Ситуация 1. Во время обеда в столовой было очень шумно. Учащиеся оживлённо обсуждали какую-то тему, одновременно поглощая пищу. Вдруг один из детей поперхнулся и начал сильно кашлять. Он кашлял очень долго до тех пор, пока хлебная крошка не вышла вместе с кашлем.

Учитель. Что вы можете сказать об этой ситуации и какие выводы можно сделать из этого?

Ученики отвечают… Во время еды частичка пищи попала в дыхательное горло (трахею) и у него началось удушье. Благодаря кашлю крошки могут выйти из трахеи и человек останется жив. Чтобы этого не произошло, нужно знать правило, что во время еды разговаривать нельзя.

Ситуация 2. Ученик, собираясь в школу, позавтракал бутербродом с колбасой, запивая его чаем. В школе подростка начало тошнить и вскоре началась рвота. Как вы можете объяснить эту ситуацию и какие выводы можно из неё сделать?

Ученики отвечают… Ребенок, собираясь в школу, съел недоброкачественную колбасу и у него произошло отравление желудка. Организм благодаря рвоте попытался удалить из организма недоброкачественную пищу. Из этой ситуации можно сделать вывод, что в магазине, покупая продукты, нужно всегда смотреть на срок годности.

Учитель. Правильно! И кашель, и чихание, и рвота – всё это защитные рефлексы нашего организма и центры этих защитных рефлексов находятся в продолговатом мозге. По своему строению и функциям он сходен со спинным мозгом. Его функции:

1.Рефлекторная функция. Содержит :                                                                                    Центры защитных рефлексов: а) мигательного;  б) рвотного;   в) кашля и чихания;                                           Центры дыхательной системы:   а) центры вдоха и выдоха;                                                                                       Центры пищеварительной системыа) слюноотделения;    б) глотания;    в) отделения желудочного сока.    Ядра блуждающего нерва, иннервирующего сердце и другие внутренние органы.

2. Проводящая функция.

Учитель демонстрирует на таблице и муляже головной мозг и его строения

Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез.  В продолговатом мозге находятся и  жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга.

Проведём эксперимент.

 Выявление  в ходе экспериментальной работы функции продолговатого мозга.

Опыт 1. Сделайте подряд несколько глотательных движений. Что вы наблюдаете?

/Необходимость раздражителя для проявления глотательного рефлекса (не удаётся сделать глотательное движение несколько раз подряд: нет раздражителя – слюны)/.

Ответьте на вопросы:

  1. Какие функции продолговатого мозга были выявлены в этих экспериментах?
  2. Почему детям нельзя давать для игры мелкие предметы?

К стволу головного мозга относится также мост. Демонстрация отдела.

Рассказ учителя о строении и функциях моста. В данном отделе головного мозга находятся центры, связанные с движением глазных яблок, мимикой. Через него в кору проходят слуховые пути, а также восходящие и нисходящие нервные пути от продолговатого к переднему мозгу и обратно.

Познакомимся с таким отделом заднего мозга, как мозжечок. А сейчас познакомьтесь со строением мозжечка (самостоятельная работа с учебником на странице 287)э 

Каковы особенности  строения мозжечка?

Ответы учащихся.

Чтобы познакомиться с функцией мозжечка, проведём лабораторную работу.  Лабораторная работа: «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Выявление  в ходе экспериментальной работы функции мозжечка.

Опыт 1. Закройте глаза, вытяните вперед правую руку с разогнутым указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак. После этого кончиком указательного пальца коснитесь кончика своего носа. Удалось ли Вам это?

Опыт 2. Проба Ромберга.  Ноги поставьте так, чтобы они находились на одной линии: пятка одной ноги упирается в носок другой. Глаза закройте. Вы чувствуете, как работают мышцы, чтобы сохранить равновесие. Некоторое время сохраняется устойчивость, но как только вы устаёте, корпус начинает отклоняться в стороны. Регуляция среднего мозга и мозжечка становится более грубой, и рефлексы, восстанавливающие равновесие корпуса, становятся доступны наблюдателям. В конце опыта при чрезмерном отклонении туловища испытуемый либо перемещает ногу, либо начинает балансировать руками.

Демонстрация отдела на таблице и муляже.

Ответьте на вопросы:

  1. Какую функцию мозжечка Вы определили с помощью пальценосовой  пробы? Пробы Ромберга?
  2. Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, делает по инерции несколько шагов в том же направлении?

Действительно, когда нарушена работа мозжечка, координация движений нарушается. Большой вред работе мозжечка наносит алкоголь. В своей жизни вы, скорее всего, сталкивались с такими ситуациями, когда видели, как по улице нетрезвой шатающейся походкой идёт пьяный человек. Алкоголь, в первую очередь, нарушает работу мозжечка. Но у пьющего человека нарушается работа всех внутренних органов. Много выпивающий человек быстро стареет, его организм изнашивается. Кроме того, страдают окружающие такого человека близкие люди, ведь алкоголь приводит к агрессии и жить с таким человеком становится очень трудно. Из вышесказанного примера я могу сделать вывод о том, что человек должен вести здоровый образ жизни, исключив из него вредные привычки, в том числе употребление алкоголя.

Выявление в ходе экспериментальной работы функции среднего мозга

Опыт 1. Работу проводите в парах. Экспериментатор дает небольшое задание ученику, предлагает прочитать текст на стр.288

(стр. 288 учебника. Текст: «Средний мозг»).

Как только он приступил к чтению, сильно хлопает в ладоши. Что происходит?

Опыт 2. Посмотрите на источник света, осторожно надавите рукой на одно из глазных яблок и вновь посмотрите на источник света. Что вы наблюдаете?

Опыт 3. Работу проводите в парах. Встаньте, поставьте левую ногу перед правой так,  чтобы ступни образовывали одну прямую линию. Глаза закройте. Экспериментатор осторожно толкает экспериментуемого. Что наблюдаете? /Ученик попытался сохранить равновесие/.

Ответь на вопросы:

  1. Какие функции среднего мозга удалось установить с помощью данных экспериментов? С помощью первого опыта? С помощью второго опыта?

Демонстрация отдела «Средний мозг».

Функции:

1. Содержит центры:   а) обеспечение чёткости зрения и слуха;                  

                                      б) ориентировочного рефлекса на свет и звуки.

2. Содержит ядра, регулирующие мышечный тонус (устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге, изменении позы).

3. Проходят нервные пути.

Просмотр видефильма.

3.Закрепление.

Вы познакомились со строением отделов заднего мозга и средним мозгом.

Проверим, как вы усвоили тему.

-Что поражено, если у человека неуверенная шатающаяся походка? (Мозжечок).

-Почему наступила мгновенная смерть при травме головы с повреждением продолговатого мозга? (Там находятся все жизненно важные центры – дыхания, кровообращения и т.д.).

Учитель называет функцию, учащиеся должны определить отдел головного мозга:

а) осуществляет координацию движений; - мозжечок

б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания; - продолговатый

в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса; - средний

г) регулирует мышечный тонус; - продолговатый, средний

д) в этом отделе находятся центры движения глазных яблок, мимики; - мост

е) в этом отделе находятся жизненно важные центры; - промежуточный

з) поддерживает устойчивость тела при стоянии, ходьбе, беге.- средний.

4. Подведение итогов:

Вопрос учащимся:  «Вспомните упражнение, которое мы делали в самом начале урока. Я думаю, что теперь вы можете сказать, что нового вы узнали на уроке?»

Учащиеся отвечают.

5. Домашнее задание: прочитать § 45, заполнить таблицу «Функции отделов головного мозга»

  Ответить на вопросы в конце параграфа.

Индивидуальное задание: Ответить на вопрос: От чего болит голова?

Выставление оценок за урок.

Рефлексия

                                                                                                                            Приложение                

Отдел головного мозга

Функции

Продолговатый

Центры защитных рефлексов: а) мигательного;  б) рвотного;   в) кашля и чихания;                                           Центры дыхательной системы:   а) центры вдоха и выдоха;                                                                                       Центры пищеварительной системы: а) слюноотделения;    б) глотания;    в) отделения желудочного сока.

Мозжечок

Координация движения, регуляция равновесия, регуляция мышечного тонуса, мышечная память.

Варолиев мост

Проводящая, мимика, жевание

Средний

Центр ориентировочного рефлекса, центр позы, центр обработки первичной информации (зрение, слух), тонус мышц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка конспекта урока "Отдел Покрытосемянные растения"

методическая разработка конспекта урока "Отдел Покрытосемянные растения", умк Сонина...

Открытый урок по биологии 6 класс по теме "Растения отдела Покрытосеменные. Семейства класса Двудольные".

Открытый урок разработан по линии Пономарёвой. Проводился в 6 классе при сравнении классов Двудольные....

Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.

Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....

Урок-игра по ботанике "Основные отделы растений» 7 класс.

Урок-игра по ботанике в 7 классе позволит проверить и оценить знания учащихся в активной игровой форме....

План-конспект урока: "Отдел Голосеменные"

Урок по ноосферному образованию в 7 классе по теме "Голосеменные растения"....

Конспект урока биологии для 7 класса по теме "Отдел Моховидные, отличительные особенности и многообразие"

Данная методическая разработка урока  окажется полезной для учителей биологии, студентов педагогических вузов. Урок составлен на основе программы основного общего образования по биологии Н.И.Сони...