План-конспект урока: "Отдел Голосеменные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
Урок по ноосферному образованию в 7 классе по теме "Голосеменные растения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otdel_golosemennye.docx | 21.54 КБ |
golosemennye.ppt | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Общая характеристика голосеменных растений.
Цель:
1.Продолжить углубление представлений учащихся об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей общих признаков, размножения голосеменных.
2.Формирование знаний о хвойных растениях на примере представителей голосеменных.
3.Продолжать формировать навык работы с натуральными объектами.
На доске: эпиграф и таблица размножения голосеменных растений.
Ход урока:
1. Организационный момент. Здравствуйте, садитесь как можно удобнее, телефоны отключите, чтобы они нас не отвлекали. Сегодня работать буду только я, а вы будете путешествовать. -И пусть девизом нашего урока станут слова Эдуарда Багрицкого:
Все неизвестно, а пока туманы
Плывут под парусами корабля,
Там, позади, – покинутые страны,
Там, впереди, - чудесная земля!
-Давайте попробуем расшифровать наш девиз. Что означают для нас «покинутые страны»?
( изученные темы).
-Скажите, что изучено нами, и какие страны мы уже покинули?
(высшие споровые растения)
И сегодня вы путешествуете в новую тему, но…
Но сначала займемся своим здоровьем.
2.Физкультминутка:
1) Контроль осанки: выпрямились, руки на бедрах, вращение бедрами в одну и другую сторону(по 4 раза);
2) Разрабатываем кисти рук: согнуть правую руку (левую руку) , совершаем круговые движения кистью вправо и влево(по 4 раза); а затем вращение в локте вправо и влево(по 4 раза) каждой рукой.
3. Актуализация опорных знаний.
Показ фильма о разнообразии голосеменных растений. После фильма детям задаются вопросы:
- какими жизненными формами представлены растения?
- какие листья на растениях?
-все ли растения были растениями леса?
- что вы видели на ветках между иголками?
- а что находится в шишках?
Все эти кустарники и деревья относятся к отделу Голосеменные .
И тема нашего сегодняшнего урока Голосеменные растения, их общая характеристика. Вы сегодня отправитесь в путешествие и узнаете что это за растения, как они размножаются, какие у них особенности. И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас задумались над вопросом: Почему эти растения называются Голосеменными? (дети пытаются отвечать) Давайте отложим этот вопрос до конца урока. Когда мы изучим сегодняшнюю тему вы без проблем сможете ответить на этот вопрос.
4. Объяснение нового материала.
Итак, начинаем. (включаю музыку) Сядьте как можно удобнее. Закройте глаза. Сейчас мы с вами войдем в состояние мечты. …
Вы оказались в волшебном лесу. Здесь вы слышите голоса птиц, легкий ветерок касается вашего лица, краски леса зеленые, они успокаивают вас, уводят за собой… Станьте маленькими, погуляйте по листьям волшебного леса, прикоснитесь к цветам, вдохните их аромат…. В лесу тихо, вы идете дальше за ветром и оказываетесь среди в части леса, где растут деревья и кустарники, вместо листьев у них иголки – это хвоя. Зафиксируйте слово хвоя в своей памяти . Хвоинки покрыты толстым слоем воска, который защищает их. Это вечнозеленые растения, они никогда не сбрасывают хвою полностью, поэтому всегда зеленые. Запомните название вечнозеленые, раскрасьте это слово в своей памяти в любимый цвет. Но вот вы увидели желтые деревья – это лиственница и гинкго, они листопадные. Зафиксируйте в своей памяти слова лиственница и гинкго – это растения исключения. Все деревья в вашем волшебном лесу не образуют плодов, зафиксируйте это в своей памяти, им не нужна вода для размножения. Они однодомные, на одном и том же дереве есть мужские и женские шишки. Подул ветер и перенес пыльцу с мужских шишек на женские. Произошло опыление с помощью ветра. Зафиксируйте слово ветер в своей памяти. Пройдет время и в шишках созреют семена. Зафиксируйте в памяти слова шишки и семена, раскрасьте их, представьте в виде образов. Поблагодарите лес за то что вы так много увидели. Отпустите все образы и повторите понятия хвоя, вечнозеленые растения, лиственница и гинкго – растения исключения, отсутствие плодов, однодомные, опыление ветром семена в шишках. Проститесь с лесом. Глаза откройте. Вернитесь на урок.
5. Закрепление знаний и умений:
1) работа в тетрадях:
Нарисуйте елочку в тетради как на доске, каждую ветвь заполнить, отвечая на вопросы. Начинаем снизу.
1. В чем состоит главное отличие голосеменных растений от споровых?(размножение семенами)
2. Что такое хвоя? (листья голосеменных)
3. Растения, которые не сбрасывают листву на зиму , называют …(вечнозеленые)
4. Какие из них являются листопадными? (гинкго и лиственница)
5. Как проходит опыление голосеменных? (ветром)
6. Есть ли плоды ? (плодов нет)
7. Где развиваются семена? (в шишках)
-У кого не было ни одной ошибки? Одна или две? (выставление оценок)
Раскрасьте свои елочки.
2). Решите биологическую задачу:
В мае на экскурсии по биологии, в лужах у школы дети увидели желтый налет.
- Что это за «серный» дождь прошел? – удивились ребята?
Что им ответил учитель?
3) Практическая работа:
возьмите в руки хвою, рассмотрите ее ? Какая она? Опишите ее внешний вид? (иголки длинные, узкие толстые, воском, поэтому не испаряют влагу и зимой им не страшен мороз)
Потрите иголки? Чем они пахнут? ( хвоя способна выделять фитонциды – вещества, убивающие вредные бактерии, поэтому в хвойных лесах очень легко дышится)
6. Просмотр фильма «Размножение голосеменных».
Закрепление знаний - Работа с плакатом «размножение голосеменных» - рассказ учителя.
Плодоносить сосны начинают на 15-30 году жизни. На макушках молодых побегов сосны в мае – июне можно заметить небольшие красноватые шишечки. Это молодые женские шишки. Шишки представляют собой видоизменённый побег. Шишка состоит из стержня (или оси), на которой расположены чешуйки – видоизменённые листья. На верхней стороне каждой чешуи расположено по два семязачатка, в каждом из них образуется яйцеклетка.
Мужские шишки более мелкие, всего 1-2 см в длину, желтоватые, собраны в небольшие тесные группы. Мужские шишки расположены ниже женских на тех же или на других ветках. На нижней стороне чешуек шишки расположено по 2 пыльцевых мешочка, в которых созревает пыльца, из которой образуются спермии. Спермии у сосны – неподвижные клетки, без жгутиков. Каждая пылинка сосны имеет по два небольших пузырька, наполненных воздухом. Благодаря наличию этих пузырьков пыльца очень легкая и легко переносится ветром.
Пыльца разносится ветром и попадает на семязачатки, голо лежащие на чешуйках женских шишек. После опыления чешуйки смыкаются и склеиваются смолой . Внутри идет оплодотворение и образование семени. Через 1,5 года шишка сосны высыхает, трескается и семена высыпаются.
Семена голосеменных растений распространяются животными или ветром. Семена многих имеют особое пленчатое крылышко, способствующее перемещению их при помощи ветра.
При попадании семян в благоприятные условия они прорастают и дают начало новому организму.
-Посредством чего размножаются голосеменные? (Семенами).
7. Подведение итога.
А теперь ответьте мне на вопрос, который мы поставили в начале урока. Почему этот отдел растений называют Голосеменные?
(Возникновение семян – очень важный этап в эволюции растительного мира. Свое название голосеменные получили потому что их семена лежат открыто, как бы голо, и в отличие от семян покрытосеменных растений не защищены стенками плода.)
8. Домашнее задание:
Изучить параграф , ответить на вопросы в конце параграфа, составить кроссворд по теме голосеменные; подготовить сообщения о любых представителях растений, изученного отдела.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВОПРОСЫ: - какими жизненными формами представлены растения? - какие листья на растениях? -все ли растения были растениями леса? - что вы видели на ветках между иголками? - а что находится в шишках?
Общая характеристика голосеменных растений.
В шишках Плодов нет Опыление ветром Исключения: Гинкго , Лиственница вечнозеленые Хвоя – листья голосеменных Размножение семенами
хвоя
?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
конспект урока "Отдел папоротникообразные"
паррлждж.ю...
Тема урока: «Отдел папоротникообразные. Общая характеристика.»
Урок биологии...
Тема урока "Отдел "Мхи"( с использованием ТДМ), 7 класс
Данный материал может быть использован на уроках биологии по теме "Мхи" в 7 классе...
Презентация к уроку "Отдел Голосеменные растения" 6 класс
Данная презентация поможет провести урок по заданной теме в разделе "Систематика растений", особенно в условиях изучения курса "Растения" 1 час в неделю в 6-х классах. В презентации указаны полезные с...
Разработка урока ОТДЕЛ ХИТРИДИОМИКОТА. ОТДЕЛ ЗИГОМИКОТА. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
автор Сонин...
План-конспект урока Многообразие голосеменных растений
Данный конспект урока предназначен для ознакомления и закрепления знаний учащихся о многообразии и значении голосеменных растений...