методическая разработка конспекта урока "Отдел Покрытосемянные растения"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме
методическая разработка конспекта урока "Отдел Покрытосемянные растения", умк Сонина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_i_virtualnaya_ekskursiya_k_pokrytosemennym_rasteniyam.pptx | 791.32 КБ |
otdel_pokrytosemyannye.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схема развития растительного мира
Название группы Представители ВОДОРОСЛИ 1, 7 ПСИЛОФИТЫ 4 МХИ 10 ПАПОРОТНИКИ 2, 6 ПЛАУНЫ 3 ХВОЩИ 5 ГОЛОСЕМЕННЫЕ 11, 12
Растения которые неопознаны ОПРЕДЕЛИТЬ ГРУППУ, К КОТОРОЙ ОНИ ОТНОСЯТСЯ
Вопросы урока: КТО ЭТО? ГДЕ ОБИТАЕТ? КАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ (ПРИЗНАКИ) ОБЛАДАЕТ?
тема урока: ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ
Наиболее значимые признаки: Жизненные формы: ДЕРЕВЬЯ, КУСТАРНИКИ ТРАВЫ Вегетативные органы растений :КОРЕНЬ, ПОБЕГ (стебель, лист); Генеративные органы растения: ЦВЕТОК, ПЛОД с СЕМЕНАМИ; Процесс полового размножения сопровождается - ДВОЙНЫМ ОПЛОДОТВОРЕНИЕМ; Проводящими элементами ксилемы становятся - ПРОВОДЯЩИЕ СОСУДЫ;
Домашнее задание: Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить: Составьте словарь терминов данного урока. Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79. Составьте кроссворд “Особенности цветковых растений”. Нарисуйте рисунки, иллюстрирующие тему.
100% 80% 60% 40% 20% 0% ОПРЕДЕЛИТЕ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА И ПОСТРОЙТЕ ГРАФИК Работа по схеме Определение и соотнесение растений Постановка задач урока Работа по тексту Лабораторная работа
Интернет-ресурсы: Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/
Предварительный просмотр:
Тема: Отдел покрытосеменные растения, особенности организации и происхождение.
Тип урока – урок исследование.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения, происхождения покрытосеменных и их значением в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Предметные задачи:
1. Раскрыть существенные признаки организации покрытосеменных растений, позволившие наиболее широко распространиться на Земле.
2. Сформировать представление о более сложной организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными;
Метапредметные задачи:
1. Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, через создание проблемной ситуации и ее решение;
2. Развивать умение выделять главное, обобщать, проводить сравнение; совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и натуральными объектами.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать воспитанию чувства удовлетворения и успеха от интеллектуального труда и живого обмена мнениями между учащимися.
5. Воспитывать любовь к родной природе, показав роль покрытосеменных растений в природе и жизни человека.
Коммуникативные задачи: Продолжить развивать умение работать в коллективе.
Оборудование: мультимедийная презентация «Виртуальная экскурсия», карточки задания, инструктивная карточка «Лабораторная работа», гербарий.
Ход урока:
- Актуализация знаний (работа по схеме, фронтально).
- Что мы можем сказать о представителях этих групп растений? Назовите наиболее значимые особенности их.
- Распознавание на слайде растений и соотнесение их к каждой группе, (работа в парах по таблице). См. в приложении.
- Всех ли представителей вы смогли соотнести к определенной группе растений,?
- Ответы учащихся: Не все. (Проверяем на слайде)
- Вопрос учителя: Почему? Что вам мешает это сделать?
- Ответы учащихся: ни к одной группе не подходит по признакам.
- Вопрос учителя: что в данной ситуации вы предположили бы?
- Выдвижение гипотезы учащимися: должна быть еще одна группа растений, к которой можно отнести не определенные нами виды.
- Давайте немного подытожим наши рассуждения –
Обобщение: (фронтально) Т.е у нас есть некие неопознанные растения, и нам необходимо их опознать и определить группу, к которой они относились бы? Т.е выделить особенные черты (признаки)для этой группы растений.
- При изучении новой группы живых организмов мы, как правило, отвечаем на 3 вопроса, какие это вопросы?
- КТО ЭТО?
- ГДЕ ОБИТАЕТ?
- КАКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ (ПРИЗНАКИ) ОБЛАДАЕТ?
- Сегодня мы начнем изучать самую распространенную и многочисленную группу растений на Земле. Для выявления существенных признаков вам предлагается проанализировать предложенный текст, и выделить главную мысль текста, которая даст вам подсказку, что же это за группа растений. (работа в парах) Текст см. в приложении.
Обсуждение результатов: (фронтально) Поделитесь с классом, какая главная мысль была спрятана в тексте?
- Представители этой группы имеют:_________________________.
ВЫВОД: (фронтально) Каждое растение имеет свои особенности строения, по которым можно определить его принадлежность к соответствующему отделу. Наличие цветка и плода – характерная черта покрытосеменных (цветковых) растений.
- Записываем тему урока в тетради.
- Для более подробного ознакомления с отделом продолжаем работать по тексту. Дети заполняют схему и отвечают на вопросы в рабочих листках.
Результаты работы обсуждаем фронтально. На какой вопрос мы уже ответили? Какие вопросы остались?
- Вашему вниманию предлагается виртуальная экскурсия. В течение просмотра продолжаем заполнение задания №3, записываем увиденных представителей в графы жизненных форм.
- Для начала я попрошу вас закрыть глаза и прислушаться к звукам природы, настройте себя на восприятие прекрасного. Ощутите дуновение (____) степного ветерка, слегка ощутимый горьковатый запах полыни, представьте равнинную степь покрытую ковром разноцветных тюльпанов. Открываем глаза и нашему взору предстают те самые цветущие тюльпаны. (демонстрация презентации).
- Что помогла увидеть экскурсия? Разнообразие представителей изучаемого отдела. Среду обитания. Какие вопросы мы осветили на данном этапе урока? На все ли вопросы мы ответили достаточно полно?
- Завершающим этапом (для закрепления ) урока я предлагаю выполнить небольшую лабораторную работу, которая поможет нам закрепить и воплотить полученные на уроке знания. Работать вы будете с гербарным материалом, индивидуально по инструктивной карте, записи вести в рабочей тетради.
- Чему научила нас проведенная лабораторная работа?
- Дорогие ребята! Мне было приятно проводить урок в вашем классе. Мы хорошо потрудились! Оцените свою работу на уроке самостоятельно в тетради, вы мне их сдаете, общую оценку за урок я поставлю, посмотрев ваши рабочие листы и оформление лабораторной работы.
- Домашнее задание.
Выберите из предложенных заданий то, которое вы желаете выполнить:
- Составьте словарь терминов данного урока.
- Подготовьте устный рассказ о Покрытосеменных растениях, используя стр. 76-79.
- Составьте кроссворд “Особенности цветковых растений”.
- Нарисуйте рисунки, иллюстрирующие тему.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Самая богатая видами группа растений. Известно 250 тысяч видов.
Первые растения этой группы появились в начале мелового периода мезозойской эры, около 135 миллионов лет назад (или даже в конце юрского периода). Вопрос о предке этих растений в настоящее время остаётся открытым, но наиболее вероятно, что они потомки древних голосеменных растений. Они быстро расселились по всей Земле и заняли самые разнообразные местообитания. Растения этой группы представлены: древесными и травянистыми формами, у которых хорошо сформирована проводящая система представленная сосудами, а не трахеидами . С появлением этих растений мир стал гораздо красивее, они развили невероятное богатство красок, запахов и видов плодов. В процессе эволюции они выработали особые оболочки, покрывающие и защищающие созревшее семя. У них самая совершенная для растений система размножения, они имеют особый генеративный орган, имеющий сложное строение. Процесс полового размножения сопровождается двойным оплодотворением.
Возникновение и распространение этих растений тесно связано с развитием насекомых, птиц и млекопитающих. Они питаются нектаром цветков этих растений, одновременно способствуя их опылению. Помогают распространению семян расположенных внутри плодов и животные и ветер и вода и для этого имеются специальные приспособления( крючки, прицепки, крыловидные выросты, парашютики и др .
Главная мысль текста:
Представители этой группы имеют: __________________. Поэтому название группы: Отдел ___________________ или (__________________).
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Задание: соотнесите представителей растений на слайде с названиями изученных групп.
Название группы | Представители |
Водоросли | |
Мхи | |
Плауны и Хвощи | |
Папоротники | |
Голосеменные | |
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ
1.Тело покрытосеменных растений разделено на 2 системы:
Системы органов растений
? | ? |
2.В чем вы видите усложнение покрытосеменных растений:
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3.Многообразие цветковых растений сведено к двум основным типам жизненных форм:
? | ? |
Лабораторная работа “Строение цветковых растений”
(Инструктивная карточка, гербарий)
Ребята! Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу.
Цель работы: выявить особенности строения цветкового растения, вы будете работать с гербарным материалом и рисунками учебника. На ваших столах лежат инструктивные карточки. Выполняя работу, записи делаем в тетради.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА.
Лабораторная работа
“Строение цветковых растений”
Цель: Выявить особенности строения цветкового растения.
Оборудование: гербарий.
ХОД РАБОТЫ
- Рассмотрите внешний вид растения.
- Рассмотрите рисунки в учебнике на странице 77 “Строение шиповника”.
- Отметьте особенности строения по следующему плану:
- Жизненная форма вашего растения ________________. Это можно определить потому, что растение имеет ___________________________ стебель.
- Листья ____________________ (простые или сложные)
- Листорасположение ____________________________ (очередное, супротивное, мутовчатое)
- Цветок вашего растения имеет венчик из ________ лепестков, чашечка состоит из _______ чашелистиков. Тычинок ___ , пестиков ________(если просматривается)
- Плод(название) ____________________ (многоорешек, коробочка, орех, семянка, ягода).
Сделайте вывод о принадлежности данного растения к отделу Покрытосеменных:
Растение (видовое название)________________________ можно отнести к отделу покрытосеменные, т.к.:
Какие выводы мы можем сделать?
- Главные признаки отдела покрытосеменных растений присутствуют или нет в достаточном количестве?
- Какой орган покрытосеменных растений является органом полового размножения?
- Почему отдел назвали покрытосеменными растениями?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Вегетативное размножение растений"
Разработка урока...
Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""
Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения многообразия семейств растений....
Методическая разработка "Конспект семинара районного методического объединения классных руководителей"
Методическая разработка представляет собой поэтапный конспект семинара районного методического объединения классных руководителей в рамках функционирования «Школы классного руководителя» в учреждении ...
Методическая разработка. Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы по теме "Путешествие на остров сокровищ" конспект составлен Табацкой Ксенией Васильевной воспитателем ГБДОУ №14 Кронштадтского р-на
Методическая разработкаконспект непосредственно образовательной деятельностипо ФЭМП с детьми старшей группыпо теме "Путешествие на остров сокровищ"конспект составленТабацкой Ксенией Васильевнойвоспита...
методическая разработка по теме: Споровые растения.
методическаяразработка содержит теоретические вопросы, касающиеся споровых растений, их строение, происхождение, особенности жизненного цикла, а также разноуровневые задания для контроля полученных зн...
Методическая разработка урока "Органы цветкового растения"
Знакомство с органами цветкового растения и их многообразием....
Методическая разработка урока технологии "Ролькомнатных растений в жизни человека"
Электронный образовательный ресурс по технологии «Роль Комнатных Растений в жизни человека»*Цель урока:познакомить учащихся с ролью комнатных растений в жизни человека, правилами уход...