Методическая разработка "Растения, спасавшие жизни"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Методическая разработка "Растения, спасавшие жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_spasavshie_zhizni.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Бывают экстремальные ситуации: и голод, и когда человек остаётся один на один среди дикой природы и вынужден как-то выживать. На помощь могут прийти растения, но очень многие не знают, какие растения можно есть – а вот они под ногами! Они могут спасти нас в страшный час.
И возможно спасти себя и других людей в страшный час испытаний.
- Мы все знаем, что растения приносят пользу, являются продуктами питания, способны лечить, вносят в нашу жизнь красоту.
И не многие знают, что дикорастущие растения в годы страшной ВОВ помогали выжить миллионам людей по всей России.
- Люди обезумевали от голода, падали на ходу, десятки тысяч умирали от истощения.
- И сколько раненых только благодаря дикорастущим растениям выжили.
- Например: Наш лётчик Алексей Петрович Маресьев был сбит фашистскими захватчиками в глухом лесу, был тяжело ранен.
- 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. И ведь выжил! Питался Алексей Маресьев попадавшимися на пути дикорастущими растениями, ягодами.
- А ведь и правда бывают экстремальные ситуации: когда человек остаётся один на один среди дикой природы и вынужден как-то выживать. Тогда на помощь ему могут прийти дикорастущие растения, но очень многие не знают, какие растения можно есть – а вот они под ногами!
- Наши мудрые предки поняли, что безопасно использовать в пищу те растения, которые едят птицы и звери.
В голодные годы лес был спасением. Сразу же после таяния снегов и высыхания почвы люди проводили сбор дикого лука и употребляли как приправу.
С конца мая и до середины июля собирали и ели траву в сыром виде – щавель конский "Был бы щавель да сныть - и без хлеба будем сыты" (поговорка). "Это, бесспорно, один из вкуснейших овощей, которые мне приходилось есть" – утверждает Роджер Филипс, автор книги «Дикая пища». Её можно есть постоянно, как например петрушку или укроп. Действительно, щавель был одним из самых популярных растений на Руси.
Собирали лебеду. О том, что лебеда съедобна, узнала в детстве от бабушки. Она рассказала, что это растение спасало людей от голода во время войны, позволяла выжить. Лебеду собирали, сушили, потом готовили.
- В тесто для хлеба добавляли её смолотые сухие семена, что придавала хлебу питательность и долгую сохранность.
- Опишем, какой хлеб? (ответы детей: хлеб черный, чернильной черноты, тяжелый и горький)
- Сейчас мы видим в лебеде сорняк, только растение это настоящий клад витаминов и минералов. В голодные годы её не только ели, но и использовали как лекарственное средство. В настоящее время это главное применение лебеды забыто совершенно.
- Иван-чай является красивым фиолетовым цветком на высокой ножке. Крестьяне заваривали это растение и пили как обычный чай, при этом почти не употребляли пищу. Во время Великой Отечественной войны этот чай давали солдатам, и они выдерживали огромные нагрузки. В его составе витамина С в 6 раз больше, чем в лимоне.
- Корни Иван-чая, помогали выжить раненым солдатам, потому что корни содержат дубильные вещества, используют как, противовоспалительное, кровоостанавливающее и бактерицидное средство. В госпиталях и больницах испытывался острый недостаток перевязочных материалов. И здесь помог решить проблему сфагнум – торфяной мох. Ученые доказали, что он обладает не только гигроскопическими, но и бактерицидными свойствами, поэтому способствует быстрому заживлению ран. Такие сфагно-марлевые повязки широко использовались для заживления гнойных и другого вида ран.
- В голодные годы дикорастущие съедобные растения действительно спасали от голода. Проводился сбор крапивы двудомной. В блокадном Ленинграде варили крапиву, варили суп.
проводили сбор щавеля.
- июль считался периодом сбора ягод. Осенью люди выходили на сбор диких плодов.
- В пищу идут разные части растений: плоды, корни, луковицы, молодые побеги, стебли, листья, почки, цветы.
- Ребята, какие растения вы знаете, плоды которых съедобны? (ответы детей)
Да, это плоды - дикой яблони, рябины, смородины, вишни, малины, ежевики, черники, земляники, брусники, клюквы.
Ребята, как вы думаете, жёлуди дуба съедобны?
Жёлуди дуба издавна использовались человеком для получения хлеба. Они богаты крахмалом, белками, жирами, сахарами, витаминами.
Дуб – первое хлебное растение, которое человек использовал в пищу. Наши прадеды знали простые и доступные способы обработки, где жёлуди приобретали приятный сладковатый вкус.
Чай прекрасен и ароматен с добавлением душицы, в основном заваривают стебель с листьями и цветами земляники лесной.
Чай полезен с добавлением крапивы двудомной, мяты полевой….
- При сборе в пищу растений необходимо соблюдать осторожность и знать ядовитые растения. Так, к ядовитым относят:
Волчье лыко
Вороний глаз
Жимолость красная
Паслен сладко-горький
Ландыш майский
Дурман обыкновенный
Белладонна обыкновенная
- Такие растения вырабатывают и накапливают ядовитые вещества, которые могут вызывать поражение организма человека или даже смерть.
Причиной отравления обычно является ошибочное употребление ядовитого растения, вместо похожего на него съедобного. Существуют много растений, по виду и даже по вкусу похожих на съедобные, например:
Правила безопасности при сборе растений.
- Ребята, а вы знаете правила безопасности при сборе даров природы? (ответы детей)
Необходимо соблюдать определённые правила безопасности при сборе растений. Никогда не употреблять в пищу:
- незнакомые ягоды и растения;
- растения, выделяющие на изломе млечный сок;
- ягоды с неприятным запахом.
Игра «Выбери растения со съедобными плодами»
Ландыш майский, дикая яблоня, земляника лесная, волчье лыко, черника обыкновенная, вороний глаз, ежевика сизая, дикая малина, жимолость красная, калина обыкновенная, черемуха обыкновенная,
Игра «Исключи опасность»
- Так заметно стоят, но ядовиты, так и просятся в руки, давайте исключим…
Земляника лесная, белладонна обыкновенная, рябина
Белладонна обыкновенная
Сныть обыкновенная, лебеда белая, вороной глаз
Вороний глаз
Волчье лыко, липа, душица
Волчье лыко
Дурман обыкновенный, крапива, мать-и-мачеха.
Дурман обыкновенный
Работа в парах.
Задание: собери в тарелку те растения, которые можно использовать пищу.
Загадки
В сенокос – горька,
А в мороз сладка
Что за ягода?
(Рябина).
Не пускает в огород
От того она жжет
(Крапива).
В белой шапке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет.
(Одуванчик).
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(Черника)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа "Древо Жизни" по предметам:декоративно-прикладное искусство, скульптура, композиция.
В этой работе я начинаю с подробного объяснения различных символов, характерных для славянского декоративно-прикладного творчества, но возникших гораздо раньше -- в эпоху индоевропейского единства, и ...
методическая разработка урока Жизнь организмов в морях и океанах
методическая разработка урока "Жизнь организмов в морях и океанах" по биологии для 5 класса по ФГОС по программе И.Н.Пономаревой ...
Методическая разработка урока Жизнь и творчество И.С. Тургенева
Модульный урок. "Вся моя биография- в моих сочинениях"Помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; научить самостоятельно работать с учебной книгой....
методическая разработка "Правила жизни"
конспект занятия по теме "Правила жизни"...
методическая разработка "Правила жизни"
конспект занятия "Правила жизни"...
Беседа для обучающихся : "Растения спасавшие жизни"
Бывают экстремальные ситуации: и голод, и когда человек остаётся один на один среди дикой природы и вынужден как-то выживать. На помощь могут прийти растения, но очень многие не знают, какие растения ...
Методическая разработка занятия "Жизнь прекрасна, когда безопасна"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....