Тема урока: Растения, используемые в современной косметике
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Цель урока: Создание условий для осмысления ранее полученной информации, применение ее в новой учебной ситуации, анализ вновь полученных результатов.

Формируемые предметные результаты;

Учащиеся познакомятся с общей характеристикой культурных растения, разнообразием культурных и дикорастущих растений; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasteniya_ispolzuemye_v_sovremennoy_kosmetike.docx51.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Растения, используемые в современной косметике 

ФИО: Губницкая Оксана Васильевна

Место работы: МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска им. В.Д. Луценко»

Должность: учитель

Предмет: биология

Класс: 6

Тема и номер урока: «Культурные и дикорастущие растения» 4 четверть

Базовый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Серия Линия УМК И.Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9) Класс 6 класс Предмет Биология Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация «Российский учебник»

Цель урока: Создание условий для осмысления ранее полученной информации, применение ее в новой учебной ситуации, анализ вновь полученных результатов.

Формируемые предметные результаты;

Учащиеся познакомятся с общей характеристикой культурных растения, разнообразием культурных и дикорастущих растений; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.

Формируемые метапредметные результаты:

Метапредметные: учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике.

Личностные: учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать умения слушать и слышать других

Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные УУД: (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Тип урока: Исследовательский проект

Формы работы: учащихся групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование: гербарий растений, таблицы растений, презентации; ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.

Структура и ход урока

Этап урока, временные затраты

Планируемые действия учителя

Планируемые действия учащихся

Планируемые результаты в формировании УУД

1.

Организационный момент (запуск проекта)

 1-2 минуты

Определяет готовность к работе. Называет тему «Растения, используемые в современной косметике». Предлагает объединиться в три группы по сходности тем проектов

Готовят предпроектные работы, наглядность, формируют рабочие группы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные:

организация рабочего места под руководством учителя; саморегуляция эмоционального и функционального состояний; целеполагание.

2.

Целеполагание и мотивация.

3-4 минуты

Дает справку, предлагает учащимся сформировать цель, поставить общие задачи, выделить актуальность, значимость, предмет и объект исследования.

Определяет общую проблему. Исследовав результаты всех предпроектных работ, составить список растений, которые используются как в народных рецептах, так и в современной косметике.

Подпроблемы:

1. Выяснение количества собранных народных рецептов и списка растений, в них используемых.

2. Анализ косметических средств в магазинах нашего города.

3.Использование культурных растений в косметологии

Формируют цель, пытаются сформировать актуальность и значимость данного проекта. Выделяют предмет и объект исследования (повторяют структуру проекта).

Группа №1

Выполняет часть проекта, которая касается народных рецептов косметики.

Группа №2

Составляет общий анализ исследования косметики в магазинах.

Группа №3

Изучает списки всех встреченных растений, выделяет культурные. Сравнивает списки растений, применяемых в народной и современной косметике

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

3

Актуализация знаний (определение уровня готовности к поисковой работе), сбор информации

4 минуты

Ведет речь о том, что в сегодняшнем проекте будут использованы результаты предпроектных работ.

Слушают выводы проектов, фиксируют нужную информацию для выполнения своего проектного задания

Познавательные: объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности;

понимать смысл биологических терминов, проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты

Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умения планировать свою деятельность.

4

Закрепление материала (обмен информации).

20 минут

Организует работу между членами каждого проекта

Составляют коллективное выступление, и выводы по своей части проекта.

Познавательные: установление причинно-следственных связей, умение анализировать, классифицировать свои знания, умение осознанно строить речевые высказывания.

Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения, умение сотрудничать со сверстниками и учителем, контроль коррекции, оценка действий партнера.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Личностные формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе

5

Оценивание результатов проекта (экспертиза).

6 минут

Организует защиту проекта.

Оценивают работу своих товарищей.

Защищают свои проекты.

Познавательные: выбор информации для решения творческой проблемы.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Регулятивные: постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция.

6

Подведение итогов учебного занятия

5 минут

Предлагает назвать имена учащихся в номинациях: «Лучшее выступление», «Лучшая иллюстрация проекта», «Самый информативный проект»

Распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству, содержанию и оформлению.

Регулятивные: умение оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чем сложность выполнения

7

Рефлексия учебной деятельности.

3 минуты

Предлагает письменно провести рефлексию

Тема урока…
Мне понравилось больше всего…
Я узнал нового…

Мне было трудно...

- Продолжите эти фразы.

Проводят рефлексию

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные: донести свою позицию до других

Регулятивные:

давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем); самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1 минута

Учитель поясняет домашнее задание:

Задание для всех: написать о поправивших проектах, аргументирую свой выбор.

Задание по выбору: составить сообщение о  культурных растениях, которые произрастают

Запись учениками дифференцированного домашнего задания в дневник, осуществляя выбор.

Познавательные: умение творчески применять знания

Коммуникативные: сотрудничество с товарищами, учителями

Регулятивные: учащиеся делают осознанный выбор.

Приложение

Темы предпроектных работ:

  1. В человеке должно быть все прекрасно.
  2. Растения сада и огорода, их использование в косметике.
  3. Народные рецепты с использованием растений, применяемые для ухода за волосами.
  4. Маски и лосьоны по уходу за лицом.
  5. Линии косметики в магазинах нашего огорода:
  • «Бабушкины секреты»
  • «Чистая линия»

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Группа №1

  1. Обобщить материалы по всем трем магазинам, указав, сколько всего линий было выявлено.
  2. Для каких частей тела использовались косметические средства.
  3. Какие растения используются в современной косметике (какие из них растут в нашей местности).

Группа №2

  1. Обобщите, сколько всего видов растений (по всем проектам) используется в современной косметике, сколько собрано рецептов.
  2. Какие из растений произрастают в нашей местности.
  3. Назвать пять растений, большее число раз встречающихся в рецептах.

Группа 3

Пользуясь материалами работ ваших товарищей (группа 1 и 2), выясните:

  1. Как часто используются культурные растения (возьмите овощи и фрукты):

а) в современной косметике.

 2. Приготовьте несколько косметических средств для ухода за любой частью тела человека.

Анализ урока

Параметры

Критерии

Уровень

Мотивация

1 уровень

Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом)

2 уровень

Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др)

3 уровень

Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал)

2

Целеполагание

1 уровень

Цель урока определяется учителем

2 уровень

Цель урока согласуется в обсуждении с учениками

3 уровень

Оформляются несколько целей урока (учителем для себя, учениками -  для себя)

2

Характер учебных заданий

1уровень Репродуктивный (выполнение по образцу)

2 уровень Репродуктивный с включением самостоятельной работы

3 уровень Поисковый, творческий

3

Управление познавательной деятельности

1 уровень Ученик:

-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;

-принимает цели и задачи, поставленные учителем;

-использует предложенный алгоритм действий; Использует предложенные ресурсы

 

2 уровень  Ученик:

-принимает проблемную ситуацию, заданную учителем;

-ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели;

-выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов;

-выбирает необходимые ресурсы;

-самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий.

 3.уровень  Ученик:

-самостоятельно выявляет и формулирует проблему;

-ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты;

-создаёт алгоритм действий;

-находит ресурс для выполнения действий;

-соотносит запланированный  и полученный результат;

-планирует свою дальнейшую деятельность

2

Методы, используемые на уроке

1.исследовательский;

2. проблемное изложение;

3. репродуктивный;

 4. эвристический;

 5. объяснительно- иллюстративный

1,2

Применение инновационных технологий (эффективность применения)

1. ИКТ;

2. проектная деятельность;

3. Технология продуктивного чтения;

4. Проблемно- диалогический урок;

5. исследовательская

1,2,5

Коммуникация учащихся

 1 уровень

Соблюдает речевые нормы и процедуру работы в группе

 2 уровень

Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе.

 3 уровень

Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией

2

Формирование УУД

 1 уровень

Наличие в конспекте урока.

Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем;

 2 уровень

Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы

 3 уровень

Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер

3

Организация обратной связи на уроке

1 уровень

Обратная связь на уровне контроля: Учитель спрашивает - ученик отвечает. Отношения на уровне «субъект-объект»

 2 уровень

Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне

«субъект- объект/субъект». При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися.

 3 уровень

Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей, как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности.

3

Система оценивания достижений учащихся

1 уровень

Самооценка учащихся на основе словесной характеристики

 2 уровень

Включение учащихся в обсуждение ответа

 3 уровень

Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку.

2

Рефлексия

1 уровень

Ученики высказываются по поводу результата урока

 2 уровень

Ученики оценивают результат и процесс деятельности

 3 уровень

Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности

3

Результативность урока

1 уровень

Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем

 2 уровень

Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками

 3 уровень

Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза

2

Домашнее задание

1 уровень

Задания, подобные классным.  Объём не более 25-30% от классной работы

 2уровень

Задания, дифференцированного характера.

 3 уровень

Контекстные задания, для решения которых необходима информация

2

Технологическая карта оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий

Критерии

Баллы 0-1

I

Личностные универсальные учебные действия

1.

Работает над смыслообразованием: -установление связи между учебной деятельностью и мотивом

1

2.

-формирование нравственно - эстетических ценностей

1

II

Регулятивные универсальные действия

1.

Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию

1

2.

Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания

1

3.

Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы

1

4.

Учит работать по образцу, по алгоритму

1

5.

Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств

1

III

Работа с текстом.

1.

Уделяет на уроке внимание процессу чтения

0

2.

Находят в тексте конкретные факты, сведения

0

3.

Определяют тему и главную мысль

0

4.

Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации

1

5.

Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами

1

6.

Учит ориентироваться в словарях и справочниках.

1

IV

Коммуникативные универсальные учебные действия

1.

Развивает внимание учащихся

1

2.

Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика

1

3.

Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы

1

4.

Учит правилам участия в коллективной деятельности

1

5.

Учит постановке вопросов

1

6.

Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества

1

V

Познавательные (логические) действия

1.

Работает над формированием логических умений:

  • анализ синтеза;
  • сравнение;
  • обобщение и классификация;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение цепочек рассуждений.

1

2.

Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы

1

3.

Работает над формированием знаково - символическими действиями;

-моделирование;

-преобразование моделей целью выявления законов

1

4

Вводит умение практически

1

5

Осуществляет межпредметные связи

1

 Общая сумма баллов (примечание: 1 балл за каждый параметр)

20-24 б.- показатель на достаточном уровне 16-19 б.- показатель на среднем уровне менее 16 б.- показатель на низком уровне

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..

Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...

Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть

Предмет: Изобразительное искусствоЦель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.Задачи урока:...

Комнатные растения, используемые для озеленения школы

С учащимися мы провели исследование по выявлению видового состава, экологических групп комнатных растений и способов их использования в озеленении школы....

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России»....

План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие

Цель урока: дать первые  сведения о хохломе;развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.формирование художественной творческой активности учащихся.развивать...

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"Цель урока: выявление функций языка в целом и русского языка в частности, определение статуса русского языка в со...

Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».

Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...