Тема урока: Растения, используемые в современной косметике
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Цель урока: Создание условий для осмысления ранее полученной информации, применение ее в новой учебной ситуации, анализ вновь полученных результатов.
Формируемые предметные результаты;
Учащиеся познакомятся с общей характеристикой культурных растения, разнообразием культурных и дикорастущих растений; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasteniya_ispolzuemye_v_sovremennoy_kosmetike.docx | 51.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Растения, используемые в современной косметике
ФИО: Губницкая Оксана Васильевна
Место работы: МАОУ «Гимназия № 23 г. Челябинска им. В.Д. Луценко»
Должность: учитель
Предмет: биология
Класс: 6
Тема и номер урока: «Культурные и дикорастущие растения» 4 четверть
Базовый учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Серия Линия УМК И.Н. Пономаревой. Биология (Концентрическая) (5-9) Класс 6 класс Предмет Биология Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация «Российский учебник»
Цель урока: Создание условий для осмысления ранее полученной информации, применение ее в новой учебной ситуации, анализ вновь полученных результатов.
Формируемые предметные результаты;
Учащиеся познакомятся с общей характеристикой культурных растения, разнообразием культурных и дикорастущих растений; научатся выделять существенные признаки растений, различать растения среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; овладеют умением объяснять роль растений в природе, обосновывать необходимость охраны растительного мира.
Формируемые метапредметные результаты:
Метапредметные: учащиеся освоят основы исследовательской деятельности, включая умения наблюдать за растениями, классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к царству растения; научатся работать с разными источниками информации, находить информацию о растениях в учебнике.
Личностные: учащиеся продолжат развивать познавательные потребности на основе интереса к изучению растений, у них сформируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, произойдет осознание необходимости бережного отношения к растениям и их охраны, продолжат развивать умения слушать и слышать других
Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные УУД: (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Тип урока: Исследовательский проект
Формы работы: учащихся групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: гербарий растений, таблицы растений, презентации; ТСО: мультимедиапроектор, компьютер.
Структура и ход урока
№ | Этап урока, временные затраты | Планируемые действия учителя | Планируемые действия учащихся | Планируемые результаты в формировании УУД |
1. | Организационный момент (запуск проекта) 1-2 минуты | Определяет готовность к работе. Называет тему «Растения, используемые в современной косметике». Предлагает объединиться в три группы по сходности тем проектов | Готовят предпроектные работы, наглядность, формируют рабочие группы | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Регулятивные: организация рабочего места под руководством учителя; саморегуляция эмоционального и функционального состояний; целеполагание. |
2. | Целеполагание и мотивация. 3-4 минуты | Дает справку, предлагает учащимся сформировать цель, поставить общие задачи, выделить актуальность, значимость, предмет и объект исследования. Определяет общую проблему. Исследовав результаты всех предпроектных работ, составить список растений, которые используются как в народных рецептах, так и в современной косметике. Подпроблемы: 1. Выяснение количества собранных народных рецептов и списка растений, в них используемых. 2. Анализ косметических средств в магазинах нашего города. 3.Использование культурных растений в косметологии | Формируют цель, пытаются сформировать актуальность и значимость данного проекта. Выделяют предмет и объект исследования (повторяют структуру проекта). Группа №1 Выполняет часть проекта, которая касается народных рецептов косметики. Группа №2 Составляет общий анализ исследования косметики в магазинах. Группа №3 Изучает списки всех встреченных растений, выделяет культурные. Сравнивает списки растений, применяемых в народной и современной косметике | Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
3 | Актуализация знаний (определение уровня готовности к поисковой работе), сбор информации 4 минуты | Ведет речь о том, что в сегодняшнем проекте будут использованы результаты предпроектных работ. | Слушают выводы проектов, фиксируют нужную информацию для выполнения своего проектного задания | Познавательные: объяснять значение цветковых растений в жизни и хозяйстве человека: называть важнейшие культурные и лекарственные растения своей местности; понимать смысл биологических терминов, проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты Коммуникативные: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Регулятивные: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умения планировать свою деятельность. |
4 | Закрепление материала (обмен информации). 20 минут | Организует работу между членами каждого проекта | Составляют коллективное выступление, и выводы по своей части проекта. | Познавательные: установление причинно-следственных связей, умение анализировать, классифицировать свои знания, умение осознанно строить речевые высказывания. Коммуникативные: умение доказывать свою точку зрения, умение сотрудничать со сверстниками и учителем, контроль коррекции, оценка действий партнера. Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; Личностные формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе |
5 | Оценивание результатов проекта (экспертиза). 6 минут | Организует защиту проекта. | Оценивают работу своих товарищей. Защищают свои проекты. | Познавательные: выбор информации для решения творческой проблемы. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Регулятивные: постановка цели, контроль, коррекция, оценка результатов, саморегуляция. |
6 | Подведение итогов учебного занятия 5 минут | Предлагает назвать имена учащихся в номинациях: «Лучшее выступление», «Лучшая иллюстрация проекта», «Самый информативный проект» | Распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству, содержанию и оформлению. | Регулятивные: умение оценивать выполнение своего задания по следующим параметрам: легко или трудно выполнять, в чем сложность выполнения |
7 | Рефлексия учебной деятельности. 3 минуты | Предлагает письменно провести рефлексию Тема урока… Мне было трудно... - Продолжите эти фразы. | Проводят рефлексию | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные: донести свою позицию до других Регулятивные: давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке (совместно с учителем); самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 1 минута | Учитель поясняет домашнее задание: Задание для всех: написать о поправивших проектах, аргументирую свой выбор. Задание по выбору: составить сообщение о культурных растениях, которые произрастают | Запись учениками дифференцированного домашнего задания в дневник, осуществляя выбор. | Познавательные: умение творчески применять знания Коммуникативные: сотрудничество с товарищами, учителями Регулятивные: учащиеся делают осознанный выбор. |
Приложение
Темы предпроектных работ:
- В человеке должно быть все прекрасно.
- Растения сада и огорода, их использование в косметике.
- Народные рецепты с использованием растений, применяемые для ухода за волосами.
- Маски и лосьоны по уходу за лицом.
- Линии косметики в магазинах нашего огорода:
- «Бабушкины секреты»
- «Чистая линия»
ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ
Группа №1
- Обобщить материалы по всем трем магазинам, указав, сколько всего линий было выявлено.
- Для каких частей тела использовались косметические средства.
- Какие растения используются в современной косметике (какие из них растут в нашей местности).
Группа №2
- Обобщите, сколько всего видов растений (по всем проектам) используется в современной косметике, сколько собрано рецептов.
- Какие из растений произрастают в нашей местности.
- Назвать пять растений, большее число раз встречающихся в рецептах.
Группа 3
Пользуясь материалами работ ваших товарищей (группа 1 и 2), выясните:
- Как часто используются культурные растения (возьмите овощи и фрукты):
а) в современной косметике.
2. Приготовьте несколько косметических средств для ухода за любой частью тела человека.
Анализ урока
Параметры | Критерии | Уровень |
Мотивация | 1 уровень Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным материалом) 2 уровень Эмоциональная, содержательная (интересные формы, нестандартный урок и др) 3 уровень Эмоциональная, содержательная, социальная (ученик осознаёт, насколько важен для него учебный материал) | 2 |
Целеполагание | 1 уровень Цель урока определяется учителем 2 уровень Цель урока согласуется в обсуждении с учениками 3 уровень Оформляются несколько целей урока (учителем для себя, учениками - для себя) | 2 |
Характер учебных заданий | 1уровень Репродуктивный (выполнение по образцу) 2 уровень Репродуктивный с включением самостоятельной работы 3 уровень Поисковый, творческий | 3 |
Управление познавательной деятельности | 1 уровень Ученик: -принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; -принимает цели и задачи, поставленные учителем; -использует предложенный алгоритм действий; Использует предложенные ресурсы
2 уровень Ученик: -принимает проблемную ситуацию, заданную учителем; -ставит цель, формулирует задачи по достижению заданной цели; -выбирает алгоритм решения задач из предложенных алгоритмов; -выбирает необходимые ресурсы; -самостоятельно планирует и осуществляет текущий контроль своих действий. 3.уровень Ученик: -самостоятельно выявляет и формулирует проблему; -ставит цель, определяет задачи, способы достижения цели и предполагаемые результаты; -создаёт алгоритм действий; -находит ресурс для выполнения действий; -соотносит запланированный и полученный результат; -планирует свою дальнейшую деятельность | 2 |
Методы, используемые на уроке | 1.исследовательский; 2. проблемное изложение; 3. репродуктивный; 4. эвристический; 5. объяснительно- иллюстративный | 1,2 |
Применение инновационных технологий (эффективность применения) | 1. ИКТ; 2. проектная деятельность; 3. Технология продуктивного чтения; 4. Проблемно- диалогический урок; 5. исследовательская | 1,2,5 |
Коммуникация учащихся | 1 уровень Соблюдает речевые нормы и процедуру работы в группе 2 уровень Задают вопросы на понимание, договариваются о процедуре работы в группе. 3 уровень Используют средства письменной коммуникации, адекватные цели, успешно справляются с конфликтной ситуацией | 2 |
Формирование УУД | 1 уровень Наличие в конспекте урока. Во время объяснения нового материала преобладает время активного объяснения материала учителем; 2 уровень Активное объяснение материала учителем с включением проблемных вопросов, эвристической беседы 3 уровень Оптимальное сочетание объяснения материала учителем с сообщениями учащихся. Объяснение материала носит проблемный характер | 3 |
Организация обратной связи на уроке | 1 уровень Обратная связь на уровне контроля: Учитель спрашивает - ученик отвечает. Отношения на уровне «субъект-объект» 2 уровень Инициатива исходит от учителя (ставит проблему и т.п.), но ученики могут выбрать способы и формы обратной связи. Отношения строятся на уровне «субъект- объект/субъект». При организации обратной связи учитель учитывает разные способы восприятия информации учащимися. 3 уровень Постоянное «субъект/субъектное» взаимодействие между учителями и учащимися, учеников между собой; совместное моделирование ситуаций для проявления компетентностей, как учителя, так и учеников. Обратная связь как особая образовательная среда (оценки обсуждаются совместно с учащимися). Рефлексия, самооценка не только результата, но и деятельности. | 3 |
Система оценивания достижений учащихся | 1 уровень Самооценка учащихся на основе словесной характеристики 2 уровень Включение учащихся в обсуждение ответа 3 уровень Выстраивание своей траектории обучения на уроке, заявка на оценку. | 2 |
Рефлексия | 1 уровень Ученики высказываются по поводу результата урока 2 уровень Ученики оценивают результат и процесс деятельности 3 уровень Ученики объективно анализируют результаты урока и определяют субъективное значение результатов деятельности | 3 |
Результативность урока | 1 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, поставленной учителем 2 уровень Результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учениками 3 уровень Результаты урока совпадают с субъективными целями учеников и результатами контрольного среза | 2 |
Домашнее задание | 1 уровень Задания, подобные классным. Объём не более 25-30% от классной работы 2уровень Задания, дифференцированного характера. 3 уровень Контекстные задания, для решения которых необходима информация | 2 |
Технологическая карта оценки деятельности учителя по формированию универсальных учебных действий
№ | Критерии | Баллы 0-1 |
I | Личностные универсальные учебные действия | |
1. | Работает над смыслообразованием: -установление связи между учебной деятельностью и мотивом | 1 |
2. | -формирование нравственно - эстетических ценностей | 1 |
II | Регулятивные универсальные действия | |
1. | Учит планировать, строить алгоритм деятельности, прогнозированию | 1 |
2. | Учит находить наиболее рациональные способы выполнения задания | 1 |
3. | Учит самооценке, самоконтролю выполняемой работы | 1 |
4. | Учит работать по образцу, по алгоритму | 1 |
5. | Учит организации рабочего места, рациональному размещению учебных средств | 1 |
III | Работа с текстом. | |
1. | Уделяет на уроке внимание процессу чтения | 0 |
2. | Находят в тексте конкретные факты, сведения | 0 |
3. | Определяют тему и главную мысль | 0 |
4. | Обучает продуктивным методам с учебником и др. источниками информации | 1 |
5. | Учит работать с планом, тезисами, конспектом, схемами, таблицами, диаграммами | 1 |
6. | Учит ориентироваться в словарях и справочниках. | 1 |
IV | Коммуникативные универсальные учебные действия | |
1. | Развивает внимание учащихся | 1 |
2. | Обучает умению слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика | 1 |
3. | Развивает монологическую, диалоговую речь, учит ставить вопросы | 1 |
4. | Учит правилам участия в коллективной деятельности | 1 |
5. | Учит постановке вопросов | 1 |
6. | Учит способам взаимодействия, учебного сотрудничества | 1 |
V | Познавательные (логические) действия | |
1. | Работает над формированием логических умений:
| 1 |
2. | Опирается на уже известное учащимся, их субъективный опыт. Учит формулировке проблемы | 1 |
3. | Работает над формированием знаково - символическими действиями; -моделирование; -преобразование моделей целью выявления законов | 1 |
4 | Вводит умение практически | 1 |
5 | Осуществляет межпредметные связи | 1 |
Общая сумма баллов (примечание: 1 балл за каждый параметр) 20-24 б.- показатель на достаточном уровне 16-19 б.- показатель на среднем уровне менее 16 б.- показатель на низком уровне | 21 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока в 5 классе по учебнику Н.А. Горяевой "ДПИ в жизни человека".Урок №1. 2 четверть.Тема урока.Древние образы в современных народных игрушках..
Презентация к уроку в 5 классе 1урок, 2 четверть .Тема урока"Древние образы в современных народных игрушках".Эта презентация знакомит детей с игрушечных дел мастерами, с созданием филимоновской игрушк...
Тема урока: «Древние образы в современных народных игрушках. Единство формы и декора». (Обобщение знаний) Класс: 5 класс, II четверть
Предмет: Изобразительное искусствоЦель урока: Систематизация знаний о росписи народной игрушки. Закрепление знаний с учётом регионального компонента.Задачи урока:...
Комнатные растения, используемые для озеленения школы
С учащимися мы провели исследование по выявлению видового состава, экологических групп комнатных растений и способов их использования в озеленении школы....
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России».Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России»....
План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие
Цель урока: дать первые сведения о хохломе;развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.формирование художественной творческой активности учащихся.развивать...
Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"
Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: "Русский язык в современном мире"Цель урока: выявление функций языка в целом и русского языка в частности, определение статуса русского языка в со...
Конспект урока 11 класс обществознание. Урок разработан по технологии проблемное обучение. Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».
Тема урока: «Демографическая ситуация в современной России и проблема неполных семей».Цель: сформировать у учащихся понятие о демографической ситуации в России, об основных тенденциях разв...