Программа по подготовке к ЕГЭ по биологии. Блок «Эволюция живой природы»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)
Программа разработана для учителей биологии старших классов для подготовки обучающихся к ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razdelu_evolyutsiya_polyanicheva_n.o.docx | 54.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по подготовке к ЕГЭ по биологии
Блок «Эволюция живой природы»
в рамках курсов повышения квалификации учителей биологии по ДПП «Проектирование педагогической деятельности
по подготовке обучающихся к ГИА по биологии»
с 21 марта по 13 апреля 2022г.
Ф.И.О Поляничева Нина Олеговна
МБОУ «Новопоселеновская СОШ» Курского района
№ п/п | Элементы содержания | № задания | Знать и понимать | Уметь | Формы контроля |
1 | Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы | 15, 26 | Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди – Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование | Объяснять молекулярно-генетические механизмы эволюции, генетическое равновесие в популяциях на основе закона Харди-Вайнберга; единство живой и неживой природы, родство общность происхождения живых организмов; необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивости биосферы. Распознавать и описывать: особей вида по морфологическому критерию вида. Сравнивать: формы естественного отбора, способы видообразования, макро- и микроэволюцию. | Тестирование |
2 | Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С. Четверикова. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира | 15, 26 | Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Роль эволюционной теории в формировании естественнонаучной картины мира | Объяснять роль научных взглядов К.Линнея и Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина, синтетической теории эволюции, исследований С.С.Четверикова в формировании современной естественнонаучной картины мира; эволюцию растений и животных, используя теорию Ч.Дарвина и синтетическую теорию эволюции. Устанавливать взаимосвязи: движущих сил эволюции | Тестирование |
3 | Доказательства эволюции живой природы. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов | 15,16,26 | Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические | Выявлять: приспособления у организмов к среде обитания | Тестирование |
4 | Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции | 15, 23, 26 | Микроэволюция и макроэволюция. Направления эволюции. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. | Выявлять: приспособления у организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных. Сравнивать: макро- и микроэволюцию, пути и направления эволюции. Анализировать: различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни, эволюцию организмов Устанавливать взаимосвязи: путей и направлений эволюции. Решать задачи на анализ геохронологической таблицы | Тестирование |
5 | Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека современного вида. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среды, адаптация к ним человека | 16, 26 | Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство | Объяснять: причины эволюции человека, единства человеческих рас, их генетическое родство, родство человека с млекопитающими животными Анализировать: различные гипотезы происхождения человека современного вида, человеческих рас Устанавливать взаимосвязи: движущих сил эволюции человека | Тестирование |
Приложение:
Контрольная работа № 1 по теме: «Вид. Критерии вида. Популяция»
1. Установите соответствие между признаками крота и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
2. Установите соответствие между характеристиками и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
3. Установите соответствие между характеристиками вида Дикобраз азиатский и критериями вида, к которому её относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
4. Установите соответствие между характеристиками и критериями вида Дикобраз азиатский: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
5. Установите соответствие между признаками и критериями вида Крапива двудомная: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
6. Установите соответствие между признаками и критериями вида Большая синица: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
7. Установите соответствие между характеристиками и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ | КРИТЕРИИ ВИДА |
8. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида пресноводная гидра. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Гидры – род пресноводных сидячих кишечнополостных из класса гидроидных. (2)Представители обитают в стоячих водоёмах и реках с медленным течением, прикрепляясь к водным растениям или грунту. (3)Длина тела гидры составляет 1–20 мм, иногда несколько более, это одиночный малоподвижный полип. (4)Пищеварительно-мускульные клетки энтодермы могут захватывать частицы пищи и формировать пищеварительные вакуоли. (5)Железистые клетки энтодермы выделяют в полость кишки пищеварительные ферменты, расщепляющие пищу. (6)Стрекательные клетки эктодермы имеют капсулу, заполненную ядовитым веществом.
9. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Виноград культурный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Виноград культурный растёт в умеренных и субтропических регионах, широко культивируется во многих странах всех континентов. (2)Выращивают виноград обычно на шпалере. (3)Учёными установлено, что его сорта произошли от дикорастущего евроазиатского вида – Винограда лесного, который произрастает по всему северному побережью Средиземного моря и далее на восток, до южного побережья Каспия. (4)Цветки винограда мелкие, собраны в соцветия сложная кисть, или метёлка. (5)Плоды – шаровидные или яйцевидные ягоды, собранные в более или менее рыхлые, редко плотные, грозди. (6)Окраска ягод сильно варьирует в зависимости от сорта.
10. Почему популяцию считают единицей эволюции? Обоснуйте это утверждение.
Контрольная работа № 2 по теме: «Факторы эволюции»
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых дано описание движущего отбора.
(1)Действие этого отбора наблюдается в постоянных условиях среды. (2)Преимуществом обладают типичные, хорошо приспособленные к среде особи со средним выражением признака, а особи с отклонениями погибают. (3)У млекопитающих новорождённые с очень низкими очень высоким весом чаше погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорождённые со средним весом. (4)Изменение условий среды приводит к сдвигу среднего значения проявления признака в популяции. (5)Изменение признака может происходить как в сторону его усиления, таки в сторону ослабления. (6)Классическим примером является появление темноокрашенных бабочек под воздействием химических загрязнений атмосферы (промышленный меланизм).
2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Основными характеристиками стабилизирующего отбора являются следующие:
1) главной его целью является успех в размножении
2) действие его усиливается при постоянных условиях среды
3) сохраняет приспособленность вида, уменьшает его изменчивость
4) направлен на сдвиг средней величины признака в определённом направлении
5) выбраковываются особи со значительными отклонениями признака
6) в результате может появиться несколько новых форм из одной исходной
3. Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
4. Установите соответствие между признаком отбора и его видом.
ПРИЗНАК ОТБОРА | ВИД ОТБОРА |
5. Установите соответствие между особенностями действия эволюционного фактора с фактором, для которого эти особенности характерны.
ОСОБЕННОСТИ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА | ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ФАКТОР |
6. Установите соответствие между примерами организмов и формами борьбы за существование: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ БОРЬБЫ ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ |
7. Существование большого числа видов вьюрков на Галапагосских островах считают примером адаптивной радиации (формирование большого числа сходных видов из одного предкового). Объясните, под действием каких сил произошло формирование разнообразных видов вьюрков (на этапе становления). Какие формы естественного отбора действовали? Ответ поясните.
8. Что такое дрейф генов? При каких условиях он происходит? К какому эффекту может привести дрейф генов?
9. Сравните действие движущей формы естественного отбора с искусственным отбором. Укажите черты сходства и различий.
10. Что происходит с признаками и характеристиками организмов при дивергентном видообразовании? Какие движущие силы (факторы) эволюции лежат в основе этого процесса? Какая форма естественного отбора имеет место в данном случае?
Контрольная работа № 3 по теме: «Пути и доказательства эволюции»
1. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путем ароморфозов?
1) снижение испарения путем образования воскового налета на листьях
2) усиление опушенности листьев у покрытосеменных растений
3) наличие двойного оплодотворения у цветковых растений
4) образование корней у папоротникообразных
5) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате
6) защита семян в плодах у покрытосеменных растений
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания особенностей конвергенции.
(1) Процесс приобретения морфофизиологических изменений, приводящих к упрощению организации. (2) В результате формируются приспособления к сходным условиям среды. (3) Норма реакции расширяется и преимущество получают особи с более широкой нормой реакции. (4) Является основой образования новых систематических групп. (5)В одинаковых условиях существования животные, относящиеся к разным систематическим группам, приобретают сходные черты строения. (6) Норма реакции признака чрезвычайно узка, поэтому существует возможность вымирания вида, особенно при резких изменениях условий среды. (7) В результате образуются аналогичные органы - органы, выполняющие сходные функции, но имеющие принципиально различное строение и происхождение.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания общей дегенерации.
1) Упрощение организации и образа жизни организмов, сопровождающееся утратой ряда органов или систем органов, является одним из путей достижения биологического прогресса. 2) Общая организация гельминтов после перехода к паразитическому образу жизни сильно упростилась. 3) Паразитические черви отличаются от своих свободно живущих родственников высокой плодовитостью: сложными циклами развития и разнообразными приспособлениями к организменной среде обитания. 4) Паразитическое растение повилика в процессе эволюции утратила способность к фотосинтезу в связи с отсутствием нормальных листьев и корней. 5) У змей произошла редукция конечностей, а у крота - редукция органов зрения. 6) Редукция органов связана с мутациями, которые закрепляются в поколениях и распространяются в популяции.
4. Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны пути достижения биологического прогресса.
(1) А.Н. Северцов и И.И. Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции может достигаться разными путями. (2) Примерами ароморфозов являются эволюция кровеносной, дыхательной систем органов у животных. (3) Образование разных экологических групп в классе Птицы относят к идиоадаптациям. (4) Утрата органов или систем органов в связи с переходом к паразитическому образу жизни - это пример общей дегенерации. (5) Сужение ареала обитания, понижение численности особей характеризует биологический регресс.
6. Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции, которым они соответствуют.
ПРИМЕРЫ | ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ |
7. Установите соответствие между путем достижения эволюционного прогресса и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА | ПУТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОГРЕССА |
8. Установите соответствие между примером и видом сравнительно анатомических доказательств эволюции, к которому его относят.
ПРИМЕР | ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
9. Чем характеризуется биологический прогресс у покрытосеменных растений? Назовите не менее трех признаков.
10. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение и изучение ископаемых переходных форм и составление филогенетических рядов. Объясните сущность и значение этих методов и приведите по одному примеру.
Контрольная работа № 4 по теме: «Теория Ч.Дарвина. Синтетическая теория эволюции»
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны основные постулаты синтетической теории эволюции.
(1)Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы. (2)Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популяцию. (3)Наименьшей эволюционирующей единицей эволюции является популяция. (4)Возникнув естественным путём, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями. (5)Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе. (6)Целостность вида поддерживается миграциями особей из одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен аллелями («поток генов»).
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны положения синтетической теории эволюции.
(1)Эволюция живой природы носит скачкообразный характер. (2)Единицей эволюции служит популяция. (3)Размножение организмов происходит в геометрической прогрессии. (4)Результатом естественного отбора служит приспособленность организмов. (5)Естественный отбор проявляется в трёх формах: стабилизирующий, движущий, разрывающий. (6)Элементарным фактором эволюции служат мутации.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания основных идей Ч. Дарвина, касающихся эволюционных механизмов.
(1)Численность каждой популяции может увеличиваться неограниченно в условиях избытка ресурсов. (2)Однако в реальности численность каждой популяции, как правило, относительно постоянна. (3)Таким образом, внутри популяции существует борьба за существование. (4)Поскольку при этом существует наследственная изменчивость, которая создает разнообразие генотипов и фенотипов, некоторые особи более приспособлены к условиям окружающей среды. (5)В результате естественного отбора выживают более приспособленные особи. (6)В качестве примера можно привести одновременное существование на Галапагосских островах разных видов вьюрков.
4. Установите соответствие между научными трудами и учёным, которому они принадлежат:
НАУЧНЫЕ ТРУДЫ | УЧЁНЫЙ |
5. Как (с позиций Ч. Дарвина) возникла зелёная покровительственная окраска тела у коричневых гусениц, перешедших на питание зелёными листьями? Ответ поясните.
6. Установите соответствие между научными взглядами и учёными: 1) Ж.Б. Ламарк, 2) Ч. Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) выделил движущую силу эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию
Б) создал первую эволюционную теорию
В) сформулировал теорию естественного отбора
Г) выделил наследственную изменчивость, как фактор эволюции
Д) утверждал, что все полезные приобретённые признаки наследуются
Е) отрицал существование видов в природе
7. Установите соответствие между объяснениями эволюционных процессов и учёными – авторами эволюционных учений: 1) Жан-Батист Ламарк, 2) Чарльз Дарвин. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Язык муравьедов стал длинным в результате его постоянного вытягивания для ловли муравьёв.
Б) Виды галапагосских вьюрков возникли в результате дивергенции от исходного предка.
В) Глаза крота уменьшились из-за редкого их использования.
Г) Привычка змей залезать в щели привела к исчезновению конечностей, которые мешали им в узком пространстве.
Д) Предпочтения самками райских птиц самцов с цветастым оперением привело к экстравагантной окраске перьев у самцов этих видов.
Е) При уменьшении численности оленей в Катскильских горах в США больше шансов выжить получили самые быстрые волки.
8. Установите соответствие между (1) додарвиновскими концепциями, (2) положениями теории Дарвина и (3) последарвиновскими концепциями. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) Мир менялся благодаря катастрофам.
Б) Для организмов характерно стремление к прогрессу.
В) Органы должны упражняться, органы, которые не упражняются, атрофи- руются.
Г) В природе происходит отбор наиболее приспособленных организмов.
Д) Приспособленность организмов к среде обитания относительна.
Е) Мутационный процесс, комбинативная изменчивость – движущие силы эволюции.
9. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие основные идеи лежат в основе теории Чарльза Дарвина?
1) Интенсивное размножение организмов является одной из причин эволюции.
2) Материалом для эволюции служат комбинации генов и наследование этих комбинаций.
3) Движущими силами эволюции являются популяционные волны и мутации.
4) В природе происходит борьба за существование.
5) Движущими силами эволюции являются неопределённая изменчивость и естественный отбор.
6) Обмен генами возможен только внутри вида.
10. Выберите три положения синтетической теории эволюции.
1) единица эволюции – популяция
2) единица эволюции – вид
3) факторы эволюции – мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны
4) факторы эволюции – наследственность, изменчивость, борьба за существование
5) формы естественного отбора – движущий и половой
6) формы естественного отбора – движущий, стабилизирующий, дизруптивный
Контрольная работа № 5 по теме: «Происхождение человека»
1. Установите соответствие между сходствами и различиями человека и человекообразных обезьян и их характеристиками:
ХАРАКТЕРИСТИКИ | СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ |
2. Установите соответствие между особенностями человека и факторами антропогенеза:
ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА | ФАКТОРЫ АНТРОПОГЕНЕЗА |
3. Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССА МЛЕКОПИТАЮЩИЕ |
4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологических факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) В результате наследственной изменчивости у предков человека увеличивался объем головного мозга. (2) Миграции предков современного человека приводили к изменениям в генофонде разных популяций людей. (3) Трудовые навыки человек передавал из поколения в поколение. (4) Развитие речи и формирование абстрактного мышления у первобытного человека привели к появлению искусства. (5) На определённом этапе развития предки современного человека перешли к групповым формам охоты. (6) Основные расы человека являются результатом географической изоляции, естественного отбора и дрейфа генов.
5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.
6. Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке
7. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец
8. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные
9. Установите соответствие между характеристиками и расами: 1) негроидная, 2) монголоидная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) волосы курчавые, спирально закрученные
Б) фигура стройная, конечности удлиненные
В) глаза карие со складкой верхнего века
Г) лицо широкое, уплощенное и скуластое
Д) волосы темные, прямые и жесткие
Е) темная кожа, толстые губы
10. Крайне редко встречаются случаи рождения людей с множественными сосками, которые доказывают животное происхождение человека. Как называется такое явление? Объясните, почему этот признак не развивается у всех представителей вида. Приведите ещё два примера других подобных явлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доказательства эволюции живой природы
презентация по общей биологии для учащихся 10 класса...
Тесты "Эволюция живой природы"
Тесты можно использовать для подготовки к ЕГЭ в 11 классе....
Тест по теме "Эволюция живой природы"
Биология11 класс. Задания из ФИПИ...
Рабочая программа элективного курса по биологии: "Система, многообразие и эволюция живой природы". !0 класс
Рабочая программа по элективному курсу для 10 класса рассчитана на изучение биологии на углубленном уровне....
Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)
Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...
Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы"
Контрольная работа по биологии для 9 класса на тему: "Многообразие и эволюция живой природы" в 3 вариантах...
История представлений об эволюции живой природы.
Материал предназначен для учащихся 10 классов. На этом уроке учащиеся знакомятся с основными этапами развития эволюционных идей. Также изучаются работы К.Линея и Жан Батис Ламарка. ДЛя закреплен...