"Вид. Критерии вида" Урок (сдвоенный) по биологии в 10 классе по учебнику Пономарёвой, углубленный уровень
план-конспект урока по биологии (10 класс)
Сдвоенный урок по биологии в 10 классе разработан с использованием разных видов деятельности обучающихся и с использованием материалов на развитие функциональной грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вид. Критерии вида. Разработка урока по биологии | 44.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вид. Критерии вида.
Предмет: биология
Класс: 10
Цель урока: сформировать понятия «вид», «критерии вида», показать механизмы изоляции в природе.
Задачи урока:
Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение знаний о многообразии видов животных, их критериев.
Развивающие: содействовать развитию у учащихся умения выделять главное, сравнивать и обобщать приведенную информацию, использовать знания, полученные на уроках биологии, естествознания. Создавать эмоциональные ситуации для развития таких эмоций как удивление, уверенность в своих знаниях. Содействовать развитию у учащихся умений продуктивного чтения, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Воспитательные: содействовать в ходе урока формированию познаваемости мира и его закономерностей. Создать условия для воспитания толерантного и бережного отношения к природе. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, помочь им осознать практическую, личностную, нравственную значимость учебного материала.
Личностные результаты:
Личностные УУД
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2.Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Познавательные УУД
1. Формировать навыки смыслового чтения, умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
2.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
3. Развитие функциональной грамотности (работа с информацией, текстом учебника, преобразование текста в таблицу, умение наблюдать и давать описание растений; анализировать, сравнивать, формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения).
Коммуникативные
1. Формировать умения слушать и понимать речь других людей.
2. Формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие при работе в группе.
Регулятивные
1.Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, умений и навыков при выполнении лабораторной работы
2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Составлять (в группе) план решения проблемы.
Метапредметные:
- регулятивные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- коммуникативные:
- слушать товарища, обосновывать и отстаивать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи;
- аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации;
- использовать средства языка и речи для получения и передачи информации (самовыражение, монологические высказывания).
- Познавательные:
- работать с учебником; текстом, гербарием;
- преобразовывать текст в таблицу;
- находить сходства и отличия;
- объяснять значения биологических терминов;
- сравнивать и выделять признаки.
Межпредметные связи: география
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: демонстрация, беседа, рассказ, инструктаж. анализ и решение проблемных ситуаций, работа с учебником, таблицей, текстами, метод «мозгового штурма», метод эмпатии
Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная работа, лабораторная работа
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, гербарные материалы с растениями разных видов для проведения лабораторной работы, картины по зоологии: «Заяц-беляк», «Заяц-русак», «Медведь бурый», «Медведь белый»; раздаточный материал
Учебник: Пономарёва И.Н. Биология. Углубленный уровень. 10 класс. М, «Вентана-Граф», 2014
Урок по программе: 70-71 урок; 1-2 урок в разделе «Популяционно-видовой уровень жизни»
Учитель: Кузнецова Маргарита Викторовна
Технологическая карта урока:
Приложения:
Приложение 1
Выполнить задание: В указанном списке животных подсчитайте количество особей, видов и родов
1. Еж обыкновенный
2. Лисица обыкновенная
3. Медведь гималайский
4. Хомячок джунгарский
5. Заяц – беляк
6. Медведь бурый
7. Хомячок золотистый
8.Заяц – русак
9.Еж ушастый
10. Лисица обыкновенная
Приложение 2
Задание 1. Прочитать текст. Ответить на вопросы.
Обыкновенная белка - это один из самых известных и любимых всеми грызунов. Обитает обыкновенная белка на территории Евразии от Средиземного моря на юге до Скандинавии на севере, на востоке до Китая и Кореи. Первоначально она была обитателем хвойных лесов. В настоящее время её можно встретить в городских садах и парках. Длина тела обыкновенной белки см, длина хвоста см, масса тела от 200 до 1000 г. в зависимости от времени года. На ушках имеются кисточки. При помощи сильных задних лапок, снабженных острыми коготками, белка замечательно лазает по деревьям. Белки ведут одиночный образ жизни, хотя в холодные зимы иногда в одном гнезде живет несколько животных, вероятно, они согревают друг друга своими телами. Белки, не имеющие своего гнезда, живут в заброшенных дуплах деревьев и даже в пустых гнездах ворон и сорок. Обыкновенная белка линяет два раза в год. Летом у неё короткая и нежная рыжевато-коричневая шёрстка. С августа по ноябрь её постепенно заменяет более густая и тёмная зимняя шерсть. Окраска этих белок сильно варьирует, в пределах одного вида она меняется в зависимости от района, сезона, возрасти и т.д. Белки ведут дневной образ жизни. Они проводят дни в поисках пищи, часть которой сразу же съедают, а другую прячут в тайники, таким образом, они делают запасы на зиму. Круглый год белки питаются семенами деревьев, корой, орехами, грибами, насекомыми, соком растений, яйцами птиц. Обыкновенная белка размножается только в том случае, если пища имеется в достатке. В помёте от 2 до 4 бельчат. Мать кормит их молоком до 6 недель. Продолжительность жизни обыкновенной белки 2-3 года.
В данном описании не хватает двух критериев. Каких критериев не хватает, а какой критерий раскрыт наиболее полно? Прочитайте внимательно варианты ответов и выберите, на ваш взгляд, верный.
1. Не хватает физиологического и экологического критериев. Наиболее полно раскрыт морфологический критерий.
2. Не хватает генетического и биохимического критериев. Наиболее полно раскрыт экологический критерий.
3. Не хватает генетического и морфологического критериев. Наиболее полно раскрыт географический критерий.
4. Не хватает географического и биохимического критериев. Наиболее полно раскрыт физиологический критерий.
Приложение 3
. Задание 1. В приводимых ниже описаниях нескольких видов медведей укажите то, в котором вид охарактеризован наибольшим количеством критериев, запишите его, указав критерии: «В лесах Индии и Шри-Ланки, в районах, расположенных к северу до пустынь и до подножий Гималайских гор встречается медведь - губач. Он всеяден, но его любимая пища термиты, муравьи, фрукты, мёд, мелкие животные. Ведет ночной образ жизни, хорошо лазает по деревьям, в отличие от других видов медвежьих, губачи образуют пары на всю жизнь». «В таежной и лесной зонах России обитает бурый медведь, он крупнее губача, зимует в берлогах, всеяден» «Черные медведи, или барибалы, обитают в Северной Америке, их рост около 90 см, они мельче бурых, морда светло-бурая, на груди имеется небольшое светлое пятно. Этим пятном они напоминают гималайского медведя. Длинный мясистый нос отличает его от всех других видов медведей. Половое созревание с 4-5 лет, период размножения с июня до середины июля, количество детенышей 2-3. Ведут одиночный образ жизни. Барибалы любят лакомиться насекомыми из ульев, термитников, муравейников». «Места обитания, внешний вид и образ жизни белого медведя вам, очевидно, знаком». «В горах Боливии, Перу, Колумбии обитают очковые медведи. Это очень редкие, пугливые животные с пушистым мехом, длина их тела достигает 1,3-1,8 м, самцы крупнее самок, высота см, вес самцов кг, самок кг. Вокруг глаз этого медведя имеется напоминающий очки узор. Светлый рисунок, контрастирующий с черной или черно-бурой шерстью, есть и на груди очкового медведя».
Дополнительно. Задание 2. Прочитайте описание вида, установите соответствие: какой критерий под каким номером описан. 1.Длина тела см, масса 9-12 г, птицы обоих полов окрашены одинаково - тёмная, красновато-коричневая спина и светлый живот. 2. Голова заострённая, шея белая, клюв тонкий. 3. Ноги тёмно-коричневые. 4.Пальцы заканчиваются длинными, загнутыми когтями, приспособленными для удержания на стеблях тростника. 5. Тростниковую камышевку легче всего встретить на берегу болота, пруда или озера. 6. Эта пугливая малозаметная птичка чаще всего скрывается среди прибрежно-водных растений: тростника, камыша, или в кронах деревьев, особенно ив. 7. Гнездовой период начинается в конце мая. 8. Гнездо строит самка, а самец её сопровождает, но в постройке гнезда не участвует. 9. Самка может делать две кладки за сезон. 10.В каждой кладке от 2 до 4 яиц. 11.Родители насиживают кладку попеременно. 12. Птенцы вылупляются через 15 дней слепыми и неоперёнными. 13. Для маленькой птички тростниковая камышевка живет удивительно долго до 12 лет. 14. Встречается в регионе, протянувшемся от Южной Скандинавии и Южной Великобритании через всю Европу до Юго-Западной и Центральной Азии. 15. Зимует в тропической Африке.
Задание 4. Перед Вами два близких вида и их описания.
Признак | Домовая мышь | Лесная мышь |
Величина | 7-10 см, хвост короче тела | 7,5-11 см, хвост 7-11 см |
Шерсть | Теплая, густая, с характерным запахом Коричневая шубка и белое брюшко | цвет от соломенно-жёлтого до чёрного с проседью |
Образ жизни | Активны в ночное время | Активны в ночное время |
Привычки | Держатся колониями | Держатся небольшими группами |
Продолжительность жизни | 1,5-3 года | До года (в неволе до 4 лет) |
Пища | Семена, зерна, продукты питания человека | Семена, орехи, ягоды, плоды, грибы, насекомые, черви |
Размножение | Круглый год | Апрель – октябрь |
Количество помётов | До 5 в год (2-10 детёнышей) | 2-3 в год (4-7 детёнышей) |
Какой критерий, на ваш взгляд, можно использовать для определения принадлежности найденной особи в условиях сельской местности? Допустим, вы обнаружили мышь в мышеловке.
А) Биохимический; Г) Экологический; Б) Морфологический; Д) Географический; В) Физиологический; Е) Генетический.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Harry Potter Routine» - открытый сдвоенный урок в 6 классе по учебнику «Английский в фокусе».
Изучение времени PresentSimple облечено в игровую форму – представлено в виде одного обычного школьного дня из жизни волшебника Гарри Поттера. В процессе урока изучается не только новая тема, но...
Рабочая программа по биологии 6 класс по линии Пономарёва, издательство "Вентана -Граф"
Рабочая программа расчитана на 2 часа....
рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова
рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова...
Рабочая программа по биологии 5 кл. к учебнику Пономарёвой И. Н.
Рабочая программа по биологии 5 кл. составлена в соответствии с ФГОС ( 2014) на основе авторской программы Пономарёвой И. Н. , КучменкоВ.С. и др....
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Алимова базовый уровень 3 часа , углубленный уровни на 4 и 5 часов
Рабочая программа по алгебре и началам математического анализа по ФГОС ООО 11 класс по учебнику Алимова базовый уровень 3 часа, углубленный уровни на 4 и 5 часов...
Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень) по ФГОС
Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень) по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 11 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 11 класс к учебнику по ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М (базовый уровень)...