Рабочая программа по биологии 5 кл. к учебнику Пономарёвой И. Н.
рабочая программа по биологии (5 класс)

Рабочая программа по биологии 5 кл. составлена в соответствии с ФГОС ( 2014) на основе авторской программы Пономарёвой И. Н. , КучменкоВ.С. и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_5_kl.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Денисенкова Г. Н._________

Количество часов: всего 34ч.; в неделю 1 час


             

 

                 

  Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 5класса составлена в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010года)  на основе примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы  Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С.(Биология: 5 -11 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2014.).

Место предмета  в учебном плане.

На изучение предмета биология отводится 35 часов(1час в неделю)

УМК   Учебник  И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Рабочая тетрадь. 5класс. Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В  Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.

Планируемые  результаты освоения  предмета

Личностными   результатами  изучения   предмета   «Биология»   являются следующие умения:

5  класс

Осознавать  единство  и  целостность  окружающего  мира,  возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение

 Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать  жизненные  ситуации  с  точки  зрения  безопасного  образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность  и  поступки  других  людей  с  точки  зрения  сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле

Метапредметными результатами 

Регулятивные УУД: 5 класса

Самостоятельно  обнаруживать  и  формулировать  учебную  проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных иискать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять  (индивидуально  или  в  группе)  план  решения  проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия        с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД: 5 класс

Анализировать,  сравнивать,  классифицировать  и  обобщать  факты  и явления. Выявлять причины     и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать  информацию из  одного  вида  в  другой  (таблицу  в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные        источники необходимых         сведений, производить        поиск  информации, анализировать        и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:  5–класс                                                                                                                              Самостоятельно организовывать        учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными  результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:  5-й класс

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

–  приводить   примеры   приспособлений   организмов   к   среде   обитания   и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать  (по  таблице)  основные  группы  живых  организмов  (бактерии: безъядерные,   ядерные:   грибы,   растения,   животные)   и   основные   группы растений  (водоросли,  мхи,  хвощи,  плауны,  папоротники,  голосеменные  и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

–объяснять        строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– понимать смысл биологических терминов;

   – характеризовать  методы  биологической  науки  (наблюдение,  сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

–проводить         биологические  опыты и эксперименты, объяснять        их результаты; пользоваться увеличительными  приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

–   использовать   знания   биологии   при   соблюдении   правил   повседневной гигиены;

–  различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.

     Основное содержание учебного предмета

 

«БИОЛОГИЯ-НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ»

5-й класс 34 ч.

Часть  1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)

Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия  среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.

Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.

Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений.

Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в  поддержании постоянства условий.

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.

Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании.  Гармония человека и природы: эстетический аспект.

Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший  способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.

Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев .

Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.)

Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.

Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы:  растения, грибы, животные.

Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).

Многообразие и значение грибов. Их  роль  в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов.

Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.

Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.

Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.

Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.

Часть 3. Жизнь организмов на планете земля  (8 ч.)

Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям обитания.

Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов.

Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.

Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.

Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.

Часть 4. Человек  на планете Земля  (9 ч.)

Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека разумного. Биологические особенности современного человека.

Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление.

Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком окружающей среды.

Причины исчезновения многих видов животных и растений.

Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга.

Формы и виды учебной деятельности

 При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);
  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню  учебных достижений – на обобщающих по теме  уроках);
  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля). Данная программа реализуется при сочетании разнообразных видов и методов обучения:

виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий,.

методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.

 Методы и формы контроля:

  • устный опрос в форме беседы;
  • тематическое тестирование
  • устные зачёты;
  • лабораторный контроль;
  • индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
  • индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
  • промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий

Учебно- методическое обеспечение    

  Мультимедийные средства обучения  КиМ CD  Уроки биологии «Растения», презентации по ботанике. 

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования  (2010г.)

Авторские рабочие программы по разделам биологии: Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.: Биология: 5 -11классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 399 с.

 Методическая литература для учителя:

Биология в таблицах и схемах. Издание 2-еСПб,ООО»Виктория плюс»,2013.

Богданов Н. А. Контрольно- измерительные материалы. 5 класс. -М.: ВАКО, 2015.. Ионцева А. Ю Торгалов А. В. Биология в схемах и таблицах. -М.;Эксмо,2015..

Илларионов Э.Ф.Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники.- М.:      ВАКО, 2013.

 Курганский С. М. Внеурочная работа по биологии 5-11 классы._М.: ВАКО,2015.

Авторская  программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология     5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)

И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл. Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 кл.

                                                 Тема

Часы

Дата

Дата факт.

1.

1

1. Введение 

1

2

2. Биология – наука о живом мире

8

2

1

Наука о живой природе

3

2

Свойства живого

4

3

Методы изучения природы

5

4

Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов»

6

5

Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»

7

6

Химический состав клетки

8

7

Процессы жизнедеятельности

9

8

Систематизация знаний

3. Многообразие живых организмов

11

10

1

Царства живой природы

11

2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

12

3

Значение бактерий в природе и для человека

13

4

Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений»

14

5

Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных»

15

6

Значение растений и животных в природе и для человека  - тест

16

7

Грибы

17

8

Многообразие и значение грибов

18

9

Лишайники

19

10

Значение живых организмов в природе и жизни человека

20

11

Систематизация знаний - промежуточное тестирование

4. Жизнь организмов на планете Земля

8

21

1

Среды жизни планеты Земля

22

2

Экологические факторы среды

23

3

Приспособления организмов к жизни в природе

24

4

Природные сообщества

25

5

Природные зоны России

26

6

Жизнь организмов на разных материках

27

7

Жизнь организмов в морях и океанах

28

8

Систематизация знаний

5. Человек на планете Земля

7

29

1

Как появился человек на Земле

30

2

Как человек изменял природу

31

3

Важность охраны живого мира планеты

32

4

Сохраним богатство живого мира

33

5

Систематизация  и обобщение знаний – итоговый тест

34

7

Задания на лето

ИТОГО

34



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника

Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника...

Рабочая программа по биологии 5 класс. Учебник Сонин Н.И. 35 час.

Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС...

Рабочая программа по биологии 7 класс учителя биологии Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповныпо УМК Пономарёвой И.Н.

Рабочая  программа адресована учащимся 7 класса  МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени. Сахара Хамнаева» Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова

рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова...