Рабочая программа по биологии 5 кл. к учебнику Пономарёвой И. Н.
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии 5 кл. составлена в соответствии с ФГОС ( 2014) на основе авторской программы Пономарёвой И. Н. , КучменкоВ.С. и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_kl.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Денисенкова Г. Н._________
Количество часов: всего 34ч.; в неделю 1 час
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 5класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010года) на основе примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Пономаревой И.Н., Кучменко В.С., Корниловой О.А., Драгомилова А.Г., Суховой Т.С.(Биология: 5 -11 классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2014.).
Место предмета в учебном плане.
На изучение предмета биология отводится 35 часов(1час в неделю)
УМК Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Рабочая тетрадь. 5класс. Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
5 класс
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле
Метапредметными результатами
Регулятивные УУД: 5 класса
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных иискать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД: 5 класс
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД: 5–класс Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: 5-й класс
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строении и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
– понимать смысл биологических терминов;
– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
–проводить биологические опыты и эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Основное содержание учебного предмета
«БИОЛОГИЯ-НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ»
5-й класс 34 ч.
Часть 1. Биология - наука о живом мире (8 ч.)
Биология – наука о живом. Причины многообразия организмов: различная роль в круговороте веществ, различия среды обитания и образа жизни, многообразие планов строения организмов, стратегий их размножения.
Живой организм и его свойства: обмен веществ, рост, индивидуальное развитие, размножение, раздражимость, приспособленность.
Возникновение приспособлений – результат эволюции. Примеры приспособлений.
Экосистема – единство живых организмов разных «профессий» и неживой природы. Производители, потребители и разрушители, особенности их обмена веществ. Круговорот веществ в экосистеме и его роль в поддержании постоянства условий.
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов. Наличие или отсутствие ядра в клетке. Безъядерные и ядерные организмы. Тип питания: автотрофы и гетеротрофы. Сравнительная характеристика царств растений, грибов и животных.
Роль живых организмов и биологии в жизни человека. Создание окружающей среды для жизни людей. Обеспечение пищей человечества. Здоровый образ жизни и роль биологии в его обосновании. Гармония человека и природы: эстетический аспект.
Наблюдение – начало всякого изучения. Факт. Сравнение и его роль в оценке воспроизводимости результатов. Эксперимент – важнейший способ проверки гипотез и создания теорий. Приборы и инструменты и их роль в науке. Измерение.
Лабораторные работы: Изучение строения живых клеток кожицы лука, клеток листьев .
Часть 2. Многообразие живых организмов.(10 ч.)
Разнообразие организмов. Принципы их классификации. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы.
Систематика – наука о многообразии живых организмов. Важнейшие систематические группы. Основные царства живой природы: растения, грибы, животные.
Бактерии – мелкие одноклеточные организмы, обитающие в однородной среде. Строение и обмен веществ бактериальной клетки. Как происходит наследование, роль молекулы ДНК в размножении организмов. Размножение микробов. Роль бактерий в нашей жизни (болезнетворные, используемые в производстве, редуценты в природных экосистемах, полезная микрофлора организма: на коже, во рту, в кишечнике).
Многообразие и значение грибов. Их роль в природе и в жизни человека. Строение, жизнедеятельность грибов. Размножение грибов.
Роль грибов в биосфере и в жизни человека. Практическое значение грибов. Съедобные и ядовитые грибы своей местности.
Фотосинтез. Хлорофилл. Строение и функции растительной клетки. Хлоропласт. Вакуоль. Обмен веществ растения: фотосинтез и дыхание растений. Минеральное питание растений.
Лишайники – симбиотические организмы. Строение и жизнь лишайников. Экологическая роль лишайников. Многообразие лишайников. Хозяйственное значение лишайников.
Лабораторные работы: Изучение строения лишайников.
Часть 3. Жизнь организмов на планете земля (8 ч.)
Взаимосвязь организмов и окружающей среды. Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Влияние экологических факторов на организмы. Факторы не живой природы, факторы живой природы. Примеры экологических факторов.
Понятие природные зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь.
Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Часть 4. Человек на планете Земля (9 ч.)
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Орудия труда человека разумного. Биологические особенности современного человека.
Деятельность человека в природе и наши дни . Особенности поведения человека. Речь. Мыщление.
Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Изменение человеком окружающей среды.
Причины исчезновения многих видов животных и растений.
Проявление современным человеком заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга.
Формы и виды учебной деятельности
При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:
- индивидуальная (консультации);
- групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках);
- фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);
парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля). Данная программа реализуется при сочетании разнообразных видов и методов обучения:
виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий,.
методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок.
Методы и формы контроля:
- устный опрос в форме беседы;
- тематическое тестирование
- устные зачёты;
- лабораторный контроль;
- индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания);
- индивидуальные домашние задания (письменные и устные);
- промежуточная аттестация (по выбору обучающихся) в форме тестовых заданий
Учебно- методическое обеспечение
Мультимедийные средства обучения КиМ CD Уроки биологии «Растения», презентации по ботанике.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (2010г.)
Авторские рабочие программы по разделам биологии: Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.: Биология: 5 -11классы: программа. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 399 с.
Методическая литература для учителя:
Биология в таблицах и схемах. Издание 2-еСПб,ООО»Виктория плюс»,2013.
Богданов Н. А. Контрольно- измерительные материалы. 5 класс. -М.: ВАКО, 2015.. Ионцева А. Ю Торгалов А. В. Биология в схемах и таблицах. -М.;Эксмо,2015..
Илларионов Э.Ф.Поурочные разработки по биологии. Растения, бактерии, грибы, лишайники.- М.: ВАКО, 2013.
Курганский С. М. Внеурочная работа по биологии 5-11 классы._М.: ВАКО,2015.
Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова,А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова ( Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2014г)
И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев , О.А.Корнилова Биология 5 кл. Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Календарно-тематическое планирование по биологии 5 кл.
№ | № | Тема | Часы | Дата | Дата факт. |
1. | 1 | 1. Введение | 1 | ||
2 | 2. Биология – наука о живом мире | 8 | |||
2 | 1 | Наука о живой природе | |||
3 | 2 | Свойства живого | |||
4 | 3 | Методы изучения природы | |||
5 | 4 | Увеличительные приборы Лабораторная работа №1 «Изучение строения увеличительных приборов» | |||
6 | 5 | Строение клетки. Ткани. Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений» | |||
7 | 6 | Химический состав клетки | |||
8 | 7 | Процессы жизнедеятельности | |||
9 | 8 | Систематизация знаний | |||
3. Многообразие живых организмов | 11 | ||||
10 | 1 | Царства живой природы | |||
11 | 2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | |||
12 | 3 | Значение бактерий в природе и для человека | |||
13 | 4 | Растения. Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением растений» | |||
14 | 5 | Животные. Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных» | |||
15 | 6 | Значение растений и животных в природе и для человека - тест | |||
16 | 7 | Грибы | |||
17 | 8 | Многообразие и значение грибов | |||
18 | 9 | Лишайники | |||
19 | 10 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | |||
20 | 11 | Систематизация знаний - промежуточное тестирование | |||
4. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | ||||
21 | 1 | Среды жизни планеты Земля | |||
22 | 2 | Экологические факторы среды | |||
23 | 3 | Приспособления организмов к жизни в природе | |||
24 | 4 | Природные сообщества | |||
25 | 5 | Природные зоны России | |||
26 | 6 | Жизнь организмов на разных материках | |||
27 | 7 | Жизнь организмов в морях и океанах | |||
28 | 8 | Систематизация знаний | |||
5. Человек на планете Земля | 7 | ||||
29 | 1 | Как появился человек на Земле | |||
30 | 2 | Как человек изменял природу | |||
31 | 3 | Важность охраны живого мира планеты | |||
32 | 4 | Сохраним богатство живого мира | |||
33 | 5 | Систематизация и обобщение знаний – итоговый тест | |||
34 | 7 | Задания на лето | |||
ИТОГО | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника
Рабочая программа по биологии 8 класс учебник Колесов Д. В., Маш П.Д. Программа под редакцией В. В. Пасечника...
Рабочая программа по биологии 5 класс. Учебник Сонин Н.И. 35 час.
Рабочая программа по биологии 5 класс. ФГОС...
Рабочая программа по биологии 7 класс учителя биологии Дашиевой Цыбик-Ханды Будажаповныпо УМК Пономарёвой И.Н.
Рабочая программа адресована учащимся 7 класса МБОУ «Улюнская средняя общеобразовательная школа имени. Сахара Хамнаева» Рабочая программа разработана на основе нормативных документов:...
Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...
Рабочая программа по биологии 6 кл (по программе И.Н.Пономарёвой)
рабочая программа...
Рабочая программа по биологии 7 кл (по программе И.Н.Пономарёвой)
рабочая программа...
рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова
рабочая программа по биологии 9 класса по учебнику И.Н. Пономарёвой, О.А. Корниловой, Н.М. Чернова...