Урок "Вода - уникальное вещество природы"
план-конспект урока по биологии (8 класс)
Межпредметный урок химии, биологии, физики, географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_temu_voda-_unikalnoe_veshchestvo_prirody.docx | 73.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноборская средняя школа»
Интегрированный урок по теме:
«Вода - уникальное вещество природы»
Подготовила и провела
учитель химии высшей категории
Еристова Марина Владимировна
с. Красный Бор, 2019 г.
Сведения об авторе | ||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Еристова Марина Владимировна | |||||||||||||||||||||
Район | Шатковский | |||||||||||||||||||||
Место работы | МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа | |||||||||||||||||||||
Должность | Учитель химии | |||||||||||||||||||||
Общая информация | ||||||||||||||||||||||
Образовательная область, учебный предмет | Химия | |||||||||||||||||||||
Класс | 8 класс | |||||||||||||||||||||
Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть) | Рабочие программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/Н. Н. Гара. – Просвещение, 2019. – 48 с. | |||||||||||||||||||||
Тема учебного занятия | ||||||||||||||||||||||
Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и | «Вода – уникальное вещество природы» (интегрированный урок химии, физики, биологии, географии, экологии) | |||||||||||||||||||||
Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия | Изучаемая тема: Вода. Растворы 1. Вода. 2.Химические свойства воды 3. Вода - растворитель. Растворы. Массовая доля растворенного вещества 4. Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации» 5. Практическая работа №5 Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества 6. Повторение и обобщение по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 7. Подготовка к контрольной работе по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». 8. Контрольная работа № 2 по темам «Кислород», «Водород», «Вода. Растворы». | |||||||||||||||||||||
Учебная задача
| дать целостное представление о воде с точки зрения естественных наук (биологии, химии, физике, географии, экологии) | |||||||||||||||||||||
Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты | ||||||||||||||||||||||
Цель Уровень | Базовый (учащийся научится) | Повышенный (учащийся получит возможность научиться) | ||||||||||||||||||||
Цель – предмет (предметный результат) | Учащиеся изучат химические свойства воды, строение ее молекулы | Учащиеся получат возможность сформировать целостное представление о воде, как уникальном веществе природы | ||||||||||||||||||||
Цель – способ (метапредметный результат) | Учащиеся овладеют умениями работать с текстовой информацией, лаконично, аргументировано вести рассуждения | Учащиеся получат возможность для развития своих творческие способности, применения своих знаний на практике. | ||||||||||||||||||||
Цель-ценность (личностный результат) | Учащиеся в ходе изучения темы «Вода – уникальное вещество природы» получат представление о воде, как одном из веществ без которого невозможна жизнь как самого ученика, его близких, так и всех живых существ на нашей планете. | |||||||||||||||||||||
Исходное состояние учащихся: - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. | - имеют опыт работы с различными источниками информации; - владеют техникой публичного выступления; -обладают практическими навыками проведения простейших опытов; - могут аргументировать свою точку зрения; - имеют знания о бинарных соединения (оксидах); - владеют информацией о химических формулах; -владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, умения делать выводы) | |||||||||||||||||||||
Формы оценки планируемых результатов | Предметный результат | Метапредметный результат | Личностный результат | |||||||||||||||||||
- работа с текстом; - нахождение ответов на проблемные вопросы; - фронтальная работа в ходе эвристической беседе. | -проведение опытов; - отгадывание кроссвордов, загадок; - умение делать выводы при проведении опытов. | - участие в обсуждении результатов опытов. | ||||||||||||||||||||
Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия | ||||||||||||||||||||||
Учебно-информационное обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Интернет-ресурсы | ЭОРы | ||||||||||||||||||
1.Рабочие программы предметной линии учебников Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/Н. Н. Гара. – Просвещение, 2019. – 48 с. 2.Учебник. Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман.- Просвещение, 2018. – 207 с | 1. 1.Воскобойникова, Н. П., Галыгина, И. В., Галыгина, Л. В. Современные технологии преподавания химии. 8-11 классы 2. Денисова, О. И. Формирование компетенций на уроках химии: 8 класс 3. Кузнецова, Н. Е., Шаталов, М. А. Обучение химии на основе межпредметной интеграции: 8-9 классы | Единая коллекция образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/ Мир химии. Справочная информация, опыты – | DVD – диск «Виртуальная химическая лаборатория. 8 класс» | |||||||||||||||||||
Техническое обеспечение | ноутбук «Toshiba», проектор «Optoma»,интерактивная доска «IQBoard» | |||||||||||||||||||||
Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование | ||||||||||||||||||||||
Этап урока | Подэтап урока | Организация педагогически целесообразного взаимодействия | Психолого – педагогическое обоснование | |||||||||||||||||||
1. Мотивационно ориентировоч-ный | 1.1. Вхождение в контакт | Подготовка учащихся к учебной деятельности Методы стимулирования интереса к учению: предъявлений требований учителем. | Создание комфортной психологической атмосферы урока. | |||||||||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта учащихся | По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесные, наглядные | Опора на имеющиеся знания о бинарных соединениях, оксидах. | ||||||||||||||||||||
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | Формулирование цели урока как прогностической модели ожидаемого результата Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)
| Совместное участие учителя и учащихся в постановке основной дидактической цели урока | |||||||||||||||||||
2.2. Подготовка к активному и осознанному усвоению знаний | По источнику передачи и восприятия учебной информации: наглядный (показ картин и фотографий) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный (поиск ответа на проблемный вопрос) Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха. | Развитие различных видов мышления: - теоретического (использование имеющихся знаний для ответа на проблемный вопрос) - словесно-логического (правильное использование терминов и понятий) | ||||||||||||||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный (рассказ учителя), практический (проведение опытов) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный, продуктивный (проведение опытов) По характеру управления учебной работой: самостоятельно, под руководством учителя Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха. | Задействование различных каналов восприятия материала способствуют усвоению материала | ||||||||||||||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный (беседа) По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный, продуктивный (проведение опытов) По характеру управления учебной работой: самостоятельно Методы стимулирования интереса к учению: практически ориентированная информация о воде как источнике жизни | В психологическом плане на этом этапе происходит интериоризация способа деятельности, а также очерчиваются границы его применимости | ||||||||||||||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный (беседа) Методы контроля и самоконтроля: письменный самоконтроль |
| |||||||||||||||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | По характеру управления учебной работой: формирование убеждения в социальной и личной значимости учения Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов учащихся | Учащиеся самостоятельно оценивают результаты усвоения темы | ||||||||||||||||||||
Сценарий проведения учебного занятия | ||||||||||||||||||||||
Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия учащихся(примерные версии ответов) | |||||||||||||||||||
1. Мотивационно ориентировоч-ный | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку | Учащиеся готовятся к учебной деятельности | |||||||||||||||||||
1.2. Актуализация субъектного опыта учащихся (мотивация) | Учитель химии (на фоне музыки демонстрирует картины) Ребята перед вами репродукции картин И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», В. М. Васнецова «Аленушка», И. К. Айвазовского «Девятый вал», фотографии (на которых изображены облака, льдины, дождь). | Картины, фотографии вызывают интерес и как следствие, желание узнать для чего они на уроке химии. | ||||||||||||||||||||
2. Операционно – исполнительс-кий | 2.1. Целеполагание и планирование | Что объединяет все эти картины и фотографии? | На всех картинах и фотографиях изображена вода. Значит, сегодня на уроке мы будем вести речь о воде. | |||||||||||||||||||
2.2. Подготовка к активному и осознанному усвоению | Такая всем известная и в то же время неизвестная вода. Вещество самое удивительное на нашей планете. Недаром Леонардо да Винчи говорил о ней: «Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Скажите, если рассмотреть состав воды, к какому классу неорганических веществ можно отнести воду? Этот оксид называют оксидом жизни, самым удивительным веществом на нашей планете. Почему? | На основании состава воды, учащиеся отвечают, что вода – это оксид. Учащиеся высказывают свои предположения. | ||||||||||||||||||||
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим воду с точки зрения химии, физики, биологии, географии, экологии. И начнем мы изучение воды с вопроса о распространения воды в природе. Учитель географии. Вода – самое распространенное на Земле вещество. Почти ¾ поверхности земного шара покрыто водой, заполняющей все природные водоемы и образующей океаны, моря, реки и озера (показывает на контурной карте). Наша Родина занимает первое место в мире по запасам пресной воды – на территории России сосредоточено 1/5 ее мировых запасов. Речной сток составляет 4270 км3. Давайте вспомним реки нашей страны. Для этого нам надо будет разгадать шарады:
К ноте «Н» добавить надо, Нота больше не поет, А рекой она течет (Дон)
Широка и глубока. Букву «Е» на «У» сменить – стану ночью всем светить (Лена – луна)
Россия вся гордится мной. Но «И» ты спереди прибавишь – И стану птицей я лесной (Волга – иволга)
Я сказки Пушкина герой, Но если «Л» на «Н» заменишь. Сибирской стану я рекой (Елисей – Енисей) Много воды находится в газообразном состоянии в виде паров в атмосфере; огромными массами снега и льда лежит вода круглый год на вершинах гор и в полярных странах. Не только на поверхности земли, но и в недрах находится вода, пропитывающая почву и различные горные породы, образуя грунтовые воды, дающая начало источникам и ключам. Вода играет определяющую роль в геологической истории Земли, в формировании климата и погоды, в круговороте веществ, в физиологической и биологической сферах жизни. Водная оболочка планеты – гидросфера. В ней растворены соединения до 100 химических элементов. Особенно важны растворенные в воде кислород и углекислый газ, участвующие в фотосинтезе и дыхании. Учитель химии. Процесс фотосинтеза можно записать с помощью следующего химического уравнения: 6СО2 + 6 Н2О = С6Н12О6 + 6 О2 Вода может вступать в реакции разложения, соединения, замещения, обмена. 2Na + 2Н2О = 2NaOH + Н2 CaO + Н2О = Ca(OH)2 SO3 + Н2О = H2SO4 CaC2 + 2Н2О = C2H2 + Ca(OH)2 Учитель физики. Вода – один из самых удивительных природных материалов и с точки зрения физики. Вода – единственная из всех известных на планете жидкостей, способная иметь в природе три физических формы – жидкую, твердую и газообразную. Как расположены молекулы в твердых телах, жидкостях и газах? У веществ, в каком агрегатном состоянии, плотность должна быть больше? Но вода – исключение из правил. Работа в группах: 1 группа: Почему айсберги плавают? Что было бы с живыми организмами в водоемах зимой, если бы плотность льда была бы больше плотности воды? 2 группа: Проделайте опыт: поднесем пустой пластиковый стаканчик к пламени спиртовки. Затем наполните такой же водой и снова поднесите к пламени спиртовки. Сделайте вывод на основании проведенного опыта. 3 группа: Проделайте опыт: прокипятите воду в пробирке, на дне которой находится лед. Благодаря каким особенностям воды живые организмы в воде хорошо переносят зиму. Какова температура кипения воды и плавления льда? Оказывается это - аномально высокие значения. Учитель химии: Найдите Мr веществ: H2O; H2S; H2Se; H2Te
Какой мы можем сделать вывод? В соответствии с этой закономерностью, вода должна замерзать около - 1000С, кипеть при температуре около 800С. Как можно объяснить такие высокие температуры кипения и замерзания воды? Для этого рассмотрим особый вид химической связи – водородную. У воды один конец молекулы имеет небольшой положительный заряд а другой – отрицательный. Такую молекулу называют диполем. Молекулы воды не линейны – угол между связями равен 1050 Связи ковалентные полярные, то есть некоторый положительный заряд несут атомы водорода, а отрицательный – атом кислорода. Вследствие этого связанный атом кислорода способен притягивать атом водорода соседней молекулы с образованием водородной связи, что существенно повышает общую энергию связи. Эта связь между атомами водорода одной молекулы и атомами кислорода другой называется водородной. Учитель биологии: Значение воды дл живых организмов очень велико, так как вода – это не только необходимый компонент клеток, но зачастую еще и среда обитания. Без воды нет жизни. Она всюду на нашей планете, но жизнь есть там, где есть вода. По способности переносить недостаток воды растения делятся на: ксерофиты мезофиты гидрофиты высокая средняя низкая в ы н о с л и в о с т ь кактус ясень рогоз можжевельник береза кувшинка Какие существую адаптации у растений к засушливым условиям среды? Как приспосабливаются животные к недостатку влаги? Какую роль играет вода в организме человека? Взрослый человек на 64-68% состоит из воды, ребенок – на 85%. Вода нужна каждой клетке организма. В клетках мозга содержится больше всего воды-81%., в эмали зубов – 10%. Организм человека нуждается в постоянном восполнении запасов воды. Это можно сделать за счет не только питья воды, но и приема пищи. Большинство веществ может проникнуть в клетку через мембрану только в растворенном виде. Люди способны прожить без пищи несколько недель, но без воды человек умрет через несколько дней. Почки человека за сутки прогоняют до 100 кг жидкости. Вода в организме постоянно обновляется, в среднем за 70 лет жизни человек потребляет 80 т воды, в сутки необходимо примерно 2 л. При потере 6% воды от массы тела наступает слабость, повышение температуры, головокружение, сердцебиение и учащение дыхания, а при потере20-25% - наступает смерть. Неоценима роль воды в сохранении здоровья человека. В средние века, например, люди совсем не уделяли внимания личной гигиене: не умывались, не мылись. Это было одной из причин распространения эпидемий чумы, оспы, холеры, брюшного тифа и других ужасных болезней. Участвуя в обмене веществ, вода позволяет уменьшать жировые накопления и снизить вес. Многие из тех, кто хочет похудеть, считают, что их организм удерживает воду, и старается меньше пить. Однако вода является естественным мочегонным средством и, если вы пьете, то теряете в весе. Если организм получает достаточное количество воды, то человек становится более энергичным и выносливым. Ему проще контролировать свой вес, поскольку улучшается пищеварение, а когда вас тянет перекусить, часто достаточно просто выпить воды, чтобы снизить аппетит. Исследованиями ученых доказано, что употребление достаточного количества воды может свести к минимуму боли в спине, мигрени, ревматически боли, а также понижение уровня холестерина в крови и кровяного давления, уменьшая тем самым вероятность сердечного приступа. Достаточное количество воды – это один из лучших способов предотвращения образования камней в почках. Так как вода не содержит солей, жира, холестерина и кофеина, то соответственно, она по-другому выводится из организма. Регулярное потребление воды улучшает мышление и координационные действия мозга. Головной мозг и весь организм буду достаточно заряжены нужными веществами, если вода, которую мы пьем высокого качества, то есть будет богата минеральными веществами. Здоровый человек не должен ограничивать себя в питье, но гораздо полезнее пить часто и понемногу. Вредно выпивать сразу много жидкости, так как всякая жидкость всасывается в кровь, и, пока ее излишек не будет выведен из организма почками, сердце получает излишнюю нагрузку. Учитель экологии: В настоящее время перед жителями страны стоит вопрос загрязнения водных ресурсов. Процесс диффузии играет большую роль в загрязнении рек, морей и океанов. Например, можно быть уверенным, что моющие средства, слитые в канализацию в Одессе, окажутся у берегов Грузии и Турции из-за диффузии существующих течений. Годовой сброс производственных и бытовых стоков в мире равен примерно 9,3 трлн. Тонн. Загрязнение водоемов приводит к тому, что в них исчезает жизнь, а воду, используемую для питья, приходится очищать, что очень дорого. Кроме того, в загрязненной воде происходят химические реакции с выделением тепла. Температура воды повышается больше, при этом снижается содержание кислорода в воде, что плохо для водных организмов. Из-за повышение температуры воды многие реки теперь зимой не замерзают. А может ли человеческая деятельность повлиять на испарения воды в водоеме? Чтобы ответить на вопрос, давайте проведем опыт: Возьмите два стакан. В оба стакана налейте одинаковое количество воды. Один стакан оставьте, а в другой осторожно опустите на поверхность 3-4 капли растительного масла. Одинаковым ли будет процесс испарения в первом и втором стаканах? Обратите внимание на отражение света от поверхности чистой воды и поверхности, покрытой масляной пленкой. Аналогичные изменения происходят, если в воду выливается нефть. В 1970 г. в мировой океан было вылито 70 млн. тонн нефти, а в 1991 уже 190 млн. тонн в результате аварий танкеров, морских буровых платформ нефтепроводов. Нефть, вылитая в одном месте, распространяется по поверхности Мирового океана. Таким образом, главная жидкость нашей планеты – вода загрязняется и меняет свои свойства. А нарушение круговорота воды в природе приводит к гибели жизни на Земле. Журнал «Вокруг света» утверждает: водой покрыто три четверти земной поверхности, но лишь 2,5 % от общемирового запаса можно пить. К тому две трети от этого «мизера» представляет собой лед. А из оставшейся трети большая часть нам достается в виде муссонных дождей, наводнений и прочих бедствий. Реально человеку доступно менее 0,08% всего запаса, что, впрочем, покрывает современное водопотребление в мире, составляющее примерно 4130 км3 в год (около 70% имеющейся у нас воды мы используем в сельском хозяйстве). Но Всемирный водный совет полагает, что к 2020 году, чтобы «напоить и накормить» растущее население планеты, понадобиться на 17% воды больше, чем будет в наличии. Уже сегодня каждый пятый человек не имеет в распоряжении чистой питьевой влаги, а каждый второй имеет только ту, которая не прошла адекватной очистки. Существуют прогнозы, что при удвоении населения к 2050 году, при стремительно растущих запросах через несколько лет наступит всеобщий водный кризис – пострадать могут до 2,5 миллиарда человек. Как бы при этих обстоятельствах запасы пресной воды не стали новым источником конфликтов в международных речных бассейнах. Какие вы можете предложить меры защиты воды от загрязнения? Чистыми должны быть воды Океанов, моря, рек. И об этом должен помнить каждый умный человек. | Закрепление знаний о реках нашей страны Разгадывая шарад, способствует развитию логического мышления у учащихся. Учащиеся закрепляют навыки в расстановке коэффициентов, самостоятельно уравнивая уравнение. Закрепление знаний о типах химических реакций на примере свойств воды. Закрепление знаний об особенностях строения веществ в различных агрегатных состояниях. Учащиеся отвечают, что, как правило, плотность больше у веществ, находящихся в твердом агрегатном состоянии. Вода – это единственное вещество у которого плотность в жидком состоянии больше плотности в твердом состоянии. На основании того, что вода при замерзании распирается, лед может плавать по поверхности воды. Если бы не это свойство, большая часть нашей планеты была бы закована во льды, и жизнь в ее морях, прудах и реках была бы невозможна. Учащиеся делают вывод, что пластиковый стаканчик начинается быстро плавиться. Стаканчик наполненный водой остается целым, а вода в нем нагревается. Вода в пробирке долго не закипает, то есть лед является плохим проводником тепла. Все это дает возможность растениям и другим живым организмам благополучно перезимовать Учащиеся отвечают, что температура кипения воды – 1000С, температура плавления льда - 00С. Закрепление навыков в определении относительной молекулярной массы веществ Мr(H2O) = 18 Мr(H2S)=34 Мr(H2Se) = 81 Мr(H2Te) = 130 Учащиеся желают вывод: в ряду однотипных водородных соединений элементов главной подгруппы 6 группы температура плавления и кипения с увеличением относительной молекулярной массы возрастает. Исключение составляет только вода. Растения засушливых мест обитания имеют опушения листьев, превращение их в колючки, утолщение стеблей и листьев, длинные корни, раннее цветение. Приспособления у животных следующие: переждать жару в норах, летняя спячка в слизистом коконе (дождевой червь), накопление жира, который расщепляясь дает воду ( верблюды, грызуны), миграции. Ответы учащихся: -увлажняет кислород для дыхания, - регулирует температуру тела, - помогает усваивать питательные вещества, - защищает жизненно важные органы; - смазывает суставы; - помогает преобразовать пищу в энергию; - участвует в обмене веществ; - выводит различные отходы из организма. Практико-ориентированная информация способствует лучшему усвоению материала. Учащиеся делают вывод о том, что роль воды в организме человека огромна. Вывод: масло покроет поверхность воды тонкой пленкой, поэтому молекулам воды труднее пробиться через вязкую пленку масла. Следовательно, процесс испарения будет происходить значительно медленнее во втором стакане. Свет отражается по-разному. Во втором стакане – сильнее. А это значит, что солнечного света, необходимого для жизни водных животных и растений, проникает в воду меньше. Актуализация знаний о значении сохранения пресной воды. Учащиеся высказывают свое мнение и аргументируют его. Вода – уникальное вещество, которое нужно беречь и защищать! | ||||||||||||||||||||
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал. Химия: Расставьте коэффициенты в уравнениях и укажите тип реакции: N2O5 + H2O = HNO3 H2O = H2 + O2 Li + H2O = LiOH + H2 Биология: Рассчитайте количество воды в своем организме, зная, что вода в вашем организме составляет 75% от массы тела. Физика: В горах Тибета местные жители этих мест пьют чай, в то время когда он кипит и булькает. Но многие получали ожоги если пытались пить кипящий чай в Индии, находящейся на уровне моря. Дайте этому явление объяснение с точки зрения физика. География: Отгадайте шарады: 1.Две первые буквы найдете в «бору». Четыре последних составят игру. По целому трудно бывает пройти, Вам лучше сторонкой его обойти (болото) 2.В ярме шагает первый слог, Второй, конечно же, предлог. А целое корабль качает, То вверх то вниз его бросает (волна). 3. Слог первый в числах поищите, В нем «Т» на «П» вы замените. Второй – военное сражение. Все – моря сильное волнение (прибой). Экология: 6 мая 1976 года Европейский Совет подписал водную хартию:
Объясните справедливость одного любого пунктов хартии. | Закрепление полученных знаний, умений и навыков. | ||||||||||||||||||||
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Молодцы, вы показали, что хорошо усвоили материал. | Обсуждение выполнения задания. | |||||||||||||||||||
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Вам предлагается «Карта отслеживания эффективности урока»
| Учащиеся выявляют свои успехи и недостатки. Ощущают свою значимость как полноправные участники учебного процесса. | ||||||||||||||||||||
И закончить урок хочется словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Необходимая составная часть всего живого. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснишь только нашими пятыми чувствами… Ты величайшее в мире богатство…» | Разнообразное домашнее задание способствует тому, что все учащиеся смогут найти себе задание «по душе». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме «Вода – уникальное вещество природы»
Цель урока: интегрировать знания учащихся о распространении воды в природе, свойствах и значении воды для живых организмов из курсов физики, химии, биологии, выявить экологические пр...
Урок - конференция исследователей "Уникальное вещество - вода!"
Урок-конференция исследователей «Уникальное вещество – вода!» является повторительно – обобщающим уроком в одиннадцатом (можно в десятом) классе. Длительность 45 минут (или 90 минут)....
Презентация урока-исследования "Байкал-уникальное творение природы"
Презентация подготовлена для удобства в работе учителя, организовав групповую работу. В методическом пособии был материал проведения таого урока, я подготовила презентацию. для использования на ...
Презентация " Вода - уникальное вещество" к уроку по теме " Вода" 8 класс.
Презентация " Вода - уникальное вещество" позволяет расширить представление о воде как уникальном веществе на Земле, затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды, показать, что защита в...
Учебный проект по химии " Уникальное вещество природы"
Работа объединяет несколько тем по химии: Строение вещества; Химические реакции; и биологии: Химический состав клетки.Главным в проекте является совершенствование у школьников навыков работы с информа...
С рюкзаком по родной стороне. Уникальные памятники природы
Маршрут многодневного похода выходного дня по Новооскольскому краю, посвященного Году охраны окружающей среды...
Классный час "Баскунчак - уникальное творение природы"
Материал включает конспект и презентацию к классному часу "Баскунчак - уникальное творение природы"....