Календарно-тематическое планирование по "Биологии" для 5-9 классов
календарно-тематическое планирование по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Писарева Татьяна Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по "Биологии" для 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_biologiya_5-9_kl.docx143.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петропавловская средняя общеобразовательная школа №39

УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Петропавловская СОШ №39

_______________К.Ю. Гуреев

Приказ № ____ от «____» _____2021 г.

Календарно-тематическое планирование
на 2021/2022 учебный год

Предмет: биология

Классы: 5-9

Учитель: Писарева Татьяна Анатольевна                                              

Категория: нет

Стаж: 10 лет

Рассмотрено на заседании

МС

Протокол № ___ от «____» ____________ 2021 г.

Руководитель МС ______________Хетемова Н.Ю.

Зам. директора по УВР _______________ Гороховская Г.П.

д.  Петропавловка

2021-2022 уч.год

Биология. Введение в биологию.

 5 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Биология – наука о живых организмах

10

2

Клеточное строение организмов

10

3

Многообразие организмов

5

4

Среды жизни

9

Итого:

34

Номер

урока

Тема урока

Колич.

часов

План

Факт

Глава 1. Биология – наука о живых организмах

1 0

1

  Биология как наука.

Входная контрольная работа по теме «Окружающий мир»

1

 02.09.21

2

Методы изучения живых организмов.

Лабораторная работа№1 « Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними»

1

09.09.21

3

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей.

1

16.09.21

4

Соблюдение правил поведения в окружающей среде.

1

23.09.21

5

Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

1

30.09.21

 6

Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами.

 Лабораторная работа №2 « Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»

1

07.10.21

 7

Контрольная работа  № 1 за 1 четверть

по теме «Биология – наука о живых организмах

1

14.10.21

8

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ ) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

1

21.10.21

9

Свойства живых организмов (движение, размножение, развитие) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

1

28.10.21

Запланировано:     9 часов                                                Проведено :     ____  часов

10

Свойства живых организмов (раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий

1

11.11.21

Глава 2. Клеточное строение организмов

 10

 11

Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов.

1

18.11.21

12

История изучения клетки.

1

25.11.21

13

Методы изучения клетки.

1

02.12.21

14

Строение и жизнедеятельность клетки.

1

09.12.21

15

 Контрольная работа №2 за 2 четверть

по теме «Клеточное строение организмов»

1

16.12.21

16

Бактериальная клетка.

1

23.12.21

Запланировано : 7 часов                                                       Проведено : ____ часов

17

Животная клетка.

1

13.01.22

18

Растительная клетка.

1

20.01.22

19

Грибная клетка.

1

27.01.22

20

Ткани организмов.

1

03.02.22

Глава3. Многообразие организмов

5

21

Клеточные и неклеточные формы жизни.

1

10.02.22

22

Организм. Классификация организмов. Принципы классификации.

1

17.02.22

23

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

24.02.22

24

Основные царства живой природы

1

03.03.22

25

 Контрольная работа за 3 четверть

по теме «Многообразие организмов»

1

10.03.22

  Глава 4. Среды жизни

 9

26

Среда обитания.

1

17.03.22

27

Факторы среды обитания.

1

24.03.22

Запланировано : 11 часов                                                     Выполнено : ____ часов

28

Места обитания.

1

07.04.22

29

Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде.

1

14.04.22

30

Приспособления организмов к жизни в водной среде.

1

21.04.22

31

Промежуточная аттестация  за курс 5 класса

в форме  ВПР

1

28.04.22

32

Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

1

05.05.22

33

Приспособления организмов к жизни в организменной среде.

1

12.05.22

34

Растительный и животный мир родного края.

1

19.05.22

                     

Запланировано : 7 часов                                                      Выполнено : ____ часов

                                                                                     Итого:  34 часа

График проверочных и контрольных измерений по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

02.09.21

  «Окружающий мир»

Входная контрольная работа

2

14.10.21

 «Биология – наука о живых организмах

Контрольная работа за 1 четверть

3

16.12.21

 «Клеточное строение организмов»

Контрольная работа за 2 четверть

4

10.03.22

 «Многообразие организмов»

Контрольная работа за 3 четверть

5

28.04.22

  ВПР за курс 5 класса

Промежуточная аттестация в форме ВПР

График  практических и лабораторных работ по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

09.09.21

Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы с ними;

Лабораторная работа №1

2

07.10.21

 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)

Лабораторная работа №2

Ключевые воспитательные задачи по разделам календарно-тематического планирования по программе воспитания

№ уроков

Тема раздела

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

1-10

Биология – наука о живых организмах

понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 11-20

Клеточное строение организмов

готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 21-25

Многообразие организмов

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

26-34

Среды жизни

ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

 • овладение основными навыками исследовательской деятельности

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

Биология. Живой организм.

6 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

 Царство Растения  

10

2

 Органы цветкового растения

10

3

 Микроскопическое строение растений

5

4

  Жизнедеятельность цветковых растений  

9

Итого:

34

Номер

урока

Тема урока

Колич.

часов

План

Факт

Глава 1 Царство Растения  

10  

1

 Многообразие и значение растений в природе и жизни человека.

Входная контрольная работа по теме «Живые организмы»

1

 06.09.21

2

 Общее знакомство с цветковыми растениями.

1

13.09.21

3

Растительные ткани и органы растений.

1

20.09.21

4

Вегетативные и генеративные органы.

Л.Р.№1 «Изучение органов цветкового растения»

1

27.09.21

5

Жизненные формы растений.

1

04.10.21

 6

Растение – целостный организм (биосистема).

1

11.10.21

 7

Контрольная работа №1 за 1 четверть по теме «Царство Растения» 

1

18.10.21

8

 Условия обитания растений.

1

25.10.21

Запланировано : 8 часов                                                         Выполнено:  ____ часов

9

Среды обитания растений.

1

08.11.21

10

Сезонные явления в жизни растений.

1

15.11.21

 Глава 2. Органы цветкового растения

10

 11

Семя. Строение семени.

1

22.11.21

12

 Корень. Зоны корня. Виды корней. Корневые системы. Значение корня. Видоизменения корней.

1

29.11.21

13

Побег. Генеративные и вегетативные побеги. Строение побега. Разнообразие и значение побегов. Видоизмененные побеги.

1

06.12.21

14

Почки. Вегетативные и генеративные почки.

1

13.12.21

15

 Контрольная работа №2 за 2 четверть

по теме « Органы цветкового растения»

1

20.12.21

16

Строение листа. Листорасположение. Жилкование листа.

Лабораторная работа №2 «Изучение органов цветкового растения»

1

27.12.21

Запланировано :8 часов                                                          Выполнено : ____ часов

17

Стебель. Строение и значение стебля.

1

10.01.22

18

Строение и значение цветка. Соцветия.

1

17.01.22

19

Опыление. Виды опыления.

1

24.01.22

20

Строение и значение плода. Многообразие плодов. Распространение плодов

1

31.01.22

Глава3.  Микроскопическое строение растений

5

21

Разнообразие растительных клеток. Ткани растений.

1

07.02.22

22

Микроскопическое строение корня. Корневой волосок.

1

14.02.22

23

Микроскопическое строение стебля.

1

21.02.22

24

Микроскопическое строение листа.

1

28.02.22

25

 Контрольная работа за 3 четверть

по теме  «Микроскопическое строение растений»

1

14.03.22

  Глава 4.   Жизнедеятельность цветковых растений  

 9

26

Процессы жизнедеятельности растений.

1

21.03.22

Запланировано : 10 часов                                                      Выполнено :____ часов

27

Обмен веществ и превращение энергии: почвенное питание и воздушное питание (фотосинтез), дыхание, удаление конечных продуктов обмена веществ.

1

04.04.22

28

Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений.

1

11.04.22

29

Половое размножение растений.

1

18.04.22

30

Оплодотворение у цветковых растений.

1

25.04.22

31

Промежуточная аттестация за курс 6 класса в форме ВПР

1

16.05.22

32

Вегетативное размножение растений.

1

23.05.22

33

Приемы выращивания и размножения растений и ухода за ними.

Лабораторная работа № 3 «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

25.05.22

34

Космическая роль зеленых растений.

1

30.05.22

Запланировано : 8 часов                                                        Выполнено : ___ часов

                                                                                     Итого:  34 часа

График проверочных и контрольных измерений по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

06.09.21

  «Живые организмы»

Входная контрольная работа

2

18.10.21

«Царство Растения»

Контрольная работа за 1 четверть

3

20.12.21

« Органы цветкового растения»

Контрольная работа за 2 четверть

4

14.03.22

«Микроскопическое строение растений»

Контрольная работа за 3 четверть

5

16.05.22

Промежуточная аттестация за курс 6 класса

Промежуточная аттестация в форме ВПР

График  практических и лабораторных работ по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

27.09.21

 « Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука (мякоти плода томата)»

Лабораторная работа №1

2

27.12.21

«Изучение органов цветкового растения»

Лабораторная работа №2

3

25.05.22

«Вегетативное размножение комнатных растений»

Лабораторная работа №3

Ключевые воспитательные задачи по разделам календарно-тематического планирования по программе воспитания

№ уроков

Тема раздела

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

1-10

 Царство Растения  

понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 11-20

 Органы цветкового растения

готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 21-25

 Микроскопическое строение растений

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

26-34

 Жизнедеятельность цветковых растений  

ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

 • овладение основными навыками исследовательской деятельности

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

Биология. Многообразие живых организмов.

7 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

 Многообразие растений  

4

2

Царство Бактерии  

1

3

Царство Грибы

2

4

Царство Животные  

2

 5

Одноклеточные животные, или Простейшие

1

6

Тип Кишечнополостные

1

7

Типы червей

2

8

Тип Моллюски

1

9

Тип Членистоногие

6

10

Тип Хордовые

14

Итого:

34

Номер

урока

Тема урока

Колич.

часов

План

Факт

Глава 1 Многообразие растений  

4

1

  Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения водорослей»

Входная контрольная работа по теме « Живой организм»

1

 06.09.21

2

Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. 

Лабораторная работа №2 «Изучение внешнего строения местных видов  мхов   и папоротников (хвоща)»

1

13.09.21

3

 Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие.

 Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности.

Лабораторная работа №3 «Изучение внешнего строения    покрытосеменных; хвои, шишек и семян голосеменных растений»

1

20.09.21

4

 Классы Однодольные и Двудольные.

 Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Лабораторная работа №4 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»

1

27.09.21

Глава 2.  Царство Бактерии  

1

 5

Бактерии,их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера

1

04.10.21

Глава3.    Царство Грибы  

2

 6

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы.

Лабораторная работа №5 «Изучение строения плесневых грибов»

1

11.10.21

7

 Контрольная работа №1 за 1 четверть по теме «Растения.Бактерии.Грибы »

Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека

1

18.10.21

Глава 4. Царство Животные  

2

8

Общее знакомство с животными. Животные ткани, органы и системы органов животных. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных.

1

25.10.21

Запланировано : 8 часов                                              Выполнено : ___ часов

9

Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных .  Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека

1

08.11.21

Глава 5. Одноклеточные животные, или Простейшие

1

10

Общая характеристика простейших. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека.

Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.

1

15.11.21

Глава 6. Тип Кишечнополостные

1

11

Многоклеточные животные. Общая характеристика типа Кишечнополостные. Регенерация.

Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека

1

22.11.21

 Глава 7. Типы червей

2

12

Тип Плоские черви,  Тип Круглые черви,  

Тип Кольчатые черви- общая характеристика.

Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей

Лабораторная работа №6 «Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями»

1

29.11.21

13

Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения.

1

06.12.21

Глава 8. Тип Моллюски

1

14

Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №7 «Изучение строения раковин моллюсков»

1

13.12.21

Глава 9. Тип Членистоногие

6

15

Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих.

Контрольная работа за 3 четверть по теме « Царство Животные»

1

20.12.21

16

Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.

1

27.12.21

Запланировано : 8 часов                                                                 Выполнено : __ часов

17

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики.

1

10.01.22

18

Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека.

Лабораторная работа №8 « Изучение внешнего строения насекомого»

1

17.01.22

19

Насекомые – вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений.

1

24.01.22

20

Насекомые – переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.

Лабораторная работа №9 « Изучение типов развития насекомых»

1

07.02.22

  Глава 10.       Тип Хордовые

13

21

Общая характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб.

1

14.02.22

22

Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе.

Лабораторная работа №10 «Изучение внешнего строения и передвижения рыб»

1

21.02.22

23

Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.

1

28.02.22

24

Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни.

Контрольная работа за 3 четверть

по теме   «Членистоногие»

1

14.03.22

25

Внутреннее строение земноводных. Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных. Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.

1

21.03.22

Запланировано : 9 часов                                                           Выполнено : __ часов

26

Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.

1

04.04.22

27

Размножение пресмыкающихся. Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.

1

11.04.22

28

Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц.

 Лабораторная работа №11 «Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц»

1

18.04.22

29

Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц. Происхождение птиц. Значение  птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами.

1

25.04.22

30

Промежуточная аттестация за курс 7 класса в форме ВПР

1

16.05.22

31

Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие. Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела.

1

23.05.22

32

Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

 Лабораторная работа №12 «Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих»

1

25.05.22

33

Млекопитающие – переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих.

1

26.05.22

34

Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.

1

30.05.22

Запланировано : 9 часов                                                            Выполнено : ___ часов

                                                                                     Итого:  34 часа

График проверочных и контрольных измерений по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

06.09.21

« Живой организм»

Входная контрольная работа

2

18.10.21

«Растения. Бактерии. Грибы»

Контрольная работа за 1 четверть

3

20.12.21

«Царство Животные»

Контрольная работа за 2 четверть

4

14.03.21

«Членистоногие»

Контрольная работа за 3 четверть

5

16.05.22

Промежуточная аттестация за курс 7 класса

Промежуточная аттестация в форме ВПР

График  практических и лабораторных работ по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

06.09.21

Изучение строения водорослей

Лабораторная работа

№1

2

13.09.21

Изучение внешнего строения местных видов  мхов   и папоротников (хвоща)

Лабораторная работа

№2

3

20.09.21

Изучение внешнего строения    покрытосеменных; хвои, шишек и семян голосеменных растений

Лабораторная работа

№3

4

27.09.21

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений

Лабораторная работа

№4

5

11.10.21

Изучение строения плесневых грибов

Лабораторная работа

№5

6

29.11.21

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями

Лабораторная работа №6

7

13.12.21

Изучение строения раковин моллюсков

Лабораторная работа №7

8

17.01.22

 Изучение внешнего строения насекомого

Лабораторная работа №8

9

07.02.22

Изучение типов развития насекомых

Лабораторная работа №9

10

21.02.22

Изучение внешнего строения и передвижения рыб

Лабораторная работа №10

11

18.04.22

Изучение внешнего строения и перьевого покрова птиц

Лабораторная работа №11

12

25.05.22

Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих

Лабораторная работа №12

Ключевые воспитательные задачи по разделам календарно-тематического планирования по программе воспитания

№ уроков

Тема раздела

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

1-4

 Многообразие растений  

Понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 5

Царство Бактерии  

готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 6-7

  Царство Грибы

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

8-9

    Царство Животные  

ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

 • овладение основными навыками исследовательской деятельности

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

10

Одноклеточные животные, или Простейшие

• понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

11

Тип Кишечнополостные

• ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

 • овладение основными навыками исследовательской деятельности.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

12-13

Типы червей

• осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

• умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

 • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

14

Тип Моллюски

• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

15-20

Тип Членистоногие

• ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;    

• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

21-34

Тип Хордовые

• освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;

• осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;

• умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

 • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий;

• осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;

• уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

Биология.  Человек и его здоровье.

8 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Введение в науки о человеке

4

2

Общие свойства организма человека

3

3

Нейрогуморальная регуляция функций организма

8

4

Опора и движение

7

 5

Кровь и кровообращение

7

6

Дыхание

4

7

Пищеварение

5

8

Обмен веществ и энергии

5

9

Выделение

2

10

Размножение и развитие

4

11

Сенсорные системы (анализаторы)

4

12

Высшая нервная деятельность

7

13

Здоровье человека и его охрана

8

Итого:

68

Номер

урока

Тема урока

Колич.

часов

План

Факт

Глава .1 Введение в науки о человеке

4

1

   Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья.

Входная контрольная работа на тему «Многообразие живых организмов»

1

 03.09.21

2

 Комплекс наук, изучающих организм человека. Научные методы изучения человеческого организма (наблюдение, измерение, эксперимент)

1

06.09.21

3

  Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных.

1

10.09.21

4

  Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы.

1

13.09.21

Глава 2.      Общие свойства организма человека

 3

 5

 Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический состав, жизненные свойства клетки.

1

17.09.21

6

Ткани, органы и системы органов организма человека, их строение и функции.

Лабораторная работа №1 «Выявление особенностей строения клеток разных тканей»

1

20.09.21

7

Организм человека как биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).

1

24.09.21

Глава3 .   Нейрогуморальная регуляция функций организма

 8

8

 Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.

1

27.09.21

 9

  Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы.

1

01.10.21

10

Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг.

1

04.10.21

11

Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.

Лабораторная работа №2 «Изучение строения головного мозга»

1

08.10.21

12

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.

1

11.10.21

13

Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма.

1

15.10.21

14

Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа, надпочечники.

1

18.10.21

15

Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.

1

22.10.21

16

Контрольная работа за 1 четверть на тему «Общие свойства организма человека. Нейрогуморальная регуляция функций организма»

25.10.21

Глава 4.    Опора и движение

7

17

 Опорно-двигательная система: строение, функции.

Лабораторная работа №3.Выявление особенностей строения позвонков

1

29.10.21

Запланировано: 17 часов                                                     Проведено : _____ часов

18

 Кость: химический состав, строение, рост.

1

 08.11.21

19

Соединение костей. Скелет человека.

1

12.11.21

20

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Лабораторная работа №4. Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия

Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета.

1

15.11.21

21

Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия.

1

19.11.21

22

Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

1

22.11.21

Глава 5.  Кровь и кровообращение

7

23

 Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

1

26.11.21

24

Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Свертывание крови.

Лабораторная работа №5. Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки

1

29.11.21

25

Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями.

1

03.12.21

26

Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Строение сосудов. Движение крови по сосудам

1

06.12.21

27

Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы по сосудам.

1

10.12.21

28

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.

Лабораторная работа №6. Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления

1

13.12.21

29

Виды кровотечений, приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

1

17.12.21

30

Контрольная работа за 2 четверть по теме «Опора и движение . Кровь и кровообращение»

20.12.21

Глава 6.  Дыхание

4

31

 Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №7. Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения

1

24.12.21

32

Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

1

27.12.21

Запланировано:  15 часов                                                          Выполнено : ___ часов

33

Первая помощь при остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом.

1

 10.01.22

 Глава 7.  Пищеварение

5

14.01.22

34

 Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции.

1

17.01.22

 35

  Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними

1

21.01.22

36

Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит.

1

24.01.22

37

Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении.

1

28.01.22

38

Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П. в изучение пищеварения. Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний.

1

31.01.22

Глава 8.  Обмен веществ и энергии

5

 39

 Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ.

1

04.02.22

 

40

Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов, и меры их предупреждения.

1

07.02.22

41

Энергетический обмен и питание. Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.

1

11.02.22

42

Поддержание температуры тела. Терморегуляция при разных условиях среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции.

1

14.02.22

43

Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика.

1

18.02.22

Глава 9.   Выделение

 2

44

 Мочевыделительная система: строение и функции. Процесс образования и выделения мочи, его регуляция.

1

21.02.22

45

 Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения. Контрольная работа за 3 четверть по теме «Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение»

1

25.02.22

Глава 10 .Размножение и развитие

4

46

  Размножение и развитие Половая система: строение и функции.

1

28.02.22

47

  Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. 

1

04.03.22

48

 Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи.

1

11.03.22

49

 Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа

1

14.03.22

  Глава 10.        Сенсорные системы (анализаторы)

4

50

   Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции

Лабораторная работа №8. Изучение строения и работы органа зрения

1

18.03.22

51

 Глаз и зрение. Оптическая система глаза. Сетчатка. Зрительные рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение.

1

21.03.22

Запланировано :  19 часов                                                        Выполнено : ___ часов

52

  Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса

1

04.04.22

53

  Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств.

1

08.04.22

 Глава  11. Высшая нервная деятельность

 7

54

  Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского и П. К. Анохина. Безусловные и условные рефлексы, их значение.

1

11.04.22

 55

   Познавательная деятельность мозга. Эмоции, память, мышление, речь.

1

15.04.22

56

Сон и бодрствование. Значение сна. Предупреждение нарушений сна.

1

25.04.22

57

Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации.

1

18.04.22

58

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность

1

22.04.22

59

Психология и поведение человека. Цели и мотивы деятельности. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

1

25.04.22

60

Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.

1

29.04.22

Глава 12.   Здоровье человека и его охрана

8

61

  Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни.

 Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание.

1

06.05.22

62

Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма.

1

13.05.22

63

Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

1

16.05.22

64

Промежуточная аттестация за курс 8 класса в форме ВПР

1

20.05.22

65

  Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Социальная и природная среда, адаптации к ним.

1

23.05.22

66

 Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха.

1

25.05.22

67

  Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни.

1

27.05.22

68

 Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

1

30.05.22

Запланировано :  17 часов                                                                  Выполнено : ___ часов

                                                                                     Итого:  68 часов

График проверочных и контрольных измерений по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

03.09.21

Многообразие живых организмов

Входная контрольная работа

2

25.10.21

Общие свойства организма человека. Нейрогуморальная регуляция функций организма

Контрольная работа за 1 четверть

3

20.12.21

Опора и движение . Кровь и кровообращение

Контрольная работа за 2 четверть

4

04.03.22

Дыхание. Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение

Контрольная работа за 3 четверть

5

25.05.22

Промежуточная аттестация за курс 8 класса

Промежуточная аттестация в форме ВПР

График  практических и лабораторных работ по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

20.09.21

Выявление особенностей строения клеток разных тканей

Лабораторная работа

№1

2

08.10.21

Изучение строения головного мозга

Лабораторная работа

№2

3

29.10.21

Выявление особенностей строения позвонков

Лабораторная работа

№3

4

15.11.21

Выявление нарушения осанки и наличия плоскостопия

Лабораторная работа

№4

5

29.11.21

Сравнение микроскопического строения крови человека и лягушки

Лабораторная работа

№5

6

13.12.21

Подсчет пульса в разных условиях. Измерение артериального давления

Лабораторная работа №6

7

24.12.21

Измерение жизненной емкости легких. Дыхательные движения

Лабораторная работа №7

8

04.04.22

Изучение строения и работы органа зрения

Лабораторная работа №8

Ключевые воспитательные задачи по разделам календарно-тематического планирования по программе воспитания

№ уроков

Тема раздела

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

  1-4

 Введение в науки о человеке

понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 5-7

    Общие свойства организма человека

готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 8-16

   Нейрогуморальная регуляция функций организма

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 17-22

       Опора и движение

ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

 • овладение основными навыками исследовательской деятельности

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

23-30

Кровь и кровообращение

• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

31-33

Дыхание

• готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

34-38

Пищеварение

• понимание эмоционального воздействия природы и её ценности.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

39-43

Обмен веществ и энергии

• ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

 • овладение основными навыками исследовательской деятельности.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

44-45

Выделение

• осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

• осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

• соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;

• умение осознавать эмоциональное состояние своё и других людей, уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

 • сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

46-49

Сенсорные системы (анализаторы)

• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

50-53

Высшая нервная деятельность

• ориентация на применение биологических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;    

• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

• готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

54-60

61-68

Здоровье человека и его охрана

• освоение обучающимися социального опыта, норм и правил общественного поведения в группах и сообществах при выполнении биологических задач, проектов и исследований, открытость опыту и знаниям других;

• осознание необходимости в формировании новых биологических знаний, умение формулировать идеи, понятия, гипотезы о биологических объектах и явлениях, осознание дефицита собственных биологических знаний, планирование своего развития;

• умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

 • умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивание своих действий с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов и возможных глобальных последствий;

• осознание стрессовой ситуации, оценивание происходящих изменений и их последствий; оценивание ситуации стресса, корректирование принимаемых решений и действий;

• уважительное отношение к точке зрения другого человека, его мнению, мировоззрению.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

Биология. Общие биологические закономерности   .

9 класс (68 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Биология как наука

7

2

Клетка

11

3

Организм

18

4

Вид

12

 5

Экосистемы

20

Итого:

68

Номер

урока

Тема урока

Колич.

часов

План

Факт

Глава .1  Биология как наука

7

1

Входная контрольная работа  по теме « Организм человека»

1

02.09.21

2

      Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.

1

 08.09.21

3

 Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни.

1

09.09.21

4

  Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.

1

15.09.21

5

  Основные признаки живого. Уровни организации живой природы. 

1

16.09.21

6

Живые природные объекты как система.

1

22.09.21

7

Классификация живых природных объектов.

1

23.09.21

Глава 2.        Клетка

11

8

  Клеточная теория.

1

29.09.21

9

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

1

30.09.21

10

Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма

1

06.10.21

11

Строение клетки:  ядро, органоиды.

1

07.10.21

12

Многообразие клеток.

1

13.10.21

13

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

14.10.21

14

Хромосомы и гены.

1

20.10.21

15

Контрольная работа за 1 четверть на тему «Биология как наука . Клетка»

1

21.10.21

16

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин  заболевания организма.

1

27.10.21

17

Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов

1

28.10.21

Запланировано : 17 часов                                                           Выполнено : ____ часов

18

Лабораторная работа №1 Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах

1

10.11.21

Глава3 .  Организм

18

19

 Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы.

1

11.11.21

20

Одноклеточные и многоклеточные организмы.

1

17.11.21

21

  Особенности химического состава организмов: неорганические  вещества, их роль в организме.

1

18.11.21

22

Особенности химического состава организмов:  органические   вещества, их роль в организме.

1

24.11.21

23

Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

1

25.11.21

24

Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов.

1

01.12.21

25

Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений  

1

02.12.21

26

Питание, дыхание, транспорт веществ, удаление продуктов обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у   животных.

1

08.12.21

27

Рост и развитие организмов.

1

09.12.21

28

Размножение.

1

15.12.21

29

Бесполое и половое размножение.

1

16.12.21

30

Половые клетки.

1

22.12.21

31

Контрольная работа за 2 четверть на тему «Организм»

1

23.12.21

32

Оплодотворение.

1

29.12.21

Запланировано :   15  часов                               Выполнено : ___ часов

33

Наследственность и изменчивость – свойства организмов.

1

12.01.22

34

Наследственная и ненаследственная изменчивость.

1

13.01.22

35

Приспособленность организмов к условиям среды.

1

19.01.22

36

 Лабораторная работа №2 Выявление изменчивости организмов

1

20.01.22

Глава 4.     Вид

11

37

  Вид, признаки вида.

1

26.01.22

38

 Вид как основная систематическая категория живого.

1

27.01.22

39

Популяция как форма существования вида в природе.

1

02.02.22

40

Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции

1

03.02.22

41

Основные движущие силы эволюции в природе.

1

09.02.22

42

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

1

10.02.22

43

Лабораторная работа №3 Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

1

16.02.22

44

Усложнение растений и животных в процессе эволюции.

1

17.02.22

45

Происхождение основных систематических групп растений и животных.

1

24.02.22

46

Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных.  

1

02.03.22

47

Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых   сортов растений и штаммов микроорганизмов.

1

03.03.22

Глава 5.   Экосистемы

 6

48

 Экология, экологические факторы, их влияние на организмы.

1

09.03.22

49

  Экосистемная организация живой природы.

1

10.03.22

50

 Экосистема, ее основные компоненты.

1

16.03.22

51

Контрольная работа за 3 четверть по теме «Вид»

17.03.22

52

 Структура экосистемы.

1

23.03.22

53

 Пищевые связи в экосистеме.

1

24.03.22

Запланировано : 21 часов                           Выполнено : ____ часов

54

  Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.

1

06.04.22

55

  Естественная экосистема (биогеоценоз). 

1

07.04.22

56

 Агроэкосистема (агроценоз) как искусственное сообщество организмов.

1

13.04.22

57

 Круговорот веществ и поток энергии в  биогеоценозах.

1

14.04.22

58

    Биосфера – глобальная экосистема.

1

20.04.22

59

 В. И. Вернадский – основоположник учения о биосфере.

1

21.04.22

60

  Структура биосферы.

1

27.04.22

61

  Распространение и роль живого вещества в биосфере. Ноосфера.

1

28.04.22

62

 Краткая история эволюции биосферы.

1

04.05.22

63

Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле.

05.05.22

64

   Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы

1

11.05.22

65

 Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей.

1

12.05.22

66

 Промежуточная аттестация за курс 9 класса

1

18.05.22

67

  Последствия деятельности человека в экосистемах..

1

19.05.22

68

Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы

1

25.05.22

Запланировано : 15 часов                                                          Выполнено : ______ часов  

                                                                                     Итого:  68 часов

График проверочных и контрольных измерений по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

02.09.21

Организм человека

Входная контрольная работа

2

21.10.21

Биология как наука . Клетка

Контрольная работа за 1 четверть

3

23.12.21

Организм

Контрольная работа за 2 четверть

4

17.03.22

Вид

Контрольная работа за 3 четверть

5

18.05.22

Промежуточная аттестация за курс 9 класса

Промежуточная аттестация в форме ВПР

График  практических и лабораторных работ по предмету

№ п/п

Дата

Тема урока

Вид работы

1

10.11.21

Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах

Лабораторная работа

№1

2

20.01.22

Выявление изменчивости организмов

Лабораторная работа

№2

3

16.02.22

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Лабораторная работа

№3

Ключевые воспитательные задачи по разделам календарно-тематического планирования по программе воспитания

№ уроков

Тема раздела

Ключевые воспитательные задачи

Формы работы

  1-7

  Биология как наука

понимание ценности биологической науки, её роли в развитии человеческого общества, отношение к биологии как важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 8-18

     Клетка

готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении биологических опытов, экспериментов, исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи

 19-36

    Организм

готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм и норм экологического права с учётом осознания последствий поступков

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

 37-47

 Вид

ориентация в деятельности на современную систему биологических научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

• развитие научной любознательности, интереса к биологической науке и исследовательской деятельности;

 • овладение основными навыками исследовательской деятельности

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

48-68

 Экосистемы

• активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.

Пресс-конференция

Урок-диалог

Урок-брифинг

Критерии и инструментарий оценивания достижения предметных результатов обучения курсу «Биология»

 

 1. Устный ответ

Отметка “5” ставится, если обучающийся:

  • показывает глубокое и полное знание и понимание всего объѐма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы.

  • умеет устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

  • умеет последовательно, чѐтко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии, делать собственные выводы, формулировать точное определение и истолкование ос-новных понятий, законов, теорий;

  • излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

  • применят систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

“4” ставится, если обучающийся:

  • показывает знания всего изученного программного материала;
  • дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий;

  • допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;

  • материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить

  • самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя;

  • в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

  • умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале;

  • на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи;

  • применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации,

  • соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно).

“3” ставится, если обучающийся:

  • усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  • материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
  • выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

  • допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

“2” ставится, если обучающийся:

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений;
  • не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

  • не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.

Примечание.

По окончании устного ответа обучающегося педагогом ддается краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 2. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

“5” ставится, если обучающийся:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов; 
  • допустил не более одного недочета.

“4” ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней: 

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

“3” ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

 “2” ставится, если обучающийся:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка ―3;

  • или если правильно выполнил менее половины работы;
  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

 Примечание.

 Учитель имеет право поставить обучающемуся оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа.

  1. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 3. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

“5” ставится, если обучающийся:

  • правильно определил цель опыта;

  • выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

  • самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

  • научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

  • правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

  • проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  • эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

«4» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке ―5, но:

  • опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  • или было допущено два-три недочета;
  • или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  • или эксперимент проведен не полностью;

  • или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

«3» ставится, если обучающийся:

  • правильно определил цель опыта;

  • работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

  • или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя;

  • или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

  • опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью;
  • или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

  • или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

  • допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

«2» ставится, если обучающийся:

  • не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
  • или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

  • или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке ―3;

  • допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя;
  • полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений;
  • не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.

Примечание.

1. В тех случаях, когда обучающийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке.

 4. Оценка умений проводить наблюдения.

“5” ставится, если обучающийся:

 правильно по заданию учителя провел наблюдение;

выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);  логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. “4” ставится, если обучающийся:

 правильно по заданию учителя провел наблюдение;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные;

допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. 

“3” ставится, если обучающийся:

допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

 допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. 

“2” ставится, если обучающийся:

допустил 3 – 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

допустил 3 – 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов;  не владеет умением проводить наблюдение.

Примечание.

Отметки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчета.

 5. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

 незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

 незнание наименований единиц измерения по предмету;

 неумение выделить в ответе главное;

неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; неумение делать выводы и обобщения;

неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

 неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;  нарушение техники безопасности;

 небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

        неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;

ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;

нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. 

Недочетами являются:

 нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;

ошибки в вычислениях (арифметические  кроме математики); o небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;

орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

 6. Оценка творческих работ обучающихся

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности обучающегося, является основной формой проверки умения обучающимся правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку обучающихся. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему;

умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

широта охвата источников и дополнительной литературы.

 6.1.Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

 

- соответствие работы обучающегося теме и основной мысли;

 - полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

 - стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается: - правильное оформление сносок;

-соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

-реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; -широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если

содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного

материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если

содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если

в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если

работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

 6.2. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по биологии критерии перевода в отметку        следующие:

«5» - 80 – 100 %;

«4» - 60 – 79 %;

«3» - 40 – 59 %;

«2»- менее 40%.

Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Тема урока

Причина изменений в программе

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...