Контрольно-измерительные материалы по биологии, по профессии Мастер ЖКХ
методическая разработка по биологии (11 класс)

Белоконева Ирина Александровна

Контрольно-измерительные материалы по биологии, для проведения текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

     ОДБ 09

                                    БИОЛОГИЯ

          код                                               название дисциплины 

  по профессии

    08.01.10       

        Мастер жилищно-коммунального хозяйства

          код                                                            название профессии

п.Сангар 2021 год

Составлены в соответствии с рабочей программой  ОДБ.09 «Биология»

Организация-разработчик: ГБПОУРС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»

Разработчик: преподаватель И.А. Белоконева

Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической  комиссии «Общеобразовательных дисциплин»

Протокол № 07 от 03.06.2020 

Председатель ЦМК: __И.А. Белоконева_ /_________________

                                ФИО                                подпись

Зам. директора по УПР: Л.Н. Рудых /__________________

                                ФИО                        подпись

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

I. Паспорт контрольно-измерительных материалов…………………………….

4

II. Комплект материалов для промежуточной аттестации……………………..

6

III. Комплект материалов для организации текущего контроля………………..

19

                                      Вопросы для устного контроля………………………….

20

                                      Типовые самостоятельные работы………………………

22

                                      Типовые тесты…………………………………………….

23

                                      Типовые диктанты………………………………………..

24

IV. Литература…………………………………………………………………….

27

  1. ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Общие положения

Комплект контрольно - измерительных материалов (КИМ) предназначен для проверки и оценки уровня сформированности универсальных учебных действий.

КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

  1. Объекты оценивания – результаты освоения УД

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Биология».

КИМ позволяет оценить усвоение содержания учебной дисциплины «Биология» и обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Метапредметные

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

 - повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации

 - способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий

 - способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов

 - умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах

- способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности

 - способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач

 - способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение)

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль.

Методы:

устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение.

Личностные

 - сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира

 - понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека

 - способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования

 - владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере

 - способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе

 - готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

 - обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования

 - способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде

 - готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль.

Методы:

устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение.

Предметные

 - сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач

 - владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

 - владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе

 - сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи

 - сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль.

Методы:

устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение.

  1. КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (задания, инструкции для студентов, критерии оценивания)

Материалы для проведения дифференцированного зачета

Вариант 1

1. Биополимерами являются:

  1) полисахариды                                3) нуклеиновые кислоты

  2) белки                                                4) все перечисленные соединения

2. Геном называется:

  1) молекула ДНК

  2) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении нескольких молекул белка

  3) участок молекулы ДНК, несущий информацию о строении одной молекулы белка

  4) участок молекулы РНК, несущий информацию о данном признаке

3. Лейкопласты – это органоиды клетки, в которых:

  1) находятся пигменты красного и желтого цвета                3) происходит клеточное дыхание

  2) осуществляется процесс фотосинтеза                         4) накапливается крахмал

4. Строительная функция углеводов состоит в том, что они:

  1) образуют целлюлозную клеточную стенку у растений

  2) способны растворяться в воде

  3) являются биополимерами

  4) служат запасным веществом животной клетки

5. Главные отличия клеток прокариот от эукариот:

  1) наличие ядерной оболочки                                 3) наличие ядрышка

  2) отсутствие ядерной оболочки                                4) способ питания

6. Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

  1)  ядро                                                                        3)  митохондрии

  2)  комплекс Гольджи                                               4)  рибосомы

7. Г. Мендель на начальном этапе эксперимента использовал в качестве родительских растений гороха:

  1) чистые линии                

  2) гетерозиготные особи        

  3) особи, гомозиготные по рецессивному признаку

  4) одну гетерозиготную и одну гомозиготную по рецессивному гену особи

8. Немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых, сформулировали

  1) закон зародышевого сходства                        3) клеточную теорию

  2) хромосомную теорию наследственности        4) закон гомологических рядов

9. Индивидуальное развитие организмов начинается при половом размножении с:

  1) отделения части клеток организма, их дальнейшего роста и развития

  2) момента образования почки на теле родительского организма

  3) момента образования споры и её прорастания

  4)момента образования зиготы и до смерти

10. Микроэволюция приводит к образованию новых:

  1) семейных групп        2) подвидов и видов                        3) родов        4) отрядов и семейств

11. Основным ароморфозом, позволившим растениям освоить сушу, является:

  1) дифференциация тканей         2) появление корня                3) размножение спорами

12. Основная заслуга Ч. Дарвина состоит в:

  1) формулировании биогенетического закона        3) создании первой эволюционной теории

  2) разработке теории естественного отбора                4) создании закона наследственных рядов

13. Человек умелый, изготавливавший из камня орудия труда, относится к:

  1) древнейшим людям                                        3) обезьянолюдям

  2) древним людям                                                4) новым людям

14. У человека в связи с прямохождением

  1) большой палец противопоставляется остальным

  2) когти превратились в ногти

  3) срослись фаланги пальцев стопы

  4) сформировался свод стопы

15. К экологическим факторам относятся:

  1) абиотические                2) биотические        3) антропогенные        4) все перечисленные

16. Биогеоценоз – это:

  1) популяции взаимосвязанных растений и животных

  2) совокупность популяций разных видов

  3) совокупность взаимосвязанных видов

  4) любая совокупность организмов разных видов и компонентов природы, связанных круговоротом веществ

17. Пресная вода от общих запасов гидросферы Земли составляет не более:

  1) 0,1%                        2)  5%                        3) 30%                        4) 50%

18. Усилению парникового эффекта в биосфере способствует …

  1) появление озоновых дыр в атмосфере        3) осушение болот
 2) опустынивание земель                        4) развитие промышленности и транспорта

19. Результат естественного отбора — это:

  1) различные породы кроликов                        3) привязанность собак к человеку

  2) выносливость собак к морозу                        4) большая яйценоскость у домашних кур

20. Примером межвидовой борьбы за существование служат отношения между

  1) взрослой лягушкой и головастиком

  2) бабочкой капустницей и ее гусеницей

  3) дроздом певчим и дроздом рябинником

  4) волками одной стаи

21. В какой геологической эре на Земле появились первые теплокровные животные

  1) палеозойской                 2) мезозойской                 3) кайнозойской

22. Какие признаки не характерны для популяции?

  1) группа занимает определенный ареал

  2) генофонд группы — генетически открытая система

  3) особи группы имеют общее происхождение, сходство в строении, в физиологических и биохимических свойствах

  4) скрещивания внутри группы носят неслучайный характер                        

23. Органы, утратившие в процессе эволюции первоначальное значение для сохранения вида и находившиеся в стадии исчезновения:

  1) гомологи        2) аналоги                        3) рудименты                        4) атавизмы        

24. Какая цепь питания составлена правильно

  1) кузнечик----растение-----лягушка-----змея------хищная птица

  2) растение---- кузнечик-------- лягушка------змея-------хищная птица

  3) лягушка-----растение-----кузнечик------хищная птица----- змея

  4) кузнечик-----змея--- хищная птица ------лягушка------ растение

25. Общим признаком животной и растительной клетки является

  1) гетеротрофность                                3) наличие хлоропластов

  2) наличие митохондрий                        4) наличие жесткой клеточной стенки

26. Выберите три верных ответа. ДНК отличается от РНК следующим

  1) вместо ковалентных нуклеотиды ДНК соединены водородными связями

  2) вместо одного нуклеотиды ДНК несут три остатка фосфорной кислоты

  3) вместо одной  в ДНК имеется две нити

  4) вместо урацила в ДНК входит тимин

  5) вместо рибозы в ДНК входит дезоксирибоза

27. Выберите три варианта ответа. Сходное строение клеток животных и растений свидетельствует

  1) об их родстве

  2) об общности их происхождения

  3) о происхождении растений от животных

  4) об их развитии в процессе эволюции

  5) о единстве растительного и животного мира

  6) о многообразии их органов и тканей

28. Установите последовательность событий клеточного цикла, начиная с интерфазы:

  1) формирование ядерной оболочки

  2) расхождение дочерних хромосом к полюсам клетки

  3) прикрепление нитей веретена деления к центромерам хромосом

  4) спирализация хромосом

  5) синтез органических веществ, деление клеточных органоидов

  6) деление цитоплазмы

Запишите получившуюся последовательность цифр.

29. Установите соответствие между признаками отбора и его видами

                Признаки отбора                                                                         Вид отбора

  1) сохраняет особей с полезными в данных                 А)  естественный

условиях признаками                                                Б)  искусственный

  2) приводит к созданию новых пород животных                 

и сортов растений                      

  3) способствует созданию организмов с нужными

человеку изменениями

  4) проявляется внутри популяции и между популяциями

одного вида

  5) действует в природе миллионы лет

  6) приводит к образованию новых видов

  7) проводится человеком

Вариант 2

1. Синтез АТФ в клетке происходит в процессе:

  1) гликолиза        2) клеточного дыхания                3) фотосинтеза        4) всех перечисленных

2. Хромопласты – это органоиды клетки, в которых:

  1) происходит клеточное дыхание                3) находятся пигменты красного и желтого цвета

  2) осуществляется процесс хемосинтеза        4) накапливается вторичный крахмал

3. Аллельными называются гены:

  1) расположенные рядом в одной хромосоме

  2) обуславливающие появление рецессивного признака

  3) определяющие возможность развития отдельного признака

  4) обуславливающие появление доминантного признака

4. Основная функция жиров в клетке:

1) транспорт веществ                                 3) входят в состав биологических мембран

2) ускорение химических реакций                 4) двигательная функция

5. Главные отличия клеток прокариот от эукариот:

1) наличие ядерной оболочки                         3) наличие ядрышка

2) отсутствие ядерной оболочки                        4) способ питания

6.  Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

1) ядро                                                                3) митохондрии

2)  комплекс Гольджи                                        4)  рибосомы

7. Мономерами белка являются

1) аминокислоты                                        3) жирные кислоты

2) моносахариды                                        4) нуклеотиды

8. По закону расщепления Г. Менделя расщепление признаков у гибридов наблюдается в:

  1) F                                2) F                        3) F                                4) F

9. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:

  1) борьба за существование                                3) естественный отбор

  2) наследственная изменчивость                        4) все перечисленное

10. Крупные систематические группы в процессе эволюции возникают, как правило, путем:

  1) ароморфоза                                        3) общей дегенерации

  2) направленной эволюции                                4) идиоадаптации

11. К виду Homo sapiens относят:

  1) австралопитеков                                        3) синантропов

   2) питекантропов                                        4) никого из перечисленных

12. О чем свидетельствует сходство человека с современными человекообразными обезьянами?

1) об их родстве, происхождении от общего предка

2) о развитии их по пути идиоадаптации

3) о возможности превращения современных человекообразных обезьян в человека

4) о возможности возникновения речи у человекообразных обезьян

13. Возникновение каких организмов создало условия для развития животного мира?

  1) бактерий          2) сине-зеленых водорослей            3) зеленых водорослей

14. Индивидуальное развитие организма – это:

1)  филогенез           2)  гаметогенез               3)  онтогенез        4)  овогенез                    

15. Конкуренция – это отношения между:

  1) хищниками и жертвами                                

  2) видами со сходными потребностями                

  3) паразитами и хозяевами

  4) живыми организмами и абиотическими факторами

16. К биотическим факторам относится:

  1) газовый состав атмосферы                                3) соленость почвы

  2) температура                                                4) ни один из перечисленных

17. Атмосфера Земли простирается вверх до высоты:

  1) 1-2 км                        2) 15-20 км                        3) 35 км                4) 100 км

18. Каковы последствия расширения озоновых дыр?

1) повышение температуры воздуха, частое появление туманов

2) усиление ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья

3) понижение температуры и повышение влажности воздуха

4) уменьшение прозрачности атмосферы и снижение интенсивности фотосинтеза

19. В результате искусственного отбора возникли:

1) копыта у лошадей                                3) породы кроликов с чисто-белой шерстью

2) размножение кур яйцами                        4) покровительственная окраска зайца-беляка

20. Какая изменчивость не сопровождается изменением генотипа?

  1) модификационная                        3) индивидуальная

  2) генотипическая                        4) комбинативная

21. Фактор, способствующий видообразованию:

  1) малочисленность вида                                3) однообразные условия существования

  2) изоляция                                                4) маленький ареал

22. Историческое развитие организма — это:

  1) органогенез                2) филогенез                        3) онтогенез                4) овогенез

23. Пример внутривидовой борьбы за существование -

  1) соперничество самцов из–за самки                3) сражение хищника с жертвой

  2) «борьба с засухой» растений пустыни                4) поедание птицами плодов и семян

24. Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к

1) перекрестному опылению                        3) использованию энергии света

2) защите от ветра                                        4) уменьшению испарения воды

25. Какая цепь питания составлена правильно

  1) лягушка-----растение-----кузнечик------хищная птица----- змея

  2) растение---- кузнечик-------- лягушка------змея-------хищная птица

  3) кузнечик-----змея--- хищная птица ------лягушка------ растение

  4) кузнечик----растение-----лягушка-----змея------хищная птица

26. Выберите три верных ответа. РНК отличается от ДНК следующим

  1) вместо двух нитей в РНК имеется одна нить

  2) вместо дезоксирибозы в РНК входит рибоза

  3) вместо ковалентных нуклеотиды РНК соединены водородными связями

  4) вместо тимина в РНК входит урацил

  5) вместо одного нуклеотиды РНК несут три остатка фосфорной кислоты

27. Выберите три признака, характерных только для растительных клеток

      1) наличие митохондрий и рибосом                   4) клеточная стенка из целлюлозы

      2) наличие хлоропластов                                    5) запасное вещество – гликоген

      3) запасное вещество - крахмал                          6) ядро окружено двойной мембраной

28. Установите последовательность стадий эмбриогенеза хордовых:

  1) образование гаструлы

  2) закладка комплекса осевых органов: хорды, кишечной трубки, нервной трубки

  3) оплодотворение с образованием зиготы

  4) образование бластулы с бластоцелью внутри

  5) закладка мезодермы

     6) инвагинация клеток бластулы внутрь

Запишите получившуюся последовательность цифр.

29. Установите соответствие между видами изменчивости и их характеристикой

Характеристика изменчивости                                                       Виды изменчивости

 1) изменение признака исчезает после прекращения                    А) модификации

действия вызвавшего его фактора                                                    Б) мутации

 2) изменение возникает внезапно

 3) изменение имеет ненаправленный характер

 4) возникающее изменение, как правило, соответствует

изменениям среды

 5) проявляется у всех особей вида

 6) проявляется у отдельных особей вида

Вариант 3

1. Пластиды имеются в клетках:

  1) всех растений        2) всех эукариот          3) только животных                4) во всех клетках

2. Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

  1)  ядро             2)  комплекс Гольджи                     3) митохондрии             4)  рибосомы             

3. Фенотип – это:

  1) способность множества генов контролировать один признак

  2) совокупность всех генов организма

  3) совокупность внешних и внутренних признаков организма

  4) способность одного гена контролировать несколько признаков

4. Гликолизом называют:

  1) внутриклеточное расщепление жиров                

  2) бескислородное расщепление глюкозы        

  3) разложение гликогена с образованием глюкозы        

  4) расщепление полисахаридов до моносахаридов

5. Какой углевод входит в состав нуклеотидов РНК?

  1) рибоза                 2) глюкоза                         3) урацил                 4) дезоксирибоза

6.  Главные отличия клеток прокариот от эукариот:

  1) наличие ядерной оболочки                         3) наличие ядрышка

  2) отсутствие ядерной оболочки                        4) способ питания

7. Организмы, клетки которых не имеют обособленного ядра - это

  1) вирусы                2) прокариоты                3) эукариоты                4) бактерии

8. Кроссинговер – это:

  1) обмен участками гомологичных хромосом         3) независимое расхождение хромосом

  2) слипание гомологичных хромосом                      4) разновидность митоза

9. Генотип однозначно определяется по фенотипу в случае:

  1) рецессивной гомозиготы                                3) доминантной гомозиготы

  2) гетерозиготы                                        4) ни в одном из перечисленных случаев

10. Результатом действия естественного отбора не является:

  1) приспособленность организмов к среде обитания

  2) борьба за существование

  3) совершенствование организации живых существ

  4) многообразие органического мира

11. К древнейшим людям относят:

  1) кроманьонца                2) австралопитека        3) питекантропа        4) неандертальца

12. Какой из факторов эволюции человека имеет социальную природу?

  1) членораздельная речь                                 3) естественный отбор

  2) изменчивость                                        4) наследственность

13. Предками млекопитающих являются:

1) древние птицы                 2) зверозубые ящеры                 3) водные ящеры

14. К идиоадаптации следует отнести:

  1) многоклеточность

  2) четырехкамерное сердце млекопитающих

  3) игольчатые листья растений пустынь

  4) все перечисленные эволюционные приспособления

15. К биотическим факторам относится:

  1) освещенность                2) влажность                3) состав почвы        4) миграции слонов

16. К абиотическим факторам среды относят

  1) распространение семян птицами                3) миграции рыб

  2) нашествие саранчи                                4) обильный снегопад

17. К глобальным изменениям в биосфере может привести …

  1) увеличение численности отдельных видов                3) выпадение обильных осадков

  2) опустынивание территорий                                4) смена одного сообщества другим

18. Кислород атмосферы представляет собой:

  1) живое вещество          2) биогенное вещество        3) косное вещество        4) биокосное вещество

19. Отношения паразита и хозяина состоят в том, что паразит:

  1) безразличен к хозяину                                

  2) приносит хозяину пользу

  3) приносит вред, но обычно не приводит к гибели хозяина

  4) приводит к гибели хозяина

20. Мечение территорий животными связано:

  1) с поисками партнера                                3) с нахождением своего гнезда

  2) с поисками пищи и воды                                4) с внутривидовой конкуренцией

21. В результате искусственного отбора возникли:

  1) покровительственная окраска зайца-беляка        

  2) копыта у лошадей                                        

  3) породы кроликов с чисто-белой шерстью

  4) размножение кур яйцами

22. Какие признаки не характерны для популяции?

  1) особи группы имеют общее происхождение, сходство в строении, в физиологических и биохимических свойствах

  2) скрещивания внутри группы носят неслучайный характер

  3) группа занимает определенный ареал

  4) генофонд группы — генетически открытая система

23. Наука, изучающая форму и строение отдельных органов и их эволюционные изменения:

  1) палеонтология                                3) сравнительная анатомия

  2) эмбриология                                4) генетика                                

24. Какая цепь питания составлена правильно

  1) растение---- кузнечик-------- лягушка------змея-------хищная птица

  2) кузнечик----растение-----лягушка-----змея------хищная птица

  3) кузнечик-----змея--- хищная птица ------лягушка------ растение

  4) лягушка-----растение-----кузнечик------хищная птица----- змея

25. Человеческие расы относятся:

  1) к трем биологическим видам                 3) к одному биологическому виду

  2) к двум биологическим видам                4) к разным биологическим видам

26. Выберите три верных ответа. РНК отличается от ДНК следующим

  1) вместо ковалентных нуклеотиды РНК соединены водородными связями

  2) вместо дезоксирибозы в РНК входит рибоза

  3) вместо двух нитей в РНК имеется одна нить

  4) вместо одного нуклеотиды РНК несут три остатка фосфорной кислоты

  5) вместо тимина в РНК входит урацил

27. Выберите три признака, характерных только для животных клеток

  1) вакуоли мелкие или отсутствуют                   4) наличие хлоропластов

  2)  ядро окружено двойной мембраной               5) запасное вещество – гликоген

  3) запасное вещество - крахмал                           6) клеточная стенка из целлюлозы

28. Установите последовательность событий мейоза, начиная с интерфазы перед I делением:

  1) репликация ДНК

  2) деление центромер

  3) расхождение гомологичных хромосом к разным полюсам клетки

  4) конъюгация хромосом

  5) кроссинговер

  6) расхождение дочерних хромосом к полюсам клетки

Запишите получившуюся последовательность цифр.

29. Установите соответствие между направлениями эволюции и их характеристиками

     Характеристики                                                           Направления эволюции

   1) расширение ареала                                                    А) биологический прогресс

   2) снижение приспособленности                                 Б) биологический регресс

   3) возрастание численности

   4) уменьшение численности

   5) уменьшение разнообразия

   6) увеличение разнообразия

Ответы:

Вариант 1

№ задания

вариант ответа

№ задания

вариант ответа

1

4

16

4

2

3

17

2

3

4

18

4

4

4

19

2

5

2

20

3

6

3

21

2

7

3

22

4

8

3

23

3

9

4

24

2

10

2

25

2

11

1

26

3,4,5

12

2

27

1,2,5

13

1

28

5,4,3,2,1,6

14

4

29

А – 1,4,5,6; Б – 2,3,7

15

4

Вариант 2

№ задания

вариант ответа

№ задания

вариант ответа

1

1

16

4

2

3

17

3

3

3

18

2

4

3

19

3

5

2

20

3

6

3

21

2

7

1

22

2

8

2

23

1

9

4

24

3

10

1

25

2

11

4

26

1,2,4

12

1

27

2,3,4

13

1

28

3,4,6,1,5,2

14

3

29

А – 1,4,5; Б – 2,3,6

15

2

Вариант 3

№ задания

вариант ответа

№ задания

вариант ответа

1

1

16

4

2

3

17

2

3

3

18

2

4

2

19

1

5

1

20

4

6

2

21

3

7

2

22

2

8

1

23

3

9

4

24

1

10

2

25

3

11

1

26

2,3,5

12

2

27

1,2,5

13

2

28

1,4,5,3,2,6

14

3

29

А – 1,3,6; Б – 2,4,5

15

4

Критерии оценивания

           Отметка за задания дифференцированного зачета рассчитывается по количеству набранных баллов. За выполнение с 1 по 25 задания насчитывается 1 балл, за выполнение заданий с 26 по 29 насчитывается по 2 балла при полном ответе на задание (верно указана последовательность цифр или установлено соответствие), и 1 балл – при  50 % ответа (допущена ошибка в указании последовательности цифр). При отсутствии ответа ставится 0 баллов.

          Максимальное количество набранных баллов – 33.

Количество набранных баллов

% выполнения работы

Отметка

33-30

100-90

5

29-26

89-78

4

25-20

77-60

3

19-0

59 - 0

2

  Отметка за дифференцированный зачет по предмету «Биология» рассчитывается по формуле:

        Z=(X+Y)/2, где

Z – итоговая отметка за дифференцированный зачет

X- среднее арифметическое за период, предшествующий итоговой аттестации

Y- отметка за  задания дифференцированного зачета

  Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе. В случае возникновения спорных ситуаций (например, Z=3,5 или 4,5 балла), отметка ставится в пользу учащегося.

  1. КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (задания, инструкции для студентов, критерии оценивания).

Раздел 1. Учение о клетке.

1. Фронтальный опрос УВР1 1-16

2. Т-1,2,3

3. СР -1,2

4. Д-1,2

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

1. Фронтальный опрос УВР2  1-14

2. Т- 4,5

3. СР - 3

4. Д – 3,4

Раздел 3. Основы генетики и селекции.

1. Фронтальный опрос УВР3 1-23

2. Т- 6,7,8

3. Д- 5,6,7

4. СР- 5

Раздел 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.

1. Фронтальный опрос УВР4 1-17

2. Т – 9,10

3. Д – 8,9

4. СР - 6

Раздел 5. Происхождение человека.

1. Фронтальный опрос УВР5 1-16

2. Т - 11

3. Д – 10

4. СР – 7

Раздел 6. Основы экологии.

1. Фронтальный опрос УВР6 1-20

2. Т – 12,13

3. Д – 11,12

4. СР – 8

Раздел 7. Бионика.

1. Фронтальный опрос УВР7 1-9

2. Д -13

3. СР - 9

УВР – устные вопросы по разделу

Т- тест

Д – диктант

СР – самостоятельная работа

КР – контрольная работа

Типовые вопросы для устного контроля

Раздел: Учение о клетке

Тема: Биология как наука. Строение и функции клетки. Вирусы.

1. Что изучает биология?

2. Какие биологические науки вам известны?

3. Какое значение имеет биология?

4. Какие функции являются основными для живых организмов?

5. Охарактеризуйте уровни организации живой природы.

6. Перечислите задачи общей биологии.

7. Для каких профессий необходимы знания общей биологии?

8. Что такое клетка? Почему именно клетку считают элементарной единицей живого?

9. Назовите науку, которая занимается изучением клеток. Для чего необходимо изучение клеток?

10. Какие микро и макроэлементы входят в состав клетки?

11. Какую роль играет в клетках вода? Чем опасно обезвоживание организма?

12. Какова роль белков, жиров и углеводов в клетке?

13. Какую функцию в клетке выполняют нуклеиновые кислоты?

14. Что такое АТФ? Какова ее роль в клетке?

15. В чем отличие РНК от ДНК?

16. Какие вещества называют ферментами? Какова их функция? Приведите примеры.

17. Чем прокариотические клетки отличаются от эукариотических?

18. Какие функции выполняет мембрана клетки? Каково ее строение?

19. Назовите органоиды клетки, которые содержатся в цитоплазме.

20. Что называют лизисом? Какие органоиды участвуют в данном процессе?

21. Назовите признаки отличия растительной клетки от животной.

22. Что такое тургор клетки? Для каких процессов он необходим?

23. Чем вирусы отличаются от других форм жизни?

24. Какие организмы называют бактериофагами?

25. Назовите способы защиты от вирусов.

26. Чем вирусы опасны для живых организмов?

Критерии оценивания устного ответа:

Отметка   "5" ставится, если обучающийся:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные  и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию преподавателя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Отметка   "4" ставится, если обучающийся:
1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
  Отметка   "3" ставится, если обучающийся:
1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2.  Излагает материал не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы преподавателя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Отметка   "2" ставится, если обучающийся:
1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.
 

Типовые самостоятельные работы

Раздел: Учение о клетке.

Тема: Обмен веществ в клетке. Биосинтез белка. Фотосинтез.

Задание: найдите «лишний» объект в каждой логической цепочке, объясните свой выбор.

 1. ДНК – РНК – митохондрии - лизосомы

 2. фотосинтез – биосинтез – дыхание - репликация

 3. АТФ – АДФ - СН₁₂О - СНО

 4. аминокислоты- жиры – глюкоза – нуклеотиды

5. хлорофиллы – электроны – солнечный свет – этиловый спирт

Ответы: 1 – лизосомы (не участвуют в биосинтезе белка);2 – дыхание (идет с выделением энергии АТФ) ;3 - СН₁₂О₆ (это глюкоза, не кислота); 4 – жиры (не являются мономерами, состоят из простых веществ); 5 – этиловый спирт (не участвует в процессе фотосинтеза)

Критерии оценивания:

Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.

Ставится отметка:

 «5» - за 100 – 90% выполненных заданий,

«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,

«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,

«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.

Типовые тесты

Раздел: Происхождение человека

Тема: Расы человека

1. Коренное население Казахстана с темной кожей с желтоватым оттенком, темными прямыми волосами и выступающими скулами относится к …

   1) европеоидной расе                2) монголоидной расе                3) негроидной расе

2. У представителей европеоидной расы узкий нос, что служит приспособлением к …

   1) охлаждению вдыхаемого воздуха

   2) увеличению вентиляции легких

   3) согреванию вдыхаемого воздуха

3. От каких вредных для организма факторов защищает сильно развитая складка верхнего века представителей монголоидной расы?

   1) от ветра и пыли

   2) от низкой температуры воздуха

   3) от ультрафиолетового излучения

4. Люди разных рас вступают в браки, от которых появляется потомство, способное размножаться. О чем говорит этот факт?

   1) у представителей всех рас разные наборы хромосом

   2) все расы относятся к одному виду

   3) все расы относятся к разным видам

5. Чем объясняется формирование расовых признаков?

   1) влиянием климата

   2) влиянием погодных условий

  3) различиями в наборах хромосом у разных рас

6. Почему представители монголоидной расы имеют темную кожу с желтоватым оттенком?

  1) цвет кожи защищает от перегрева

  2) цвет кожи защищает от ультрафиолетовых лучей

  3) цвет кожи защищает от переохлаждения

7. Узкие губы у представителей европеоидной расы:

  1) уменьшают теплоотдачу

  2) усиливают теплоотдачу

  3) защищают от перегрева

8. О чем свидетельствует генетическое сходство рас, одинаковые болезни и группы крови у всех людей?

  1) о принадлежности расы к одному виду

  2) о разном уровне развития рас

  3) о происхождении рас от разных предков

9. Закончите предложение: «Темный цвет кожи у представителей негроидной расы защищает организм от …»

10. Какими чертами отличаются человеческие расы? Чем можно объяснить устойчивость расовых признаков?

Ответы:1 – 2; 2 – 1; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 1; 6 – 2; 7 – 1; 8 – 1; 9 – сильного воздействия УФ лучей; 10 – цветом кожи, разрезом и формой глаз, пропорциями тела, формой носа, структурой и цветом волос, соотношением групп крови; закрепление признаков в генах.        

 Критерии оценивания:

Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.

Ставится отметка:

 «5» - за 100 – 90% выполненных заданий,

«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,

«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,

«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.

Типовые диктанты

Пример 1

Раздел: Основы генетики и селекции.

Тема: Генетика. Закономерности наследственности.

Задание: по предлагаемому определению установите верный термин.

1. Совокупность генов организма. (генотип)

2. Гены, определяющие развитие альтернативных признаков и расположенные в идентичных участках гомологичных хромосом. (аллели)

3. Скачкообразные и устойчивые изменения генов, влекущие за собой изменения наследственных признаков. (мутации)

4. Элементарная единица наследственности. (ген)

5. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие другого признака. (доминантный)

6. Скрещивание организмов, различающихся по двум парам альтернативных признаков. (дигибридное)

7. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма. (фенотип)

8. Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения. (рецессивный)

9. Организм, который содержит разные аллели одного гена. (гетерозиготный)

10. Хромосомы, не отвечающие за определение пола. (аутосомы)

Пример 2

Раздел: Основы экологии.

Тема: Экология как наука. Экологические системы.

Задание:

1. Экологией называют …

2. К абиотическим факторам окружающей среды относят …

3. Какая связь существует между продуцентами, консументами и редуцентами?

4. Приведите примеры внутривидовой и межвидовой конкуренции (по 2 примера)

5. В чем отличие биогеоценоза от экосистемы?

Ответы:

1. Наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей их средой.

2. Климатические условия, почвенные условия, рельеф и др.

3. Перенос энергии с пищей: продуценты (растения) используют продукты деятельности редуцентов (бактерий, микроорганизмов) для роста и жизнедеятельности, консументы (животные) питаются продуцентами.

4. Внутривидовая конкуренция: борьба за пищу, самку, за благоприятные условия проживания; межвидовая борьба: за пищу, территорию.

5. Биогеоценозы выделяют только на суше, экосистемы выделяют на суше, и в Мировом океане.

Критерии оценивания:

Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.

Ставится отметка:

 «5» - за 100 – 90% выполненных заданий,

«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,

«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,

«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.

  1.  Литература

Для обучающихся

  1. Константинов В.М.Биология: учебник для студентов учреждений СПО/Рекомендовано ФГУ «ФИРО»/ Под ред. В.М.Константинова. – 8-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320с.,
  2. Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.

Для преподавателей

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
  3. Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
  4. Биология: в 2 т. / под ред. Н.В.Ярыгина. - М., 2010.
  5. Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.
  6. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. Учебное пособие, Методические рекомендации     – М., 2014.

Интернет-ресурсы:

www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по био-

логии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —

экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по

биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-

танного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического

центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,

биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно

подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело-

век»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы для внутригимназической проверки знаний по биологии; составитель: учитель химии и биологии МБОУ "Гимназия №12" Борисова Г.В.

Составленные КИМ полностью соответствуют демоверсии, кодификации и спецификации ЕГЭ по биологии в 2018 году. Большая часть заданий взята из открытого банка заданий ФИПИ....

Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире», 5 класс

        Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, ...

Контрольно-измерительные материалы по географии, для профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Учебно-методические материалы для осуществления текущего и промежуточного контроля по дисциплине География...

Рабочая программа по биологии, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей

Примерная рабочая программа по учебной дисциплине Биология, для студентов СПО, по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...

Контрольно-измерительные материалы по астрономии, по профессии Мастер ЖКХ

Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля по дисциплине Астрономия...

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по профессии: для профессии: 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»

Комплект контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «МАТЕМАТИКА» осно...