Контрольно-измерительные материалы для внутригимназической проверки знаний по биологии; составитель: учитель химии и биологии МБОУ "Гимназия №12" Борисова Г.В.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
Составленные КИМ полностью соответствуют демоверсии, кодификации и спецификации ЕГЭ по биологии в 2018 году. Большая часть заданий взята из открытого банка заданий ФИПИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
variant_ege_2018_biologiya_sostavleno_borisovoy_g.v.docx | 463.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
(СООТВЕТСТВУЕТ ДЕМОВЕРСИИ И СПЕЦИФИКАЦИИ ЭКЗАМЕНА В 2018 ГОДУ)
Составлен учителем биологии МБОУ «Гимназия №12» г. Ленинска-Кузнецкого Борисовой Г.В.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут). Ответами к заданиям части 1 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).
Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–21 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответы запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. |
1.Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.
Ответ: ___________________.
Ответ: |
3. Белок состоит из 300 аминокислот. Сколько нуклеотидов в гене, который служит матрицей для синтеза этого белка? В ответ запишите только количество нуклеотидов.
Ответ: ________________________.
4.Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания клетки, изображённой на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
|
Ответ: |
5.Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
6. Сколько типов гамет образует зигота с генотипом АаDdCc? Ответ запишите в виде цифры.
Ответ ___________________________.
7.Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используют для описания процесса, изображённого на рисунке. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
| |||||||||||||||
|
Ответ: |
8.Установите соответствие между примерами и способами размножения: |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
9.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Для грибов характерны следующие признаки: | ||||||||||||||||||
|
Ответ: |
10.Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
11.Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. |
|
|
Ответ: |
12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1)лобная кость 2)затылочная кость 3)височная кость 4)теменная кость 5)нижнечелюстная кость 6)скуловая кость | ||||||
Ответ: |
13.Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
14.Установите последовательность этапов образования и движения мочи в организме человека. |
|
|
Ответ: |
15. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биохимического критерия вида Крапива двудомная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Крапива двудомная – многолетнее травянистое растение с мощным корнем и длинным горизонтальным ветвистым корневищем. (2)Крапива защищена от поедания травоядными животными жгучими волосками, которые располагаются на всех частях растений. (3)Каждый волосок представляет собой крупную клетку. (4)В стенке волоска содержатся соли кремния, которые придают ему хрупкость. (5)Содержание муравьиной кислоты в клеточном соке волосков не превышает 1,34%. (6)Молодые листья крапивы содержат много витаминов, поэтому используются в пищу.
Ответ: |
16.Установите соответствие между органами животных и эволюционными процессами, в результате которых эти органы сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
17.Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К продуцентам биоценозов относят | ||||||||||||||||||
|
Ответ: |
18.Установите соответствие между организмами и типами их взаимоотношений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. |
|
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д |
19.Установите последовательность этапов круговорота азота в природе, начиная со свободного азота атмосферы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр. |
|
|
Ответ: |
| |||||||||||||||
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Ответ:
| |||||||||||||||
21.Проанализируйте график зависимости количества тихоходок в пробах мхов
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. | |||||||||||||||
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения. |
Ответ: _____________________.
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов №1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. |
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (22-28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ №2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
22. Как называют представленный на рисунке ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков.
23. На рисунке изображен Аммонит - вымершее животное, обитавшее 220 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ - на уровне рода). Укажите признаки, по которым Вы сделали данный вывод. |
Геохронологическая таблица
24.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Ароморфоз – направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошёл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окраску под цвет грунта.
25.Роберт Кох, изучая причины заболевания овец сибирской язвой, выделил чистую культуру микроорганизмов, взятых у больной овцы. Он ввёл эту культуру 70 другим здоровым овцам, из которых 50 заболели сибирской язвой и погибли. Ответьте на следующие вопросы: какова причина гибели 50 овец; почему выжили 20 овец, является ли культура, выделенная Кохом, вакциной? Ответ объясните.
26.Птицы и млекопитающие достигли в эволюции большого успеха в освоении наземно-воздушной среды по сравнению с другими позвоночными. Объясните, какие общие черты их организации этому способствовали. Приведите не менее трёх признаков.
27.В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с антикодонами ЦГЦ, УЦЦ, ГЦА, АГА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
| У | Ц | А | Г |
|
У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда;
второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
28.Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера тела находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол.
При скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями, нормальным телом и самцов с редуцированными крыльями, укороченным телом всё потомство имело нормальные крылья и нормальное тело. Получившихся в F1 самцов скрестили с исходной родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1, генотипы и фенотипы возможного потомства F2. Какая часть самок (от всех возможных самок) во втором скрещивании фенотипически сходна с родительской особью? Определите их генотипы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English". издательство "Титул" - 2011 г., автор М. З. Биболетова. Unit 5 - "Faces of London".
Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 6 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...
Контрольно-измерительные материалы для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК "Enjoy English" 7 класс, автор М. З. Биболетова. 1 четверть, Unit "The World Teenagers\' Competition".
Пояснительная записка к контрольно-измерительным материалам для проверки качества знаний по английскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по УМК “Enjoy English”, издательство «Титул» - 20...
Материалы для проверки знаний по биологии в 7 классе
Тесты и вопросы для письменного опроса учащихся по зоологии...
Методические рекомендации по содержанию контрольно-измерительных материалов для выявления уровня знаний и умений в ходе изучения дисциплин математика, русский язык, чтение, обществознание, география, история, биология, СБО, трудовое обучение, для
Контроль знаний-это выявление соответствия сформированного объема знаний обучающимися программы, а также определения уровня владения умениями и навыками.Цели контроля знаний и умений: диагностирование...
Задания для внутригимназического контроля знаний по химии; составитель: учитель химии и биологии МБОУ "Гимназия №12" Борисова Г.В.
Задания полностю соответствуют демоверсии, кодификации и спецификации ЕГЭ по химии 2018 года. Часть упражнений и задач была взята из открытого банка заданий ФИПИ....
Доклад на ШМО «Контрольно- измерительные задания как способ проверки знаний и оценка результатов обучения по предмету СБО».
Данный материал может быть использован по итогам года....
Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения проверки качества знаний по профессии "Повар"
Комплект КИМ предназначен для проведения проверки качества знаний по учебной дисциплине "Введение в современное обществознание для коррекционных групп. Содержит три блока: 1. Человек, природа, общес...