Контрольно-измерительные материалы по астрономии, по профессии Мастер ЖКХ
методическая разработка по астрономии (11 класс)
Контрольно-измерительные материалы для текущего и промежуточного контроля по дисциплине Астрономия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-izmeritelnye_materialy_po_astronomii_po_professii_master_zhkh.docx | 58.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ПОО 04 | АСТРОНОМИЯ |
код название дисциплины
по профессии
08.01.10 | Мастер жилищно-коммунального хозяйства |
код название профессии
п.Сангар 2021 год
Составлены в соответствии с рабочей программой ПОО.04 «Астрономия»
Организация-разработчик: ГБПОУРС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
Разработчик: преподаватель И.А. Белоконева
Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой методической комиссии «Общеобразовательных дисциплин»
Протокол № 07 от 03.06.2020
Председатель ЦМК: __И.А. Белоконева_ /_________________
ФИО подпись
Зам. директора по УПР: Л.Н. Рудых /__________________
ФИО подпись
СОДЕРЖАНИЕ
Стр. | |
I. Паспорт контрольно-измерительных материалов……………………………. | 4 |
II. Комплект материалов для промежуточной аттестации…………………….. | 6 |
III. Комплект материалов для организации текущего контроля……………….. | 18 |
Вопросы для устного контроля…………………………. | 19 |
Типовые самостоятельные работы……………………… | 20 |
Типовые тесты……………………………………………. | 21 |
Типовые диктанты……………………………………….. | 23 |
IV. Литература……………………………………………………………………. | 25 |
- ПАСПОРТ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
- Общие положения
Комплект контрольно - измерительных материалов (КИМ) предназначен для проверки и оценки уровня сформированности универсальных учебных действий.
КИМ включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
- Объекты оценивания – результаты освоения УД
Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Астрономия».
КИМ позволяет оценить усвоение содержания учебной дисциплины «Астрономия» и обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Метапредметные | |
- умение использовать при выполнении практических заданий по астрономии такие мыслительные операции, как постановка задачи, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, - формулирование выводов для изучения различных сторон астрономических явлений, процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере - владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии - умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий | Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль. Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение. |
Личностные | |
- сформированность научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития астрономической науки; - устойчивый интерес к истории и достижениям в области астрономии - умение анализировать последствия освоения космического пространства для жизни и деятельности человека | Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль. Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение. |
Предметные | |
- сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной - понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений - владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой - сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшем научно-техническом развитии - осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развитии международного сотрудничества в этой области | Формы: фронтальный, групповой, комбинированный контроль. Методы: устный и письменный контроль, дидактические тесты, наблюдение. |
- КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (задания, инструкции для студентов, критерии оценивания)
Материалы для проведения дифференцированного зачета
Инструкция по выполнению работы
Дифференцированный зачет состоит из 33 заданий. На каждое задание вы должны выбрать правильный ответ. При правильном ответе на задание насчитывается 1 балл. При отсутствии ответа ставится 0 баллов.
В случае, если в ответе будет проставлено более одной цифры, ответ не принимается. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Время выполнения работы – 90 минут
Отметка за задания дифференцированного зачета рассчитывается по количеству набранных баллов. Максимальное количество набранных баллов – 33.
Вариант 1
1. Наука о небесных светилах, о законах движения, строения и развития, а так же о строении и развитии Вселенной в целом называется…
1) астрометрия 2) астрофизика 3) астрономия 4) космология
2. Видимый годовой путь Солнца среди звезд называется …
1) небесным экватором 3) орбитой
2) эклиптикой 4) истинным горизонтом
3. Как называется область пространства, расположенная между орбитами Марса и Юпитера?
1) пояс астероидов 3) главный пояс астероидов
2) облако Оорта 4) пояс Койпера
4. Квадраты периодов обращения планет относятся как кубы больших полуосей орбит. Это утверждение:
1) первый закон Кеплера 3) третий закон Кеплера
2) второй закон Кеплера 4) четвертый закон Кеплера
5. Телескоп, у которого объектив представляет собой линзу или систему линз, называют…
1) рефлекторным 3) менисковым
2) рефракторным 4) нет правильного ответа
6. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется:
1) перигелием 3) эксцентриситетом
2) афелием 4) парсеком
7. Период обращения Луны вокруг Земли – это…
1) сидерический месяц 3) декада
2) синодический месяц 4) новолуние
8. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?
1) гелий и кислород 3) водород и гелий
2) азот и гелий 4) водород и железо
9. В состав какого созвездия входит звезда Бетельгейзе?
1) Большая Медведица 3) Волопас
2) Малая Медведица 4) Орион
10. Календарь, основанный на смене сезонов года называют …
1) солнечный 3) лунно-солнечный
2) лунный 4) сезонный
11. Кто предложил гелиоцентрическую систему мира?
1) Галилей 2) Ньютон 3) Бруно 4) Коперник
12. Плутон является
1) спутником 3) карликовой планетой
2) астероидом 4) планетой
13. Планета Земля имеет внутреннее строение, схожее с внутренним строением планеты:
1) Юпитер 2) Марс 3) Сатурн 4) Уран
14. Температура солнечной фотосферы составляет:
1) 3000 К 2) 6000 К 3) 9000 К 4) 12000 К
15. Источником энергии Солнца являются:
1) расширение и сжатие 3) радиоактивный распад
2) трение 4) термоядерный синтез
16. Путь Солнца на небе вдоль эклиптики пролегает среди
1) 11 созвездий 3) 13 созвездий
2) 12 созвездий 4) 10 созвездий
17. Звезда будет иметь самую высокую температуру, если ее видимый цвет:
1) синий 2) белый 3) желтый 4) красный
18. Согласно закону Хаббла, скорость удаления галактик возрастает…
1) обратно пропорционально расстоянию до них
2) прямо пропорционально расстоянию до них
3) обратно пропорционально их массам
4) прямо пропорционально их массам
19. Какие планеты входят в группу планет – гигантов?
1) Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун 3) Земля, Марс, Сатурн, Уран
2) Земля, Луна, Венера, Марс 4) Юпитер, Сатурн, Уран, Марс
20. Линия, соединяющая точки севера и юга, называется
1) ось мира 3) полуденная линия
2) настоящая вертикаль 4) горизонт
21. Большой круг, плоскость которого перпендикулярна оси мира, называется
1) небесный экватор 3) круг склонений
2) небесный меридиан 4) настоящий горизонт
22. Количество энергии, которое излучает звезда со всей своей поверхности в единицу времени по всем своим направлениям, называется
1) звездная величина 2) яркость 3) парсек 4) светимость
23. Что такое пульсары?
1) Переменные звёзды
2) Самые далёкие тела, наблюдаемые во Вселенной
3) Тела - невидимки, имеющие мощное гравитационное поле
4) Нейтронные звёзды, излучающие электромагнитные волны в пределах узкого конуса.
24. Что такое красные гиганты?
1) Горячие звезды огромных размеров и высокой плотности
2) Ядра далёких галактик, находящихся в состоянии очень высокой активности
3) Холодные звёзды огромных размеров и очень низкой плотности
4) Нейтронные звёзды, излучающие электромагнитные волны в пределах узкого конуса
25. Наша Галактика является
1) эллиптической 2) спиральной 3) кубической 4) неправильной
26. Что, кроме планет и их спутников, входит в состав Солнечной системы?
1) только астероиды и метеориты
2) астероиды, метеориты, карликовые планеты, космическая пыль
3) различные малоизученные космические объекты
27. Телескоп необходим для того, чтобы …
1) собрать свет и создать изображение источника
2) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект
3) получить увеличенное изображение небесного тела
28. Вспыхивающие в земной атмосфере, влетающие в неё, мельчайшие твёрдые частицы, называются…
1) метеор 2) комета 3) метеорит 4) болид
29. Экзопланеты – это …
1) все существующие планеты Солнечной системы
2) планеты вне Солнечной системы
3) планеты в ближайшей галактике
30. Как называется ближайшая к Земле звезда, которая является самым ярким объектом на небе?
1) Сириус 2) Денеб 3) Солнце 4) Альтаир
31. Чем обусловлен цвет звезды?
1) температурой 2) влажностью 3) удалённостью от Земли
32. В каком месте нашей Галактики находится Солнечная система
1) в центре 2) в рукаве Персея 3) в рукаве Ориона
33. Сколько времени существует Вселенная?
1) от 13 до 14 млрд. лет 3) возраст до сих пор не определён
2) от 15 до 16 млрд. лет
Вариант 2
1. Наука, изучающая важнейшие физические характеристики и свойства космических объектов, называется …
1) астрометрия 2) астрофизика 3) астрономия 4) космология
2. Каково значение астрономии?
1) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира
2) формирование научного мировоззрения
3) формирование взглядов на развитие природы
3. Радиус-вектор планеты описывает равные площади за равные промежутки времени. Это утверждение:
1) первый закон Кеплера 3) третий закон Кеплера
2) второй закон Кеплера 4) четвертый закон Кеплера
4. Как называется область пространства, расположенная за орбитой Нептуна?
1) пояс астероидов 3) главный пояс астероидов
2) облако Оорта 4) пояс Койпера
5. Телескоп, использующий зеркало в качестве светособирающего элемента, называют …
1) рефлекторным 3) менисковым
2) рефракторным 4) нет правильного ответа
6. Наиболее удаленная от Солнца точка орбиты планеты называется:
1) перигелием 3) эксцентриситетом
2) афелием 4) парсеком
7. Затмение Солнца наступает …
1) если Луна попадает в тень Земли
2) если Земля находится между Солнцем и Луной
3) если Луна находится между Солнцем и Землей
4) нет правильного ответа
8. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?
1) азот и гелий 3) водород и железо
2) гелий и кислород 4) водород и гелий
9. В состав какого созвездия входит звезда Альдебаран?
1) Большая Медведица 3) Орион
2) Малая Медведица 4) Телец
10. Календарь, основанный на смене фаз Луны, называют …
1) солнечный 3) лунно-солнечный
2) лунный 4) сезонный
11. Расстояние от Земли до Солнца называется
1) астрономическая единица 3) звездная величина
2) парсек 4) световой год
12. Европа является:
1) спутником 3) карликовой планетой
2) астероидом 4) планетой
13. Самая большая планета Солнечной системы:
1) Юпитер 2) Марс 3) Сатурн 4) Нептун
14. Чему равно среднее расстояние от Земли до Луны?
1) 38400 км 3) 384400 км
2) 384400 м 4) 3840000 км
15. Температура внутри Солнца составляет:
1) 6000000 К 2) 15000000 К 3) 9000000 К 4) 1200000 К
16. Источником энергии Солнца являются:
1) радиоактивный распад 3) расширение и сжатие
2) трение 4) термоядерный синтез
17. Звезда будет иметь самую низкую температуру, если ее видимый цвет:
1) синий 2) белый 3) желтый 4) красный
18. Согласно закону Хаббла, скорость удаления галактик возрастает…
1) обратно пропорционально расстоянию до них
2) обратно пропорционально их массам
3) прямо пропорционально расстоянию до них
4) прямо пропорционально их массам
19. Какая планета – гигант излучает энергию?
1) Сатурн 2) Юпитер 3) Уран 4) Нептун
20. Большой круг, по которому горизонтальная плоскость пересекается с небесной сферой, называется
1) экватором 3) кругом
2) меридианом 4) настоящим горизонтом
21. Большой круг, по которому центр диска Солнца совершает свое видимое летнее движение на небесной сфере, называется
1) небесный экватор 3) круг склонений
2) небесный меридиан 4) эклиптика
22. Угол, под которым со звезды была бы видна большая полуось земной орбиты, называется
1) годичный параллакс 3) часовой угол
2) параллакс 4) склонение
23. Что такое квазары?
1) горячая звезда малых размеров
2) ядра далёких галактик, находящихся в состоянии очень высокой активности
3) самые далёкие тела, наблюдаемые во Вселенной
4) верны ответы 1 и 2
24. Что такое цефеиды?
1) тела - невидимки, имеющие мощное гравитационное поле
2) самые далёкие тела, наблюдаемые во Вселенной
3) переменные звёзды
4) нейтронные звёзды, излучающие электромагнитные волны в пределах узкого конуса
25. Какие типы галактик существуют?
1) спиральные 2) эллиптические 3) неправильные 4) все ответы верные
26. Сколько экзопланет существует в Солнечной системе?
1) 8 2) 9 3) ни одной 4) 4
27. Парсек – это единица измерения…
1) светимости небесных тел 3) расстояний между небесными телами
2) размеров небесных тел
28. Угол, под которым со звезды виден радиус земной орбиты, называется…
1) параллаксом 2) звездной величиной 3) астрономической единицей
29. Луна – это
1) самосветящееся тело
2) не самосветящееся тело, она светит отраженным звездным светом
3) не самосветящееся тело, она светит отраженным солнечным светом
30. Путеводная звезда для всех путешественников, штурманов, мореплавателей это -
1) Сириус 2) Солнце 3) Полярная звезда 4) Вега
31. Во что может превратиться звезда после своей «смерти»?
1) в «чёрную дыру» 3) в красный карлик
2) в нейтронную звезду 4) в квазар
32. Наша Галактика называется
1) Туманность Андромеды 3) Млечный путь
2) Большое Магелланово облако 4) Спиральная
33. С какой галактикой столкнётся галактика Туманность Андромеды через несколько млрд. лет?
1) Малое Магелланово облако 3) Млечный путь
2) Большое Магелланово облако
Вариант 3
1. Наука, изучающая происхождение, основные физические характеристики, свойства и эволюцию Вселенной, называется …
1) астрометрия 2) астрофизика 3) астрономия 4) космология
2. Периодичность движения каких небесных тел дала толчок к введению основных единиц счёта времени?
1) Солнца 2) звезд 3) Луны 4) планеты
3. Видимый годовой путь Солнца среди звезд называется…
1) небесным экватором 3) орбитой
2) эклиптикой 4) истинным горизонтом
4. Каждая из планет движется вокруг Солнца по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Это утверждение
1) первый закон Кеплера 3) третий закон Кеплера
2) второй закон Кеплера 4) четвертый закон Кеплера
5. Ученый, создавший первый в мире телескоп
1) Гиппарх Никейский 3) Галилео Галилей
2) Иоганн Кеплер 4) Джованни Демизиани
6. Ближайшая к Солнцу точка орбиты планеты называется:
1) перигелием 3) эксцентриситетом
2) парсеком 4) афелием
7. Линия, вокруг которой вращается небесная сфера, называется
1) ось мира 3) полуденная линия
2) вертикаль 4) настоящий горизонт
8. Какие вещества преобладают в атмосферах звезд?
1) азот и гелий 3) водород и железо
2) водород и гелий 4) гелий и кислород
9. В состав какого созвездия входит звезда Арктур?
1) Большая Медведица 3) Волопас
2) Малая Медведица 4) Орион
10. Календарь, основанный на смене времен года, называют…
1) солнечный 3) звездный
2) лунный 4) нет правильного ответа
11. Кто из перечисленных людей первым разработал доказательства шарообразности Земли?
1) Коперник 2) Аристотель 3) Галилей 4) Птолемей
12. Самый большой спутник в Солнечной системе
1) Ганимед 2) Тритон 3) Мимас 4) Миранда
13. Планетой-гигантом является:
1) Плутон 2) Марс 3) Сатурн 4) Венера
14. Затмение Солнца наблюдается в том случае, когда
1) Луна попадает в тень Земли
2) Земля находится между Солнцем и Луной
3) Луна находится между Солнцем и Землей
4) нет правильного ответа
15. Средняя корональная температура Солнца составляет:
1) 3000000 К 2) 2500000 К 3) 900000 К 4) 1500000 К
16. Источником энергии Солнца являются:
1) термоядерный синтез 3) радиоактивный распад
2) трение 4) расширение и сжатие
17. Звезда будет иметь самую высокую температуру, если ее видимый цвет:
1) желтый 2) синий 3) красный 4) белый
18. Согласно закону Хаббла, скорость удаления галактик возрастает…
1) обратно пропорционально их массам
2) прямо пропорционально расстоянию до них
3) прямо пропорционально их массам
4) обратно пропорционально расстоянию до них
19. Планетами – «близнецами» являются
1) Уран и Плутон 3) Сатурн и Уран
2) Нептун и Плутон 4) Уран и Нептун
20. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой называется
1) точкой юга 2) точкой севера 3) зенитом 4) надиром
21. Обратное движение точки весеннего равноденствия называется
1) перигелий 3) прецессия
2) афелий 4) нет правильного ответа
22. Расстояние, с которого средний радиус земной орбиты виден под углом 1’’, называется
1) астрономическая единица 3) световой год
2) астрономический парсек 4) звездная величина
23. Чем дальше от Солнца находится планета, тем она движется …
1) быстрее 3) скорость планеты по орбите одинакова
2) медленнее 4) невозможно дать определенный ответ
24. Что такое чёрные дыры?
1) переменные звёзды
2) самые далёкие тела, наблюдаемые во Вселенной
3) тела - невидимки, имеющие мощное гравитационное поле
4) нейтронные звёзды, излучающие электромагнитные волны в пределах узкого конуса
25. Наша Галактика является
1) спиральной 2) неправильной 3) эллиптической 4) линзовидной
26. Первый орбитальный полёт вокруг Земли совершил…
1) Н. Армстронг, 12 июля 1972 г. 3) Ю. Гагарин, 12 апреля 1961 г.
2) А. Леонов, 12 июня 1969 г.
27. Что такое Метагалактика?
1) вся видимая часть Вселенной 3) очень большая галактика
2) количество галактик 1012
28. Парсек – это
1) расстояние от Земли до Солнца
2) расстояние до объекта, годичный параллакс которого равен одной угловой секунде
3) скорость света в вакууме
29. «Чёрные дыры» - это
1) область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света
2) звёзды, поглощающие весь спектр излучения
3) Тёмная материя Вселенной
30. Как называется звезда, которая показывает точное направление на Северный полюс?
1) Сириус 2) Солнце 3) Полярная звезда 4) Вега
31. Какого созвездия, являющегося зодиакальным, нет в зодиакальном поясе?
1) Ориона 2) Змееносца 3) Персея 4) Андромеды
32. Если наше Солнце сжать до размера яблока, то оно превратится …
1) в нейтронную звезду 3) в квазар
2) в «чёрную дыру» 4) в «белую дыру»
33. Зачем учёные ищут и изучают экзопланеты?
1) чтобы было, куда переселиться человечеству, когда закончатся жизненные ресурсы Земли
2) из познавательного интереса
3) чтобы добывать на них полезные ископаемые
Ответы:
Вариант 1
№ задания | вариант ответа | № задания | вариант ответа |
1 | 3 | 18 | 2 |
2 | 2 | 19 | 1 |
3 | 1 | 20 | 3 |
4 | 3 | 21 | 1 |
5 | 2 | 22 | 4 |
6 | 1 | 23 | 4 |
7 | 1 | 24 | 3 |
8 | 3 | 25 | 2 |
9 | 4 | 26 | 2 |
10 | 1 | 27 | 2 |
11 | 4 | 28 | 1 |
12 | 3 | 29 | 2 |
13 | 2 | 30 | 3 |
14 | 2 | 31 | 1 |
15 | 4 | 32 | 3 |
16 | 3 | 33 | 1 |
17 | 1 |
Вариант 2
№ задания | вариант ответа | № задания | вариант ответа |
1 | 2 | 18 | 3 |
2 | 2 | 19 | 2 |
3 | 2 | 20 | 4 |
4 | 4 | 21 | 4 |
5 | 1 | 22 | 2 |
6 | 2 | 23 | 2 |
7 | 3 | 24 | 3 |
8 | 4 | 25 | 4 |
9 | 4 | 26 | 3 |
10 | 2 | 27 | 3 |
11 | 1 | 28 | 1 |
12 | 1 | 29 | 3 |
13 | 1 | 30 | 3 |
14 | 3 | 31 | 1 |
15 | 2 | 32 | 3 |
16 | 4 | 33 | 3 |
17 | 4 |
Вариант 3
№ задания | вариант ответа | № задания | вариант ответа |
1 | 4 | 18 | 2 |
2 | 1 | 19 | 4 |
3 | 2 | 20 | 4 |
4 | 1 | 21 | 3 |
5 | 3 | 22 | 1 |
6 | 1 | 23 | 2 |
7 | 1 | 24 | 3 |
8 | 2 | 25 | 1 |
9 | 3 | 26 | 3 |
10 | 1 | 27 | 1 |
11 | 2 | 28 | 2 |
12 | 1 | 29 | 1 |
13 | 3 | 30 | 3 |
14 | 3 | 31 | 2 |
15 | 4 | 32 | 2 |
16 | 3 | 33 | 2 |
17 | 2 |
Критерии оценивания заданий
Отметка за задания дифференцированного зачета рассчитывается по количеству набранных баллов. При правильном ответе на задание насчитывается 1 балл.
При отсутствии ответа ставится 0 баллов.
Максимальное количество набранных баллов – 33.
Отметка ставится:
«5» - за 33 - 30 баллов (100-90% выполнения работы)
«4» - за 29 - 25 балла (89-76% выполнения работы)
«3» - за 24 - 20 баллов (75-60% выполнения работы)
«2» - за 19 - 0 баллов (менее 60 % выполнения работы)
Отметка за дифференцированный зачет по предмету «Астрономия» рассчитывается по формуле:
Z = (X+Y)/2, где
Z – итоговая отметка за дифференцированный зачет
X- среднее арифметическое за период, предшествующий итоговой аттестации
Y- отметка за задания дифференцированного зачета
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе. В случае возникновения спорных ситуаций (например, Z=3,5 или 4,5 балла), отметка ставится в пользу учащегося.
- КОМПЛЕТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (задания, инструкции для студентов, критерии оценивания).
Раздел 1. Введение в астрономию. | 1. Фронтальный опрос УВР1 1-10 2. Т-1 3. СР -1 |
Раздел 2. Практические основы астрономии. | 1. Фронтальный опрос УВР2 1-13 2. Т- 2 3. Д -1 4. СР - 1 |
Раздел 3. Методы и способы астрономических наблюдений. | 1. Фронтальный опрос УВР3 1-15 2. Т- 3 3. Д- 2 |
Раздел 4. Солнечная система. | 1. Фронтальный опрос УВР4 1-23 2. Т - 4,5 3. Д - 4 |
Раздел 5. Солнце – ближайшая звезда. | 1. Фронтальный опрос УВР5 1-15 2. Т - 6 3. СР - 2 |
Раздел 6. Звезды. Эволюция звезд. | 1. Фронтальный опрос УВР6 1-17 2. Д - 5 3. СР – 3 |
Раздел 7. Наша Галактика. | 1. Фронтальный опрос УВР7 1-13 2. Т – 7 3. Д - 6 |
Раздел 8. Строение и эволюция Вселенной. | 1. Фронтальный опрос УВР8 1-13 2. Т -8 3. СР – 4,5 4. КР - 1 |
УВР – устные вопросы по разделу
Т- тест
Д – диктант
СР – самостоятельная работа
КР – контрольная работа
Типовые вопросы для устного контроля
Раздел: Солнечная система
Тема: Планеты Солнечной системы
1. Назовите планеты, входящие в состав планет земной группы. Что их объединяет?
2. В чем различие физических характеристик планет земной группы?
3. Какая планета является самой маленькой в Солнечной системе?
4. Какая планета самая горячая?
5. Какие планеты земной группы имеют естественные спутники?
6. По какой причине на Марсе существует смена времен года?
7. Какая планета Солнечной системы наиболее пригодна для колонизации? Почему?
8. Какое научное и практическое значение имеет изучение планет земной группы?
9. Возможно ли существование жизни на планетах: Меркурий, Марс, Венера? Свой ответ аргументируйте.
10. Перечислите планеты, входящие в состав планет – гигантов.
11. Какая планета считается самой большой в Солнечной системе?
12. У какой планеты самое мощное магнитное поле?
13. Какова особенность вращения планет – гигантов вокруг своей оси?
14. Почему иногда даже в крупные телескопы не видны кольца Сатурна?
15. Какая планета расположена дальше всего от Солнца?
16. У какой планеты самая большая система колец? Чем они образованы?
17. В чем состоят основные трудности при колонизации планет-гигантов и их спутников?
18. Чем карликовые планеты отличаются от других тел Солнечной системы?
19. Назовите малые тела Солнечной системы?
20. Где сосредоточена большая часть астероидов? В чем заключается астероидная опасность?
21. Чем отличается метеор от метеорита?
22. Какие виды метеоритов вы знаете?
23. Назовите самые известные метеориты.
24. Что называют облаком Оорта?
25. Опровергните представление о метеорах как «падающих звездах».
Критерии оценивания устного ответа:
Отметка «5» ставится в том случае, если обучающийся:
1. обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
2. правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
3. строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
4. может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «4» ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но в нем не используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Отметка «3» ставится,
1. если большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. обучающийся умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
Отметка «2» ставится в том случае,
1. если обучающийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
Типовые самостоятельные работы
Раздел: Наша Галактика
Тема: Наша Галактика – Млечный путь. Другие галактики.
Задание: найдите «лишний» объект в каждой цепочке, объясните свой выбор.
1. балжд – гало – квазар – корона
2. Вега – Альтаир – Денеб – Мицар
3. Венера – Сатурн – Марс – Церера
4. парсек – перигелий – фокус – афелий
5. Андромеда – Скорпион – Персей – Овен
Ответы: 1 – квазар (не относится к строению Галактики); 2 – Мицар (не входит в летне-осенний треугольник); 3 – Церера (карликовая планета); 4 – парсек ( не относится к законам Кеплера); 5 – Скорпион (находится в южном полушарии)
Раздел: Солнечная система
Тема: Карликовые планеты и малые тела Солнечной системы
Задание: Прочитайте утверждения и выпишите номера верных утверждений.
1. Астероид – это малая планета.
2. Комета – это явление, возникающее при вхождении небесного тела в атмосферу Земли.
3. Ядро кометы газообразное.
4. Метеор – явление, возникающее при сгорании частиц космической пыли в атмосфере Земли.
5. Падение крупных метеоритов на поверхность Земли явление достаточно частое.
6. Кометы получили свое название от греческого слово «кометес», что значит «волосатая».
7. Кометы не заметны невооруженным глазом.
8. Кроме космической пыли в космосе движутся и более крупные тела – обломки астероидов.
Критерии оценивания:
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«5» - за 100 – 90% выполненных заданий,
«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,
«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,
«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.
Типовые тесты
Раздел: Введение
Тема: Астрономия как наука
1. Наука о небесных светила, о законах их движения, строения и развития, а также о строении и развитии Вселенной в целом называется …
А) астрофизика Б) астрография В) астрономия Г) астрометрия
2. Каково значение астрономии?
А) формирование мистических взглядов на вопросы сотворения мира
Б) формирование научного мировоззрения
В) формирование взглядов на развитие природы
3. Кто первым доказал, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты?
А) Коперник Б) Ньютон В) Аристотель Г) Бруно
4. Как называется ближайшая к нам звезда?
5. Соотнесите названия разделов астрономии с их определениями.
Раздел астрономии: Определение:
1) раздел астрономии, изучающий физические А) Космология
явления и химические процессы, происходящие в Б) Космогония
небесных телах, их системах и в космическом В) Астрофизика
пространстве. Г) Астрометрия
2) раздел астрономии, изучающий происхождение,
строение и эволюцию Вселенной как единого целого.
3) раздел астрономии, изучающий происхождение и
развитие небесных тел и их систем.
6. Созвездия – это…
А) определённые участки звёздного неба, разделённые между собой строго установленными границами, с характерной наблюдаемой группировкой звёзд
Б) определённые группы звёзд в определённых участках звёздного неба
В) определённые участки звёздного неба
Г) определённые группы звёзд
7. Выберите верное утверждение:
А) Наблюдения - основной источник информации в астрономии
Б) Изучая далёкие звёздные системы, мы изучаем их прошлое
В) Все звёзды вращаются вокруг Земли
8. Сопоставьте определения геоцентрической и гелиоцентрической систем мироустройства.
Определения: Система мира:
1) представление о том, что Солнце является А) Геоцентрическая система
центральным небесным телом, вокруг Б) Гелиоцентрическая система
которого обращается Земля и другие планеты
2) представление об устройстве мироздания,
согласно которому центральное положение во
Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг
которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звёзды.
9. В какой галактике находится планета Земля?
А) Млечный путь Б) Андромеды В) Треугольника
10. То, что Земля имеет форму шара, первым предположил
А) Галилео Галилей Б) Клавдий Птолемей В) Пифагор Г) Николай Коперник
11. Для чего необходим телескоп?
А) собрать свет и создать изображение источника
Б) собрать свет от небесного объекта и увеличить угол зрения, под которым виден объект
В) получить увеличенное изображение небесного тела
12. Какая точка самая высокая точка небесной сферы?
А) точка севера Б) зенит В) надир Г) точка востока
13. Согласно геоцентрической системе мира в центре мироздания находится:
А) Галактика Б) Солнце В) Земля
14. Кто отказался от своих учений перед судом инквизиции, а после шепотом произнес «И все таки, она вертится!»:
А) Галилей Б) Гиппарх В) Бруно Г) Коперник
Ответы: 1 – В; 2 –Б; 3 – А; 4 – Солнце; 5 – 1-В, 2-А, 3-Б; 6 – А; 7 – А; 8 – 1-Б, 2-А; 9 – А; 10 – В; 11 – Б; 12 – Б; 13 – В; 14 - А.
Критерии оценивания:
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«5» - за 100 – 90% выполненных заданий,
«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,
«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,
«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.
Типовые диктанты
Раздел: Солнце – ближайшая звезда.
Тема: Солнце. Небесная механика. Искусственные тела Солнечной системы.
Задание: по предлагаемому определению установите верный термин.
1. Точки, сумма расстояний от которых до любой точки эллипса является постоянной. (фокусы)
2. Внешняя оболочка Солнца. (корона)
3. Минимальная начальная скорость, которую нужно сообщить телу, чтобы оно стало искусственным спутником планеты. (первая космическая скорость)
4. Изучает влияние изменений активности Солнца на земные организмы. (гелиобиология)
5. Наиболее удаленная от Солнца точка траектории планеты. (афелий)
6. Светлые участки на поверхности Солнца. (факелы)
7. Минимальная скорость, которую необходимо сообщить телу, чтобы оно могло покинуть пределы Солнечной системы. (третья космическая скорость)
8. Вид движения спутников вокруг орбиты планеты. (свободное падение)
9. Ближайшая к Солнцу точка траектории планеты. (перигелий)
10. Аппарат, вышедший первым за пределы Солнечной системы. («Вояджер–1»)
11. Кратковременные изменения магнитного поля Земли, в результате солнечной активности. (магнитные бури)
12. Вектор, проведенный от Солнца к планете. (радиус-вектор)
13. Самый глубокий светящийся слой атмосферы Солнца. (фотосфера)
14. Их используют для наблюдения за солнечной короной. (коронографы)
Критерии оценивания:
Оценка знаний и умений учащихся производится по пятибалльной системе.
Ставится отметка:
«5» - за 100 – 90% выполненных заданий,
«4» - за 89 – 75% правильно выполненных заданий,
«3» - за 74– 60% правильно выполненных заданий,
«2» - за менее 60% правильно выполненных заданий.
- Литература
Для студентов
Воронцов-Вельяминов В.А. Страут Е.К. Астрономия базовый уровень 11 кл. Учебник/ изд.Дрофа, 2014 г.
Е. П. Левитан, Учебник «Астрономия 11 класс»,М - 2013г.
Т.С. Фещенко, Астрономия: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, изд. Академия, 2018г.
Е. П. Левитан Дидактические материалы по астрономии. М - 2014г.
М. М. Дагаев, В. М. Чаругин Книга для чтения по астрономии. Астрофизика., 2013 г.
Для преподавателей
«Что и как наблюдать на звездном небе?», Э. С. Зигель, 2013г.
«Астрономия в 11 классе. Методика проведения практических работ», Б. А. Воронцов-Вельяминов, 2013г.
«Сборник вопросов и задач по астрономии», под ред. Б. А. Воронцов-Вельяминов, 2014г.
Интернет-ресурсы
http://grigam.wallst.ru/glav.htm - Виртуальный планетарий. Звездные карты. Созвездия и описание расположенных в них космических объектов. Зодиакальный гороскоп.
http://www.college.ru/astronomy/ - Здесь Вы можете посмотреть в открытом доступе учебник, включенный в курс "Открытая Астрономия" (учебник), поработать с интерактивными Java-апплетами по Астрономии (модели), посетить виртуальный планетарий.
http://www.meteorite.narod.ru/ - Метеориты. Каталоги метеоритов. Инструкции и советы для нашедшего метеорит. Статьи, книги, фотоколлекция метеоритов
http://www.zvezdi-oriona.ru/ - Электронная библиотека "Звёзды Ориона" - Научно-популярная литература по астрономии. Библиотека астролога. Заметки и статьи о загадочных и аномальных явлениях, древних цивилизациях
http://www.astronet.ru:8101/ - Астронет - Электронная библиотека научных и популярных статей. Карта звездного неба. Коллекция фотографий небесных тел. Словарь астронома.
http://www.zgr.kts.ru/astron/index.htm - Рассказ о планетах Солнечной системы. Авторские снимки астрономических объектов. Подборка тематических материалов. Ежемесячный календарь астрономических событий. Астроновости.
http://f003cda.narod.ru/ - Астрономия, и не только. Основные характеристики планет. Объекты дальнего космоса. Любителям телескопирования.
http://fargalaxy.al.ru/ - Удивительный мир астрономии на сайте "Далёкая Галактика". Фотографии небесных объектов: Солнечная система, Глубокий космос, неизведанные глубины Вселенной. Статьи о космосе, обсерваториях, астрономах и любителях астрономии.
http://www.geocities.com/far_galaxy - Фото-галерея. Фотографии Солнца, планет, астероидов, комет, галактик и туманностей. Информация о различных космических объектах.
http://kuasar.narod.ru/ - Библиотека идей и проектов освоения космоса простых обывателей. Подборка электронных версий научно-популярных статей.
http://www.asteroids.chat.ru/ - Этот сайт посвящен астероидам. О распространенности двойственных систем среди астероидов.
http://fireangel2000.chat.ru:80/index.html - Освоение планет Солнечной системы, проекты создания межпланетных кораблей. Экологические проблемы, возникающие в результате сгорания топлива. Загрязнение атмосферы.
http://www.sccenter.ru/astro/ - Звезды ведут в бесконечность. - Рассказы в фактах и фотографиях о звездах, туманностях, планетах, галактиках, черных дырах.
http://www.machaon.ru/dcosmos/hist/ - Все об истории освоения космоса, главные события освоения космоса. Первые космические ракеты. От спутника Земли до посадки на Луну. Исследования Солнечной системы. Главные события освоения космоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНТРОЛЬНО - ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АСТРОНОМИЯ
Комплект контрольно-измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации в рамках программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессиям:08.01.24 Мастер столярно-стекольны...
Контрольно-измерительные материалы ОДБ. 10 АСТРОНОМИЯ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе:Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образовани...
Комплект контрольно- измерительных материалов по общеобразовательной учебной дисциплине ОУД.08Физическая культура основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО 35.01.24. «Управляющий сельской усадьбой» Базовый уровень подготовки
Комплект контрольно- измерительных материаловразработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для среднего профессионального образования и Рабо...
Контрольно-измерительные материалы по географии, для профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Учебно-методические материалы для осуществления текущего и промежуточного контроля по дисциплине География...
Контрольно-измерительные материалы по биологии, по профессии Мастер ЖКХ
Контрольно-измерительные материалы по биологии, для проведения текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся...
Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине МАТЕМАТИКА по профессии: для профессии: 35.01.24 «Управляющий сельской усадьбой»
Комплект контрольно-измерительных материалов (далее КИМ) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «МАТЕМАТИКА» осно...
рабочая программа учебной дисциплины Астрономия по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей
Рабочая программа учебной дисциплины Астрономия по профессии Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, составлена на 2023-2024 учебный год....