Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире», 5 класс
тест по биологии (5 класс)
Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Это позволит уже с 5 класса обучать школьников работе с тестовым материалом, что будет чрезвычайно полезным при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» содержат 10 вопросов и 4 задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_no_1_biologiya_-_nauka_o_zhivom_mire.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире»
Пояснительная записка
- Цели контроля: проверить уровень сформированности предметных и метапредметных результатов по теме «Биология – наука о живом мире».
Предметные результаты обучения:
Знания:
- понятие биология;
- понятие орган, организм;
- основные признаки живого организма;
- методы изучения природы;
- устройство и использование микроскопа;
- особенности строения клетки и ее химический состав;
- органоиды клетки и их функции
- органические и неорганические вещества в клетке и их значение;
- понятие о тканях (растительных и животных);
- процессы жизнедеятельности клетки.
Умения:
- отличать живые организмы от неживых тел;
- характеризовать особенности живых организмов;
- пользоваться микроскопом;
- характеризовать особенности строения клетки;
- определять органоиды в клетке;
- отличать растительную клетку от животной клетки;
- описывать особенности тканей растений и животных, приводить примеры;
- характеризовать процессы жизнедеятельности клетки, приводить примеры роста клеток, развития, размножения;
- характеризовать органические и неорганические вещества, приводить примеры;
- владеть биологической терминологией.
.
Метапредметные результаты обучения:
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, находить и использовать причинно следственные связи, делать логические заключения и выводы.
Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию в преодолении препятствий; осуществлять проверку своей деятельности, вносить изменения.
Коммуникативные: отражать в письменной форме результаты своей деятельности; управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата).
- Форма контроля: тест
- Время выполнения контрольной работы: 45 минут
- Количество вариантов: 2
- Количество вопросов и заданий в каждом варианте: 26
- Распределение заданий по уровню сложности:
- репродуктивный уровень – 10 вопросов (71%)
- конструктивный уровень – 3 задания по 5 вопросов (21%)
- творческий уровень – 1 задание (7%)
Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» представлен в форме, отражающей специфику тестов в формате ЕГЭ (части А, В, С). Это позволит уже с 5 класса обучать школьников работе с тестовым материалом, что будет чрезвычайно полезным при подготовке к ГИА и ЕГЭ.
Контрольно-измерительный материал по теме «Биология – наука о живом мире» содержат 10 вопросов и 4 задания. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
Уровень А – базовый (10 вопросов). К каждому заданию даются 4 варианта ответа, только один из которых верный.
Уровень В – более сложный (3 задания). Одно задание этого уровня содержит ответы с множественным выбором, два задания требует краткого ответа (в виде одного-двух слов).
Уровень С – повышенной сложности (1 вопрос). При выполнении этого задания требуется написать развернутый ответ.
Критерии оценивания.
Вопросы части А оцениваются одним баллом за каждый правильный ответ, максимальное количество баллов – 10 баллов.
Вопросы и задания в части В оцениваются по пятибалльной шкале, максимальное количество баллов – 15 баллов.
Задание в части С оценивается тремя баллами, если дан правильный ответ и грамотно указано объяснение. Если ответ указан правильный, но объяснение дано частичное, то ставится два балла. В случае, если ответ дан правильный, а объяснение отсутствует – 1 балл. Если дан неправильный ответ – 0 баллов.
Максимальное количество баллов в контрольной работе – 28 баллов.
Оценка «пять» ставится, если работа выполнена более чем на 80%; оценка «четыре» - 61% - 80%; оценка «три» - 40% - 60%; если работа выполнена менее чем на 40% ставится оценка «два».
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество баллов | 23-28 баллов | 17-22 балла | 12-16 баллов | менее 12 баллов |
Вариант 1
Часть А. Выберите ОДИН правильный ответ.
- Биология – это наука: а) о веществах; в) о живых организмах; б) о явлениях природы; г) о великих ученых
- Живая клетка представляет собой: а) простое вещество; в) часть живого организма; б) сложное вещество; г) часть неживой природы.
- Хранит наследственную информацию: а) цитоплазма; б) клеточная мембрана;
в) вакуоль; г) ядро - Зеленую окраску растениям придает: а) вакуоль; б) ядро; в) хлорофилл;
г) клеточная мембрана. - У растений имеются ткани: а) нервная; в) мышечная; б) механическая;
г) эпителиальная. - Органическими веществами клетки являются: а) белки, жиры и углеводы;
б) минеральные соли и вода; в) вода и витамины; г) минеральные соли и металлы. - Зола, оставшаяся после сжигания семян это: а) белки; б) минеральные соли;
в) жиры; г) углеводы - Основным источником энергии для клетки являются: а) неорганические вещества; б) углеводы; в) вода и минеральные соли; г) белки.
- Самое распространённое неорганическое вещество, входящее в состав живых организмов - это: а) вода; б) соль кальция; в) поваренная соль; г) углекислый газ.
- Основная часть микроскопа: а) штатив; в) тубус (зрительная трубка);
б) предметный столик; г) зеркало.
Часть В.
ЗАДАНИЕ №1. Выпишите номера пяти верных утверждений (по порядку)
- Белки, жиры, углеводы – это неорганические вещества
- Тканями называют группы клеток, сходных по строению и функциям
- Орган – это часть организма
- Органические вещества, которые входят в состав клетки – это вода и минеральные соли
- Размножение клеток происходит путем ее деления на 2 части
- Живые клетки дышат и растут
- Внутри клетки человека в цитоплазме расположен хлоропласт
- Все организмы имеют клеточное строение
- Гемоглобин – это белок крови.
- Ядро защищает содержимое клетки от внешних воздействий.
ЗАДАНИЕ №2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова, приведенные ниже в словарике.
Все живые организмы имеют клеточное строение. Каждую живую клетку покрывает ________1____________, под ней находится вязкое полужидкое вещество __________2_______________У большинства клеток в центре расположено ________3________. Отличие растительных клеток от других живых клеток заключается в том, что они содержат ______________4______________. Между клетками входящими в состав ткани имеются промежутки. Они заполнены ____________5______________
Словарик: А) цитоплазма, Б) межклеточное вещество, В) хлоропласт, Г) наружная мембрана, Д) ядро.
ЗАДАНИЕ №3. Перечислите пять основных признаков живого организма
Часть С. Какое слово является лишнем и почему? а) клеточная стенка; б) ткань;
в) вакуоль; г) хлоропласт:
Вариант 2
Часть А. Выберите ОДИН правильный ответ.
- Все организмы имеют: а) клеточное строение; б) одинаковые органы;
в) одинаковую форму; г) одинаковые ткани. - Полужидкое вещество, которое заполняет клетку - это: а) цитоплазма;
в) наружная мембрана; б) хлоропласт; г) ядро - Обеспечивает взаимодействие всех компонентов клетки: а) цитоплазма;
б) клеточная мембрана; в) вакуоль; г) ядро. - В клетках животных отсутствует: а) клеточная мембрана; б) клеточная стенка;
в) ядро; г) цитоплазма. - Группы клеток сходных по строению и выполняемым функциям называют:
а) ткань; б) межклеточное вещество; в) орган; г) организм. - У животных имеются ткани: а) соединительная; в) основная; б) механическая; г) проводящая
- Неорганическими веществами клетки являются: а) вода и минеральные соли;
б) белки, жиры и углеводы; в) крахмал и клейковина; г) гемоглобин и клетчатка. - Какую функцию выполняет вода? а) участвует в обмене веществ; б) придает клетки упругость; в) определяет ее форму; г) участвует в обмене веществ, придает клетки упругость, определяет ее форму.
- В клетках семени подсолнечника содержатся капли особых запасных питательных веществ: а) крахмала; б) масел; в) солей; г) белков
- Простейшим увеличительным прибором является: а) световой микроскоп;
б) штативная лупа; в) электронный микроскоп; г) ручная лупа
Часть В.
ЗАДАНИЕ №1. Выпишите номера пяти верных утверждений (по порядку)
- Вода, минеральные вещества, углекислый газ – это органические вещества
- Клетки растений и клетки животных отличаются по строению
- Основное вещество в клетке – это вода.
- Размножение клеток происходит путем ее деления на 5 частей
- В клетках растений отсутствует клеточная мембрана
- Зеленую окраску растениям придает хлорофилл
- В клетках растений имеется крупная вакуоль.
- Межклеточное вещество это – вещество, которое входит в состав клетки
- У животных имеются проводящие ткани.
- Органоид крупнее клетки.
ЗАДАНИЕ №2. Прочитайте текст. Вставьте в места пропусков слова, приведенные ниже в словарике.
Главное проявление жизнедеятельности клеток – это _____________1___________. В течение жизни клетка увеличивается в размерах. Этот процесс называется _____________2______________. Также можно наблюдать __________3_________ клетки. Оно проявляется в изменении свойств клетки. Новые клетки образуются в результате __________4______________. Этот процесс называется _______________5______________
Словарик: А) деление, Б) рост, В) обмен веществ, Г) развитие, Д) размножение
ЗАДАНИЕ №3. Приведите пять примеров органических веществ:
Часть С. Какое слово является лишнем и почему? а) ядро; б) цитоплазма; в) клеточная мембрана; г) крахмал:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Биология – наука о живом мире. Общие свойства живых организмов».
Данная презентация является вспомогательным материалом для вводного урока по биологии. Биология (от греч. bios — жизнь, logos — наука) — наука о жизни, об...
Сценарий урока биологии в 5 классе. "Биология- наука о живом мире" ФГОС
"Использование инструктивной карты на обобщающем...
5 класс УРОК № 1 Тема: Биология – наука о живом мире.
Цель: познакомиться с живой и неживой природой и предметом науки биологии.Задачи урока: систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при изучении предыдущих курс...
Электронный тест на тему Биология - наука о живом мире
Интерактивный тест используется как метод мониторинга знаний и умений учащихся при изучении материала. Оптимальный вариант использования – организация индивидуального контроля знаний. Время на выполне...
Материалы для работы по теме "Биология - наука о живом мире" 5 класс пр.И.Н.Пономарева
Презентации и проверочные работы для учащихся 5 класса по пр. И.Н. Пономаревой биология ФГОС...
Материалы для работы по теме "Биология - наука о живом мире" 5 класс пр.И.Н.Пономарева
Презентации и проверочные работы для учащихся 5 класса по пр. И.Н. Пономаревой биология ФГОС...
Повторение по теме: «Биология – наука о живом мире».
Данная разработка урока составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует требованиям ФГОС второго поколения. Урок биологии разработан для учащихся 5 класса....