Урок биологии в 5 классе по теме " Жизнь в морях и океанах"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Суходольскас Марина Сергеевна

Открытый урок-путешествие "Жизнь в морях и океанах" биология 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект52 КБ
Office presentation icon презентация 2.92 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме «Жизнь в морях и океанах»

Цель. Сформировать у учащихся  представление о разнообразии живых организмов в морях, океанах и раскрыть черты приспособленности их обитателей к разнообразным условиям.

Формируемые УУД:

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

— жизнь обитателей морей и океанов

Учащиеся должны уметь:

— сравнивать различные зоны обитания;

— характеризовать условия жизни в различных зонах обитания;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные результаты:

- понимание и учитывание в своей деятельности интеллектуальной и эмоциональной позиции другого человека;

- удержание и повышение учебной мотивации за счет организации учебного сотрудничества – работа в парах;

- уметь оценивать свой труд и труд товарища.

Умение работать с текстом:

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- выделять в тексте нужную информацию.

Форма организации учебной деятельности: виртуальное морское путешествие

 Оборудование:  компьютер, проектор, презентация о жизни морских обитателей

Экологическая сказка. Жил был старик со старухой у синего моря. Закинул дед невод. Пришёл невод с тиной морской, стеклянными бутылками и мусором. Закинул во второй раз, выловил рваный башмак и ржавые банки. А среди них золотая рыбка. Не отпускай меня старче в синее море, я там погибну. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо

Звучит музыка из мультсериала Губка Боб»

Как выдумаете, ребята, о чем мы сегодня поговорим?

Тема нашего урока "Жизнь в морях и океанах" (слайд 1). И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем, с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы. (слайд 2)

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей - все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море. (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря. (ГЛОБУС)

Море, а точнее Мировой океан покрывает 2/3 земного шара, содержит 97% всей воды на Земле. Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой- многоэтажный. (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

Для жизни должны быть определенные условия. Какие? (свет, пища, кислород) (слайд 5) Назвать,. (слайд 6)

Вы знаете, что пищей для многих животных являются растения, эти же растения производят в воде кислород. Какие это растения? Правильно, водоросли. (слайд 7,8)

А) Выполнение интерактивного задания с использованием таблицы

Название сообщества

Организмы

Приспособления

Поверхности воды

 

 

Толщи воды

 

 

Донное

 

 

Коралловые рифы

 

 

Глубоководные

 

 

Питаются водорослями животные, живущие на разной глубине (слайд 9)

Наше путешествие начинается с верхнего этажа, (Слайд 10) здесь живут организмы, образующие сообщество поверхности воды. Вот плывет странное существо, синее с красным парусом - Португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко окрашивали свои боевые корабли). Это близкий родственник медуз. В воду уходят щупальца с помощью, которых он ловит себе еду: маленьких рачков и рыбок.

Проблема № 1. Как удерживается на поверхности воды и не тонет Португальский кораблик?(Имеет большой легкий воздушный пузырь, а сверху есть большой гребень, который служит парусом). Здесь у самой поверхности светло и тепло. (Посмотрите в учебник на стр. 137)

По поверхности океана плывет и родственник Португальского военного кораблика - ПарусникТело его плоское, как плот, на нем возвышается треугольный парус. Это хищник, который добывает себе пищу с помощью щупалец. А на палубе этого корабля можно увидеть матросов маленьких Крабиков. Захотят они есть спустятся вниз к днищу живого корабля и выхватят из его щупалец пойманных рыбок, рачков

Следующий этаж - сообщество толщи воды. (слайд 11) Этот этаж полон света.

Проблема № 2. Как удерживается в толще воды, и передвигаться в ней? Здесь в толще воды живетПланктон и свободно активно-плавающие организмы.

Планктон - множество живых существ (водоросли, рачки, лучевики) свободно парящие в толще воды, а для этого они должны иметь приспособления. Какие? (Выросты, щетинки, чтобы вода активно поддерживала их. )

Какие приспособления для жизни в воде имеют активно плавающие животные? (по щелчку открывать слайд 11)

Стройные обтекаемые формы (сельди, тунцы, акулы, киты, дельфины).

Плавают с помощью плавников. Хвостовой плавник толкает рыбу вперед. Спинной плавник, словно лодочный киль не дает опрокинуться на бок. Боковые плавники рули поворотов, поднятия и погружения.

У каких рыб из воды выступают косые, зловещие плавники? (слайд 12)

Стремительно носятся свирепые хищники моря АкулыНо и они бывают разные: есть среди них и гиганты (20 метров) и карлики до 15 см. Самые огромные безобидные - Тигровая и Гигантская акулыПитаются планктоном и мелкой рыбой. Акулы представляются нам зоркими, но они подслеповатые, для них главное не зрение, а обоняние. Акула чует лучше, чем гончая собака.

Белая акула до 6 метров - людоед. Охотится по ночам на кальмаров (слайд 13) и своих мелких сородичей. На челюстях акулы множество зубов, если они выпадают, за 8 дней вырастают новые "страшные улыбки". Темные, круглые, завораживающиеся глаза акулы мгновенно распознают свою добычу. Акула испытывает постоянный голод, она вечно в движении, если акула перестанет двигаться, она утонет (нет плавательного пузыря). В толще воды живут и морские черепахи, и киты, и дельфины и многие другие животные. (слайд 14)

А еще, какие приспособления имеют обитатели толщи воды? Например, кит и кальмар.

И у великана кита и у крошки планктонной водоросли - у всех морских пловцов есть жир, это хорошее подспорье, ведь жир легче воды. Есть и другие приспособления, например у кальмара, осьминога, каракатицы.

Сокращает мышцы, кальмар выпускает струю воды и отброшенный толчком, сам плывет в противоположную сторону. Выходит, что под водой есть своего рода реактивные двигатели.

Следующий этаж - сообщество донных обитателей. (слайд 15)

Очень богато видами донное сообщество. Здесь на более низких этажах живут многочисленные моллюски с красивыми раковинами, морские звезды, ежи, скаты, креветки, осьминоги, удильщики, камбалы. Вот уж кто умеет и любит прятаться, и для того, чтобы защищаться и для того, чтобы нападать. Устали гулять, давайте искупаемся.

- А сейчас объявляется физкультминутка. (встали,потянулись,оглянулись и поплыли) Садитесь.

Проблема № 3. Как передвигаться по дну и защищаться от врагов? (по щелчку открывать слайд 15)

(слайд 16) Вот на дне шевелится кучка песка, под ним флажок, покачивается. Подплыла к веточке рыбка, коснулась губами, песок в миг разлетелся в стороны, распахнулся огромный рот, как в песок и провалилась в него рыбка. Это Удильщик охотится.

Как приспособились к обитанию на дне скаты, камбалы, удильщики? (Уплощенная форма тела, окраска под цвет дна, умение маскироваться)

Как-то на дно аквариума опустили шахматную доску и пустили туда камбалу, через некоторое время она исчезла. Оказалось, что она раскрасилась в светлые и темные квадратики, под шахматную доску.

На дне также обитают Иглокожие (слайд 17)

Сообщество кораллового рифа. (слайд 18)

Но еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Это сообщество по богатству форм не уступает тропическому лесу. Они напоминают роскошные сказочные сады, населенные причудливыми обитателями. Коралловые рифы расположены на мелководье здесь много тепла, света, пищи. Коралловый риф гостеприимное место для многих рыб.

Сообщество глубоководных организмов. (слайд 19)

А вот какие проблемы решает сообщество глубоководные организмы? Растений здесь нет, зато живут причудливые организмы.

Проблема № 4. Как ориентироваться в темноте?Как приманивают добычу, спасаются от врагов глубоководные рыбы? (открыть на слайде)

6.Оценочно-рефлексивная деятельность (5мин).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь в морях и океанах

Слайд 2

Условия для жизни морских обитателей. Какие ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе по теме "Жизнь первобытных людей"

Повторительно-обобщающий урок в 5 классе (А.А.Вигасин) по теме "Жизнь первобытных людей" проводится с целью обобщения и систематизации материала по данной теме. Урок проводится в виде игры, класс дели...

презентация на тему "жизнь в морях и океанах"

Презентация применяется на уроке биологии в 5 классе при изучении темы жизнь в морях и океанах....

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь организмов в морях и океанах"

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Жизнь  организмов в морях и океанах" разработана с учетом функциональной асимметрии головного мозга....

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: «Биология- наука о живой природе» ФГОС

Технологическая карта урока биологии 5 класса по теме: "Биология -наука о живой природе"ФГОС...