Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.
Согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану на изучение предмета отводится 2 часа в неделю (68 часов за год)
Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :
Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.
Данная рабочая программа расчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану образовательной организации и годовому учебному графику школы (34 учебных недели).
Цели и задачи изучения предмета:
- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.
Планируемые результаты обучения.
Личностные:
1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;
3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные:
Развитие эволюционных идей. Механизмы эволюционного процесса
Учащиеся должны знать:
- знать биологическую терминологию и символику;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.
Учащиеся должны уметь:
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать
- делать выводы на основе сравнения;
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для формирование мировоззрения.
Основы селекции и биотехнологии
Учащиеся должны знать:
- знать биологическую терминологию и символику;
- закон гомологических рядов Вавилова.
Учащиеся должны уметь:
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- делать выводы на основе сравнения;
- понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Антропогенез
Учащиеся должны знать:
- знать биологическую терминологию и символику.
Учащиеся должны уметь:
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- делать выводы на основе сравнения;
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;
вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
- объяснять с материалистических позиций процесс антропогенеза как естественное событие в цепи эволюционных преобразований.
Экосистема. Основы экологии. Эволюция биосферы и человек
Учащиеся должны знать:
- учение об уровнях организации жизни,
- биологическую терминологию и символику;
Учащиеся должны уметь:
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
- делать выводы на основе сравнения;
- практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для правил поведения в природной среде;
Содержание учебного предмета
Вид (20 ч).
История эволюционных идей
История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Современное эволюционное учение
Вид, его критерии. Видообразовние. Понятие микроэволюции. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций.
Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор и его формы. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Борьба за существование – как основа естественного отбора. Изолирующие механизмы.
Понятие о макроэволюции и филогенез. Диффиринциация организмов в ходе филогенеза, как выражение прогрессивной эволюции. Закономерности филогенеза. Система растений и животных-отображение эволюции . Соотношение микро и макро эволюции.
Главные направления эволюционных процесов. Типы эволюционных изменений.
Биологический прогресс и биологический регресс.
Синтетическая теория эволюции.
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.
Лабораторные работы:
Описание особей вида по морфологическому критерию
Выявление изменчивости у особей одного вида
Выявление приспособлений к среде обитания
Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.
Контрольная работа по теме: «Вид. Эволюционное учение»
Основы селекции и биотехнологии (8 ч).
Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.
Зачет по теме: «Основы селекции и биотехнологии».
Антропогенез (8 ч)
Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.
Лабораторная работа:
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
Зачет по теме: «Антропогенез»
Экосистемы(19 ч)
Экология как наука.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Местообитане .Экологичекие ниши. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм.Аменсализм.Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество.Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия.
Структура экосистемы.
Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность.Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искуственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы.
Экологические пирамиды. Сукцессия. Природные ресурсы. Экологическое сознание.
Основы рационального природопользования.
Лабораторные работы:
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Контрольная работа: «Экосистемы»
Эволюция биосферы и человек (13 ч)
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этап развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.
Лабораторные работы:
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Решение экологических задач
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения
Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы»
Контрольная работа: «Эволюция биосферы и человек»
Итоговый контроль (1 ч)
Входной и итоговый контроль осуществляются в тестовой форме
Сводная таблица по видам контроля по биологии в 11 классе
1 четверть (8 недель) | 2 четверть (8 недель) | 3 четверть (11 недель) | 4 четверть (7 недель) | Всего | |
Лабораторные работы | 3 | 1 | 3 | 2 | 9 |
Контрольные работы | 0 | 2 | 1 | 3 | 6 |
Календарно – тематическое планирование (11 класс)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата | д/з | |||
П | Ф | ||||||
Раздел 1.Вид– 20 часов | |||||||
1. (1) | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | § 52, с 186-190 | ||||
2. (2) | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | 1 | § 52, с 190-195 | ||||
3. (3) | Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию. | 1 |
| § 53 | |||
4. (4) | Популяции. | 1 | § 54 | ||||
5. (5) | Генетический состав популяций. | 1 | § 55 | ||||
6. (6) | Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида. | 1 |
| ||||
7. (7) | Изменение генофонда популяций. | 1 | § 56 | ||||
8. (8) | Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы). | 1 | |||||
9. (9) | Борьба за существование и её формы. | 1 | § 57 | ||||
10. (10) | Естественный отбор и его формы. | 1 | § 58 | ||||
11. (11) | Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений к среде обитания. | 1 |
| ||||
12. (12) | Изолирующие механизмы. | 1 | § 59 | ||||
13. (13) | Видообразование. | 1 | § 60 | ||||
14. (14) | Макроэволюция. | 1 | § 61 | ||||
15. (15) | Доказательства макроэволюции. | 1 | § 61 | ||||
16. (16) | Система растений и животных – отображение эволюции. | 1 | § 62 | ||||
17. (17) | Главные направления эволюции органического мира. | 1 | § 63 | ||||
18. (18) | Главные направления эволюции органического мира. | 1 | § 63 | ||||
19. (19) | Обобщение знаний по теме: Вид. Эволюционное учение. | 1 | § 52-63 | ||||
20. (20) | Контрольная работа № 1 по теме «Вид». | 1 | |||||
Раздел 2. Основы селекции и биотехнологии– 8 часов | |||||||
1. (21) | Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 | § 64 | ||||
2. (22) | Методы селекции растений. | 1 | § 65 | ||||
3. (23) | Методы селекции растений. | 1 | § 65 | ||||
4. (24) | Методы селекции животных. | 1 | § 66 | ||||
5. (25) | Селекция микроорганизмов. | 1 | § 67 | ||||
6. (26) | Современное состояние и перспективы биотехнологии. | 1 | § 68 | ||||
7. (27) | Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии». | 1 | § 64-68 | ||||
8. (28) | Зачет № 1 по теме «Основы селекции и биотехнологии». | 1 | |||||
Раздел 3.Антропогенез– 8 часов | |||||||
1. (29) | Положение человека в системе животного мира. | 1 | § 69 | ||||
2. (30) | Лабораторная работа №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 1 |
| ||||
3. (31) | Основные стадии антропогенеза. | 1 | § 70 | ||||
4. (32) | Основные стадии антропогенеза. | 1 | § 70 | ||||
5. (33) | Движущие силы антропогенеза. | 1 | § 71 | ||||
6. (34) | Прародина человека. | 1 | § 72 | ||||
7. (35) | Расы и их происхождение. | 1 | § 73 | ||||
8. (36) | Зачет № 2 по теме «Антропогенез». | 1 | |||||
раздел4.Экосистемы – 19 часов | |||||||
1. (37) | Что изучает экология. | 1 | § 74 | ||||
2. (38) | Среда обитания организмов. | 1 | § 75 | ||||
3. (39) | Экологические факторы, их значение в жизни организмов. | 1 | § 75 | ||||
4. (40) | Местообитание и экологические ниши. | 1 | § 76 | ||||
5. (41) | Основные типы экологических взаимодействий. | 1 | § 77 | ||||
6. (42) | Конкурентные взаимодействия. | 1 | § 78 | ||||
7. (43) | Основные экологические характеристики популяции. | 1 | § 79 | ||||
8. (44) | Динамика популяции. | 1 | § 80 | ||||
9. (45) | Экологические сообщества. | 1 | § 81 | ||||
10. (46) | Лабораторная работа № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. | 1 |
| ||||
11. (47) | Структура сообщества. | 1 | § 82 | ||||
12. (48) | Лабораторная работа № 6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). | 1 |
| ||||
13. (49) | Взаимосвязь организмов в сообществах. | 1 | § 83 | ||||
14. (50) | Пищевые цепи. Лабораторная работа № 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). | 1 |
| § 84 | |||
15. (51) | Экологические пирамиды. | 1 | § 85 | ||||
16. (52) | Экологическая сукцессия. | 1 | § 86 | ||||
17. (53) | Влияние загрязнений на живые организмы.Лабораторная работа № 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности. | 1 |
| § 87 | |||
18. (54) | Основы рационального природопользования. | 1 | § 88 | ||||
19. (55) | Обобщающий урок по теме «Основы экологии». | § 74-88 | |||||
19. (55) | Контрольная работа № 2 по теме «Экосистемы». | 1 | |||||
Раздел5.Эволюция биосферы и человек – 13 часов | |||||||
1. (56) | Гипотезы о происхождении жизни. | 1 | § 49 | ||||
2. (57) | Современные представления о происхождении жизни. | 1 | § 50 | ||||
3. (58) | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | § 51 | ||||
4. (59) | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | |||||
5. (60) | Лабораторная работа № 9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | 1 |
| ||||
6. (61) | Эволюция биосферы. | 1 | |||||
7. (62) | Эволюция биосферы. | 1 | |||||
8. (63) | Антропогенное воздействие на биосферу. | 1 | |||||
9. (64) | Лабораторная работа № 10. Решение экологических задач. | 1 |
| ||||
10. (65) | Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Лабораторная работа № 11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. | 1 |
| ||||
11. (66) | Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы). | 1 | |||||
12. (67) | Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | 1 | |||||
13. (68) | Итоговое занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...