Рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс)

Кобзева Ольга Николаевна

Рабочая программа по биологии (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_biologiya.doc512 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по биологии для основной школы и на основе оригинальной авторской программы под руководством В.В. Пасечника.

Согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану на изучение предмета отводится 2 часа в неделю (68 часов за год)

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :

Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

Данная рабочая программа расчитана на 68 учебных часов, 2 часа в неделю, что соответствует учебному плану образовательной организации и годовому учебному графику школы (34 учебных недели).

Цели и задачи изучения предмета:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы  с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Планируемые результаты обучения.

Личностные:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,   связанными  с  сохранением  собственного  здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

Развитие эволюционных идей. Механизмы эволюционного процесса

Учащиеся должны знать:

- знать биологическую терминологию и символику;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки.

Учащиеся должны уметь:

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать

- делать выводы на основе сравнения;

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;

вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для формирование мировоззрения.

Основы селекции и биотехнологии

Учащиеся должны знать:

- знать биологическую терминологию и символику;

- закон гомологических рядов Вавилова.

Учащиеся должны уметь:

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

- делать выводы на основе сравнения;

- понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Антропогенез

Учащиеся должны знать:

 - знать биологическую терминологию и символику.

Учащиеся должны уметь:

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

- делать выводы на основе сравнения;

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;

вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

- объяснять с материалистических позиций процесс антропогенеза как естественное событие в цепи эволюционных преобразований.

 Экосистема. Основы экологии. Эволюция биосферы и человек

Учащиеся должны знать:

- учение об уровнях организации жизни,

- биологическую терминологию и символику;

Учащиеся должны уметь:

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

- делать выводы на основе сравнения;

- практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для правил поведения в природной среде;

Содержание учебного предмета

Вид (20 ч).

История эволюционных идей

История эволюционных идей.  Значение работ  К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Современное эволюционное учение

Вид, его критерии. Видообразовние. Понятие микроэволюции. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Генетический состав популяций. Изменение генофонда популяций.

  Движущие силы   эволюции, их влияние на генофонд популяции. Естественный отбор и его формы. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов. Борьба за существование – как основа естественного отбора. Изолирующие механизмы.

Понятие о макроэволюции   и филогенез. Диффиринциация  организмов в ходе филогенеза, как выражение прогрессивной эволюции. Закономерности филогенеза. Система растений и животных-отображение эволюции .  Соотношение микро и макро эволюции.

 Главные направления  эволюционных процесов. Типы эволюционных изменений.

 Биологический прогресс и биологический регресс.

Синтетическая теория эволюции. 

 Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов.  Значение эволюционной теории в практической деятельности человека.

Лабораторные работы:

Описание особей вида по морфологическому критерию

Выявление изменчивости у особей одного вида

Выявление приспособлений к среде обитания

Экскурсия: Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

Контрольная работа по теме: «Вид. Эволюционное учение»

Основы селекции и биотехнологии (8 ч).

Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.

Зачет по теме: «Основы селекции и биотехнологии».

Антропогенез (8 ч)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

Лабораторная работа:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Зачет по теме: «Антропогенез»

Экосистемы(19 ч)

Экология  как наука.Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Местообитане .Экологичекие ниши. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм.Аменсализм.Комменсализм. Протокооперация. Мутуализм. Симбиоз. Хищничество.Паразитизм. Конкуренция. Конкурентные взаимодействия.

Структура экосистемы.

Демографические показатели популяции: обилие, плотность, рождаемость, смертность.Возрастная структура. Динамика популяции. Биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искуственные экосистемы. Агробиоценоз. Структура сообщества. Пищевая цепь. Пищевая сеть. Продуценты. Консументы. Редуценты. Детрит. Круговорот веществ в экосистеме. Биогенные элементы.

Экологические пирамиды. Сукцессия. Природные ресурсы. Экологическое сознание.

Основы рационального природопользования.

Лабораторные работы:

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Контрольная работа: «Экосистемы»

Эволюция биосферы и человек (13 ч)

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этап развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Лабораторные работы:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

Решение экологических задач

Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

Экскурсия: «Естественные и искусственные экосистемы»

Контрольная работа: «Эволюция биосферы и человек»

Итоговый контроль (1 ч)

Входной и итоговый контроль осуществляются в тестовой форме

Сводная таблица по видам контроля по биологии в 11 классе

1 четверть

(8 недель)

2 четверть

(8 недель)

3 четверть

(11 недель)

4 четверть

(7 недель)

Всего

Лабораторные работы

3

1

3

2

9

Контрольные работы

0

2

1

3

6

Календарно – тематическое планирование (11 класс)

№ урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

д/з

П

Ф

 Раздел 1.Вид– 20 часов

1. (1)

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.

1

§ 52, с 186-190

2. (2)

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

1

§ 52, с 190-195

3. (3)

Вид, его критерии. Лабораторная работа № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию.

1

 

§ 53

4. (4)

Популяции.

1

§ 54

5. (5)

Генетический состав популяций.

1

§ 55

6. (6)

Лабораторная работа № 2. Выявление изменчивости у особей одного вида.

1

 

7. (7)

Изменение генофонда популяций.

1

§ 56

8. (8)

Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы).

1

9. (9)

Борьба за существование и её формы.

1

§ 57

10. (10)

Естественный отбор и его формы.

1

§ 58

11. (11)

Лабораторная работа № 3. Выявление приспособлений к среде обитания.

1

 

12. (12)

Изолирующие механизмы.

1

§ 59

13. (13)

Видообразование.

1

§ 60

14. (14)

Макроэволюция.

1

§ 61

15. (15)

Доказательства макроэволюции.

1

§ 61

16. (16)

Система растений и животных – отображение эволюции.

1

§ 62

17. (17)

Главные направления эволюции органического мира.

1

§ 63

18. (18)

Главные направления эволюции органического мира.

1

§ 63

19. (19)

Обобщение знаний по теме: Вид. Эволюционное учение.

1

§ 52-63

20. (20)

Контрольная работа № 1 по теме «Вид».

1

 Раздел 2. Основы селекции и биотехнологии– 8 часов

1. (21)

Основные методы селекции и биотехнологии.

1

§ 64

2. (22)

Методы селекции растений.

1

§ 65

3. (23)

Методы селекции растений.

1

§ 65

4. (24)

Методы селекции животных.

1

§ 66

5. (25)

Селекция микроорганизмов.

1

§ 67

6. (26)

Современное состояние и перспективы биотехнологии.

1

§ 68

7. (27)

Обобщающий урок по теме «Основы селекции и биотехнологии».

1

§ 64-68

8. (28)

Зачет № 1 по теме «Основы селекции и биотехнологии».

 1

 Раздел 3.Антропогенез– 8 часов

1. (29)

Положение человека в системе животного мира.

1

§ 69

2. (30)

Лабораторная работа №4. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

1

 

3. (31)

Основные стадии антропогенеза.

1

§ 70

4. (32)

Основные стадии антропогенеза.

1

§ 70

5. (33)

Движущие силы антропогенеза.

1

§ 71

6. (34)

Прародина человека.

1

§ 72

7. (35)

Расы и их происхождение.

1

§ 73

8. (36)

Зачет № 2 по теме «Антропогенез».

 1

 раздел4.Экосистемы – 19 часов

1. (37)

Что изучает экология.

1

§ 74

2. (38)

Среда обитания организмов.

1

§ 75

3. (39)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов.

1

§ 75

4. (40)

Местообитание и экологические ниши.

1

§ 76

5. (41)

Основные типы экологических взаимодействий.

1

§ 77

6. (42)

Конкурентные взаимодействия.

1

§ 78

7. (43)

Основные экологические характеристики популяции.

1

§ 79

8. (44)

Динамика популяции.

1

§ 80

9. (45)

Экологические сообщества.

1

§ 81

10. (46)

Лабораторная работа № 5. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

1

 

11. (47)

Структура сообщества.

1

§ 82

12. (48)

Лабораторная работа № 6. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

1

 

13. (49)

Взаимосвязь организмов в сообществах.

1

§ 83

14. (50)

Пищевые цепи. Лабораторная работа № 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

1

 

§ 84

15. (51)

Экологические пирамиды.

1

§ 85

16. (52)

Экологическая сукцессия.

1

§ 86

17. (53)

Влияние загрязнений на живые организмы.Лабораторная работа № 8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

1

 

§ 87

18. (54)

Основы рационального природопользования.

1

§ 88

19. (55)

Обобщающий урок по теме «Основы экологии».

§ 74-88

19. (55)

Контрольная работа № 2 по теме «Экосистемы».

 1

 Раздел5.Эволюция биосферы и человек  – 13 часов

1. (56)

Гипотезы о происхождении жизни.

1

§ 49

2. (57)

Современные представления о происхождении жизни.

1

§ 50

3. (58)

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

§ 51

4. (59)

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

5. (60)

Лабораторная работа № 9. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

1

 

6. (61)

Эволюция биосферы.

1

7. (62)

Эволюция биосферы.

1

8. (63)

Антропогенное воздействие на биосферу.

1

9. (64)

Лабораторная работа № 10. Решение экологических задач.

1

 

10. (65)

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.

Лабораторная работа № 11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.

1

 

11. (66)

Экскурсия № 2. Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

1

12. (67)

Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек».

1

13. (68)

Итоговое занятие

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...