Урок в 8 классе: "Эндокринные жеелезы"
методическая разработка по биологии (8 класс)

Леднева Ольга Николаевна

Материал включает в себя презентацию урока  с использованием видеофрагментов , конспект, карточки и кроссворд. Можно использовать на 1 или нескольких уроках. В конспекте есть ссылка на материалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл https://disk.yandex.ru/d/iBsB_OWP1lG1-w53.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе

по теме:

« Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»

https://disk.yandex.ru/d/iBsB_OWP1lG1-w

                                                                                                                              Учитель биологии:

                                                                                                                                          Леднева О.Н.

             Задачи урока: познакомить с действием отдельных гормонов и заболеваниями при      гипо- или гиперфункции гипофиза и щитовидной железы;

показать взаимодействие желёз внутренней секреции при росте и развитии организма;

выяснить роль гормона поджелудочной железы – инсулина - в поддержании содержания сахара в крови, причины диабета и рассказать о приёмах доврачебной помощи при передозировке препарата инсулина лицам, страдающим диабетом

Оборудование: слайды для показа: « Железы внутренней секреции», «Щитовидная железа», «Поджелудочная железа», «Надпочечники», «Головной мозг в продольном разрезе с изображением подбугорья, гипофиза», изображения больных с поражением щитовидной железы, гипофизарных карликов и великанов, больных микседемой, бронзовой болезнью; репродукция картин Рубенса: женский портрет с заметным зобом.

Литература:

  1. Григорович Д.В. Гуттаперчивый  мальчик: Повесть. – М.:  Правда, 1980. -416с.
  2. Булгаков М.А.Собачье сердце: Повесть – М.: Современник, 1988.-112с.
  3. Кронин А.Дж. Цитадель. Вычеркнутый из жизни: Романы. – М.: А/О «Кром», 1993.-640с.
  4. Кристман В.И. Внутренние болезни. Учебник. – М.:  Издательство «Медицина»,, 1969.-447 с.
  5. Тургенев И.С. Записки охотника. Святые мощи. Худож. А.Лепятский. – М.:Худож.лит., 1984. – 254с.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний.

Фронтальный опрос.

  1. Чем различаются железы внешней, внутренней и смешанной секреции?
  2. Какую функцию выполняют гормоны?
  3. Чем гормоны отличаются от ферментов и витаминов?
  4. Чем различаются понятия «рост» и «развитие»?

Индивидуальный опрос у доски.

               1) Расположение желёз внутренней секреции, их функции.

               2)С помощью опорных сигналов определить соответствие между железой и                  выделяемым  секретом :

                 Железы внутренней секреции                     Гормоны

                   

                     Гипофиз                                                                Гормоны роста, регуляторные                            

                     Щитовидная железа                                          Тироксин

                     Надпочечники                                                      Адреналин, норадреналин

                                                                                                      Кортикоиды

                     Поджелудочная железа                                    Инсулин

                      Половые железы                                                Андрогены, эстрогены Индивидуальный опрос по карточкам.

                 Решите, верно ли утверждение

  1. Железы внутренней секреции не имеют протоков.
  2. Секрет желёз внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
  3. Железы внешней секреции выделяют гормоны.
  4. Секрет желез внешней секреции выделяется в полость организма или за пределы организма.
  5. Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.
  6. Секрет желез внутренней секреции выделяется непрерывно.
  7. Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
  8. Секрет кожных желёз – пот.

   

9.    Секрет желез внутренней секреции  может выделяться периодически, по мере   необходимости

   10.  Железы внешней секреции протоков не имеют.

        11.  Сальные железы относят к железам внешней секреции.

        12.  Гормоны – биологически активные вещества.

        13.  Половые железы – железы внешней секреции.

III. Актуализация :

Эндокринная система действует, как единое целое, несмотря  на то, что в её работе участвует много звеньев. Заболевание одной железы тут же сказывается на работе всех остальных, вот почему гормональные нарушения приходится лечить комплексно.

В медицине сформировании целая отрасль – эндокринология, которая изучает работу эндокринных желёз и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций.

(Тема урока записана на доске)

  IV. Изучение нового материала.

По мере изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу(приложение 1).

  1. Функции гипофиза, его связь с нервной системой. Гипофизарные гиганты и карлики.

Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну  лилипутов! Также захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа у этой фантазии? Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе   из Египта, у которой рост 38 см. А кем вы себя почувствуете рядом с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2м 48см.

Почему у людей наблюдается такая разница в росте? Учёные выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта желёзка массой 0,5-0,65 г., имеющая форму фасоли располагается в костном углублении основания черепа, называемом турецким седлом. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, но только 6  из них  были получены в чистом виде и хорошо изучены.

Гормоны гипофиза регулируют водный обмен, повышают кровяное давление, действуют на другие железы. Из гипофиза животных получен гормон, который увеличивает рост; на человека этот гормон не действует.

Слайд №2  и №3 «Нарушения функций гипофиза».

Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9лет её рост был 90 см.   Чтобы увеличить рост , девочке вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие годы ещё на 14 см.

Слайд №4 « Акромегалия». Гиперфункция гипофиза, возникающая в зрелом возрасте, приводит к увеличению черт лица, конечностей.

 2.Функции щитовидной железы. Микседема и слизистый отёк. Влияние щитовидной        железы на деятельность нервной системы. Кретинизм.

Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос её заострился, глаза вылезли орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А в жизни могут быть подобные превращения? Да.

                       Слайд №5 «Соломенная шляпка» (репродукция картины Рубенса).

Обратите внимание на зобовидное утолщение шеи красавицы. Дело в том, что во времена Рубенса (художник жил в 17 веке) в почве Фландрии (ныне территория Бельгии), очевидно, недоставало йода.

Этот элемент необходим для выработки гормона щитовидной железы – тироксина.

Слайд №6 « Нарушения деятельности щитовидной железы».

Недостаток йода вызывает увеличение тканей щитовидной железы, в результате чего и образуется зоб. Эти факты можно связать с экологическими условиями жизни людей.

 Знание причины болезни позволяет успешно предупреждать её. Сейчас в составе поваренной соли во многих странах включают йодид калия. Эта простая процедура позволяет уберечь многих людей от заболевания щитовидной железы.

Надо сказать о том, что действие гормонов щитовидной железы многообразно. Они регулируют работу митохондрий, где идут процессы окисления органических веществ с выделением молекул АТФ, богатых доступной энергией. Если гормона вырабатывается недостаточно, страдает энергетический обмен: из-за недостатка энергии содержащихся в химических связях молекул АТФ сердце сокращается слабо и редко. В результате кровь застаивается в нижних конечностях, тело отекает. Недаром это заболевание называют слизистым отеком (рис. 74, 1) и (слайд №6).

При гиперфункции щитовидной железы выделяется избыточное количество энергии. Сердце работает усиленно, давление повышено. Процессы окисления идут настолько быстро, что человек худеет. Истончаются жировые запасы, в частности и жировая подушка, окружающая глазное яблоко. Это приводит к тому, что кожа вокруг глаз втягивается, глаза кажутся большими, а при сильном тироксикозе — выпученными (рис. 74, 2). Оперативное удаление части щитовидной железы хирургическим путем или радиоактивным йодом, частично разрушающим ее ткани, способствует выздоровлению.

Слайд №7 «Гипертиреоз» (фото женщины).

Щитовидная железа участвует также в половом развитии детей.

Пониженная функция щитовидной железы в раннем детстве ведет к серьезному расстройству — кретинизму. При этом происходит не только нарушение роста и развития, но и снижение умственной деятельности( табл.на доске).

3.Функции поджелудочной железы.

-К какому типу желёз относится поджелудочная железа?

-Какой гормон она вырабатывает?

Слайд №8 «Последствия употребления пищи с избытком сахара» схема:

                     1-глюкоза; 2- инсулин; 3- углекислый газ; 4- вода; 5- жирные кислоты и                  

                        глицерин.

-Повторите материал о функции печени (с.135,136 учебника), вспомните, как осуществляется поддержание  постоянства глюкозы в плазме крови.

Присутствие инсулина необходимо для поступления глюкозы в кишечник и в клетки мышц и печени. Без инсулина глюкоза перестает окисляться. Другие органические соединения далеко не всегда могут заменить глюкозу. В результате окисление становится неполным, в крови появляются вредные соединения, которые отравляют организм. Происходит заболевание, известное как «сахарный диабет».

Поскольку сахар не может утилизироваться в организме без инсулина, он выделяется с мочой. Больной теряет много жидкости, ему постоянно хочется пить.

В случае передозировки инсулина происходит резкое падение содержания глюкозы в крови и может случиться обморок.

 Из истории открытия сахарного диабета: врачи обратили внимание на то, что моча диабетиков привлекает мух. Дальнейшее исследование ее состава выявило содержание глюкозы, которое в норме отсутствует.

4.Гормоны надпочечников. Роль адреналина и норадреналина в приспособлении организма к физическим и эмоциональным нагрузкам.

Корковое вещество надпочечников - кортикоиды;  мозговое вещество-адреналин и норадреналин.

Слайд №9 « Больной Аддисоновой болезнью» (гипофункция надпочечников)

 

V. Закрепление знаний.

Литературная скорая помощь.

  • Ю. Григоривич "Гуттаперчивый мальчик" служит прекрасной иллюстрацией к теме "Железы внутренней секреции", так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент "вымывается из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, "закручивать" ноги, руки. Именно это и мог делать "гуттаперчивый мальчик".

По описанию симптомов попробуйте поставить диагноз или порекомендовать лечебные мероприятия.

  • И.С.Тургенев “Записки охотника” “Живые мощи” (бронзовая болезнь)

“Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета... Лицо не только не безобразное, даже красивое, – но страшное, необычайное... по нем, по металлическим его щекам, я вижу – силится...силится и не может расплыться улыбка”.

Комментарий учителя после ответов учеников:

Амимия характерна для таких больных (“она пела, не изменив выражения своего окаменелого лица”).
У Лукерьи, по-видимому, был свойственный ССД склерозирующий миозит (“до кружки-то я сама дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать может”). Возможно, наряду с миозитом у больной имелась нейропатия: “Спать-то я не всегда могу. Хоть и больших болей у меня нет, а ноет у меня там, в самом нутре, и в костях тоже; не дает спать как следует”.

  • А.Кронин “Цитадель” (микседема)

"Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширены…
Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то непонятное. Потом… разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой". (Микседема) при дословном переводе с греческого означает "слизистый отёк".

  • М.Булгаков “Собачье сердце (омоложение)

Рассыпной звонок пролетел  по  квартире, лакированная  дверь открылась, вошел тяпнутый, вручил Филиппу Филипповичу листок и заявил:

- Годы показаны неправильно. Вероятно, 54-55. Тоны сердца глуховаты. Он исчез и сменился шуршащей дамой в лихо заломленной набок шляпе  и со сверкающим колье на  вялой и жеваной шее. Странные черные мешки висели у нее под глазами, а щеки были кукольно-румяного цвета. Она сильно волновалась.

- Сударыня! Сколько вам лет? - Очень сурово спросил ее Филипп Филиппович.

Дама испугалась и даже побледнела под коркой румян.

- Я, профессор, клянусь, если бы вы знали, какая у меня драма!..

Лет вам сколько, сударыня? - Еще суровее повторил Филипп Филиппович.

- Честное слово.. Ну, сорок пять...

- Сударыня,  - возопил Филипп Филиппович, - меня ждут. Не задерживайте,

пожалуйста. Вы же не одна!

Грудь дамы бурно вздымалась.

- Я вам одному, как светилу науки. Но клянусь - это такой ужас...

- Сколько  вам лет? - Яростно  и  визгливо спросил Филипп  Филиппович и очки его блеснули.

- Пятьдесят один! - Корчась со страху ответила дама.

Пятнистая дама,  прижимая руки к  груди, с надеждой глядела на  Филиппа Филипповича. Тот важно нахмурился и, сев за стол, что-то записал.

- Я вам,  сударыня, вставляю яичники обезьяны, - объявил он и посмотрел строго.

- Ах, профессор, неужели обезьяны?

- Да, - непреклонно ответил Филипп Филиппович.

- Когда же операция? - Бледнея и слабым голосом спрашивала дама.

- "От Севильи  до Гренады..." Угм... В понедельник…

-Какого результата должен достигнуть профессор Преображенский?

  • М.Булгаков «Собачье сердце» ( гипофиз)

        22 декабря 1924 г. Понедельник. История болезни.

        Лабораторная  собака  приблизительно  двух лет  от роду.  Самец. Порода дворняжка. Кличка - Шарик. Шерсть жидкая, кустами, буроватая, с подпалинами. Хвост  цвета топленого  молока. На  правом  боку следы  совершенно зажившего ожога.  Питание  до  поступления  к   профессору  плохое,  после  недельного пребывания  - Крайне упитанный. Вес 8 кг  (знак восклицат.). Сердце, легкие, желудок, температура...

        23 Декабря. В 8,30 часов вечера произведена первая в Европе операция по проф.  Преображенскому. Непосредственно вслед  за сим удален после трепанации  черепной крышки придаток мозга и заменен человеческим от вышеуказанного мужчины.

     Введено  8  кубиков хлороформа, 1 шприц  камфары, 2 шприца адреналина в сердце.

     Оперировал проф. Ф. Ф. Преображенский.

     Ассистировал д-р и. А. Борменталь.

     В  ночь после операции:  грозные  повторные  падения  пульса.  Ожидание смертельного исхода. Громадные дозы камфары по Преображенскому.

     24 Декабря. Утром -  улучшение. Дыхание учащено вдвое,  температура 42. Камфара, кофеин под кожу.

     25  Декабря.  Вновь  ухудшение.  Пульс еле  прощупывается,  похолодание конечностей,   зрачки   не   реагируют.  Адреналин   в  сердце,  камфара  по Преображенскому, физиологический раствор в вену.

     26 Декабря. Некоторое улучшение. Пульс 180, дыхание 92, температура 41. Камфара, питание клизмами.

     27 Декабря.  Пульс 152, дыхание 50, температура 39,8, зрачки реагируют. Камфара под кожу.

     28  Декабря. Значительное улучшение. В полдень внезапный проливной пот, температура 37,0. Операционные раны в прежнем состоянии. Перевязка. Появился аппетит. Питание жидкое.

     29 Декабря.  Внезапно обнаружено выпадение  шерсти на лбу  и  на  боках туловища.  Вызваны для  консультации: профессор по кафедре  кожных  болезней Василий   Васильевич   Бундарев   и   директор   Московского   ветеринарного показательного  института.  Ими случай  признан  неописанным  в  литературе. Диагностика осталась неустановленной. Температура - 37,0.

     (Запись карандашом)

     Вечером появился первый  лай (8 ч. 15 Мин.).  Обращает  внимание резкое изменение  тембра  и  понижение  тона.  Лай вместо  слова "гау-гау" на слоги "а-о", по окраске отдаленно напоминает стон.

     30  Декабря.   Выпадение  шерсти  приняло  характер  общего  облысения. Взвешивание  дало неожиданный  результат -  30 кг  за счет роста (удлинение) костей. Пес по-прежнему лежит.

     31 Декабря. Колоссальный аппетит.

     (В тетради - клякса. После кляксы торопливым почерком).

     В 12 ч. 12 Мин. Дня пес отчетливо пролаял а-б-ыр.

     (В тетради перерыв и дальше, очевидно, по ошибке от волнения написано):

     1  декабря.  (Перечеркнуто, поправлено) 1 января 1925 г. Фотографирован утром. Счастливо лает "абыр", повторяя это слово громко и как бы радостно. В 3  часа дня (крупными  буквами)  засмеялся, вызвав обморок  горничной  Зины. Вечером произнес 8 раз подряд слово "абыр-валг", "абыр".

     (Косыми  буквами карандашом): профессор  расшифровал слово "абыр-валг", оно означает "главрыба"... Что-то чудовищ...

     2 Января. Фотографирован во время  улыбки при магнии. Встал с постели и уверенно держался полчаса на задних лапах. Моего почти роста.

     (В тетради вкладной лист).

     Русская наука чуть не понесла тяжелую утрату.

     История болезни профессора ф. Ф. Преображенского.

     В 1 час 13 мин. - Глубокий обморок  с проф. Преображенским. При падении ударился головой о палку стула.

     В моем и  Зины присутствии пес  (если  псом,  конечно,  можно  назвать) обругал проф. Преображенского по матери.

     ******

     (Перерыв в записях).

     ******

     6 Января. (То карандашом, то фиолетовыми чернилами).

     Сегодня после того, как у него отвалился хвост, он  произнес совершенно отчетливо слово "пивная". Работает фонограф. Черт знает - что такое.

     ******

     Я теряюсь.

     ******

     Прием у профессора прекращен. Начиная с 5-ти час. Дня из смотровой, где расхаживает  это существо, слышится явственно вульгарная ругань и слова "еще парочку".

     7 Января. Он  произносит  очень  много слов: "извозчик",  "мест  нету", "вечерняя газета", "лучший подарок детям" и все бранные слова, какие  только существуют в русском лексиконе.

     Вид  его странен. Шерсть осталась только на голове,  на подбородке и на груди.  В  остальном он лыс,  с дряблой  кожей. Череп увеличился значительно. Лоб скошен и низок.

     ******

     Ей-богу, я с ума сойду.

12  Января.  Закладывание  рук в  карманы  штанов. Отучаем  от  ругани.

Свистал "ой, яблочко". Поддерживает разговор.

     Я не  могу удержаться  от нескольких гипотез: к чертям  омоложение пока что. Другое неизмеримо более важное: изумительный опыт проф. Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга. Отныне загадочная функция  мозгового  придатка - раз'яснена. Он определяет  человеческий облик.  Его гормоны  можно назвать  важнейшими в  организме  -  гормонами  облика. Новая область открывается  в  науке:  безо всякой реторты  Фауста создан гомункул.

Скальпель  хирурга  вызвал  к   жизни  новую  человеческую  единицу.   Проф.Преображенский вы - творец. (Клякса).

     Впрочем,  я  уклонился в сторону... Итак, он поддерживает  разговор. По моему  предположению дело обстоит так: прижившийся придаток открыл центр речи в  собачьем  мозгу  и  слова хлынули  потоком. По-моему, перед  нами оживший развернувшийся  мозг, а  не мозг  вновь  созданный. О,  дивное подтверждение эволюционной теории! О, цепь величайшая от пса до менделеева-химика! Еще моя гипотеза: мозг  Шарика в собачьем периоде его жизни накопил  бездну понятий. Все слова, которыми он начал оперировать в  первую очередь, - уличные слова, он  их слышал и затаил в мозгу. Теперь, проходя по улице, я  с тайным ужасом смотрю на встречных псов. Бог их знает, что у них таится в мозгах.

                       -Какой придаток мозга заменён человеческим?

-Объясните результаты операции.

Рассмотрите рис.74 на стр.175 и перечислите симптомы, позволяющие узнать больную базедовой болезнью и больную слизистым отёком.

VI. Домашнее задание.

Изучить параграф 45, выполнить работы 145-149 в рабочей тетради №2

Повторить пар.5 (статья «Нервная регуляция», с.25-27).

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

1

2

3

4

5

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Регуля-торные

Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников

Усиливают гормональную активность всех желез

Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи

Щитовидная

железа

Тироксин

Регулирует обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом/ возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Корти-коиды

Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов

Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста

Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение)

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Норадреналин

Обратное действие

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче

Глюкагон

Обратное действие

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Железы

Гормоны

Воздействие на организм

норма

гиперфункция

гипофункция

1

2

3

4

5

Гипофиз

Щитовидная

железа

Надпочечники

Поджелудочная железа

Половые железы: семенники; яичники

Соотнесите номер железы и гормонов, вырабатываемых ею:

                 Железы внутренней секреции                                                                        

А.Гипофиз____________________

Б.Щитовидная железа_________

В.Надпочечники_______________

Г.Поджелудочная железа_______

Д.Половые железы_____________

Гормоны

1.Андрогены

2.Ростовые гормоны

3.Инсулин

4.Кортикоиды

5.Адреналин

6.Глюкагон

7.Регуляторные гормоны

8.Эстрогены

9.Норадреналин

10.Тироксин

   

2

1

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.

По горизонтали: 2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней секреции. 7. Гормон надпочечников. 8 Избыточная функция железы внутренней секреции. 9 Гормон, регулирующий количество сахара в крови. 10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга. 13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.

Ответы : 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

конспект открытого урока по анатомии в 8 классе Эндокринная система

конспект открытого урока  при завершении темы Эндокринной системы. Работа в группах,  работа тьюторов, работа с микроскопами , а также допролнительной литературой...

Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"

Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"...