Урок в 8 классе: "Эндокринные жеелезы"
методическая разработка по биологии (8 класс)
Материал включает в себя презентацию урока с использованием видеофрагментов , конспект, карточки и кроссворд. Можно использовать на 1 или нескольких уроках. В конспекте есть ссылка на материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://disk.yandex.ru/d/iBsB_OWP1lG1-w | 53.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 8 классе
по теме:
« Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма»
https://disk.yandex.ru/d/iBsB_OWP1lG1-w
Учитель биологии:
Леднева О.Н.
Задачи урока: познакомить с действием отдельных гормонов и заболеваниями при гипо- или гиперфункции гипофиза и щитовидной железы;
показать взаимодействие желёз внутренней секреции при росте и развитии организма;
выяснить роль гормона поджелудочной железы – инсулина - в поддержании содержания сахара в крови, причины диабета и рассказать о приёмах доврачебной помощи при передозировке препарата инсулина лицам, страдающим диабетом
Оборудование: слайды для показа: « Железы внутренней секреции», «Щитовидная железа», «Поджелудочная железа», «Надпочечники», «Головной мозг в продольном разрезе с изображением подбугорья, гипофиза», изображения больных с поражением щитовидной железы, гипофизарных карликов и великанов, больных микседемой, бронзовой болезнью; репродукция картин Рубенса: женский портрет с заметным зобом.
Литература:
- Григорович Д.В. Гуттаперчивый мальчик: Повесть. – М.: Правда, 1980. -416с.
- Булгаков М.А.Собачье сердце: Повесть – М.: Современник, 1988.-112с.
- Кронин А.Дж. Цитадель. Вычеркнутый из жизни: Романы. – М.: А/О «Кром», 1993.-640с.
- Кристман В.И. Внутренние болезни. Учебник. – М.: Издательство «Медицина»,, 1969.-447 с.
- Тургенев И.С. Записки охотника. Святые мощи. Худож. А.Лепятский. – М.:Худож.лит., 1984. – 254с.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка знаний.
Фронтальный опрос.
- Чем различаются железы внешней, внутренней и смешанной секреции?
- Какую функцию выполняют гормоны?
- Чем гормоны отличаются от ферментов и витаминов?
- Чем различаются понятия «рост» и «развитие»?
Индивидуальный опрос у доски.
1) Расположение желёз внутренней секреции, их функции.
2)С помощью опорных сигналов определить соответствие между железой и выделяемым секретом :
Железы внутренней секреции Гормоны
Гипофиз Гормоны роста, регуляторные
Щитовидная железа Тироксин
Надпочечники Адреналин, норадреналин
Кортикоиды
Поджелудочная железа Инсулин
Половые железы Андрогены, эстрогены Индивидуальный опрос по карточкам.
Решите, верно ли утверждение
- Железы внутренней секреции не имеют протоков.
- Секрет желёз внутренней секреции регулирует скорость обменных процессов в организме человека.
- Железы внешней секреции выделяют гормоны.
- Секрет желез внешней секреции выделяется в полость организма или за пределы организма.
- Железами внутренней секреции ферменты не вырабатываются.
- Секрет желез внутренней секреции выделяется непрерывно.
- Железы желудка относят к железам внутренней секреции.
- Секрет кожных желёз – пот.
9. Секрет желез внутренней секреции может выделяться периодически, по мере необходимости
10. Железы внешней секреции протоков не имеют.
11. Сальные железы относят к железам внешней секреции.
12. Гормоны – биологически активные вещества.
13. Половые железы – железы внешней секреции.
III. Актуализация :
Эндокринная система действует, как единое целое, несмотря на то, что в её работе участвует много звеньев. Заболевание одной железы тут же сказывается на работе всех остальных, вот почему гормональные нарушения приходится лечить комплексно.
В медицине сформировании целая отрасль – эндокринология, которая изучает работу эндокринных желёз и методы лечения заболеваний, связанных с нарушениями их функций.
(Тема урока записана на доске)
IV. Изучение нового материала.
По мере изучения нового материала учащиеся заполняют таблицу(приложение 1).
- Функции гипофиза, его связь с нервной системой. Гипофизарные гиганты и карлики.
Кто из нас не зачитывался книгой об удивительном путешествии Гулливера в страну лилипутов! Также захватывающе интересен рассказ о том, как Гулливер оказался среди гигантов. Есть ли реальная основа у этой фантазии? Вы можете почувствовать себя Гулливером, если представите себя рядом с карлицей Агибе из Египта, у которой рост 38 см. А кем вы себя почувствуете рядом с финном Вайне Миллирине, имевшим рост 2м 48см.
Почему у людей наблюдается такая разница в росте? Учёные выяснили, что процессом роста ведает гипофиз. Эта желёзка массой 0,5-0,65 г., имеющая форму фасоли располагается в костном углублении основания черепа, называемом турецким седлом. Гипофиз вырабатывает до 25 гормонов, но только 6 из них были получены в чистом виде и хорошо изучены.
Гормоны гипофиза регулируют водный обмен, повышают кровяное давление, действуют на другие железы. Из гипофиза животных получен гормон, который увеличивает рост; на человека этот гормон не действует.
Слайд №2 и №3 «Нарушения функций гипофиза».
Известен случай, когда у девочки в 6 лет прекратился рост. В 9лет её рост был 90 см. Чтобы увеличить рост , девочке вводили гормон роста в течение 8,5 месяца. За это время она подросла на 7 см, а в последующие годы ещё на 14 см.
Слайд №4 « Акромегалия». Гиперфункция гипофиза, возникающая в зрелом возрасте, приводит к увеличению черт лица, конечностей.
2.Функции щитовидной железы. Микседема и слизистый отёк. Влияние щитовидной железы на деятельность нервной системы. Кретинизм.
Помните, в сказке разгневанная мачеха превращается на глазах у нелюбимой падчерицы в ведьму – нос её заострился, глаза вылезли орбит, лицо и шея вздулись, мачеха стала трястись. Так в сказке. А в жизни могут быть подобные превращения? Да.
Слайд №5 «Соломенная шляпка» (репродукция картины Рубенса).
Обратите внимание на зобовидное утолщение шеи красавицы. Дело в том, что во времена Рубенса (художник жил в 17 веке) в почве Фландрии (ныне территория Бельгии), очевидно, недоставало йода.
Этот элемент необходим для выработки гормона щитовидной железы – тироксина.
Слайд №6 « Нарушения деятельности щитовидной железы».
Недостаток йода вызывает увеличение тканей щитовидной железы, в результате чего и образуется зоб. Эти факты можно связать с экологическими условиями жизни людей.
Знание причины болезни позволяет успешно предупреждать её. Сейчас в составе поваренной соли во многих странах включают йодид калия. Эта простая процедура позволяет уберечь многих людей от заболевания щитовидной железы.
Надо сказать о том, что действие гормонов щитовидной железы многообразно. Они регулируют работу митохондрий, где идут процессы окисления органических веществ с выделением молекул АТФ, богатых доступной энергией. Если гормона вырабатывается недостаточно, страдает энергетический обмен: из-за недостатка энергии содержащихся в химических связях молекул АТФ сердце сокращается слабо и редко. В результате кровь застаивается в нижних конечностях, тело отекает. Недаром это заболевание называют слизистым отеком (рис. 74, 1) и (слайд №6).
При гиперфункции щитовидной железы выделяется избыточное количество энергии. Сердце работает усиленно, давление повышено. Процессы окисления идут настолько быстро, что человек худеет. Истончаются жировые запасы, в частности и жировая подушка, окружающая глазное яблоко. Это приводит к тому, что кожа вокруг глаз втягивается, глаза кажутся большими, а при сильном тироксикозе — выпученными (рис. 74, 2). Оперативное удаление части щитовидной железы хирургическим путем или радиоактивным йодом, частично разрушающим ее ткани, способствует выздоровлению.
Слайд №7 «Гипертиреоз» (фото женщины).
Щитовидная железа участвует также в половом развитии детей.
Пониженная функция щитовидной железы в раннем детстве ведет к серьезному расстройству — кретинизму. При этом происходит не только нарушение роста и развития, но и снижение умственной деятельности( табл.на доске).
3.Функции поджелудочной железы.
-К какому типу желёз относится поджелудочная железа?
-Какой гормон она вырабатывает?
Слайд №8 «Последствия употребления пищи с избытком сахара» схема:
1-глюкоза; 2- инсулин; 3- углекислый газ; 4- вода; 5- жирные кислоты и
глицерин.
-Повторите материал о функции печени (с.135,136 учебника), вспомните, как осуществляется поддержание постоянства глюкозы в плазме крови.
Присутствие инсулина необходимо для поступления глюкозы в кишечник и в клетки мышц и печени. Без инсулина глюкоза перестает окисляться. Другие органические соединения далеко не всегда могут заменить глюкозу. В результате окисление становится неполным, в крови появляются вредные соединения, которые отравляют организм. Происходит заболевание, известное как «сахарный диабет».
Поскольку сахар не может утилизироваться в организме без инсулина, он выделяется с мочой. Больной теряет много жидкости, ему постоянно хочется пить.
В случае передозировки инсулина происходит резкое падение содержания глюкозы в крови и может случиться обморок.
Из истории открытия сахарного диабета: врачи обратили внимание на то, что моча диабетиков привлекает мух. Дальнейшее исследование ее состава выявило содержание глюкозы, которое в норме отсутствует.
4.Гормоны надпочечников. Роль адреналина и норадреналина в приспособлении организма к физическим и эмоциональным нагрузкам.
Корковое вещество надпочечников - кортикоиды; мозговое вещество-адреналин и норадреналин.
Слайд №9 « Больной Аддисоновой болезнью» (гипофункция надпочечников)
V. Закрепление знаний.
Литературная скорая помощь.
- Ю. Григоривич "Гуттаперчивый мальчик" служит прекрасной иллюстрацией к теме "Железы внутренней секреции", так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение выработки кальцитонита, снижающего концентрацию кальция в крови. Этот элемент "вымывается из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, "закручивать" ноги, руки. Именно это и мог делать "гуттаперчивый мальчик".
По описанию симптомов попробуйте поставить диагноз или порекомендовать лечебные мероприятия.
- И.С.Тургенев “Записки охотника” “Живые мощи” (бронзовая болезнь)
“Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая – ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать, только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечные руки тоже бронзового цвета... Лицо не только не безобразное, даже красивое, – но страшное, необычайное... по нем, по металлическим его щекам, я вижу – силится...силится и не может расплыться улыбка”.
Комментарий учителя после ответов учеников:
Амимия характерна для таких больных (“она пела, не изменив выражения своего окаменелого лица”).
У Лукерьи, по-видимому, был свойственный ССД склерозирующий миозит (“до кружки-то я сама дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать может”). Возможно, наряду с миозитом у больной имелась нейропатия: “Спать-то я не всегда могу. Хоть и больших болей у меня нет, а ноет у меня там, в самом нутре, и в костях тоже; не дает спать как следует”.
- А.Кронин “Цитадель” (микседема)
"Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели, исказились. Лицо имело отёчный вид, ноздри расширены…
Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрю заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то непонятное. Потом… разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой". (Микседема) при дословном переводе с греческого означает "слизистый отёк".
- М.Булгаков “Собачье сердце (омоложение)
Рассыпной звонок пролетел по квартире, лакированная дверь открылась, вошел тяпнутый, вручил Филиппу Филипповичу листок и заявил:
- Годы показаны неправильно. Вероятно, 54-55. Тоны сердца глуховаты. Он исчез и сменился шуршащей дамой в лихо заломленной набок шляпе и со сверкающим колье на вялой и жеваной шее. Странные черные мешки висели у нее под глазами, а щеки были кукольно-румяного цвета. Она сильно волновалась.
- Сударыня! Сколько вам лет? - Очень сурово спросил ее Филипп Филиппович.
Дама испугалась и даже побледнела под коркой румян.
- Я, профессор, клянусь, если бы вы знали, какая у меня драма!..
Лет вам сколько, сударыня? - Еще суровее повторил Филипп Филиппович.
- Честное слово.. Ну, сорок пять...
- Сударыня, - возопил Филипп Филиппович, - меня ждут. Не задерживайте,
пожалуйста. Вы же не одна!
Грудь дамы бурно вздымалась.
- Я вам одному, как светилу науки. Но клянусь - это такой ужас...
- Сколько вам лет? - Яростно и визгливо спросил Филипп Филиппович и очки его блеснули.
- Пятьдесят один! - Корчась со страху ответила дама.
Пятнистая дама, прижимая руки к груди, с надеждой глядела на Филиппа Филипповича. Тот важно нахмурился и, сев за стол, что-то записал.
- Я вам, сударыня, вставляю яичники обезьяны, - объявил он и посмотрел строго.
- Ах, профессор, неужели обезьяны?
- Да, - непреклонно ответил Филипп Филиппович.
- Когда же операция? - Бледнея и слабым голосом спрашивала дама.
- "От Севильи до Гренады..." Угм... В понедельник…
-Какого результата должен достигнуть профессор Преображенский?
- М.Булгаков «Собачье сердце» ( гипофиз)
22 декабря 1924 г. Понедельник. История болезни.
Лабораторная собака приблизительно двух лет от роду. Самец. Порода дворняжка. Кличка - Шарик. Шерсть жидкая, кустами, буроватая, с подпалинами. Хвост цвета топленого молока. На правом боку следы совершенно зажившего ожога. Питание до поступления к профессору плохое, после недельного пребывания - Крайне упитанный. Вес 8 кг (знак восклицат.). Сердце, легкие, желудок, температура...
23 Декабря. В 8,30 часов вечера произведена первая в Европе операция по проф. Преображенскому. Непосредственно вслед за сим удален после трепанации черепной крышки придаток мозга и заменен человеческим от вышеуказанного мужчины.
Введено 8 кубиков хлороформа, 1 шприц камфары, 2 шприца адреналина в сердце.
Оперировал проф. Ф. Ф. Преображенский.
Ассистировал д-р и. А. Борменталь.
В ночь после операции: грозные повторные падения пульса. Ожидание смертельного исхода. Громадные дозы камфары по Преображенскому.
24 Декабря. Утром - улучшение. Дыхание учащено вдвое, температура 42. Камфара, кофеин под кожу.
25 Декабря. Вновь ухудшение. Пульс еле прощупывается, похолодание конечностей, зрачки не реагируют. Адреналин в сердце, камфара по Преображенскому, физиологический раствор в вену.
26 Декабря. Некоторое улучшение. Пульс 180, дыхание 92, температура 41. Камфара, питание клизмами.
27 Декабря. Пульс 152, дыхание 50, температура 39,8, зрачки реагируют. Камфара под кожу.
28 Декабря. Значительное улучшение. В полдень внезапный проливной пот, температура 37,0. Операционные раны в прежнем состоянии. Перевязка. Появился аппетит. Питание жидкое.
29 Декабря. Внезапно обнаружено выпадение шерсти на лбу и на боках туловища. Вызваны для консультации: профессор по кафедре кожных болезней Василий Васильевич Бундарев и директор Московского ветеринарного показательного института. Ими случай признан неописанным в литературе. Диагностика осталась неустановленной. Температура - 37,0.
(Запись карандашом)
Вечером появился первый лай (8 ч. 15 Мин.). Обращает внимание резкое изменение тембра и понижение тона. Лай вместо слова "гау-гау" на слоги "а-о", по окраске отдаленно напоминает стон.
30 Декабря. Выпадение шерсти приняло характер общего облысения. Взвешивание дало неожиданный результат - 30 кг за счет роста (удлинение) костей. Пес по-прежнему лежит.
31 Декабря. Колоссальный аппетит.
(В тетради - клякса. После кляксы торопливым почерком).
В 12 ч. 12 Мин. Дня пес отчетливо пролаял а-б-ыр.
(В тетради перерыв и дальше, очевидно, по ошибке от волнения написано):
1 декабря. (Перечеркнуто, поправлено) 1 января 1925 г. Фотографирован утром. Счастливо лает "абыр", повторяя это слово громко и как бы радостно. В 3 часа дня (крупными буквами) засмеялся, вызвав обморок горничной Зины. Вечером произнес 8 раз подряд слово "абыр-валг", "абыр".
(Косыми буквами карандашом): профессор расшифровал слово "абыр-валг", оно означает "главрыба"... Что-то чудовищ...
2 Января. Фотографирован во время улыбки при магнии. Встал с постели и уверенно держался полчаса на задних лапах. Моего почти роста.
(В тетради вкладной лист).
Русская наука чуть не понесла тяжелую утрату.
История болезни профессора ф. Ф. Преображенского.
В 1 час 13 мин. - Глубокий обморок с проф. Преображенским. При падении ударился головой о палку стула.
В моем и Зины присутствии пес (если псом, конечно, можно назвать) обругал проф. Преображенского по матери.
******
(Перерыв в записях).
******
6 Января. (То карандашом, то фиолетовыми чернилами).
Сегодня после того, как у него отвалился хвост, он произнес совершенно отчетливо слово "пивная". Работает фонограф. Черт знает - что такое.
******
Я теряюсь.
******
Прием у профессора прекращен. Начиная с 5-ти час. Дня из смотровой, где расхаживает это существо, слышится явственно вульгарная ругань и слова "еще парочку".
7 Января. Он произносит очень много слов: "извозчик", "мест нету", "вечерняя газета", "лучший подарок детям" и все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе.
Вид его странен. Шерсть осталась только на голове, на подбородке и на груди. В остальном он лыс, с дряблой кожей. Череп увеличился значительно. Лоб скошен и низок.
******
Ей-богу, я с ума сойду.
12 Января. Закладывание рук в карманы штанов. Отучаем от ругани.
Свистал "ой, яблочко". Поддерживает разговор.
Я не могу удержаться от нескольких гипотез: к чертям омоложение пока что. Другое неизмеримо более важное: изумительный опыт проф. Преображенского раскрыл одну из тайн человеческого мозга. Отныне загадочная функция мозгового придатка - раз'яснена. Он определяет человеческий облик. Его гормоны можно назвать важнейшими в организме - гормонами облика. Новая область открывается в науке: безо всякой реторты Фауста создан гомункул.
Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Проф.Преображенский вы - творец. (Клякса).
Впрочем, я уклонился в сторону... Итак, он поддерживает разговор. По моему предположению дело обстоит так: прижившийся придаток открыл центр речи в собачьем мозгу и слова хлынули потоком. По-моему, перед нами оживший развернувшийся мозг, а не мозг вновь созданный. О, дивное подтверждение эволюционной теории! О, цепь величайшая от пса до менделеева-химика! Еще моя гипотеза: мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий. Все слова, которыми он начал оперировать в первую очередь, - уличные слова, он их слышал и затаил в мозгу. Теперь, проходя по улице, я с тайным ужасом смотрю на встречных псов. Бог их знает, что у них таится в мозгах.
-Какой придаток мозга заменён человеческим?
-Объясните результаты операции.
Рассмотрите рис.74 на стр.175 и перечислите симптомы, позволяющие узнать больную базедовой болезнью и больную слизистым отёком.
VI. Домашнее задание.
Изучить параграф 45, выполнить работы 145-149 в рабочей тетради №2
Повторить пар.5 (статья «Нервная регуляция», с.25-27).
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Гипофиз | Ростовые | Регулируют рост | В молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия | Задерживают рост - карликовость |
Регуля-торные | Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников | Усиливают гормональную активность всех желез | Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи | |
Щитовидная железа | Тироксин | Регулирует обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы | Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба) | Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом/ возрасте - карликовость и кретинизм |
Надпочечники | Корти-коиды | Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов | Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста | Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение) |
Адреналин | Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген | Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе | Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает | |
Норадреналин | Обратное действие | |||
Поджелудочная железа | Инсулин | Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена | Шок, судороги, потеря сознания | Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в моче |
Глюкагон | Обратное действие | |||
Половые железы: семенники; яичники | Андрогены Эстрогены | Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы |
Железы | Гормоны | Воздействие на организм | ||
норма | гиперфункция | гипофункция | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Гипофиз | ||||
Щитовидная железа | ||||
Надпочечники | ||||
Поджелудочная железа | ||||
Половые железы: семенники; яичники |
Соотнесите номер железы и гормонов, вырабатываемых ею:
Железы внутренней секреции
А.Гипофиз____________________ Б.Щитовидная железа_________ В.Надпочечники_______________ Г.Поджелудочная железа_______ Д.Половые железы_____________ Гормоны 1.Андрогены 2.Ростовые гормоны 3.Инсулин 4.Кортикоиды 5.Адреналин 6.Глюкагон 7.Регуляторные гормоны 8.Эстрогены 9.Норадреналин 10.Тироксин | |
| |
2 | 1 | |||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||
10 | ||||||||||||||||
11 | ||||||||||||||||
12 | ||||||||||||||||
13 |
По вертикали: 1. Гормон мозгового слоя надпочечников.
По горизонтали: 2. Одно из проявлений недостатка гормона щитовидной железы. 3. Животный крахмал. 4. Гормон щитовидной железы. 5. Нарушение углеводного обмена. 6. Парная железа внутренней секреции. 7. Гормон надпочечников. 8 Избыточная функция железы внутренней секреции. 9 Гормон, регулирующий количество сахара в крови. 10. Болезнь, возникающая при избыточном выделении ростового гормона гипофиза. 11. Болезнь, связанная с нарушением деятельности гипофиза. 12. Железа внутренней секреции, расположенная в основании головного мозга. 13. Недостаточная функция железы внутренней секреции.
Ответы : 1. Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
конспект открытого урока по анатомии в 8 классе Эндокринная система
конспект открытого урока при завершении темы Эндокринной системы. Работа в группах, работа тьюторов, работа с микроскопами , а также допролнительной литературой...
Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"
Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"...