конспект открытого урока по анатомии в 8 классе Эндокринная система
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
конспект открытого урока при завершении темы Эндокринной системы. Работа в группах, работа тьюторов, работа с микроскопами , а также допролнительной литературой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_12_marta_na_vysshuyu_attestatsiyu.docx | 122.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок 12 марта на высшую аттестацию в 8классе по теме:
Повторительно - обобщающий урок по Эндокринной системе человека.
- Организационный момент: проверка готовности к уроку, отсутствие обучающихся на уроке (ребята сидят хаотично в группах, 4 группы по 4 человека-16чел и 4 ученика-тьюторы – заранее подготовленные.).
- Актуализация знаний:
– показ фрагмента фильма: «Собачье сердце» (2мин 02 сек)
Итак, я вас заранее предупредила о просмотре данного фильма.
? Какие органы были пересажены от человека к собаке профессором Преображенским? (половые железы и гипофиз).
? к какой системе органов относятся пересаженные органы? (к эндокринной).
- ребятам раздаются карточки с названием гормонов, органов, заболеваний органов эндокринной системы. (выходят к доске все и ищут подходящую себе группу):
-гипофиз
-соматотропин
--вазопрессин
- Гигантизм
-щитовидная железа
- тироксин
-эндемический зоб
-базедова болезнь
-надпочечники
-адреналин
-норадреналин
-Болезнь Аддисона
-поджелудочная железа
- инсулин
- сахарный диабет
- глюкагон
После того, как определились с группой, учитель задает вопрос 1 группе: На основании, каких признаков, вы объединились в свою группу? (присаживаются в 1 группу) и так каждой группе:2, 3, 4.
- на столах лежат информационные листы к уроку: заполняют Фамилию, имя, группу (№1, №2, №3, №4).
Так как вы определились с группами, с их названием, наверное сможете и назвать тему нашего урока.(наш урок посвящен обобщению по теме Эндокринной системы). Но также вы узнаете и новую информацию, которую нам подготовили помощники, так называемые тьюторы - ваши одноклассников.
Актуальность темы: чтобы заполнить данный пункт, учитель задает вопрос: Ребята, как вы думаете, почему изучение Эндокринной системы очень важно знать? И запишите в информационный лист.
Ребята, перед вами карта менеджмент:
Учащиеся под номером 1 присаживаются к тьютору 1 для получения новой информации, которую вы должны будете донести до своей группы, а также оформить краткий отчет в информационный лист.
Под номером 2, 3, 4 также. Рассаживаются к тьютору вместе с информационном листом.
1тьютор: История развития эндокринологии.
Эндокринология - область медицины, занимающаяся лечением заболеваний, связанных с нарушениями в эндокринной системе. Врач эндокринолог. Мюллер в 1830 году сформулировал понятие о железе с внутренней секрецией. Формирование и выделение эндокринологии в отдельную область медицины произошло в конце 19 - начале 20 вв. В 1882 г. швейцарские хирурги Теодор Кохер и Жак Реверден изучили эндемический зоб. В 1855 году французский физиолог К.Бернар ввёл понятие «внутренняя секреция». В 1901 г. русский учёный Леонид Васильевич Соболев обнаружил в поджелудочной железе панкреатические островки, вырабатывающие гормоны. Через 20 лет канадским исследователям Фредерику Бантингу, Чарльзу Бесту и Джону Маклеоду удалось выделить из поджелудочной железы гормон инсулин в чистом виде. За это Ф.Бантинг и Д. Маклеод получили в 1923 г. Нобелевскую премию.
2 тьютор. Методы изучения эндокринологии
Для изучения функций желез внутренней секреции обычно применяются следующие методы:
1.Внешний осмотр — уже на первом приеме врач может определить наличие эндокринного заболевания по внешнему состоянию пациента: на это укажут состояние кожи, пропорциональность частей тела, пигментация кожи в различных местах, увеличение щитовидной железы, нетипичное оволосенение
2.Пальпация — если видимых признаков заболевания не будет, то о развитии такого заболевания, как зоб врач сможет определить прощупав щитовидную железу
3.Анализ крови на сахар и гормоны — наиболее показательный метод диагностики. Изменение нормального уровня гормонов в крови даст специалисту основания предположить о наличии какого-либо заболевания, а сопутствующие симптомы помогут установить точную причину
4.УЗИ
5.Пальпация щитовидной железы
6.Кроме основных методов диагностики эндокринных заболеваний врач может также использовать дополнительные, такие как:
рентгенологическое исследование
компьютерная томография
аускультация (заключающийся в выслушивании звуков, образующихся в процессе функционирования внутренних органов).
3 тьютор . Интересные факты об эндокринной системе.
1 факт. Если удалить орган, который продуцирует гормон, то его функции частично распределяет другие органы эндокринной системы.
2 факт. Витамин Д также является гормоном, его дефицит может привести к шизофрении и тяжелым психическим расстройствам.
3факт. тестостерон влияет на продолжительность жизни. Китайские евнухи жили на 17 лет больше своих соотечественников.
4 факт. Урбанизация приводит к нарушениям в работе биологических часов, что ведет к стрессам и нарушениям работы желез. Исследователи обнаружили, что в недельном турпоходе без гаджетом и электроники, может восстановить наши биологические часы.
5факт. во время стресса наши миндалины вырабатывают критичное количество адреналина и кортизола. Это приводит к улучшению запоминания разных переживаний, поэтому самые эмоциональные моменты надолго остаются в нашей памяти.
6факт. Объятия и поглаживание домашних питомцев стимулирует у человека выработку окситоцина. Этот гормон снимает отеки и заживляет раны быстрее.
4 тьютор. Факторы риска заболеваемости эндокринной системы.
Эндокринные заболевания могут возникнуть совершенно неожиданно для больного, а могут быть вполне ожидаемыми. Так, существуют определенные группы людей, которые имеют склонность к тем или иным недугам эндокринной системы.
Специалисты выделяют такие факторы риска:
Возраст — наиболее часто сбоям в работе желез внутренней секреции подвержены люди, перешедшие 40-летний рубеж
Наследственная предрасположенность — многие заболевания эндокринной системы «передаются» по наследству, например, часто сахарный диабет наблюдается и у родителей, и у детей
Избыточный вес — более 80% людей, страдающие ожирением, сталкиваются с проблемами в работе желез внутренней секреции
Неправильное питание — несбалансированный рацион приводит к сбоям в работе многих органов и систем — эндокринная не исключение
Вредные привычки — научно установлено, что и алкоголь, и табакокурение негативно влияют на работу эндокринных желез
Сниженная физическая активность — люди, которые мало двигаются, имеют замедленный метаболизм, избыточный вес и плохое кровоснабжение эндокринных желез, что сказывается на их работе
- Ребята возвращаются в свои группы и делятся поочередно полученной информацией.
-Учитель задает вопросы группам? (по одному человеку в каждой группе : группе №1 – вопрос 1 человеку; в группе №2-2чел, в группе №3-3человеку; в группе №4 – 4 человеку).
- Учителем на экран выводится микропрепарат железистого эпителия человека (через электронный микроскоп).
? вспомните, какую функцию в организме человека выполняет железистый эпителий?
- к каждой группе подходит тьютор с микроскопом (с готовым микропрепаратом.)
1тьютор-подчелюстная железа
Показать группе №1 микропрепарат подчелюстной железы и объяснить им что это. (это одна из пар слюнных желез). Задать вопрос группе:
1. Какое вещество выделяет эта железа?
2.К какой группе желез относится: внешней, внутренней или смешанной секреции? (внешней, потому что выделяет наружу).
3.Что содержит слюна? (лизоцим-обеззараживающее действие, муцин-клейкое вещество, формирующее пищевой комок, фермент: птиалин, расщепляющий углеводы, вода)
2тьютор-семенник
Показать группе №2 микропрепарат семенников и объяснить им что это (мужская половая железа, в которой образуются сперматозоиды, а также содержат клетки, синтезирующие половые гормоны ). Задать вопрос группе:
1. К какой группе относят семенники: к железам смешанной, внутренней или внешней секреции?
2. Какие гормоны выделяют семенники?
3. Какую функцию они выполняют?
3тьютор-поджелудочная железа
Показать группе №3 микропрепарат поджелудочной железы и объяснить им что это (это не только орган эндокринной системы, но и пищеварительной, поскольку помимо гормонов, выделяет поджелудочный сок – панкреатический, необходимый для расщепления белков, липидов)). Задать вопрос группе:
1. К какой группе желез относится поджелудочная железа? (смешанной, внешней и внутренней секреции). Ответ:(смешанной).
2. Какие гормоны выделяет поджелудочная железа?
3. Какие функции они выполняют?
4тьютор-щитовидная железа
Показать группе №4 микропрепарат щитовидной железы.
Задать вопрос группе:
1. К какой группе желез относится щитовидная железа? ( к смешанной, внешней или внутренней секреции) . ответ: к внутренней секреции.
2. Какие гормоны выделяет данная железа? (тироксин и трийодтиронин)
3. Какие функции они выполняют?
Ребята рассматривают и составляют логическую цепочку рассмотренного под микроскопом органа в информационном листе.
- Биологическая задача, которую озвучивает учитель: Если такие признаки у человека, как: першение в горле, активное выпадение или бурный рост волос, резкое изменение массы тела, раздражительность, проблемы с концентрацией внимания. ? К какому врачу вам нужно обратиться? (к эндокринологу). Вот собственно сейчас вы и окажетесь на приеме у врача.
Тьюторы (желательно в белом халате) озвучивают биологические задачи совей группе:
Тьютор 1 группе №1:. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма, и определяют важную проблему.
Тьютор 2 группе №2: На прием к врачу эндокринологу обратилась женщина, имевшие признаки :выпученные глаза, отеки, раздражительность. Какой диагноз поставит врач? В чем причины?
Тьютор 3 группе №3: На прием к врачу обратился мужчина с бронзовым оттенком кожи, выраженный болевой синдром в кишечнике, суставах, мышцах; нарушения в работе сердца; снижение температуры тела, которая сменивается тяжелой лихорадкой. Какой диагноз поставит врач?
Тьютор 4 группе №4: До 14 лет у девочки было отличное здоровье. Но вдруг она стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы.
- Учитель показывает слайды презентации, учащиеся делают выводы по теме: Эндокринная система
Мы свами знаем причины нарушений заболеваний деятельности желез, в результате чего нарушаются, а вот какие факторы вызывают нарушения на генном уровне,…возможно, вы удивитесь, но к таким факторам относят:
-различные яды и токсины (алкоголь, наркотики), летучие отравляющие соединения (пары бензина, ацетона).
- различные консерванты (их добавляют в чипсы, жвательную резинку, сухарики)
- некоторые красители (газированные напитки, конфеты и мармелад необычного или ядовитого цвета);
Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы желез эндокринной системы. К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь знаете, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать и обратиться к специалисту. И предлагаю вам проверить свои знания: в вашем информационном листе есть терминологический диктант, вам только стоит вписать правильный ответ в течении 5 минут.
Терминологический диктант по теме «Эндокринная система»
Два вида регуляции функций в организме – ... (нервная и гуморальная).
Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней секреции, – ... (гормоны).
Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы … (внутренней) секреции.
Гормоны мозгового слоя надпочечников – ... (адреналин и норадреналин).
Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – ... (адреналин).
В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон … (инсулин).
Гормон щитовидной железы – ... (тироксин).
Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – ... (гипофиз).
Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – ... (сахарного диабета).
Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим … (йод).
Рефлексия.
На желтом цвете: «Как приятно знать, что ты что то узнал» (Мольер)
Красным: «Я знаю, что я ничего не знаю (Сократ)
Синим цветом: Познание начинается с удивления (Аристотель)
Зеленым: "СКАЖИ МНЕ — И Я ЗАБУДУ, ПОКАЖИ МНЕ — И Я ЗАПОМНЮ, ДАЙ МНЕ СДЕЛАТЬ — И Я ПОЙМУ." (Конфуций)
?! Подумайте какая фраза лучшего всего отражает вашу деятельность на уроке? Что больше подходит вам? Как вы работали… подумайте 5 сек и подойдите к данному высказыванию. Выбор делаем каждый индивидуально, а не группами и подумайте почему.
Воспитательный момент к уроку и мотивация к следующему уроку:
Показ видеофрагмента упавшего летчика в Сирии. (смысл в том, что он организм человека может реагировать в экстренных ситуациях …Нервная система и регулирует поведения человека, вот со следующего урока мы с вами будем изучать нервную систему).
Спасибо вам за урок.
Приложение 1
Информационный лист к уроку
Фамилия Имя________________________________________
Группа №_____
Актуальность темы:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание1. Полученная новая информация от Тьютора ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Задание 2 к микроскопу: орган ________________________________, который выполняет функцию____________________________________________________________________, какой секрет или гормон выделяет___________________________________________
Задание3._________________________________________________________________
Терминологический диктант по теме «Эндокринная система»
1.Два вида регуляции функций в организме – ………………и …………………………… .
2. Биологически активные вещества, выделяемые в кровь железами внутренней
секреции, – ... .
3. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники – это железы … секреции.
4. Гормоны мозгового слоя надпочечников – ................................. и ………….…………… .
5.Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении – ............................ .
6. В регуляции обмена сахара в организме принимает участие гормон ………………… ..
7. Гормон щитовидной железы – ................................... .
8. Железа внутренней секреции, расположенная в основании мозга и управляющая деятельностью других желез, – ................................ .
9. Уменьшение выработки инсулина вызывает развитие тяжелого заболевания – ………………………………………. .
10. Для синтеза гормонов щитовидной железы необходим ………….. .
Оценка учителя___________________________________________________________.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Конспект открытого урока биологии в 7 классе по теме: «КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ»
Рыбы -это позвоночные животные, обитающие в воде. Условия их обитания, состав пищи,конкуренты и враги повсюду различны, от этого зависит и большое разнообразие в строении и поведениирыб. Всего к...
Открытый урок информатики в 10 классе "Информационные системы"
Урок с применением сингапурских методик включает в себя план урока и презентацию....
Конспект открытого урока по истории. 8 класс. Тема урока "Восстание декабристов".
Конспект открытого урока по истории в 8 классе. Тема урока "Восстание декабристов"....
Презентация к открытому уроку биологии в 7 классе "Кровеносная система. Кровь"
ОРГАНЫ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ:1.СЕРДЦЕ – ПРИВОДИТ КРОВЬ В ДВИЖЕНИЕ2.СОСУДЫ:АРТЕРИИ – КРОВЬ ОТНОСЯТ ОТ СЕРДЦАВЕНЫ – КРОВЬ ПРИНОСЯТ К СЕРДЦУКАПИЛЛЯРЫ - МЕЛКИЕ СОСУДЫ, ГД...
Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"
Конспект урока по биологии 9 класс "Эндокринная система человека"...