6 класс Координация и регуляция
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок по биологии 6 класс (концентрическая программа) по теме "Координация и регуляция".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока 6 класса "Координация и регуляция" | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Класс: 6 «О»
Тема урока: «Координация и регуляция.»
Цель урока: расширить представление о регуляции процессов жизнедеятельности в организмах.
Задачи урока:
- Образовательные: способствовать осознанию учебного материала об усложнении строения нервной системы у позвоночных животных; выявить механизм рефлексов; познакомить с ростовыми веществами растений.
- Развивающие: продолжить развитие культуры умственного труда, развивать причинно-следственные связи, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитательные: уважительное отношение к природе.
Тип урока – комбинированный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, электронная доска, учебник.
Методы обучения: проблемное изложение, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, фронтальная работа, использование ИКТ.
Структурные компоненты урока: | Действия учителя: | Действия учащихся: |
| Устанавливает дисциплину в классе, приветствует учеников, отмечает отсутствующих. | Эмоционально настраиваются на урок, приветствуют учителя, готовят все необходимые принадлежности к уроку. |
| Фронтальный опрос по прошлой теме «Движение» (как двигаются одноклеточные животные? Какие приспособления есть у водных, наземных и летающих животных? Чем движение растений отличается от движения животных?) | Активно отвечают на вопросы. |
| 1.Дирижерская полочка и милицейский жезл помогают представителям 2-х разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности Задание: Подобрать как можно больше слов-ассоциаций , которые характеризуют функции этих предметов. Они помогают представителям двух профессий выполнять свои обязанности. Какие? (Регуляция, управление, согласование, взаимосвязь, приказ). – мотивация. - А в живом организме могут быть такие действия? (Могут). - Как работают органы в организме? (Согласованно). -Ими что- нибудь управляет? - А какая система? (Нервная). - Какую работу она совершает в организме? (Регулирует). - Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Определяем тему урока «Координация и регуляция функции живых организмов»(запись понятий) Координация - согласованная работа всех частей организма. Регуляция - это взаимодействие между отдельными частями организма, благодаря которому он работает как единое целое. 2. Все важные процессы жизнедеятельности организма животных осуществляются во взаимодействии и в соответствии с процессами ,происходящими во внешней среде. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними . (сокращение светового дня - сигнал к перелету птиц ,линьке, накоплению жира, повышение температуры- прячутся в норы, впадают в спячку). Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды - РАЗДРАЖИМОСТЬ. (запись понятия). Раздражимостью обладают все живые организмы, включая одноклеточных. 3.В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, совершенствовались. Так впервые появилась нервная система. Основу нервной системы составляет нервная клетка – нейрон. Простейшую нервную систему имеют кишечнополостные, например – гидра. 1этап-диффузная нервная система (гидра) 2этап-лесничная нервная система (планария) 3этап – узловая нервная система (черви , насекомые , моллюски ) 4этап – нервная трубка (позвоночные животные ) 4.Приведите примеры позвоночных животных. - Нервная система у них имеет трубчатое строение, расположены на спинной стороне тела и имеет сложное строение: головной, спинной мозг и отходящие от них нервы. -Спинной мозг: находится в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа. -Головной мозг: находится в черепе, состоит из 5 отделов: передний, средний, промежуточный, мозжечок и продолговатый мозг. - У всех животных они развиты по- разному, в зависимости от образа жизни и их организации. - У животных есть комплекс рефлексов, который называется инстинкт. «Инстинкт- это врождённый комплекс определённых, особых реакций на воздействие среды». 5. Сейчас вашему вниманию будет предложено три примера инстинктивного поведения животных, ваша задача – обобщить их и сделать вывод. *Енот-полоскун, прежде чем съесть свою добычу, тщательно прополаскивает ее в воде. Если в его лапы попадает кусочек сахара, он поступает с ним точно так же. *У хищных птиц добыванием пищи для своей семьи занимается отец, он кидает добычу в гнездо, где самка разрывает ее на куски и дает птенцам. Если мать погибнет, то поведение отца не изменится: он будет продолжать кидать пищу в гнездо, заваливая умирающих от голода птенцов. *Крыса, строя гнездо, инстинктивно хватает все предметы, похожие на прутики. Однажды крыса, рыская по клетке, наткнулась на свой собственный хвост. Она сразу же схватила его в зубы и понесла в гнездо. Затем вышла на новые поиски. Хвост, естественно, пополз за ней. Крыса еще раз «нашла» его и вновь понесла в гнездо. Эта история повторялась целых двенадцать раз подряд! Здесь мы с вами увидели «слепоту инстинктов». Инстинктивное поведение всегда неизменно, даже если условия изменились. | Отвечают на вопросы учителя, беседуют, размышляют, записывают в тетрадь важные моменты. |
| - Услышав звук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что- нибудь вкусненькое. (рефлекс) -Птицы строят гнёзда весной. (Инстинкт) - Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету. (Раздражимость) -Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты. (инстинкт) -Кошка прибегает к хозяину, когда он её зовёт. (Рефлекс) -Инфузория туфелька плывёт к местам где меньше соли. (Раздражимость). - Хомячки заботятся о своём потомстве: ДЕЛАЮТ ГНЁЗДА, КОРМЯТ ДЕТЁНЫШЕЙ МОЛОКОМ. (инстинкт). | Выполняют все вместе тест, объясняя тот или иной выбор ответа. |
| Параграф в учебнике, вопросы в конце параграфа. Выставляет оценки за урок. | Записывают домашнее задание, задают вопросы если что-то осталось непонятным. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спецкурс "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности""
Спецкурс нацелен на углубление знаний по биологии, в разделе "Человек". Предполагает рассмотренеи наиболее сложных вопросов, связанных со сроением и физиологией нервной системы человека, кроме того, в...
Зачёт по теме "Координация и регуляция" в курсе "Биология. Человек" 8 класс
Тестовая зачётная работа в формате заданий ГИА и ЕГЭ в двух вариантах...
Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс+Конспект
Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс...
Тест "Координация и регуляция" 6 класс.
Можно использовать при повторении и закреплении материала по координации и регуляции в 6 классе....
презентация по биологии 6 класс "Координация и регуляция"
презентация координация и регуляция...
Тест по биологии по теме "Координация и регуляция", 6 класс, по Сонину Н.И.
Тест состоит из заданий: допишите определения, установите соответствие, выполните тестовое задание с одним правильным ответом....
Тест по теме "Координация и регуляция" 6 класс
Тест по теме "Координация и регуляция" 6 класс...