Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс+Конспект
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Башлыкова Валентина Ивановна

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Головной мозг рыб Подготовил презентацию Михов Костя

Слайд 2

План На уроке мы Рассмотрим строение мозга рыбы, инстинкты рыб. Узнаем , что такое эндокринная система, что такое нервная система.

Слайд 3

Устройство мозга рыб. У всех рыб сильно развиты средний и задний отделы мозга. У рыб, живущих в прозрачной воде, особо хорошее развитие получили зрительные доли мозга. У линя и карася, например, напротив, развита задняя часть мозга.

Слайд 4

Инстинкты. Угри Лососевые Угорь проплывает тысячи километров до места откладки икры и находят его безошибочно. Собираются в огромные стаи во время нереста, преодолевают небольшие водопады и др. Инстинкт-врожденная способность животных организмов к совершению бессознательных целесообразных действий в ответ на изменение внутренней или внешней среды .

Слайд 5

Нервная система Нервная система рыб, как и у всех других х ребетных , разделяется на центральную и периферическую. В состав центральной нервной системы входят головной и спинной мозг. В периферическую входят нервные клетки и волокна.

Слайд 6

Эндокринная система. Эндокринная система — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки.

Слайд 7

Вопросы Какие части мозга больше всего развиты у рыб? А) Промежуточный мозг Б) Передняя и задняя части В) Обонятельные луковицы 2. Укажите мозг рыбы. А) Б) В)

Слайд 8

Спасибо за внимание!!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 – обонятельные доли переднего мозга. 2 – большие полушария. 3 – зрительные доли среднего мозга. 4 – мозжечок. 5 – продолговатый мозг. У птиц масса головного мозга - от 0,2 до 5-8% от массы тела. У птиц кора головного мозга развита слабо. Особенно увеличивается передний мозг. Хорошее развитие полушарий связано со сложным поведением птиц (они добывают корм и избегают опасности, строят гнёзда и ухаживают за потомством, мигрируют и прочее). Особенность строения головного мозга птиц – крупный, хорошо развитый мозжечок, имеющий складчатое строение. Это связано со сложностью движений птиц, особенно с сохранением равновесия и координацией во время полёта. Сильно развитые зрительные доли среднего мозга соответствуют отличному зрению птиц (зрение некоторых хищных птиц в 8 раз острее, чем зрение человека). Обонятельные доли, напротив, у большинства видов развиты слабо.

Слайд 2

Головной мозг птицы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Головной мозг крокодила

Слайд 3

У крокодила более развит передний мозг, поэтому у них вырабатывается больше рефлексов, сложнее поведение. Движение более разнообразно, чем у земноводных, ещё в головном мозге крокодилов сильно развит мозжечок, что говорит о совершенстве координации движений. Интересно отсутствие эпифиза и теменного глаза. Органы чувств весьма совершенны. Сетчатка глаза состоит в основном из палочек, зрачок в виде вертикальной щели, способной сильно расшириться. Поля зрения двух глаз отчасти перекрываются, что создает так называемый бинокулярный эффект – возможность объемного зрения и точной оценки расстояний до различных предметов. Орган слуха снабжен наружным ухом – кармановидной полостью, защищенной снаружи подвижными клапанами. Внутреннее ухо имеет хорошо развитую улитку. Диапазон слуховой чувствительности крокодилов очень велик.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Головной мозг земноводных (лягушки) Мозг лягушки лягушка

Слайд 2

Головной мозг лягушки состоит из переднего мозга, среднего мозга и заднего мозга. Сильнее развит передний мозг. В нем заметны два «вздутия» – большие полушария. Тело земноводных прижато к земле. И м не приходится поддерживать равновесие, поэтому мозжечок развит слабее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мозг млекопитающих. Наивысшего развития нервная система достигла у млекопитающих. Она состоит из тех же отделов, что и у всех позвоночных, но головной мозг развит значительно сильнее. Самый крупный его отдел – большие полушария головного мозга, поверхность которых – кора – состоит из миллиардов нервных клеток. Кора у большинства не гладкая, а образует многочисленные борозды и извилины. Кора полушарий регулирует и направляет работу всех органов, с ней связаны и сознание человека, его память , мышление, трудовая деятельность.

Слайд 2

Строение мозга млекопитающих.

Слайд 3

Головной мозг человека (лат. encephalon ) является органом центральной нервной системы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой нервных клеток и их отростков. Головной мозг человека занимает всю полость мозгового отдела черепа, кости которого защищают головной мозг от внешних механических повреждений. B процессе роста и развития головной мозг принимает форму черепа. Внешне мозг напоминает студенистую массу желтоватого цвета, поэтому в древности считали, что это вещество, которое охлаждает кровь, и при бальзамировании трупов его не хранили. Мозг человека.

Слайд 4

Строение мозга человека.



Предварительный просмотр:

Тема урока: « Координация и регуляция. Строение нервной системы

                            позвоночных животных».

 6  класс. Учебник Н.И. Сонин. « Биология. Живой организм». Издательство «Дрофа». Федеральная программа концентрического типа под редакцией Н.И. Сонина.

Учитель биологии ГБОУ СОШ №285 города Москвы Башлыкова Валентина Ивановна.

Цель урока: познакомиться с особенностями строения нервной системы

                        позвоночных животных, ее функции.

Задачи урока

Образовательные:

-Продолжить развитие знаний о регуляции процессов жизнедеятельности позвоночных животных, их взаимосвязи с окружающей средой.

-Познакомиться с особенностями строения головного мозга различных позвоночных животных, выявить черты сходства и различия.

Развивающие:

-Совершенствовать умения учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, печатной тетрадью, использовать  интернет-ресурсы.

-Находить сведения для выполнения заданий и ответов на вопросы.

-Обсуждать и делать выводы.

Воспитательные:

Развитие любознательности, стремления к знаниям.

Форма организации:

Комбинированный урок.

Методы обучения:

Частично-поисковый.

Оборудование: Учебник, стр.20; печатная тетрадь стр.49-50;презентация; интерактивная доска.

Ход урока:

1). Организационный момент.

Приветствие, выявление отсутствующих учащихся и причины отсутствия, создание рабочего настроя в классе.

2). Опрос по домашнему заданию.

1.Как называется ответ организма на воздействие окружающей среды?

( раздражимость).

2. Как называется реакция  организма на воздействие окружающей среды у растений? (тропизм).

3.Как называется ответ на раздражение  у простейших? (таксис).

4. Как называется ответ на раздражение у тех, кто имеет нервную систему?

(рефлекс).

5.Чем воспринимает раздражение инфузория?( особые волокна, пронизывающие ее тело, специальные структуры.)

6. Какой тип нервной системы у гидры? (Сетчатая нервная система)

7. Какой тип нервной системы у дождевого червя? (Узловой тип н. с. сложная)

8.Что такое рефлекс?( Ответ 4 вопрос.)

9. Как называется самый большой нервный узел у дождевого червя? (надглоточный)

10.Какие отделы нервной системы дождевого червя находятся в его передней части?(надглоточный узел является головным мозгом он соединяется с подглоточным, образуя окологлоточное кольцо).

11. Где располагается  нервная цепочка  у кольчатого червя?( на брюшной стороне тела)

12. Какие 2 системы управляют работой организма? (нервная и эндокринная)

13. Разумны ли пчелы, муравьи? Как их называют? (у них сильно развиты органы чувств и сложное поведение, общественные насекомые.)

14. В чем заключается роль нервной системы? (осуществляется связь с окружающей средой и согласованная работа всех органов).

Проводится корректирование ответов.

3). Изучение нового материала.

Изучение нового материала происходит путем рассказа учителя, демонстрацией иллюстраций на интерактивной доске.

Общий план строения нервной системы у позвоночных животных.

У позвоночных нервная система располагается на спинной стороне тела.

Нервная система состоит из центральной нервной системы и периферической  нервной системы.

Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга.

Периферическая нервная система состоит из нервов, нервных узлов и нервных окончаний.

Спинной мозг расположен в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа.

Тип нервной системы у позвоночных – трубчатая нервная система.

Вопросы для первичного закрепления:

1. Где расположена нервная система у позвоночных?

2. Каково строение нервной системы?

3. Что такое центральная и периферическая нервная система?

4. Где расположен спинной мозг?

5. Какой тип нервной системы у позвоночных?

Рассмотрим строение головного мозга позвоночных животных.

Головной мозг  позвоночных расположен в черепе и состоит

 из переднего мозга (к нему относят большие полушария и промежуточный мозг), среднего мозга и заднего мозга, включающего в себя мозжечок и продолговатый мозг.

Мозжечок управляет координацией движений и равновесием животного; продолговатый мозг управляет дыханием, кровообращением, пищеварением и другими жизненно важными функциями. С развитием переднего мозга связано сложное поведение животных, выработка у них условных рефлексов.

6. Из каких отделов состоит головной мозг?

Работа в печатной тетради. Стр.49,№№85,86, взаимопроверка.

7.Какую функцию выполняет нервная система?

Она осуществляет согласованную работу всех органов и осуществляет их связь с окружающей средой.

4).А теперь послушаем презентации учащихся на тему : «Строение головного мозга у позвоночных животных»:

Отделы головного мозга у разных  животных развиты по-разному.

1. Головной мозг рыб.

2. Головной мозг земноводных.

3. Головной мозг пресмыкающихся.

4. Головной мозг птиц.

5 Головной мозг  млекопитающих.

8.Установить черты сходства и различия в строении головного мозга. С чем это связано?

Черты сходства: головной мозг расположен в черепе, состоит из переднего мозга, среднего мозга и заднего мозга. И все отделы выполняют определенные функции.

Черты различия: у разных животных отделы головного мозга развиты по-разному.

Это связано с тем, что чем выше уровень организации, тем сильнее развит головной мозг.  

5). Работа на интерактивной  доске (задание).

6). Домашнее задание.  Учебник,  стр.20-22 ; печатная тетрадь стр.49-50 №№87,88.

7).Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку" строение нервной системы.Спинной мозг

данная презентация соответствует тексту параграфа " строение нервной системы.Головной мозг." Презентация готова для изложения нового материала...

значение и строение нервной системы

презентация к уроку в 8 классе...

Конспект урока "Общий план строения нервной системы и её функции" биология человека 8 класс.

На уроке "Общий план строения нервной системы и её функции" используется методический приём "Чтение с пометками". На уроке формируются навыки работы в парах и группах....

План урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"

Представлены краткий план урока и презентация к уроку биологии в 8 классе "Регуляция деятельности пищеварительной системы"...

Урок биологии в 8 классе "значение и строение нервной системы"

Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"...

Презентация к уроку биологии в 8 классе "значение и строение нервной системы"

Урок биологии в 8 классе "Значение и строение нервной системы"...