Тема урока: Лист, его строение и значение
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Тогузова Светлана Николаевна

познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа;;

• развивать умение распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на побеге;

• знать  значение  листа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  Тема урока: Лист, его строение и значение

 Учитель Тогузова С.Н., МБОУ СОШ №3"

Тип урока: Комбинированный

Автор УМК: И.Н.Пономарева Биология. 5–класс  ФГОС,

 Москва издательство «Вентана-Граф», 2021 год.

Цель: Знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа;;

• развивать умение распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на побеге;

• знать  значение  листа

Воспитательные:

 осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.; воспитание чувства любви к Родине; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; совершенствовать навыки общения; эстетическое воспитание

Развивающие:

сформировать у учащихся знания о листе как функционально важной боковой части побега;  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;  уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к окружающей жизни; умение классифицировать; формировать умения работы с литературой; формировать навыки самоконтроля

Планируемые результаты:

Личностные:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; эстетического отношения к живым объектам;
  •  формирование ответственного отношения к учению, познавательных интересов;
  •  формирование личностных представлений о ценности растений, осознание их значимости в природе и для человечества.;

Предметные:

  • научиться различать простые и сложные листья, их жилкование и положение на побеге, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения;
  • значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
  •  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов)клеток и организмов растений;
  •  формирование систематизированных представлений о внешнем и внутреннем строении листа, его функциях, о взаимосвязи строения и функций листа;
  • характеристика роли листа в жизни растения;;

Метапредметные:

  • формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оце-нивать её;
  • отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Межпредметные связи: Краеведение; Черчение; Русский язык; Изобразительное искусство (Рисование)

Формы деятельности: индивидуальная; парная

Оборудование  Презентация на смарт доске «Внешнее и внутреннее строение листа »видеофрагмент «Многообразие листьев», интерактивные рисунки «Внешнее строение листа» и «Строение устьиц листа», интерактивная схема «Типы жилкования листьев». Таблица «Виды листьев». Интерактивные тестовые задания «Внутреннее строение листа».

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель: Знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками

Этап урока  

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Организационный этап

1.Организовать класс на работу.
2.Сконцентрировать внимание учащихся на эффективное проведение урока.
3.Отметить отсутствующих на уроке
4.Инструктаж по работе на уроке

Самоопределение

формулирование познавательной цели

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе.

Самоопределение
проявление позитивного эмоционального заряда обуч-ся, направленного на осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  •

формулирование познавательной цели

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Актуализация знаний

Актуализация знаний о почке как зачаточном побе¬ге, о строении вегетативных и генеративных почек, о ро¬сте и ветвлении побега, о значении ветвления для осу¬ществления функции воздушного питания растения. (Фронтальная беседа.)
Учитель диктует вопросы биологического диктанта. С последующей взаимопроверкой.
Вопросы:
1. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и цветками.
2. Участки стебля между двумя ближайшими узлами называются междоузлиями.
3. Расположение почек и листьев на побегах березы, малины и подсолнечника называют мутовчатым.
4. У сирени и крапивы листорасположение супротивное.
5. Почки, которые развиваются в пазухе листа, называются верхушечными.
6. На верхушке побега обычно имеется боковая почка.
7. Почка это зачаточный побег.
8. Из вегетативных почек обычно развивается побег с цветком.
9. Самую верхнюю часть зачаточного побега называют конус нарастания.
10. Пневая поросль дуба, березы, липы развивается из спящих почек.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. •

Самоопределение

построение логической цепи рассуждений
поиск и выделение информации
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
выдвижение гипотез и их обоснование

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Первичное усвоение новых знаний

1. Лист как боковая часть побега. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, прилистники и основание. Листья простые и сложные. Жилки — проводящая система листа. Перистое, параллельное и дуговое жилкование листьев. (Объяснение учителя с опорой на рис. 56-58 учебника; демонстрация таблиц и гербария или коллекции листьев деревьев и кустарников.)
2. Внутреннее строение листа. Ткани листа: покровная, основная (фотосинтезирующая), механическая и проводящая; особенности строения и функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рис. 59 учебника; заполнение первой графы таблицы «Взаимосвязь строения и функций тканей листа растения»; обобщающая беседа.)
3. Строение устьиц: замыкающие клетки и устьичная щель. Движение замыкающих клеток и его значение. Участие устьиц в газообмене и испарении влаги. Функции листьев. (Беседа с опорой на рис. 60 учебника, выводы.)

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

формулирование познавательной цели поиск и выделение информации
синтез как составление целого из частей,
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Сформировать умение анализировать, сравнивать,. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения.  
Сформировать умение создавать модели с выделением существенных характеристик объектов.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Первичное закрепление

III. Закрепление знаний о листе как боковом органе побега, о разнообразии внешнего строения листьев, о тканях листа, их строении и функциях.
1.Клеточное строение листа.
2.Строение частей (слоев клеток) листа:
2.1. Поры, окружённые замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.
2.2. Бесцветные клетки, пропускающие свет.
2.3. Рыхлые и плотные слои клеток, содержащих хлоропласты.
2.4. Сосуды, ситовидные трубки и механические волокна,
3. Функции частей (слоев клеток) листа:
3.1. Предохраняют лист от повреждений и внешних воздействий.
3.2. Осуществляют процесс фотосинтеза.
3.3. Обеспечивают связь листа со стеблем, передвижение веществ
3.4. Обеспечивают газообмен и испарение воды.

• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Смыслообразования

поиск и выделение информации
моделирование
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
установление причинно-следственных связей

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.П. 17 с. 72-75, рис.56
2. Кроссворд "ЛИСТ"
3. Рассказ "Я листочек..."
4. Сделать поделки из сухих листьев

Самоопределение
Нравственно-этического оценивания

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Научить школьников:
- осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом; степень усвоения нового материала;
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности

Нравственно-этического оценивания
Смыслообразования

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока:  Тема урока: Лист, его строение и значение

 Учитель Тогузова С.Н., МБОУ СОШ №3"

Тип урока: Комбинированный

Автор УМК: И.Н.Пономарева Биология. 5–класс  ФГОС,

 Москва издательство «Вентана-Граф», 2021 год.

Цель: Знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками

Задачи:

Образовательные:

• познакомить с особенностями внешнего и внутреннего строения листа;;

• развивать умение распознавать простые и сложные листья, их жилкование и расположение на побеге;

• знать  значение  листа

Воспитательные:

 осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.; воспитание чувства любви к Родине; способствовать воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания; совершенствовать навыки общения; эстетическое воспитание

Развивающие:

сформировать у учащихся знания о листе как функционально важной боковой части побега;  анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;  уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли; развивать познавательный интерес к окружающей жизни; умение классифицировать; формировать умения работы с литературой; формировать навыки самоконтроля

Планируемые результаты:

Личностные:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье-сберегающих технологий; эстетического отношения к живым объектам;
  •  формирование ответственного отношения к учению, познавательных интересов;
  •  формирование личностных представлений о ценности растений, осознание их значимости в природе и для человечества.;

Предметные:

  • научиться различать простые и сложные листья, их жилкование и положение на побеге, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения;
  • значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
  •  выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов)клеток и организмов растений;
  •  формирование систематизированных представлений о внешнем и внутреннем строении листа, его функциях, о взаимосвязи строения и функций листа;
  • характеристика роли листа в жизни растения;;

Метапредметные:

  • формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оце-нивать её;
  • отработка умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи

Межпредметные связи: Краеведение; Черчение; Русский язык; Изобразительное искусство (Рисование)

Формы деятельности: индивидуальная; парная

Оборудование  Презентация на смарт доске «Внешнее и внутреннее строение листа »видеофрагмент «Многообразие листьев», интерактивные рисунки «Внешнее строение листа» и «Строение устьиц листа», интерактивная схема «Типы жилкования листьев». Таблица «Виды листьев». Интерактивные тестовые задания «Внутреннее строение листа».

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

Цель: Знакомство с новыми предметными знаниями, умениями, навыками

Этап урока  

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Организационный этап

1.Организовать класс на работу.
2.Сконцентрировать внимание учащихся на эффективное проведение урока.
3.Отметить отсутствующих на уроке
4.Инструктаж по работе на уроке

Самоопределение

формулирование познавательной цели

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Объявляет тему урока и сообщает задачи урока. Напоминает о правилах проведения урока, этапах и времени на каждом этапе.

Самоопределение
проявление позитивного эмоционального заряда обуч-ся, направленного на осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  •

формулирование познавательной цели

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Актуализация знаний

Актуализация знаний о почке как зачаточном побе¬ге, о строении вегетативных и генеративных почек, о ро¬сте и ветвлении побега, о значении ветвления для осу¬ществления функции воздушного питания растения. (Фронтальная беседа.)
Учитель диктует вопросы биологического диктанта. С последующей взаимопроверкой.
Вопросы:
1. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и цветками.
2. Участки стебля между двумя ближайшими узлами называются междоузлиями.
3. Расположение почек и листьев на побегах березы, малины и подсолнечника называют мутовчатым.
4. У сирени и крапивы листорасположение супротивное.
5. Почки, которые развиваются в пазухе листа, называются верхушечными.
6. На верхушке побега обычно имеется боковая почка.
7. Почка это зачаточный побег.
8. Из вегетативных почек обычно развивается побег с цветком.
9. Самую верхнюю часть зачаточного побега называют конус нарастания.
10. Пневая поросль дуба, березы, липы развивается из спящих почек.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. •

Самоопределение

построение логической цепи рассуждений
поиск и выделение информации
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
выдвижение гипотез и их обоснование

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности
«какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него

Первичное усвоение новых знаний

1. Лист как боковая часть побега. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, прилистники и основание. Листья простые и сложные. Жилки — проводящая система листа. Перистое, параллельное и дуговое жилкование листьев. (Объяснение учителя с опорой на рис. 56-58 учебника; демонстрация таблиц и гербария или коллекции листьев деревьев и кустарников.)
2. Внутреннее строение листа. Ткани листа: покровная, основная (фотосинтезирующая), механическая и проводящая; особенности строения и функции. (Самостоятельная работа учащихся с текстом и рис. 59 учебника; заполнение первой графы таблицы «Взаимосвязь строения и функций тканей листа растения»; обобщающая беседа.)
3. Строение устьиц: замыкающие клетки и устьичная щель. Движение замыкающих клеток и его значение. Участие устьиц в газообмене и испарении влаги. Функции листьев. (Беседа с опорой на рис. 60 учебника, выводы.)

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.  
• Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

формулирование познавательной цели поиск и выделение информации
синтез как составление целого из частей,
Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Сформировать умение анализировать, сравнивать,. Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации, использовать различные виды чтения.  
Сформировать умение создавать модели с выделением существенных характеристик объектов.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Первичное закрепление

III. Закрепление знаний о листе как боковом органе побега, о разнообразии внешнего строения листьев, о тканях листа, их строении и функциях.
1.Клеточное строение листа.
2.Строение частей (слоев клеток) листа:
2.1. Поры, окружённые замыкающими клетками, содержащими хлоропласты.
2.2. Бесцветные клетки, пропускающие свет.
2.3. Рыхлые и плотные слои клеток, содержащих хлоропласты.
2.4. Сосуды, ситовидные трубки и механические волокна,
3. Функции частей (слоев клеток) листа:
3.1. Предохраняют лист от повреждений и внешних воздействий.
3.2. Осуществляют процесс фотосинтеза.
3.3. Обеспечивают связь листа со стеблем, передвижение веществ
3.4. Обеспечивают газообмен и испарение воды.

• Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
• Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
• Смыслообразования

поиск и выделение информации
моделирование
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов
установление причинно-следственных связей

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1.П. 17 с. 72-75, рис.56
2. Кроссворд "ЛИСТ"
3. Рассказ "Я листочек..."
4. Сделать поделки из сухих листьев

Самоопределение
Нравственно-этического оценивания

Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Научить школьников:
- осуществлять самоконтроль овладения учебным материалом; степень усвоения нового материала;
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности

Нравственно-этического оценивания
Смыслообразования

мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок Лист.Внешне строение листа.

Тема: «Лист. Внешнее строение» (8 урок в разделе  «Органы цветкового растения»)                              ...

Методическая разработка урока по теме "Класс земноводные. Внешнее строение и значение"

Методическая  разработка урока  по теме  "Класс Земноводные. Внешнее строение и значение" с использованием информационных технологий., 7 класс...

урок на тему "Побег и почка. Строение и значение для растения." биология – 6 класс

формируем понятие о побеге: генеративном и вегетативном, о расположении листьев на побеге;изучаем строение вегетативных и генеративных почек, развитие побега из почки, ветвление растений....

Группа ТЭУ 02 Пластическая анатомия. Тема: Типы мышц, их строение и значение

Задание:1. Просмотрите видео «Типы мышц, их строение и значение» https://www.youtube.com/watch?v=AhDVwIE2Jvw2. Пользуясь рисунками, сделайте вклейки и все обозначения. Опишите функции...

Презентация по биологии "Лист, его строение и значение"

Презентация к уроку "Лист, его строение и значение" по учебнику И.Н. Пономаревой издательства "Вентана-Граф"...

Презентация "Лист, его строение и значение"

Презентация по биологии для 6 класса...

Конспект урока по биологии в 6 классе по теме «Лист, его строение и значение».

Урок изучения нового материала на тему «Лист, его строение и значение» расчитан на 1 час в 6 классе по программе и учебнику И.Н.Пономарева ,,Биология,,.  Урок проводится в к...