урок Лист.Внешне строение листа.
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Тема: «Лист. Внешнее строение»
(8 урок в разделе «Органы цветкового растения»)
УМК:
1. И . Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В .С . Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана -Граф, 2010.
2. И . Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В .С . Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И . Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010. -240с.
3.Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И .Н. Пономаревой, B.C. Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2012.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 49.5 КБ |
shayakhmetova_ne_shkola2_urok_po_biologii.ppt | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лист. Внешнее строение»
(8 урок в разделе «Органы цветкового растения» 6 класс. )
Тип урока. Урок ОНЗ (открытия новых знаний)
с применением технологии деятельностного метода
Цель. Изучение строения листа и разнообразия листьев.
Задачи.
1. Образовательные:
формировать умение определять основные органы растений
(лист); умение объяснять особенности внешнего строения
листа, многообразия листьев и их роль в жизнедеятельности
растения; умение понимать смысл биологических терминов:
лист, жилкование листьев , простые и сложные листья.
2. Развивающие:
развивать исследовательскую, творческую деятельность
обучающихся; навыки работы с текстом и составлением
структурно- логической схемы; развивать коммуникативные
способности обучающихся.
3. Воспитательные:
воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к предмету.
Методы обучения . Проблемный, объяснительно - иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарным), поисковый (эвристический).
Формы обучения .
Парная, индивидуальная, фронтальная.
Приемы деятельности учителя.
1. Словесный метод (беседа, объяснение).
2. Практический метод (самостоятельная работа).
3. Наглядный метод (демонстрация презентации).
Планируемые результаты урока | |
Знать | Уметь |
Строение листа, разнообразие листьев. | Распознавать и описывать лист по рисунку, гербарному материалу или на примере живых объектов по особенностям строения и разнообразия листьев. |
Простые и сложные листья. Жилкование листьев. | Распознавать и описывать по рисунку, гербарному материалу или на примере живых объектов по особенностям строения (простые и сложные листья), по жилкованию листьев. |
Расположение листьев на стебле. | Распознавать и описывать лист по рисунку, гербарному материалу или на примере живых объектов по расположению листьев на стебле. |
Оборудование:
1. Мультимедийный проектор
2. Интерактивная доска
3. Компьютер.
Ход урока.
План - конспект урока | ||
Структурный компонент урока | Действия учителя | Действия обучающихся |
1. Орг.момент. Цель: мобилизовать внимание школьников. | Учитель включает обучающихся в учебную деятельность Организует дифференцированный письменный опрос: | |
2. Актуализация знаний. Цель: проверить уровень усвоения пройденного материала по предыдущей теме. | 1. Карточки-задания к домашнему параграфу (5 человек). ( слайд 12 )
| Обучающиеся индивидуально выполняют задание, записывают ответы в тетрадях. С помощью интерактивной доски выполняют самопроверку и оценивание. |
3. Стадия вызова Мотивация к изучению новой темы. Цель: создание условий для решения проблемной ситуации. | Учитель организует обсуждение проблемного вопроса: «Английский ученый Томсон « лорд Кельвин» в XIX веке утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется большое количество углекислого газа». Однако это утверждение опроверг К. А. Тимирязев. Предположите, как это ему удалось? Предлагает сформулировать тему урока и ответить на вопрос: «Как данная тема связана с предыдущей темой урока?» Учитель предлагает заполнить таблицу, используя приём «Инсерт» («знаю», «хочу узнать», «что узнал»). (слайд 14) | Обучающиеся предлагают разные варианты ответов на поставленный вопрос, так как этот материал ученикам неизвестен. Формулируют тему урока и записывают в тетради. Обучающиеся заполняют таблицу, озвучивают результаты своей работы. |
4. Стадия осмысления Цель: формирование умения находить, сравнивать, обобщать, делать выводы. Изучить: а) внешнее строение листа
б) форму листьев в) расположение листьев на побеге г ) жилкование листьев | Учитель организует работу на интерактивной доске. На слайде изображен лист и даны названия частей листа, учитель предлагает найти соответствия, сравнить полученный результат с учебником, зафиксировать новую информацию в тетрадях. (слайд 15)
Учитель организует работу с гербарным материалом для определения формы листьев, сравнивают работы с эталоном. (слайд 16). Учитель предлагает работу с гербарием № 2 и задает вопрос: «Одинаково ли располагаются листья на побеге?» Учитель помогает сформулировать названия листорасположения, демонстрируя эталон. (слайд 17)
Учитель предлагает рассмотреть листья комнатных растений с оборотной стороны и ответить на вопрос: «Одинаково ли расположены жилки?» Учитель помогает сформулировать названия жилкования листьев, демонстрируя эталон. (слайд 18) | Обучающиеся заполняют кластер Слайд 14 по ходу изучения новой темы. Обучающиеся работают индивидуально, в тетради изображают лист и находят соответствия частей внешнего строения, сравнивают с учебником.
Обучающиеся работают в паре с гербариями, разграничивают простые и сложные листья. Обучающиеся работают в парах, отвечают на вопросы, формулируют названия листорасположения.
Учитель помогает сформулировать названия жилкования листьев, демонстрируя эталон.
|
Физминутка | ||
5. Рефлексия Цель: проверка усвоения темы, коррекция.
| Учитель открывает слайд с правильно оформленным кластером (слайд 19) Учитель предлагает обучающимся задать вопросы по изученной теме и ответить на них. Учитель предлагает до конца заполнить таблицу, используя приём «Инсерт» («знаю», «хочу узнать», «что узнал») (слайд 20) | Обучающиеся проверяют правильность заполнения кластера, дополняют, исправляют, если есть ошибки. Обучающиеся задают вопросы и отвечают. Обучающиеся заполняют таблицу, сдают учителю. |
6. Домашнее задание | Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание: 1. Написать синквейн на тему «Лист». 2. Откорректировать письмо Звездочета (слайд 21) | Обучающиеся записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Домашнее задание выполняется по выбору. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор 2. Интерактивная доска 3. Компьютер. УМК: 1. И . Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В .С . Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2. - М.: Вентана -Граф, 2010. 2. И . Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В .С . Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И . Н. Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2010. -240с. 3.Программы курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» для 6-го класса авторов И .Н. Пономаревой, B . C . Кучменко //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2012. Тема: «Лист. Внешнее строение» (8 урок в разделе «Органы цветкового растения»)
Тип урока Урок ОНЗ (открытия новых знаний) с применением технологии деятельностного метода Цель Изучение строения листа и разнообразия листьев. Задачи 1. Образовательные: формировать умение определять основные органы растений (лист); умение объяснять особенности внешнего строения листа, многообразия листьев и их роль в жизнедеятельности растения; умение понимать смысл биологических терминов: лист, жилкование листьев , простые и сложные листья. 2. Развивающие: развивать исследовательскую, творческую деятельность обучающихся; навыки работы с текстом и составлением структурно- логической схемы; развивать коммуникативные способности обучающихся. 3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к предмету.
Методы обучения Проблемный, объяснительно - иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарным), поисковый (эвристический). Формы обучения Парная, индивидуальная, фронтальная. Приемы деятельности учителя 1. Словесный метод (беседа, объяснение). 2. Практический метод (самостоятельная работа). 3. Наглядный метод (демонстрация презентации).
Планируемые результаты урока Знать Уметь Строение листа, разнообразие листьев. Распознавать и описывать лист по рисунку, гербарному материалу или на примере живых объектов по особенностям строения и разнообразия листьев. Простые и сложные листья. Жилкование листьев. Распознавать и описывать по рисунку, гербарному материалу или на примере живых объектов по особенностям строения ( простые и сложные листья), по жилкованию листьев. Расположение листьев на стебле. Распознавать и описывать лист по рисунку, гербарному материалу или на примере живых объектов по расположению листьев на стебле.
План - конспект урока Структурный компонент урока Время (мин) Действия учителя Действия обучающихся 1. Орг.момент. Цель: мобилизовать внимание школьников. 2. Актуализация знаний. Цель: проверить уровень усвоения пройденного материала по предыдущей теме. 1 мин 2-3 мин 1 мин Учитель включает обучающихся в учебную деятельность Организует дифференцированный письменный опрос: 1. Карточки-задания к домашнему параграфу (5 человек). 2. Биологический диктант ( слайд 12 ) Организует самопроверку (слайд 13) Обучающиеся индивидуально выполняют задание, записывают ответы в тетрадях. С помощью интерактивной доски выполняют самопроверку и оценивание.
3 . Стадия вызова Мотивация к изучению новой темы. Цель: создание условий для решения проблемной ситуации. 6 мин Учитель организует обсуждение проблемного вопроса: «Английский ученый Томсон « лорд Кельвин» в XIX веке утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется большое количество углекислого газа». Однако это утверждение опроверг К. А. Тимирязев. Предположите, как это ему удалось? Предлагает сформулировать тему урока и ответить на вопрос: «Как данная тема связана с предыдущей темой урока?» Учитель предлагает заполнить таблицу, используя приём «Инсерт» («знаю», «хочу узнать», «что узнал»). (слайд 14) Обучающиеся предлагают разные варианты ответов на поставленный вопрос, так как этот материал ученикам неизвестен. Формулируют тему урока и записывают в тетради. Обучающиеся заполняют таблицу, озвучивают результаты своей работы.
4 . Стадия осмысления Цель: формирование умения находить, сравнивать, обобщать, делать выводы. Изучить: а) внешнее строение листа б) форму листьев 20 мин 5 мин 5 мин Учитель организует работу на интерактивной доске. На слайде изображен лист и даны названия частей листа, учитель предлагает найти соответствия, сравнить полученный результат с учебником, зафиксировать новую информацию в тетрадях. (слайд 15) Учитель организует работу с гербарным материалом для определения формы листьев , сравнивают работы с эталоном. (слайд 16). Обучающиеся заполняют кластер Слайд 14 по ходу изучения новой темы. Обучающиеся работают индивидуально, в тетради изображают лист и находят соответствия частей внешнего строения, сравнивают с учебником. Обучающиеся работают в паре с гербариями, разграничивают простые и сложные листья.
в) расположение листьев на побеге г ) жилкование листьев 5 мин 5 мин Учитель предлагает р аботу с гербарием № 2 и задает вопрос: «Одинаково ли располагаются листья на побеге?» Учитель помогает сформулировать названия листорасположения, демонстрируя эталон. (слайд 17) Учитель предлагает рассмотреть листья комнатных растений с оборотной стороны и ответить на вопрос: « Одинаково ли расположены жилки?» Учитель помогает сформулировать названия жилкования листьев, демонстрируя эталон. (слайд 18) Обучающиеся работают в парах, отвечают на вопросы, формулируют названия листорасположения. Учитель помогает сформулировать названия жилкования листьев, демонстрируя эталон.
5 . Рефлексия Цель: проверка усвоения темы, коррекция. 6. Домашнее задание 7 мин 2 мин Учитель открывает слайд с правильно оформленным кластером (слайд 19) Учитель предлагает обучающимся задать вопросы по изученной теме и ответить на них. Учитель предлагает до конца заполнить таблицу, используя приём «Инсерт» («знаю», «хочу узнать», «что узнал») (слайд 20) Учитель предлагает дифференцированное домашнее задание: 1. Написать синквейн на тему «Лист». 2. Откорректировать письмо Звездочета (слайд 21) Обучающиеся проверяют правильность заполнения кластера, дополняют, исправляют, если есть ошибки. Обучающиеся задают вопросы и отвечают. Обучающиеся заполняют таблицу, сдают учителю. Обучающиеся записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Домашнее задание выполняется по выбору.
Приложение
Биологический диктант 1. Побег – это А) корень и листья Б) стебель с листьями и почками В) лист и цветок 2. Промежутки между листьями на побеге называют: А) узлами Б) междоузлиями 3. Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют: А) вегетативными Б) генеративными 4. Почки - это: A) зачаточный побег Б) зачаточные листья B) зачаточный стебель 5. Место прикрепления листьев к побегу называют: А) узлами Б) междоузлиями
Критерии оценивания: Оценка «3» - 3 правильных ответа Оценка «4» - 4 правильных ответа Оценка «5» - 5 правильных ответов Ответы: 1-б; 2-б; 3-б; 4-а; 5-а.
опорная схема листья По форме По характеру жилкования
Приём «Инсерт». Знаю Хочу узнать Узнал Лист есть у всех растений, он бывает разным по форме, по окраске. Мы можем узнать сразу, какому растению принадлежит лист. Лист нужен растениям, в них происходит процесс фотосинтеза. Как устроен лист? Как различают по форме листья, по характеру жилкования? Как определить по листьям класс растения?
Строение листа Листовая пластинка Черешок Прилистники Основание листа Жилки
Форма листьев простые сложные
Листорасположение
Жилкование листьев Жилкование листьев Параллельное Дуговое Сетчатое
опорная схема листья дуговое Простые По форме параллельное сложные По характеру жилкования сетчатое Черешковые Есть черешок Сидячие Нет черешка Листовая пластинка черешок Основание листа прилистники С Т Р О Е Н И Е
Приём «Инсерт». Знаю Хочу знать Узнал Лист есть у всех растений, он бывает разным по форме, по окраске. Мы можем узнать сразу какому растению принадлежит лист. Лист нужен растениям, в нем происходит процесс фотосинтеза. Как устроен лист? Какие бывают листья? Какие бывают формы листьев? Лист состоит из листовой пластинки, листья бывают простые и сложные листья, жилкование листьев, расположение листьев на стебле.
1. Я люблю собирать листья. 2. Самые красивые листья у клена, они имеют много листовых пластинок. 3. Такое же строение и у листьев земляники, липы, каштана. 4. Называются эти листья сложными. 5. Интересно и расположение жилок на листьях - известно до 10 видов жилкования. Например , у березы оно дуговое, у ландыша - параллельное, у листьев яблони - сетчатое.
Спасибо за сотрудничество!
Самоанализ урока Урок открытия новых знаний проведён в технологии деятельностного метода обучения, парадигма которой – формирование умения и желания учиться всю жизнь, способствование к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Тема: «Лист. Внешнее строения листа». При подготовке к проведению урока была сформулирована следующая цель: изучение строения листа и разнообразия листьев. Задачи: 1. Образовательные: формировать умение определять основные органы растений (лист); умение объяснять особенности внутреннего и внешнего строения листа, многообразия листьев и их роль в жизнедеятельности растения; умение понимать смысл биологических терминов: лист, основная ткань. 2. Развивающие: развивать исследовательскую, творческую деятельность обучающихся; навыки работы с текстом и составлением структурно- логической схемы; развивать коммуникативные способности обучающихся. 3. Воспитательные: воспитывать положительное отношение к процессу познания; интерес к предмету. Структура урока включает 5 этапов: 1. Орг.момент. 2. Актуализация знаний. 3. Стадия вызова. 4. Стадия осмысления. 5. Рефлексия. 6. Домашнее задание.
Методы обучения Проблемный, объяснительно- иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарным), поисковый (эвристический). Формы обучения Парная, индивидуальная, фронтальная . Приемы деятельности учителя 1. Словесный метод (беседа, объяснение). 2. Практический метод (самостоятельная работа). 3. Наглядный метод (демонстрация презентации).
Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Обучающиеся были активны и с интересом работали. Знания добывались обучающимися в ходе активной деятельности. При формулировании цели урока обучающиеся получили навыки целеполагания. Для достижения поставленных целей и задач на уроке использовались приемы технологии развития критического мышления. Основная задача педагога при использовании данной технологии - формирование коммуникативной, информационной компетентностей средствами предмета. Материал изложен последовательно, соответствует возрастным и психологическим особенностям детей. Смена форм организации познавательной деятельности способствовала преодолению усталости. Все этапы урока работали на достижение главной цели. Самостоятельная работа мотивировала на активное применение изученного на уроке материала. Задачи урока, сформулированные обучающимися совместно с учителем, выполнены, цель достигнута. Домашнее задание носит творческий характер и рассчитано на разный уровень подготовки обучающихся. Проведена первичная проверка знаний, что подтверждает эффективность работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме "Строение листа"
обобщающий урок по теме "Лист" ...
урок по ботанике "Строение листа"
"Строение листа"...
Конспект урока биологии "Внешнее строение листа" в 7 классе коррекционной школы VIII вида.
Дети учатся работать на интерактивной доске. Использование натуральной наглядности ( комнатные растения) способствует лучшему усвоению материала....
Урок -путешествие "Внешнее строение листа"
Урок изучение нового материала.Урок проводится с использованием ИКТ....
Презентация урока биологии "Внешнее строение листа" ФГОС 6 класс
Презентация с целями и планируемыми результатами урока. Лабораторная работа с рефлексией....
Урок по теме "Строение листа"
Урок изучения нового материала по теме "Внешнее и внутреннее строение листа"...
Технологическая карта урока биологии «Внешнее строение листа» 6 класс
На уроке биологии 6 классе на тему «Внешнее строение листа» использованы методы обучения: проблемный - обучающиеся должны были найти среди комнатных растений растения, име...