Конспект урока по биологии в 6 классе по теме «Лист, его строение и значение».
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Урок изучения нового материала на тему «Лист, его строение и значение» расчитан на 1 час в 6 классе по программе и учебнику И.Н.Пономарева ,,Биология,,. Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_biologii_v_6_klasse_po_fgos_po_teme_s_analizom.docx | 93.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6 классе по ФГОС по теме «Лист, его строение и значение»
Сведения о разработчике | |
Фамилия, имя, отчество (полностью): | Музаева Альбина Тенгизовна |
Место работы | ГБОУ РФМЛИ |
Должность | Учитель |
Общая информация | |
Предмет | биология |
Класс | 6 класс |
Тема урока | Лист, его строение и значение. |
Дата | 05.11.2019 |
Тип урока:
| урок изучения нового материала; индивидуально-групповой; проблемно-поисковый. |
Методы:
|
|
Цель | Познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения |
Задачи | |
|
|
|
|
|
|
Планируемые результаты | |
|
|
|
|
|
|
| Целеполагание, планирование, оценка, элементы волевой саморегуляции. |
| Научиться описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; называть знакомые виды грибов; знать определение терминов сапротроф, паразит, хищник, симбионт, грибокорень, пояснять их применение. |
| Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи. |
Фонды оценочных средств | |
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Тест, моделирование гриба |
Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная) | Очная, заочная |
Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) | Информационно-коммуникативная, здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, моделирования |
Программно-техническое и дидактическое обеспечение | |
Используемая образовательная платформа | Якласс, Учи.ру |
Необходимое оборудование | Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (гербарные экземпляры растений), дидактические карточки для описания листьев. |
Дидактическое обеспечение | Печатные материалы (тест), электронная презентация, доступ к эл. ресурсам |
Дополнительная литература | Учебник И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, Кучменко B. C.. «Биология 6 класс», издательство «Вентана-граф», 2016 Поурочные разработки по биологии 6 класс |
Интернет-ресурсы |
|
ЭОРы | Видеофрагмент о строение грибов, интерактивное моделирование |
Основные понятия и термины | Лист. Листовая пластинка. Черешок. Сидячие и черешковые листья. Прилистники. Основание листа. Простой лист. Сложный лист. Жилки листа. Жилкование. Пальчатое, перистое, сетчатое, параллельное, дуговое жилкование. Фотосинтез. Газообмен. Транспирация. Листопад. Видоизменение листьев. |
Ход урока
Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Лист, его строение и значение»
Этап урока | Содержание | Деятельность учащихся | Методы, приемы, формы | Формирование УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент 1-2 мин. | Учитель приветствует учащихся. - Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. По традиции в начале урока каждый из вас выберет смайлик, отражающий ваше настроение.
| Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей. | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. | |
2. Актуализация имеющихся знаний учащихся 5-7 мин. | Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:
| Ученики отвечают на заданные вопросы. Работа с карточками, взаимопроверка | Фронтальная работа с классом | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя |
3. Мотивация. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. 1-2 мин | Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают связь изученного с новой темой. Задание №1: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их: Органы цветкового растения Подземные Надземные мочковатая стержневая стебель лист цветок Подводит учащихся к формулировке темы урока. Загадывает загадку: Весною появляется Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня? Тема урока: «Лист, его строение и значение». Запишите тему в тетради. Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о листях? (Цель урока) | Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. называют отгадку (Лист) Формулируют тему урока. | Фронтальная работа с классом | Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале. Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия. |
4. Объяснение нового материала 20 мин. | Работа в группах. Задание для первой группы. Прочитать текст учебника «Внешнее строение листа» ответьте на вопросы: - Из каких частей состоит лист и их значение для листа? 2. Задание для второй группы. Прочитать текст учебника «Внутренее строение листа» ответьте на вопросы: - Каково внутренее строение листа? ФИЗМИНУТКА (1мин) Представьте, что вы маленькие семена, попавшие в почву. ( присесть на корточки, сжаться в комочек) Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены). Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки ( встать на ноги, открыть глаза) и первые листочки (поднять полусогнутые в локтях руки над головой,). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями ( вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (улыбнуться учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхиваешь воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так целый год росло растение. Постановка проблемного вопроса: Греческий ученый Теофраст, друг Аристотеля около 300 лет до н.э. задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать свои ветви?» Именно с того времени люди задались вопросом: «А зачем нужны листья растению?». А что вы знаете о значении листа для растений? Для того чтобы ответить на этот вопрос проработайте текст учебника: «Значение листа для растения» и представьте свой ответ в виде схемы. | Просмотр презентации на доске Самостоятельная работа в парах с информационными источниками. Выполнение лабораторных работ «Внешнее и внутреннее строение листа» Самостоятельная работа с учебником, Создание схемы значение листа.
Групповая работа обучающихся с последующей защитой
| Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; · саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; · разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация; · управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; · умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. | |
5.Закрепление изученного материала 5 мин. | А теперь давайте подведем итоги:
Преподаватель травологии Помона Стебль писала директору школы Альбусу Дамблдору. «Я очень люблю собирать разные листья, которые использую в последствии в зельеварении. Очень красивые и полезные листья у клена и осины, они имеют много листовых пластинок. Такое же строение у листьев земляники и каштана. Эти листья называются сложными» Сколько ошибок вы услышали и какие? 2. Сейчас, мы с вами поиграем в игру "Верю -не верю". Вы берёте листочек с утверждением, если считаете, что оно правильное, говорите"верю", если считаете, что оно неправильное, говорите "не верю", и исправляете на верное . 1. Лист всегда занимает боковое положение в побеге. 2. Лист состоит только из черешка и листовой пластинки. 3. Снаружи лист покрыт кожицей. 4. Главное значение листа в жизни растения -испарение. 5. Все части листа состоят из клеток и тканей. 6. Лист - это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления процесса фотосинтеза. | Внимательно слушают письмо и выделяют ошибки в тексте. Высказывают свои предположения, аргументируют свой ответ. Подводят анализ достигнутых результатов. Формулируют конечный результат своей работы на уроке,мнение по работе на уроке. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено; элементы волевой саморегуляции. Познавательные: логические: анализ и синтез информации. | |
6.Рефлексия 6 мин. | -Как вы оцениваете работу вашей группы? (Мнение учителя о работе каждой из групп.) - Достигнуты ли цель и задачи урока? - Я узнал (а)… - Меня удивило… - Работая в группе, я … - Мне трудно представить, что…
| Высказывают мнение об уроке. | Индивидуальная работа | Личностные: имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы. Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; |
7. Домашнее задание 2 мин. |
сделать кроссворд по теме лист, или сообщение о теме «Самые необычные листья», используя книги, Интернет. Представить все в виде презентации. Спасибо за урок! |
Используемая литература:
1. Биология: 6класс: учебник /И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2017.
2. Поурочные разработки по биологии по учебнику И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова.
Волгоград:Учитель,2014.-206 с.
3. Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016.
4.. Биология: 5 – 11 классы: программы./[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Интернет-ресурсы:
- ЭОР
- Видео уроки.
Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС
Дата: 05.11.2019
Класс, учитель: 6Б , Музаева А.Т.
Количество учащихся в классе: 29
Присутствовали на уроке: 29
Тема урока: «Лист, его строение и значение.»
Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
Выдвигают простейшие гипотезы;
Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
Работают с информацией и преобразуют её;
Находят причинно-следственные связи;
Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
Предметные:
Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
Тип урока:
По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;
По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;
По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.
Методы:
Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
Дополнительные:
словесные (беседа, диалог);
наглядные (работа с рисунками, схемами);
практические (поиск информации, выполнение лабораторной работы, работа с интерактивной доской);
дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Средства обучения:
Учебник И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, Кучменко B. C.. «Биология 6 класс», издательство «Вентана-граф», 2016
Дополнительный текстовый материал;
Видео: «Многообразие листьев», гербарий.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) |
|
Содержание урока | Данный урок является составной частью темы «Органы цветковых растений».Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении тем «Внешнее и внутреннее строение корня», " Строение и значение побега" знания о внутреннем строении растений в целом и отдельных его частей, о химическом составе и процессах, происходящих в растениях(питание, дыхание, фотосинтез) помогут усвоить материал об испарении воды листьями, указать на причины такого явления, как листопад. |
Методы обучения | В течение всего урока на каждом этапе соблюдались триединые дидактические цели (обучающие, развивающие, воспитывающие), объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядные, проблемного изложения, самоконтроля, репродуктивный, частично-поисковый. |
Формы обучения | 1 Формы обучения коллективная, индивидуальная, парная; устная, письменная; беседа по вопросам учителя соответствуют решению основной дидактической задачи урока. 2. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению. |
Результативность урока | Для закрепления изученного на уроке материала была предложена презентация, в которой вопросы были проиллюстрированы, а учащимся надо было ответить на вопрос с комментарием слайда презентации. Кроме этого, были включены занимательные вопросы, которые не вызвали затруднений, что говорит о хорошем внимании обучающихся на уроке. |
Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | Самостоятельная работа носит репродуктивный характер, присутствует взаимопомощь, проводится с целью ставить вопросы и уметь на них отвечать, строить связное высказывание |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне II. Актуализация имеющихся знаний учащихся 5-7 мин.. Повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. III. Мотивация.Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. 1-2 мин. Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока. IV. Открытие «нового» знания. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися . V. Первичное закрепление. Обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов. VI. Итог урока (рефлексия деятельности). Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. VII. Домашнее задание . Объяснение домашнего задания. |
Формирование ИКТ-компетентности | На уроке была использована презентация по теме урока, видео «Строение листа», раздаточный материал (гербарий растений) отобраны в соответствии с целями урока. |
Структура урока | Содержание урока соответствует требованиям стандарта. На уроке прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями, интеграция с такими предметами, как музыка, математика,. На каждом из этапов проводится закрепление в виде схемы, игрового момента. Учащиеся совместно с учителем в конце урока делают выводы. Структура урока соответствует основной дидактической задаче. |
Педагогический стиль | Соблюдены нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутри коллективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха. |
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета | Использование на уроках биологии компьютерных технологий, в том числе и элементы работы с интерактивной доской, позволяет не только повысить познавательный интерес к предмету, но и привлечь учащихся к проектно творческой деятельности, которой сейчас уделяется большое внимание. |
Применение здоровьесберегающих технологий | На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка) Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности. (Работа у доски, с учебником, в тетради и т.д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».
В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....
Конспект урока по биологии 8 класс. Тема: "Значение и состав пищи. Органы пищеварения".
Краткий конспект урока биологии....
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"
Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...
План-конспект урока по биологии 8 класс "Строение и работа сердца"
"Строение и работа сердца"...
5 класс, конспект урока по биологии с использованием цифрового микроскопа на тему "Строение клетки"
Конспект урока по биологии...
5 класс, презентация с конспекту урока по биологии с использованием цифрового микроскопа на тему "Строение клетки"
Презентация к уроку...
Кожа. Значение в жизни человека. Конспект урока по биологии 9 класс коррекционная школа
Конспект урока биологии для 9 класса коррекционной школы с презентацией.Кожа, значение в жизни человека....