Конспект урока по биологии в 6 классе по теме «Лист, его строение и значение».
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Музаева Альбина Тенгизовна

Урок изучения нового материала на тему «Лист, его строение и значение» расчитан на 1 час в 6 классе по программе и учебнику И.Н.Пономарева ,,Биология,,.  Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени  оптимизировать образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_6_klasse_po_fgos_po_teme_s_analizom.docx93.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе по ФГОС по теме «Лист, его строение и значение»

Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Музаева Альбина Тенгизовна

Место работы

ГБОУ РФМЛИ

Должность

Учитель

Общая информация

Предмет

биология

Класс

6 класс

Тема урока

Лист, его строение и значение.

Дата

05.11.2019

Тип урока:

  • По ведущей дидактической цели: 
  • По способу организации деятельности: 
  • По ведущему методу обучения:

урок изучения нового материала;

индивидуально-групповой;

проблемно-поисковый.

Методы:

  • Основной: 
  • Дополнительные:

  • проблемно-поисковый (решение проблемных задач);
  •  словесные (беседа, диалог);
  • наглядные (работа с рисунками, схемами);
  • практические (поиск информации, выполнение лабораторной работы, работа с интерактивной доской);
  • дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Цель

Познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения

Задачи

  • образовательные 
  • через формирование умений самостоятельного поиска информации и навыков работы с учебником сформировать у учащихся знания о листе как важной составной части побега;
  • познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения;
  • различать простые и сложные листья;
  • знать значение листа для растений.

  • развивающие
  • Развивать умения учащихся работать с учебников, раздаточным материалом, с различными ЭОРами; учить выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы
  •  продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
  • воспитательные
  • Продолжить работу по формированию научного мировоззрения учащихся, созданию условия для развития их познавательного интереса.
  • воспитание бережного отношения к природе; дисциплинированности, аккуратности.
  • Воспитывать любовь к природе;

Планируемые результаты

  • личностные
  • Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира,  саморазвитию  и самообразованию;
  • Ответственно относятся  к выполнению учебных задач;
  • Демонстрируют коммуникативную компетентность,   уважительное отношение к мнению другого человека.
  • предметные
  • Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;
  • Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;
  • Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.
  • метапредметные
  • Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
  • Выдвигают простейшие гипотезы;
  • Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;
  • Работают с информацией и преобразуют её;
  • Находят причинно-следственные связи;
  • Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
  • регулятивные УУД

Целеполагание, планирование, оценка, элементы волевой саморегуляции.

  • познавательные УУД

Научиться описывать внешнее строение тела гриба, называть его части; называть знакомые виды грибов; знать определение терминов сапротроф, паразит, хищник, симбионт, грибокорень, пояснять их применение.

  • коммуникативные УУД

Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тест, моделирование гриба

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)

Очная, заочная

Педагогические технологии организации учебной деятельности («перевернутое обучение», проектное обучение, исследовательское обучение, проблемное обучение, обучение в малых группах, ТРИЗ, ТРКМ и др.) 

Информационно-коммуникативная,  здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения,  моделирования  

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

Якласс, Учи.ру

Необходимое оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал (гербарные экземпляры растений), дидактические карточки для описания листьев.

Дидактическое обеспечение

Печатные материалы (тест), электронная презентация, доступ к эл. ресурсам

Дополнительная литература

Учебник   И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, Кучменко B. C..   «Биология 6 класс», издательство «Вентана-граф», 2016

Поурочные разработки по биологии 6 класс

Интернет-ресурсы

  •  Загадки про грибы.-http://trevojnui/ru/detyam/zagadki/zagadki pro gribi, видеофильм «Грибы», презентация «Грибы»;

ЭОРы

Видеофрагмент о строение грибов, интерактивное моделирование

Основные понятия и термины

Лист. Листовая пластинка. Черешок. Сидячие и черешковые листья. Прилистники. Основание листа. Простой лист. Сложный лист. Жилки листа. Жилкование. Пальчатое, перистое, сетчатое, параллельное, дуговое жилкование. Фотосинтез. Газообмен. Транспирация. Листопад. Видоизменение листьев.

Ход урока 

Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме  «Лист, его строение и значение»

Этап урока

Содержание

Деятельность учащихся

Методы, приемы, формы

Формирование УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

1-2 мин.

Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. По традиции в начале урока каждый из вас выберет смайлик, отражающий ваше настроение.

https://fsd.videouroki.net/html/2017/12/19/v_5a390fed51032/99703695_1.jpeg https://fsd.videouroki.net/html/2017/12/19/v_5a390fed51032/99703695_2.jpeg https://fsd.videouroki.net/html/2017/12/19/v_5a390fed51032/99703695_3.jpeg

Организация рабочих мест, приветствие. Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.

Личностные:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

2. Актуализация имеющихся знаний учащихся

 5-7 мин.

Повторим, что мы изучали на прошедших уроках:

  • Что такое почка?
  • Что такое поченые чешуи? Какова их форма?
  • Где расположены почки на побеге?
  • Каково строение вегетативной почки?
  • Чем отличается генеративная почка от вегетативной?
  • Каковы функции почки?

Ученики отвечают на заданные вопросы.

Работа с карточками, взаимопроверка

Фронтальная работа с классом

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

3. Мотивация.

Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

1-2 мин

Организует познавательную деятельность учащихся: дает задания, которые указывают связь изученного с новой темой.

Задание №1: Заполнить в кластере недостающие фрагменты и объяснить их:

Органы цветкового растения

Подземные                          Надземные                          

 мочковатая      стержневая   стебель  лист  

                                                       цветок

Подводит учащихся к формулировке темы урока.

Загадывает загадку:

Весною появляется
Из почек распускается,
А в жаркий летний день
Даёт прохладу, тень.
Едва наступит осень,
Его на землю сбросят.

Как вы думаете, какова тема нашего урока сегодня?

Тема урока: «Лист, его строение и значение». Запишите тему в тетради.

 Какую цель мы поставим перед собой. Что бы вам хотелось узнать о листях?  (Цель урока)

Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

называют отгадку (Лист)

Формулируют тему урока.

Фронтальная работа с классом

Регулятивные: Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале.

Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные:  планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия.

4. Объяснение нового материала

20 мин.

Работа в группах.

Задание для первой группы.

Прочитать текст учебника «Внешнее строение листа»  ответьте на вопросы:

- Из каких частей состоит лист и их значение для листа?

2. Задание для второй группы.

 Прочитать текст учебника «Внутренее строение листа»  ответьте на вопросы:

- Каково внутренее строение листа?

ФИЗМИНУТКА (1мин)   

Представьте, что вы маленькие семена, попавшие в почву.

( присесть на корточки, сжаться в комочек)

Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться.

(мышечное напряжение, глаза зажмурены).

Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи.

(расслабление мышц)

Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки

( встать на ноги, открыть глаза)

и первые листочки

(поднять полусогнутые в локтях руки над головой,).

Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями

( вытянуться вверх, подняться на цыпочки, помахать кистями рук).

И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам

(улыбнуться учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону).

А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву

(движения руками, будто стряхиваешь воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения).

Вот так целый год росло растение.

Постановка проблемного вопроса:

Греческий ученый Теофраст, друг Аристотеля около 300 лет до н.э. задался вопросом: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать свои ветви?» Именно с того времени люди задались вопросом: «А зачем нужны листья растению?». А что вы знаете о значении листа для растений?

Для того чтобы ответить на этот вопрос проработайте текст учебника: «Значение листа для растения» и представьте свой ответ в виде схемы.

Просмотр презентации на доске

Самостоятельная работа в парах с информационными источниками.

Выполнение лабораторных работ «Внешнее и внутреннее строение листа»

Самостоятельная работа с учебником, Создание схемы значение листа.

 

 Групповая работа обучающихся с последующей защитой

 

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

· саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

· разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

· управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

5.Закрепление изученного материала

5 мин.

А теперь давайте подведем итоги:

  1. Найдите ошибки в тексте:

Преподаватель травологии Помона Стебль писала директору школы Альбусу Дамблдору. «Я очень люблю собирать разные листья, которые

использую в последствии в зельеварении. Очень

красивые и полезные листья у клена и осины, они

имеют много листовых пластинок. Такое же

строение у листьев земляники и каштана. Эти

листья называются сложными»

Сколько ошибок вы услышали и какие?

2. Сейчас, мы с вами поиграем в игру "Верю -не верю". Вы берёте листочек с утверждением, если считаете, что оно правильное, говорите"верю", если считаете, что оно неправильное, говорите "не верю", и исправляете на верное .

1. Лист всегда занимает боковое положение в побеге.

2. Лист состоит только из черешка и листовой пластинки.

3. Снаружи лист покрыт кожицей.

4. Главное значение листа в жизни растения -испарение.

5. Все части листа состоят из клеток и тканей.

6. Лист - это специализированный орган, содержащий клетки, которые улавливают солнечный свет, необходимый для осуществления процесса фотосинтеза.

Внимательно слушают письмо и выделяют ошибки в тексте. Высказывают

свои предположения, аргументируют свой ответ.

Подводят анализ  достигнутых результатов. Формулируют конечный результат своей работы на уроке,мнение по работе на уроке.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что усвоено; элементы волевой саморегуляции.

Познавательные: логические: анализ и синтез информации.

6.Рефлексия

       6 мин.

-Как вы оцениваете работу вашей группы?

(Мнение учителя о работе каждой из групп.)

- Достигнуты ли цель и задачи урока?        

Я узнал (а)…

- Меня удивило…

- Работая в группе, я  …

- Мне трудно представить, что…                                

  • Оцени своё настроение на уроке. Выберете смайлик, отражающий ваше настроение в конце урока, сравните его со смайликом, который вы выбрали в начале урока.

Высказывают мнение об уроке.

Индивидуальная работа

Личностные:  имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

  7Домашнее задание

2 мин.

  1. П.9 в учебнике выучить, определения знать наизусть.
  2. Творческое задание.

сделать кроссворд по теме лист, или сообщение о теме «Самые необычные листья», используя книги, Интернет.  Представить все в виде презентации.

Спасибо за урок!

Используемая литература:

1. Биология: 6класс: учебник /И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2017.

2. Поурочные разработки по биологии по учебнику И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова.

Волгоград:Учитель,2014.-206 с.

3. Пономарёва И.Н. Биология: 6 класс: методическое пособие / И.Н. Пономарёва, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. – М.: Вентана-Граф, 2016.

4.. Биология: 5 – 11 классы: программы./[И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Интернет-ресурсы:

  1. ЭОР
  2. Видео уроки.

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

 Дата: 05.11.2019

Класс, учитель:  6Б ,  Музаева А.Т.

Количество учащихся в классе: 29

Присутствовали на уроке:  29

Тема урока:  «Лист, его строение и значение.»

Цели урока:
Обучающие:
• раскрыть общие особенности организации (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе), отличающие их от организации других царств живой природы (растения, животные);
• учить распознавать съедобные и ядовитые грибы;
Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;

Выдвигают простейшие гипотезы;

Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;

Работают с информацией и преобразуют её;

Находят причинно-следственные связи;

Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.

Предметные:

Знают отличительные признаки грибов, умеют находить грибы на рисунках в сравнении с представителями других царств;

Имеют представление о распространении грибов на Земле, особенностях их строения;

Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека; меры профилактики отравления грибами.

Тип урока:

По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала;

По способу организации деятельности: индивидуально-групповой;

По ведущему методу обучения: проблемно-поисковый.

Методы:

Основной: проблемно-поисковый (решение проблемных задач);

Дополнительные:

словесные (беседа, диалог);

наглядные (работа с рисунками, схемами);

практические (поиск информации, выполнение лабораторной работы, работа с интерактивной доской);

дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Средства обучения:

Учебник   И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова, Кучменко B. C..   «Биология 6 класс», издательство «Вентана-граф», 2016

Дополнительный текстовый материал;

Видео: «Многообразие листьев», гербарий.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ведущие аспекты анализа урока

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ)

  1. дать обучающимся знания об особенностях процессов, происходящих в листьях растения. Раскрыть сущность процесса испарения, его роль в жизни растений. Выяснить причинную обусловленность этого процесса, его зависимость от факторов окружающей среды. Поэтому ставились ещѐ и такие цели: формировать умение решать поставленную учителем проблему, закрепить навыки самостоятельной работы с учебником, умения обобщать, сравнивать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление обучающихся. Воспитывать бережное отношение к природе.Дидактические материалы, ИКТ, гербарий.. Учащиеся активны, материал  продуман в соответствии с материалом урока.
  2. Уровень развития и сформированности учебных умений и навыков учащихся позволяет провести урок в режиме самостоятельного добывания знаний, используя групповую работу, а от учителя требуется создать условия для осуществления этого процесса.

Содержание урока

Данный урок является составной частью темы «Органы цветковых растений».Он опирается на знания учащихся, полученные при изучении тем «Внешнее и внутреннее строение корня», " Строение и значение побега" знания о внутреннем строении растений в целом и отдельных его частей, о химическом составе и процессах, происходящих в растениях(питание, дыхание, фотосинтез) помогут усвоить материал об испарении воды листьями, указать на причины такого явления, как листопад.

Методы обучения

В течение всего урока на каждом этапе соблюдались триединые   дидактические  цели  (обучающие, развивающие, воспитывающие), объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядные, проблемного изложения, самоконтроля, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы обучения

1 Формы обучения коллективная, индивидуальная, парная; устная, письменная; беседа по вопросам учителя соответствуют решению основной дидактической задачи урока.

2. Предложенные задания использовались целесообразно, способствовали развитию образного мышления за счет яркой наглядности; повышению мотивации к учению.

Результативность урока

Для закрепления изученного на уроке материала была предложена презентация, в которой вопросы были проиллюстрированы, а учащимся надо было ответить на вопрос с комментарием слайда презентации. Кроме этого, были включены занимательные вопросы, которые не вызвали затруднений, что говорит о хорошем внимании обучающихся на уроке.

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности

Самостоятельная работа носит репродуктивный  характер, присутствует взаимопомощь, проводится с целью ставить вопросы и уметь на них отвечать, строить связное высказывание

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

 5-7 мин.. Повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

III. Мотивация.Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей. 1-2 мин. Решая предложенные задания, появляется проблема, на основе которой выдвигают предположение о теме урока.

IV. Открытие «нового» знания. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися . 

V. Первичное закрепление. Обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

VI. Итог урока (рефлексия деятельности). Осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

VII. Домашнее задание . Объяснение домашнего задания.

Формирование ИКТ-компетентности

На уроке была использована  презентация  по теме урока,  видео «Строение листа», раздаточный материал (гербарий растений) отобраны в соответствии с целями урока.

Структура урока

Содержание урока соответствует требованиям стандарта. На уроке прослеживается взаимосвязь с жизненными ситуациями, интеграция с такими предметами, как музыка, математика,. На каждом из этапов проводится закрепление в виде схемы, игрового момента. Учащиеся совместно с учителем в конце урока делают выводы. Структура урока соответствует основной дидактической задаче.

Педагогический стиль

Соблюдены  нормы педагогической этики: доброжелательный тон, умение контролировать внутри коллективные отношения, уважительное отношение к учащимся, создаёт ситуацию успеха.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения преподаваемого предмета

Использование на уроках биологии компьютерных технологий, в том числе и элементы работы с интерактивной доской, позволяет не только повысить познавательный интерес к предмету, но и привлечь учащихся к проектно творческой деятельности, которой сейчас уделяется большое внимание.

Применение здоровьесберегающих технологий

На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии (физминутка) Здоровьесбережению способствовала смена видов деятельности. (Работа у доски, с учебником, в тетради и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека"

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс  по теме: "Значение грибов в природе и жизни человека".Обобщение знаний...

Кожа. Значение в жизни человека. Конспект урока по биологии 9 класс коррекционная школа

Конспект урока биологии для 9 класса коррекционной школы с презентацией.Кожа, значение в жизни человека....