Класс Земноводные или Амфибии
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Разработка урока по биологии для 7 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_zemnovodnye_ili_amfibii.docx | 207.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Сейтяково муниципального района Балтачевский район Республики башкортостан
Разработка открытого урока по биологии
в 7 классе по теме:
«Класс Земноводные, или Амфибии».
Автор: учитель биологии
Гардиева Рязиля Рафиловна
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Биология, 7 класс | ||
Учитель | Гардиева Р.Р., МОБУ СОШ с.Сейтяково | ||
Тип урока | Урок открытия новых знаний, урок 6 в теме «Хордовые» и первый в теме «Класс Земноводные, или Амфибии» | ||
Межпредметные связи | – литература (узнавание обучающимися сказки на этапе «Актуализация ЗУН», чтение стихотворения на этапе рефлексии); - искусство (включение музыки на этапе самостоятельной работы обучающихся) | ||
Внутрипредеметные связи | Изучение нового материала идёт с опорой на тему «Надкласс Рыбы». | ||
Цель урока | Создать условия для формирования познавательного интереса к теме «Амфибии» | ||
Задачи урока | Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
- познакомить обучающихся с особенностями внешнего строения земноводных в связи со средой обитания на примере лягушки; | - развитие умений правильно выражать свои мысли при групповом сотрудничестве; - продолжить развитие логических умений; - продолжить развитие умений принимать учебную задачу урока. | - воспитание ценностного отношения к объектам живой природы | |
Планируемы результаты урока | Предметные знания и умения | Личностные качества, метапредметные УУД | |
Сформированность основных понятий урока: земноводные или амфибии, пятипалая конечность, среднее ухо. Сформированность основных умений: - учащиеся описывают основные признаки внешнего строения земноводных, связанные со средой обитания; - выявляют прогрессивные черты строения земноводных по сравнении с рыбами; - характеризуют признаки приспособленности амфибий к жизни на суше и в воде; - наблюдает и описывает биологические объекты. | - научное мировоззрение на основе умения устанавливать взаимосвязь между внешним обликом и местом обитания земноводных; - положительное принятие внешнего облика лягушки в ходе раскрытия причин его возникновения (ЛУУД); - умение работать с текстовым источником информации; проводить анализ-синтез; делать выводы (ПУУД); - умение работать в паре, умение слушать учителя и товарищей, управлять своим вниманием; умение осуществлять взаимопроверку (РУУД); - умение представить свои знания товарищу, классу (КУУД). | ||
Формы обучения | Индивидуальная, групповая, парная | ||
Методическое обоснование урока | В основу урока положен системно-деятельностный подход, формирующий универсальные учебные действия. Данный урок построен с использованием приёма проблемного обучения («побуждающий к открытию новой темы диалог»), приёмов технологии критического мышления (синквейн). Выполнение творческих индивидуальных заданий (составление синквейна на тему «Земноводные») стимулирует у обучающихся формирование познавательного интереса к теме и в целом к учебному предмету. Работа в группах формирует навыки сотрудничества, умения работать в команде. | ||
ИОС урока | УМК -Биология. Животные. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/ Под.ред.проф. В.М. Константинова. - 2007г.–.- М.: Вентана-Граф, 2007г. - остеологический препарат (скелет лягушки); - влажный препарат (внутреннее строение лягушки); - модель Дондерса, демонстрирующая процесс нагнетания воздуха у млекопитающих - карточки для участников групп (см. конец конспекта) - кваки – карточки с изображениями лягушек; - изображения лягушек, распечатанные на цветной бумаге (зелёной, красной, жёлтой) | Вид используемых средств ИКТ - компьютерная презентация в системе POWER POINT | Аппаратное обеспечение
|
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
Актуализация ЗУН | Приветствие учащихся. Беседа с учащимися, в рамках которой они знакомятся с темой и целью урока («Подводящий к теме диалог»). Узнают план урока. | Отвечают на вопросы учителя. Ставят цель урока, намечают задачи. | 7 мин |
Изучение нового материала 1 этап – «Ты - мне, я - тебе» | Консультирует учащихся по мере необходимости | Ученик работает с текстом учебника, влажными препаратами, остеологическим препаратом, отвечает на свой вопрос в карточке. | 6 минут |
Ученик объясняет свой вопрос соседу по парте. | |||
Обсуждение в группе - 4 человека. | |||
2 этап – марафон – «Вопрос – ответ». | Учитель объясняет материал, задавая вопросы. По каждому блоку вывод, который ученики выводят вместе с учителем. | Ученики отвечают на вопросы, зарабатывая жетоны «Кваки» | 20 мин |
3. этап – «Лягушкины вопросы» (первичное закрепление занний по блокам «Дыхание» и «Движение») | Организует проверку, выявление и коррекция ошибок. | Выполняют задание на карточке, ставя «+», если утверждение верно и «-», если нет. Осуществляют самопроверку (индивидуально). | |
4. этап – марафон – «Вопрос – ответ». | Учитель объясняет материал, задавая вопросы. По каждому блоку вывод, который ученики выводят вместе с учителем. | Ученики отвечают на вопросы, зарабатывая жетоны «Квакки» | |
5. этап – «Лягушкины вопросы» (первичное закрепление занний по блокам «Дыхание» и «Движение») | Организует проверку, выявление и коррекция ошибок. | Выполняют задание на карточке, ставя «+», если утверждение верно и «-», если нет. Осуществляют взаимопроверку (в паре). | |
Домашнее задание | Объясняет, что необходимо сделать | Задают вопросы, если что-то непонятно. | 3 мин |
Рефлексия | 1. Объясняет систему подсчёта и оценивания баллов за урок. | 1. Подсчитывают свои баллы, выставляют оценки. 2. 3. Определяют своё отношение к уроку выбором лягушки одного из цветов. | 4 мин |
Итого | 40 мин |
Ход урока
Актуализация ЗУН
У. Здравствуйте ребята. В начале урока мы вспомним детство и окунёмся в сказочный мир. Я сейчас буду зачитывать слова из известной сказки. Ваша задача – вспомнить, о какой сказке идёт речь. Поднятой рукой показать мне, что сказка узнана.
Звучит музыка «В гостях у сказки» Слайд №1
У. – В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, и пришло им время жениться, царь собрал их и говорит:
Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.
А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда.
У.- Что это за сказка? («Царевна-лягушка») Слайд №2
У.- Кто является её главной героиней? (Лягушка)
У. - Она же будет являться и главной героиней нашего сегодняшнего урока. Слайд №3
У.- Иван Царевич поцеловал лягушку. Поднимите руку, кто из вас не стал бы целовать лягушку?
У. - А почему? (Они противные, скользкие и т.д.)
У. - Да, у многих людей складывается по отношению к лягушкам предвзятое мнение. «Скользкие, противные, мерзкие» - как их только не называют. А между тем лягушка не виновата, такой её природа создала и весь её внешний вид – результат приспособления её к средам обитании. А где она живёт? (На суше и в воде)
У. – Верно, поэтому лягушек относят к классу Земноводные. Второе название класса Амфибии, что в переводе с греческого означает «Двоякоживущие». Слайд№4
У – Итак, мы выяснили, что изучать мы будем Класс Земноводные. Но что мы будем изучать именно сегодня? Вы изучили надкласс Рыбы. С чего вы начинали? (с внешнего строения)
У –Верно. Тема нашего урока «Класс земноводные, или Амфибии. Слайд №5
У – Ну что же. Будем раскрывать все тайны нашей лягушечки? (Да) Слайд №6
Нашу цель мы будем осуществлять следующим образом
План работы (представлен на слайде)Слайд №7
1. «Ты мне - я тебе», где вы будете работать индивидуально, в паре, группе.
2. Марафон «Вопрос ответ», я буду объяснять материал, а вы мне активно в этом помогать.
3. Подведение итогов, где каждый получит свою оценку. Для этого в течении урока надо зарабатывать карточки – «Кваки», они находятся у вас на парте, получать вы их будете по моему разрешению. Вы их будете прикалывать к своей карточке скрепкой.
Изучение нового материала
1. Ты мне, я тебе – Слайд №8
Учащиеся работают с карточками-заданиями (см. в приложении ниже) и текстом учебника, влажными препаратами и остеологическими:
А) самостоятельно со своим вопросом
Б) объясняют в паре
В) обмениваются информацией в группе.
2. Марафон «Вопрос - ответ» слайд №9
Проблема дыхания - Слайд №10
У – Итак, лягушки – первыми вышли на сушу и столкнулись с целым рядом проблем. Первая и насущная – «Дыхание». Какой орган дыхания был у рыб? (Жабры)
В воздушной среде он не работает, так как жабры на воздухе высыхают, поэтому у лягушек появляется орган, который спрятан внутрь организма и защищён от пересыхания – лёгкие.
- Что собой представляют лёгкие лягушки? (небольшие вытянутые мешочки, пронизанные капиллярами)
- Но так как лёгкие оказались внутри организма, теперь возникает другая проблема – как доставить к ним воздух. У остальных позвоночных животных эту проблему решает грудная клетка и особая мышца – диафрагма (демонстрация модели Дондерса). Но лягушки первые, Будет ли у них этот механизм? Сейчас выясним. Итак, есть ли у лягушки грудная клетка, образованная ребрами? (Нет, у лягушки нет рёбер, и нет грудной клетки).
- Что же тогда является тем насосом, который заталкивает воздух внутрь? (Здесь работают дно ротовой полости и ноздри, которые способны закрываться и открываться.)
- Но мы помним с вами, что лягушка живёт ещё и в воде, а лёгкие там бесполезны, к тому же лёгкие лягушки далеки от совершенства и не могут обеспечить её необходимым кислородом. Поэтому у лягушки помимо лёгких есть второй орган непосредственно контактирующий с окружающей средой – это кожа. А она должна в свою очередь быть достаточно тонкой и влажной, чтобы газообмен был хорошим. Так ли это? Опишите кожу лягушки. (Кожа лягушки голая, чтобы быть влажной покрыта слизью).
- Итак, подводим итог. Какие органы дыхания сформировались у лягушки?
(Лягушка имеет 2 органа дыхания: кожа и лёгкие.
Проблема высыхания – Слайд №11
-Следующая проблема, с которой столкнулись лягушки, это проблема высыхания. Кожа лягушки нельзя высыхать, так как она непосредственный участник газообмена. В воде эта проблема решается сама собой, но что делать на суше? Слизь ненадолго защитит от палящего зноя. Лягушки и здесь нашли выход. Где они обитают? (Они обитают в сырых местах рядом с водоёмами). А почему? (В этих местах меньше испарение с поверхности кожи)
- Ещё один орган, страдающий от высыхания – это глаза лягушки. У рыб такой проблемы не было, а лягушки, выйдя на сушу вынуждены были чем-то защищать свои глаза. Какие органы защищают глаза лягушки от высыхания? (Для защиты глаз у лягушки появляются глаза и веки).
Итак, подводим итог по этому блоку. Как лягушка решает проблему высыхания? (обитают в сырых местах, появляются веки и слёзные железы для защиты глаз).
3. «Лягушкины вопросы» -первичное закрепление знаний.
1. Выполнение детьми ответов на вопросы в карточке (по принципу «Да – нет») Слайд №12
2. Дети осуществляют самопроверку.
3. Проверяют, (ответ на слайде презентации высвечивается) ставят баллы (1 балл за каждый верный ответ). Тут же анализируются ошибки. Слайд №13
Прочитайте утверждения, если они верные, поставьте напротив номера утверждения «+», если неверные, то «-».
1.Лягушка в воде дышит кожей, а на суше только лёгкими.
2.Кожа лягушки постоянно влажная из-за выделяемой слизи.
3.Взрослая лягушка в воде дышит при помощи жабр.
4. Для защиты глаз от высыхания у лягушек появились слёзные железы и веки.
5. Воздух внутрь лёгких нагнетается у лягушки грудной клеткой
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
- | + | - | + | - |
4. Марафон «Вопрос - ответ»
Проблема движения. Слайд №14
- Следующая проблема не менее важная – движение. Как назывались органы движения у рыб? (Плавники). Но плавники на суше не эффективны, рыба выброшенная на сушу беспомощна, поэтому у лягушек появились совсем другие конечности. Они действуют по принципу рычага, при этом они подвижны не только относительно туловища, но и относительно друг друга.
Назовите части передней конечности лягушки (Плечо, предплечье, кисть). Как называются отделы задней конечности? (Бедро, голень, стопа).
Нужно сказать, что эти названия сохранились и у остальных позвоночных животных в том числе и у нас с вами. Наши конечности ещё называют пятипалыми? Почему? Кто у нас был ответственным счетоводом? Кто считал пальцы лягушек (На задней конечности их действительно 5, а на передней нет). Так почему же она пятипалая? (Пятипалой она называется по числу отделов, их пять).
- Как передвигается лягушка по суше? Какие конечности развиты в связи с этим у неё лучше? Почему?) (Передвигается она прыжками. Лучше развиты задние конечности, потому что именно ими она отталкивается от земли.)
- Назовите способ передвижения лягушки в воде? Какие конечности работают здесь, какие особенности они имеют? ( В воде лягушка передвигается плаванием, здесь тоже работают задние конечности, между пальцами задних ног есть плавательная перепонка).
Делаем вывод по этому блоку: конечности лягушки пятипалые, работают по принципу рычага, лучше развиты задние конечности, которые выполняют ведущую роль и на суше и в воде.
Проблема защиты от врагов. Слайд №15
- И наконец, ещё одна проблема лягушек – защита от врагов. У лягушек много врагов, особенно они беззащитны на суше, потому что двигаются они там достаточно неуклюже. Поэтому частенько они спасаются в воде. Обратите внимание на глаза лягушки, они находятся на возвышении. Почему? (Лягушка, находясь в воде, выставляет свои глаза над водой и обозревает окрестности, есть ли враги)
- На голове лягушки есть пятнышко позади глаз? Что это? Зачем оно нужно? (Это барабанная перепонка, она позволяет лягушке лучше слышать).
- А это новшество? Каков был орган слуха у рыб? Как называется ухо, появившееся у лягушки? (Да, у рыб было только внутреннее ухо, а у лягушки появляется среднее с барабанной перепонкой.)
- Одним из защитников лягушек является всё та же кожа. Как окрашена кожа лягушки? (Сверху кожа лягушки более тёмного цвета, часто имеет различные пятнышки, снизу же кожа более светлая)
- Всё верно и эта окраска маскирует её не только на суше, но и в воде. И ещё хочется сказать, что лягушки могут менять цвет своей кожи в зависимости от цвета подстилающей поверхности. Кстати, кто из животных может это делать? (Хамелеон)
- Кроме маскировочной окраски кожа многих земноводных даёт ещё одну действенную защиту – слизь. Как слизь может защитить лягушку от врагов? (У многих земноводных слизь ядовита, к тому же она убивает бактерий)
5. «Лягушкины вопросы» -первичное закрепление знаний
1. Выполнение детьми ответов на вопросы в карточке (по принципу «Да - нет») Слайд №16
2. Дети меняются карточками с соседом позади себя (взаимопроверка).
3. Проверяют, (ответ на слайде презентации высвечивается) ставят баллы. Тут же анализируются ошибки. Слайд №17
Прочитайте утверждения, если они верные, поставьте напротив номера утверждения «+», если неверные, то «-».
6. У лягушки лучше развиты задние конечности.
7. Конечности лягушек пятипалые, так как имеют по 5 пальцев.
8. Ухо лягушки состоит из двух отделов – внутреннего и среднего.
9. Лягушка имеет яркую, хорошо заметную окраску, привлекающую к себе внимание.
10. Плавательная перепонка на ногах у лягушки – приспособление к жизни на суше.
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | + | - | - |
Домашнее задание. Слайд №18
Ваше задание на дом – ещё раз проработать параграф 36, вспомнить наш урок и заполнить опорный конспект. В нём 2 половинки, на одной вы должны перечислить приспособления лягушки с водной среде, на другой – к наземной.
Приспособления к жизни на суше | Приспособления к жизни в воде | |
Задание для обучающихся, стремящихся получить дополнительную оценку: написать синквейн на тему «Земноводные»
Рефлексия
У - Я хочу узнать, насколько вам понравился или не понравился урок. У вас на парте есть лягушки разных цветов. Что обозначают лягушки каждого цвета приведено на слайде. Слайд №19
На слайде написано
Зелёный – урок мне понравился, был интересен, я был активен, узнал новое для себя,
Жёлтый – я удовлетворён уроком, он раскрыл мои знания, я по-новому взглянул на уже известные вещи, я был уверен, работал хорошо
Красный – я совсем не удовлетворён уроком (урок скучен, ничего нового, чувствовал себя неуверенно, работал мало)
У - А теперь поднимите лягушки вверх. Судя по ним большая часть класса удовлетворена уроком.
- А теперь согласно шкале в ваших карточках выставьте себе оценку за урок: подсчитайте число баллов каждого из вас, для этого сложите число баллов, которое вы получили за ответы на вопросы лягушки и число значков «Кваков». Слайд №20
«5» - 11 и более баллов.
«4» - 8-10 баллов
«3» - 5-7 баллов
- Опустите руку те, у кого оценка 5
- Опустите руку те, у кого 4
- Опустите руку те, у кого оценка 3.
Неусвоивших материал нет! Молодцы! Я очень рада, что познакомилась с такими ребятами как вы.
А закончить я хочу следующими строчками: Слайд №21
Лягушки томные в пруду,
Особенно в начале лета
Такую песню заведут,
Что спать не будешь до рассвета.
Замедлю у пруда шаги,
Как песня лунная напевна.
Не бей лягушек – береги
А вдруг одна из них… царевна!
До свидания, ребята. Удачи Вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
Урок-презентация "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс
Презентация...
Класс Земноводные или Амфибии. Особенности строения и организации.
Презентация "Класс Земноводные" разработана для проведения уроков биологии в 7 классе. В презентации содержатся иллюстрации о строении органов и систем органов класса Амфибии....
Урок биологии в 7 классе "класс Земноводные или Амфибии"
Познакомить учащихся с особенностями строения представителей классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты сходства и различия, познакомиться с основными отрядами классов....
урок "Класс Земноводные или Амфибии"
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Класс Земноводные или амфибии"с использованием творческих заданий для учащихся, которые повышают познавательную активность, мотивируют учеников к поис...
Открытый урок по теме "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс
Задачи урока:- на примере земноводных выяснить особенности животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп животных;- показать приспособительны...
Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Земноводные или Амфибии""
План-конспект урока в 7 классе по теме: "Земноодные или Амфибии"...