Урок биологии в 7 классе по теме: "Класс Земноводные или Амфибии""
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Зайцева Алла Алексеевна

План-конспект урока в 7 классе по теме: "Земноодные или Амфибии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по биологии в 7 классе по теме: «Класс Земноводные,  или  Амфибии»

Учебник:  В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные. 7 класс».

Цели урока: 
Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения земноводных;
Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
Изучить характеристику отрядов земноводных.
Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания. Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.
Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать.
Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, частично-поисковый, рефлексивный

Оборудование: мультимедиапроектор, муляжи тритона, жабы, лягушки, учебник, презентация, видеофрагмент, инструктивные карты.

Планируемые результаты:

·        предметные: учащиеся должны знать: особенности  внешнего строения земноводных, их многообразие, среду обитания, экологические  особенности, отличать земноводных ;

·         метапредметные: сравнивать и сопоставлять земноводных разных отрядов, обобщать и выявлять признаки сходства и различия земноводных, работать с дополнительными источниками информации;  

ставить  учебную задачу под руководством учителя и работать в соответствии с ней; выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение,  высказывают суждения, аргументируют их;

·        личностные: проводить  работу над ошибками; воспитание у учащихся любви к природе.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте улыбнемся друг другу, и начнём наш урок с хорошим настроением».

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Сегодня мы приступаем к изучению нового класса позвоночных животных. Но какого? Я специально не записала тему нашего урока на доске. Вы сами, с помощью моих подсказок должны угадать, о ком пойдет речь.

Итак, подсказка первая – эту группу животных считают переходной формой от водных животных к типично-наземным.

Подсказка вторая – эти животные имеют огромное значение в природе и жизни человека: являются пищей для некоторых видов птиц, млекопитающих, слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества, которые у некоторых видов могут быть смертельно опасны для других организмов; это используют и охотники, и медики, и колдуны, и домохозяйки (для хранения молока, чтобы не прокисало в теплом помещении).

Третья подсказка – многих представителей держат в аквариумах и террариумах – для красоты, а также служат объектом для науки, классическим подопытным животным, им построено  много  памятников.

 Итак, речь действительно пойдет сегодня о земноводных.  

Запись темы на доске  и в инструктивных картах.

Создание проблемной ситуации.

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Говорят, что от них бывают бородавки, что они поедают клубнику на огороде, сбрасывают кожу и язык у них шиворот – навыворот, у них есть свои рекорды и памятники. Так ли это?

 Это нам с вами и предстоит выяснить

Давайте сформулируем цель нашего урока, над которой мы будем сегодня работать.

Ученики ставят цель.

Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения и многообразия земноводных  

3. Изучение нового материала.

3.1. Происхождение земноводных

Рассказ учителя

Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыбообразных предков девонских кистеперых рыб. 

Почему именно кистеперые? (Показываю латимерию, фото).

hello_html_m2db2a483.jpg

-Мясистые, разросшиеся скелетные образования, парные плавники – конечности, снабженные мощной мускулатурой.

- При пересыхании водоема могут переходить на легочное дыхание.

Современная фауна включает в себя немногим более 2500 видов амфибий.

Земноводные первыми вышли на сушу и во всем были первыми. С выходом на сушу, они должны были решить множество проблем.

Какие проблемы они должны были решить?

- Дыхание кислородом воздуха.

- Проблема кожных покровов.

- Изменение характера передвижения.

- Размножение на суше (оплодотворение, защита икры от высыхания).

- Поиск и добыча пищи.

 «Амфибия» - такое название дал Карл Линней, что в переводе с греческого «двоякодышащие». Русское название «Земноводные», как бы уточняет, где происходит жизнь: на суше и в воде.

3.2.Особенности строения земноводных.

Ученики самостоятельно заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника.

Проверка результатов.

Проблемные задачи: 

  1. Если кожу лягушки смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?
  2. Голодная лягушка отказалась, есть помещенных в аквариум умерщвленных насекомых. Почему? (Лягушки реагируют только на движущуюся добычу).

3.3.Классификация Земноводных

Запись в инструктивной карте.

3.4.Характеристика отрядов земноводных.

Самостоятельная работа с учебником. Работа по группам.

1 группа. Характеристика отряда Хвостатые.

2 группа. Характеристика отряда Бесхвостые.

3 группа. Характеристика отряда Безногие.

Проверка результатов.

3.5. Физкультминутка.

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

 Первичное закрепление.

Игра «Верю – не верю!»: выслушав утверждение, ученики должны ответить «хлопок в ладоши - верю»; «топот ногами - не верю».

1. У земноводных постоянная температура тела. (Нет)

2. Земноводные живут в воде и на суше. (Да)

3. Тело земноводных покрыто влажной слизистой кожей. (Да)

4. Сердце взрослых земноводных двухкамерное. (Нет)

5. У земноводных один круг кровообращения. (Нет)

6. Органы дыхания взрослых земноводных – легкие и кожа. (Да)

7. Конечности земноводных имеют пальцы. (Да)

8. Развитие яиц земноводных происходит в воде или влажной среде. (Да)

9. У земноводных насчитывается 2 отряда. (Нет)

10. Лягушки ловят добычу, выбрасывая липкий язык. (Да)

3.6..Значение земноводных

Испокон веков амфибий использует человек. Во многих странах мира мясо некоторых лягушек употребляют в пищу. Миллионы лягушек ежегодно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для исследований. Конечно, некоторые виды земноводных опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее, - земноводные истребляют большое количество насекомых, грызунов и других вредителей сельского хозяйства Амфибии питаются разнообразными организмами. Они не позволяют насекомым размножаться выше определенного уровня, и вред, причиняемый растениям, становится минимальным. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и требуют к себе бережного отношения. Загрязнение окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже исчезновению многих из них.

3.7..Охрана Земноводных.

Животные, занесенные в Красную книгу.

 Биологическая задача.

Экологи в последнее время любят говорить про одну особенность лягушки: если ее посадить в таз с горячей водой, она мигом выпрыгнет оттуда, но если ее посадить в холодную воду и медленно нагревать, то лягушка сварится, даже не осознав этого. В связи, с чем именно экологи упоминают эту особенность?

(Ученые предупреждают человека об опасности постепенной гибели в отравленной окружающей среде. Ведь если нас поместить сразу в ядовитую атмосферу, мы начнем рваться и возмущаться, но если все будет медленно ухудшаться, то человек может погибнуть, даже не осознав этого).

4.Закрепление.

Выполнение теста.

Интересные факты о земноводных.

Амфибии - это поистине удивительные создания! Если вы ещё не убедились в этом, то может быть, следующая информация снимет ваши сомнения: 
1. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и делают полёты более безопасными.
2. Лягушек иногда называют мучениками науки. И это верно! Неприхотливая, живучая лягушка служит не одно десятилетие верой и правдой врачам, биологам. Много тайн об устройстве, о работе различных органов: сердца, сосудов, мышц, нервов, мозга было раскрыто благодаря опытам, проведенным на лягушках. Сотни лекарственных препаратов впервые испытывались на этих существах. 
3. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.

 «Чёрный ящик».

В нем находятся два предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных: 1-й используют в плавании, а 2-й – особый вид одежды. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты - сконструировал Луи де Корле в 1929 г. и ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы).

5. Домашнее задание (по выбору)

1.Нарисовать представителей земноводных

2.Подготовить сообщение о представителях земноводных

3.Составить кроссворд  по теме

6. Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

7. Конец урока.

Спасибо вам за урок. МОЛОДЦЫ! Вы поработали активно и дружно. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе по теме "Класс птиц"

Этот материал может быть использован для Дистанционного обучения...

Проверочная работа по биологии 7 класс по теме"Класс Млекопитающие"

Проверочная работа по биологии составлена в форме ЕГЭ. Состоит из трех видов заданий: с выбором одного правильного ответа,с выбором нескольких ответов и с развернутым логическим ответом на вопрос . Ра...

Конспект урока в 7 классе по теме "Класс земноводные, класс пресмыкающиеся"

Урок обобщения и закрепления.  Учащимся предлагаются различные формы и виды работ....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

Презентация по биологии 7 класса по теме: "Класс млекопитающие"

В презентации представлено краткое описание отрядов млекопитающихся и фотографии животных...

Презентация по биологии 7 класс по теме. «Класс Млекопитающие. Отряд Приматы».

Цель урока: углубить и расширить понятие о классе млекопитающих, показать их многообразие, особенности строения, выделить особенности отряда Приматы. Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания ...