Урок биологии в 7 классе "класс Земноводные или Амфибии"
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Познакомить учащихся с особенностями строения представителей  классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты сходства и различия, познакомиться с основными отрядами классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_klass_zemnovodnye.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Класс Земноводные, или Амфибии.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.  

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения представителей  классов Земноводные и Пресмыкающиеся, выделить их черты сходства и различия, познакомиться с основными отрядами классов.

 Развивающие: развивать представления об эволюции органического мира; развивать общеучебные умения и навыки: сравнивать, анализировать, делать вывод.

Воспитательные: воспитывать культуру речи, интерес к предмету, умение взаимодействовать в группах и парах.

Предполагаемые результаты:

Учащиеся с высоким уровнем интеллектуального развития смогут давать характеристику классам Земноводных и Пресмыкающихся, выделять черты приспособленности их к среде обитания и самостоятельно определять тему и цели занятия, рассказывать  и объяснять ключевые вопросы темы; уметь анализировать, сравнивать.

Учащиеся со средним уровнем интеллектуального развития смогут давать характеристику классам Земноводных и Пресмыкающихся, выделять черты приспособленности их к среде обитания и самостоятельно определять тему и цели занятия. Рассказывать об основных отрядах данных классов животных.  

Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития с помощью таблицы смогут называть животных классов Земноводных и Пресмыкающихся, выделять черты приспособленности их к среде обитания.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: таблицы: «Внешнее строение лягушки», «Внешнее строение ящерицы», №Отряды Пресмыкающихся и Земноводных».

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Изучение нового материала.

Ребята, вот уже несколько уроков мы с вами изучаем представителей Типа Хордовые, подтипов Бесчерепные и Черепные. И на предыдущем уроке вспомнили представителей классов Рыб. Все они обитатели водной среды. Напомните, мне какие у них есть для этого приспособления?

- Рыбы имеют заостренную форму тела, обтекаемую.

- Для передвижения они наделены плавниками, а хвост служит им «рулем».

- Для защиты от врагов они покрыты чешуей или наростами.

- Скольжение в толще воды им обеспечивают железы, протоки  которых выходят на поверхность кожи.

Хорошо. То есть эти животные полностью приспособились к обитанию в водной среде.

Сегодня мы будем изучать, и знакомиться с представителями другого древнего класса живых организмов. Они могут жить как на суше, так и на воде. Поэтому их назвали – Амфибиями или Земноводными. А чтобы увидеть все особенности переходной формы жизни этих животных на суше и воде , изучать мы их будем в сравнении с другим классом, который состоит исключительно из сухопутных животных, классом Рептилии, или Пресмыкающиеся.

Ребята, зная тему урока, определите или поставьте учебные задачи урока. Как на ваш взгляд,  и в какой последовательности лучше изучить представителей данных классов?

 - Я думаю необходимо начать с общих характеристик представителей данных классов животных.

Правильно.

- Мы должны отметить черты приспособленности животных классов Земноводные и Рептилии к среде обитания.

- Остановиться на отрядах классов Земноводные и рептилии.

- Я думаю сравнить эти два класса и выделить черты сходства и различия.

Молодцы. Вы верно определили учебные задачи. А теперь для успешного их выполнения я вывешу их на доске, немного их перефразируя.


           Общая характеристика классов Земноводные и

           Пресмыкающиеся

           Черты приспособленности к среде обитания

            Отряды Земноводных.


Итак, ребята, представителей классов Земноводные, или Амфибии вы встречали в своей жизни, только систематическую принадлежность определить не могли. Самыми известными являются лягушка остромордая и жаба (последняя каждую весну поселяется в нашем школьном бассейне для откладывания икры).

Представителями класса Пресмыкающихся являются ящерицы и змеи, которые также являются обычными животными окрестностей школы.

Два эти класса имеют черты сходства и различия. Чтобы увидеть их, выделить в особенностях строения нам понадобится много времени. Поэтому для экономии времени и выделении лишь самых главных черт строения и общей характеристики классов, работать мы будем в группах с текстом учебника.

Первая группа, назовем ее «Лягушки» (девочки), внимательно изучит текст параграфа 24, страницы 115-117 и по известному алгоритму составит общую характеристику класса Земноводные. В помощь вам я составил вопросы, отвечая на которые вы быстро выполните свое задание.

Вторая группа, «Ящерицы», по такому же принципу изучит текст параграфа 26 и составит характеристику классу Пресмыкающихся по предложенным вопросам. На всю работу вам отводится 10 минут. По ходу работы вы должны заполнить таблицу на доске. Приступайте к работе (составление общих характеристик классов Земноводные и Пресмыкающиеся).

Общая характеристика классов Земноводные и Пресмыкающиеся


Характеристика Земноводных

Характеристика Пресмыкающихся

Большую часть жизни проводят на суше, для размножения переходят в водную среду.

1. Всю жизнь проводят на суше.

2. Дышат с помощью легких и кожи

2. Дышат с помощью легких.

3. Тело подразделяется на голову, туловище и конечности.

3. Кожа сухая, с наружи покрыта роговыми чешуйками, щитками.

4. Кожа голая, влажная от выделяемой слизи.

4. Сердце трехкамерное, состоит из желудочка и  двух предсердий, два круга кровообращения.

5. Температура тела непостоянная и зависит от условий окружающей среды.

5. Температура тела непостоянная и зависит от условий окружающей среды.

6. Сердце трехкамерное, два круга кровообращения.

6. Головной мозг имеет сложное строение, орган выделения – почки.

7. Животные раздельнополые, оплодотворение внутреннее и наружное, икра развивается в воде.

7. Животные раздельнополые, оплодотворение внутреннее, развитие происходит в оплодотворенных кожистых яйцах.

  Молодцы. Посмотрите на доску и выделите черты сходства Пресмыкающихся и Земноводных.

- 3,5, 4 и 6.

Хорошо. Все эти черты которые вы отметили указывают на одинаковое происхождение этих классов и сходную среду обитания – сушу.

А какие же представители классов этих животных известны в настоящее время. Среди Земноводных животных  известны 4000 видов, объединенных в три отряда: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые. Представителей класса Пресмыкающиеся более 7000 видов. Они объединены в 4 класса: Чешуйчатые, Черепахи, Крокодилы, Клювоголовые.

Как вы поняли представителей и классов много, а времени на изучения у нас мало. Я предлагаю вам продолжить заполнение таблицы, которую мы начали с вами заполнять на прошлых уроках.

Название отряда, название представителей  

Особенности внешнего строения

Значение в природе





Ребята, вы поработали хорошо, выполнили большой объем работы, познакомились с новой информацией. Все что не успели допишите дома. Это будет ваша домашняя работа.

Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы.

3.Закрепление

1. Какие классы животных мы изучили на уроке?

2. Какие особенности позволяют земноводным жить и на суше, и в воде?

3. Какие приобретенные особенности строения пресмыкающихся полностью перейти к наземному образу жизни?

Каковы характерные особенности змей?

В чем сходство земноводных и пресмыкающихся?

Где вам понадобятся знания о пресмыкающихся и земноводных?

В связи с чем размножение и развитие пресмыкающихся считают более прогрессивным, чем у земноводных?

4. Рефлексия.

- С какой темой вы познакомились на уроке?

- Вам было интересно на уроке?

-  Что вы узнали нового на уроке?

- Как вы считаете, вам пригодятся знания, полученные на уроке в вашей жизни?

- Вас заинтересовала данная тема, и хотели бы вы расширить знания по ней?

- Как бы вы оценили свое участие на уроке?

5. Домашнее задание.

На «3» текст параграфа 25-26, дописать таблицу.

На «4» текст параграфа 25-26, сообщение на тему по выбору.

На «5» текст параграфа 25-26, реферат по теме: «Пресмыкающиеся Ставропольского края».

УЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии по теме "Земноводные или амфибии" в 7 классе

Данная презентация поможет учителю заинтересовать школьников, расширить их кругозор, систематизировать знания по биологии....

Открытый урок по теме "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс

Задачи урока:- на примере земноводных выяснить особенности животных, впервые вышедших из воды на сушу и положивших начало развитию высокоорганизованных групп животных;- показать  приспособительны...

Презентация к уроку биологии 7 класс "Земноводные"

Разнообразие земноводных-презентация...

Открытый урок по теме "Класс Земноводные, или Амфибии. Внешнее строение и среда обитания"

Урок открывает тему "Класс Земноводные", поэтому главная его цель - сформировать у обучающихся познавательный интерес к изучаемой теме. Открытие нового знаний происходит в форме марафона &qu...

Урок биологии, 7 класс "Земноводные"

Урок по теме"Земноводные", 7 класс. Урок разработан в соответствии с ФГОС.  Тип урока: новые знания. Метод: проблемного обучения...

Модульный урок по теме: «Класс Земноводные, или Амфибии. Безногие, Хвостатые, Бесхвостые».

Модульный  урок  по  теме:  «Класс  Земноводные,  или  Амфибии. Безногие,  Хвостатые,  Бесхвостые»....