Методическая разработка урока по биологии "Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье"
учебно-методический материал по биологии (10 класс)
Методическая разработка урока по биологии "Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье". Основные задачи урока: сформировать представления об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития человека и факторах влияющих на развитие плода, воспитать потребность в здоровом образе жизни и ответственность за свои действия (и) или бездействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez_cheloveka_i_ego_reproduktivnoe_zdorovie.docx | 60.19 КБ |
презентация | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«МЫТИЩИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
на тему:
«Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье»
по общеобразовательной учебной дисциплины
ОДБ.07. «Биология»
МЫТИЩИ 2019
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учебная дисциплина (МДК, практика): | ОДБ.07. Биология |
Специальность: | |
Время проведения (регламент): | 45 минут |
Учебная группа, курс: | 1 курс |
Тема раздела рабочей программы: | Раздел 2. «Организм. Размножение и индивидуальное развитие» |
Тема занятия: | «Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье» |
Форма организации образовательного процесса: | Урок |
Тип занятия: | Комбинированный урок |
Технология обучения: | Информационно-коммуникативная технология обучения |
Междисциплинарные связи: | При освоении данной темы студенты опираются на знания и умения, полученные при освоении следующих дисциплин: «Биология» (школьный курс 5-9 кл), «Химия» (школьный курс). Знания и умения, полученные студентами в ходе освоения данной темы потребуются при освоении следующих дисциплин: «Основы безопасности жизнедеятельности», «Основы экологической безопасности и природопользования», «Основы философии», а также для профилактики собственного репродуктивного здоровья. |
Цель занятия: |
|
Задачи занятия: | |
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: |
|
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: |
|
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: |
|
Реализуемые принципы обучения: | Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей, принцип научности, принцип наглядности, принцип доступности обучения, принцип активности обучения. |
Методы обучения: | Объяснение, интерактивный опрос, изложение нового материала, интерактивная иллюстрация, проблемная ситуация, упражнение, педагогическое требование, поощрение. |
Средства обучения: | Базовый учебник по дисциплине «Биология», электронная презентация по теме учебного занятия, задания для самостоятельной работы, закрепления материала, персональный компьютер, проекционный экран, мультимедиа проектор, канцелярские принадлежности. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Структурные элементы занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучаемых | Методы и приёмы обучения | Средства обучения |
1. Организационная часть | 2 минуты | Приветствует присутствующих, проверяет отсутствующих. | Проверяют свою готовность к занятию. | Педагогическое требование | Учебный класс, коммуникативные способности педагога. |
2. Введение в учебную деятельность | 3 минуты | Сообщает тему и цели занятия. Обосновывает значимость для обучающихся темы занятия и ставит дидактические задачи (развить понятие «онтогенеза» человека, изучить этапы эмбрионального развития человека, выяснить последствия влияния различных факторов на развитие плода, научиться использовать приобретенные знания для профилактики собственного репродуктивного здоровья). Сообщает план занятия и условиях получения оценок. | Слушают преподавателя. Записывают тему учебного занятия. Фокусируют внимание на выделенных этапах занятия. | Объяснение, устное изложение | Учебный класс, коммуникативные способности педагога, канцелярские принадлежности, мультимедиапроектор, ноутбук. |
3. Актуализация ранее полученных знаний | 10 минут | Организует фронтальный опрос студентов по пройденной на прошлом занятии теме. В ходе опроса на слайдах появляются разнообразные вопросы и задания для целей актуализации знаний. Преподаватель отслеживает ход ответов на вопросы, отмечает отдельных обучающихся для целей выставления отметок. По окончании ответа на вопрос или выполнения задания на слайде появляется правильный ответ или верное решения задания, педагог в зависимости от полученных результатов производит разъяснение допущенных ошибок либо сразу переходит к следующему этапу занятия. | Слушают преподавателя. Отвечают на вопросы и выполняют задания для проверки остаточных знаний. После ответа на вопрос или выполнения задания слушают в форме беседы получают разъяснения преподавателя о допущенных ошибках. | Объяснение, педагогическое требование, интерактивная иллюстрация, интерактивный опрос. | Учебный класс, ПК, проектор, проекционный экран, презентация по дисциплине на данную тему, коммуникативные способности педагога. |
3. Объяснение нового материала | 15 минут | Производит объяснение нового материала (особенности эмбрионального развития человека, постэмбриональные этапы развития, факторы влияющие на онтогенез). | Слушают преподавателя. Изучают информацию на слайдах. Отвечают на проблемные вопросы, заданные преподавателем. Записывают необходимый материал в тетрадь (рабочий лист урока). | Объяснение, устное изложение, педагогическое требование, интерактивная иллюстрация. | Учебный класс, ПК, проектор, проекционный экран, презентация по дисциплине на данную тему, коммуникативные способности педагога. |
4. Закрепление учебного материала | 10 минут | Организует закрепление нового материала посредством беседы с обучающимися и выполнения заданий по новой теме. В ходе опроса на слайдах появляются разнообразные вопросы и задания для целей закрепления знаний. Преподаватель оценивает ответы на вопросы, отмечает отдельных обучающихся с целью выставления отметок. По окончании ответа на вопросы или выполнения заданий на слайде появляются правильные ответы или верные решения заданий, педагог в зависимости от полученных результатов производит разъяснение допущенных ошибок. | Слушают преподавателя. Отвечают на поставленные вопросы, выполняют практическое задание по новой теме. После ответа на вопрос или выполнения задания слушают в форме беседы получают разъяснения преподавателя о допущенных ошибках. | Объяснение, педагогическое требование, интерактивная иллюстрация, интерактивный опрос. | Учебный класс, ПК, проектор, проекционный экран, презентация по дисциплине на данную тему, коммуникативные способности педагога. |
5. Подведение итогов и выдача домашнего задания | 5 минут | Подводит итоги занятия, выставляет отметки. Объясняет суть домашнего задания (изучение параграфа по базовому учебнику, с указанием конкретных вопросов для проработки, выполнение предложенных практических заданий для самостоятельной работы). | Слушают преподавателя, задают вопросы относительно выставленных отметок. Слушают объяснение преподавателя. В домашних условиях выполняют задания для самостоятельной работы по данной теме. | Объяснение, педагогическое требование, оценивание, интерактивная иллюстрация. | Компьютерный класс, ПК, проектор, проекционный экран, презентация по дисциплине на данную тему, коммуникативные способности педагога. |
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: «ОНТОГЕНЕЗ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ»
1. Организационная часть
«Здравствуйте, уважаемые студенты! Все ли сегодня присутствуют?»
2. Введение в учебную деятельность.
Преподаватель озвучивает тему занятия и создает учебную мотивацию: «Скажите, какова биологическая роль живого существа?» (Презентация, слайд 2)
«Какой вы видите свою семейную жизнь? Сколько детей вы хотели бы иметь? Какими они будут?» Студенты отвечают на вопросы. (Презентация, слайд 3)
Затем знакомит студентов с планом проведения урока и ставит перед ними учебные задачи. «Ваши ответы означают, что тема сегодняшнего урока важна для всех вас». Студенты слушают, осознают и принимают учебные цели и задачи. Задают интересующие вопросы по организации урока. (Презентация, слайд 4)
3. Актуализация ранее полученных знаний (создание учебной ситуации):
1) Контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос с использованием слайдов презентации)
Повторим основные этапы онтогенеза у животных: (Презентация, слайд 5)
- Что называют онтогенезом? (индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения до смерти)
- Из каких этапов он состоит? (эмбриональный и постэмбриональный) (Презентация, слайд 6)
- Когда начинается эмбриональный период? (после момента оплодотворения) (Презентация, слайд 7)
- На какие этапы делится эмбриональный период? Какие процессы протекают на каждой из стадий? (1 стадия - дробление, формирование однослойного зародыша - бластулы, 2 стадия гаструляция, формирование 2-хслойного зародыша-гаструлы, 3 стадия – органогенез, начало формирования органов и тканей) (Презентация, слайд 8)
- Когда начинается постэмбриональный период? Каким образом он может протекать у разных животных? (после рождения или выхода организма из яйцевых оболочек и продолжается до смерти. Непрямой путь развития (у насекомых, земноводных) и прямой - у рыб, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих) (Презентация, слайд 9)
4. Объяснение нового материала (с использованием слайдов презентации и заполнением таблицы в тетради).
Рассмотрим эмбриональное развитие человека: (Презентация, слайд 10)
Студенты одновременно с рассказом преподавателя заполняют таблицу «Периоды эмбрионального развития человека» (Презентация, слайд 11)
Эмбриональное развитие человека включает в себя 3 периода:
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД От 1 дня до первой недели. (Презентация, слайд 12)
В результате оплодотворения генетический материал сперматозоида и яйцеклетки объединяются в одно диплоидное ядро. Сочетание материнских и отцовских хромосом определяют индивидуальные особенности нового организма (пол, группу крови, цвет глаз, цвет волос и многое другое) Оплодотворённая яйцеклетка (зигота) делится на всё большее и большее число клеток. Начался процесс индивидуального развития. Зигота, представляющая шар с жидкостью, опускается по яйцеводу в матку и примерно на 4-й день он содержит более 100 клеток.
7-8 день.
Зародышевый пузырёк (бластула) срастается со слизистой оболочкой матки.
ЗАРОДЫШЕВЫЙ ПЕРИОД (Презентация, слайд 13)
2-4 неделя.
Ворсинки внешних клеток эмбриона соединяются с кровеносными сосудами матери и образуют пуповину. Эмбрион начинает обособляться от зародышевых оболочек, образуются зачатки мышц, скелета и нервной системы.
5-6 неделя.
Эмбрион плавает в наполненном жидкостью пузыре, появляется мозг, позвоночник, цнс. На голове чётко различаются 4 впадины - это будущие глаза и уши ребёнка. Пищеварительная система, рот, челюсть в зачаточном состоянии, развивается желудок и грудная клетка. Сердце выглядит как выпуклость на грудной клетке. К концу этого периода оно начинает биться. Формируется система кровеносных сосудов. Образуются 4 крошечных зачатка конечностей. Длина зародыша около 6 мм.
7 неделя.
Печень плода становится центром кроветворения. Начинают развиваться тонкий кишечник и надпочечники. Интенсивно развивается головной мозг. Рефлекторные двигательные реакции плода на раздражения возникают на ранних этапах развития. Появляется грудь, живот, пальцы, различаются зачатки глаз. Длина зародыша 12 мм.
8 недель.
Большинство органов уже сформировано и в дальнейшем происходит только их рост. Происходит разделение пальцевых фаланг. Активно развиваются кости и суставы. Формируются ушные раковины и лицо, зародыш окружён водной оболочкой (амнионом). Эмбрион связан с развивающейся плацентой с помощью пупочного канатика. Длина 21мм.
ПЛОДНЫЙ ПЕРИОД (Презентация, слайд 14)
9 недель.
Сформировалось лицо, плод напоминает человека, длина 30 мм. В головном мозге сформировался мозжечок. В лёгких появляются зачатки бронхов в виде коротких ровных трубочек. Начинается дифференцировка яичников у плода женского пола.
14 недель.
Сформировались конечности вместе с пальцами и ногтями. Движения плода в полном объёме (спонтанные с периодами активности и отдыха). Появляется одна из форм спонтанной активности мышц плода – дыхательные движения. Частота дыхательных движений 40-70 в мин)
18 недель.
Беременная чувствует движение плода, слышно биение сердца, кожа покрыта тончайшими волосками (особенно в области бровей и ресниц). Длина плода 190 мм. Масса 180 г.
23 неделя.
Появляются волосы на голове. Длина плода 300 мм, масса 450 г. Появляется способность к сновидениям. Впервые наблюдается фаза быстрого сна, определяемая по движению глаз.
27 неделя.
Развиваются глаза, длина плода 350 мм, масса 875 г.
32 недели.
Появляется возможность фокусировать глаз во всех направлениях и визуальное внимание. При создании условий плод может выжить. Длина 450мм, масса 2300г.
40 недель.
Вследствие отложения подкожного жира тело становится округлым, грудь выпуклая. Кожа бледно-розового цвета, длина волос 2 см, ногти доходят до кончиков пальцев. Длина плода 500мм, масса 3250г. (Среднестатистический)
(Со слов родителей, вы знаете вашу массу и рост при рождении. Какие они?)
Проверяем заполнение таблицы (Презентация, слайд 15)
«Периоды эмбрионального развития человека»
Периоды эмбрио-генеза человека | Сроки | Особенности |
Начальный | 1 неделя | Дробление, перемещение эмбриона по маточной трубе, образование бластулы, внедрение ее в стенку матки. |
Зародышевый | 2-я-8-я недели | Гаструляция, органогенез, образование плаценты. К концу периода сформированы зачатки всех будущих органов, длина эмбриона 3 см и вес-11г. |
Плодный | 9-я неделя - рождение | 3 мес.- Сформированы все основные органы, 4,5 мес.- прослушивается сердцебиение, 7мес.- становится жизнеспособным, масса 2300г. длина 40см. 9 мес. – готов к рождению, масса 3000-3500 г, длина около 50см. |
- Чем заканчивается эмбриональный период?
- С этого момента начинается постэмбриональный период? (с рождения) ИТАК, Человек родился!
- Какие периоды можно выделить в этом периоде? (Презентация, слайд 16)
- Когда он заканчивается? (смертью)
Студенты заполняют схему «Постэмбриональное развитие человека»
Дорепродуктивный период (рост, развитие, половое созревание) 🡪 репродуктивный период (активное функционирование взрослого организма, размножение) 🡪 пострепродуктивный период (старение, угасание жизненных процессов).
Человек – существо биосоциальное. Большую роль в том, каким ребёнок вырастет, играет процесс воспитания, социальные условия, среда, в которой он развивается. Вопрос развития, становления человека как личности вы изучаете на психологии, литературе, истории. А как воспроизвести на свет здорового малыша и сохранить его здоровье, какие правила следует соблюдать -цель следующего нашего обсуждения.
Репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него - тема дальнейшего нашего обсуждения.
- Что нужно для зачатия и рождения здорового ребёнка, как вы думаете? (Презентация, слайд 17)
- Здоровые родители.
- Процесс вынашивания ребёнка (ответы студентов).
- Какие факторы могут повлиять на генетический материал, процессы формирования гамет и вынашивание ребёнка? (беседа/сообщения обучающихся, обсуждение полученных результатов) (Презентация, слайд 18-20)
Студенты заполняют таблицу «Факторы, влияющие на онтогенез человека»
Факторы, влияющие на онтогенез человека | ||
Физические | Биологические | Химические |
|
заболевания |
|
- К каким последствиям может привести их воздействие? (Презентация, слайд 21)
- Провоцируют хромосомные нарушения при созревании половых клеток.
- Приводят к нарушениям в строении верхних и нижних конечностей плода, к аномалиям развития внутренних органов, чаще других наблюдаются пороки желудочно-кишечного тракта, сердца и почек.
- Их воздействие может вызвать смерть плода или рождение умственно и психически недоразвитого ребенка.
5. Закрепление учебного материала:
(вопросы, которые были заданы в начале урока)
- Какой вы видите свою семейную жизнь?
- Сколько детей вы хотели бы иметь?
- Какими они будут?
- Что вы делаете сейчас для того, чтобы ваши будущие дети были здоровы физически, умственно и психологически? (Презентация, слайд 22)
- Для сохранения и укрепления репродуктивного здоровья и развития здорового ребенка необходимы одни и те же условия, что и для сохранения и укрепления здоровья в целом. Какие? Запишите в тетрадь. (Презентация, слайд 24)
6. Обеспечение учебной рефлексии, подведение итогов и выдача домашнего задания. (Презентация, слайд 25)
Студенты проводят самоанализ работы на занятии. Отвечают на вопросы:
1. Сегодня на уроке я почувствовал……
2. Сегодня я задумался…….
3. Сегодняшний урок показал мне…….
4. Сегодня я понял…….
5. На будущее мне надо иметь в виду…..
6. Сегодня на уроке я заслужил отметку…..
Преподаватель также анализирует собственную деятельность на уроке.
Домашнее задание: повторить § 1.5 учебника «Биология» Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О., стр. 65-73.
Подумайте, в чем смысл одной известной старой притчи: «Одна женщина пришла к мудрецу и спросила совета, как воспитывать ребенка. "Когда он родился?" - спросил старец. "Вчера", - ответила мать. "Ты опоздала на девять месяцев", - огорчился мудрец» Почему он ей так ответил? (Презентация, слайд 26)
Используемая литература:
- Константинов В.М., Резанов А.Г., Фадеева Е.О. Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред. проф. образования.- М Издательский центр «Академия», 2018 (базовый учебник).
- Бодрова Н.Ф. Биология 10-11 классы. Общая биология. Базовый уровень. Поурочные разработки.- Воронеж,2014
- Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология: 10-11кл М., 2002
- Самусев Р.П., Селин Ю. М. Анатомия человека: учебник — М. Медицина, 1990.
Интернет-ресурсы:
- www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник побиологии, On-line тесты).
- www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
- http://побиологии.рф/
- www.bio.1.september.ru
- www. baby-calendar.ru
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА: Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье. Какова биологическая роль любого организма?
ТЕМА: Онтогенез человека и его репродуктивное здоровье. Биологическая роль живого существа – оставить после себя потомство .
Цели занятия: Сформировать понятие онтогенеза человека Изучить этапы эмбрионального развития человека Выяснить последствия влияния на развитие зародыша алкоголя, наркотиков, никотина, вирусных заболеваний, лекарственных препаратов и пр. Научиться использовать приобретенные знания для профилактики собственного репродуктивного здоровья.
ОПРОС: Что такое онтогенез? - Из каких этапов он состоит? - Когда начинается эмбриональный период? - На какие этапы делится эмбриональный период? - Какие процессы протекают на каждой из этих стадий? - Когда начинается постэмбриональный период? - Каким образом он может протекать?
Онтогенез - индивидуальное развитие организма от момента оплодотворения до конца жизни
Оплодотворение – это процесс слияния двух половых клеток с образованием зиготы, которая несет наследственный материал обоих родителей.
Этапы эмбрионального развития
Постэмбриональное развитие
Внутриутробное развитие начинается с момента зачатия и заканчивается родами . Включает в себя три периода: Начальный (1-я неделя). Зародышевый , длится первые два лунных месяца (2-8-я недели). Плодный , с девятой недели до рождения.
Таблица «Периоды эмбрионального развития человека» Период эмбриогенеза человека Сроки Особенности развития Начальный Зародышевый Плодный
НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД (1-я неделя развития): образование бластоцисты, имплантация.
ЗАРОДЫШЕВЫЙ ПЕРИОД (2-8 недели развития) 3-4 неделя : образуются зачатки мышц, скелета и нервной системы. 5-6 неделя: появляется мозг, позвоночник, развивается желудок и грудная клетка, сердце начинает биться. Образуются 4 крошечных зачатка конечностей. Длина зародыша около 6 мм. 7-8 неделя: Большинство органов уже сформировано и в дальше происходит только их рост. Видны пальцы. Формируются ушные раковины и лицо. Эмбрион связан с плацентой с помощью пупочного канатика. Длина его около 21мм.
ПЛОДНЫЙ ПЕРИОД (с 9 недели - до рождения) 11-14 недель : полностью формируются ноги и руки,. Ребенок начинает глотать, почки начинают производить мочу. Движения становятся более координированными. 15 – 18 недель : хорошо видно лицо и ушки. Ребенок открывает ротик и моргает, делает хватательные движения и начинает в мамином животике активно толкаться. Пол уже четко виден, слышно биение сердца, кожа покрыта тончайшими волосками (особенно в области бровей и ресниц). Длина плода 190 мм. Масса 180 г. 24-27 недель : Продолжается развитие легких. Развиваются глаза. Малыш умеет засыпать и просыпаться. 32 недели. Преждевременно родившиеся при этом сроке дети может выжить. Вес до 2500 г, длина – 450 мм. 40 недель. Вследствие отложения подкожного жира тело становится округлым, грудь выпуклая. Кожа бледно-розового цвета, длина волос 2 см, ногти доходят до кончиков пальцев. Длина плода 500мм, масса 3250г.
Таблица «Периоды эмбрионального развития человека» Период эмбриогенеза человека Сроки Особенности развития Начальный 1 неделя Дробление, перемещение эмбриона по маточной трубе, образование бластулы, внедрение ее в стенку матки. Зародышевый 2- 8 недели Гаструляция, органогенез, образование плаценты. К концу периода сформированы зачатки всех будущих органов, длина эмбриона 3 см и вес-11г. Плодный 9 неделя- рождение 3 мес.- Сформированы все основные органы, 4,5 мес.- прослушивается сердцебиение, 7мес.- становится жизнеспособным, масса 1700г. длина 40см. 9 мес. – готов к рождению, масса3000-3500 г, длина около 50см.
ПОСТЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Как вы думаете, какие факторы влияют на рождение здорового ребёнка?
Факторы, влияющие на генетический материал, процессы формирования гамет и вынашивание ребёнка
Физические факторы Радиационное излучение Высокая температура Давление Шумовое воздействие Физическая нагрузка
Биологические факторы Инфекционные заболевания Хронические заболевания Вирусные заболевания
Химические факторы Питание Никотин Алкоголь Наркотики Лекарственные средства Экология
Последствия воздействия негативных факторов: Провоцируют хромосомные нарушения при созревании половых клеток. Приводят к нарушениям в строении верхних и нижних конечностей плода, к аномалиям развития внутренних органов, чаще других наблюдаются пороки желудочно-кишечного тракта, сердца и почек. Их воздействие может вызвать смерть плода или рождение умственно и психически недоразвитого ребенка.
Что вы делаете СЕЙЧАС для того чтобы ваши будущие дети были здоровы физически, умственно и психически?
Условия рождения здоровых детей, сохранения и укрепления здоровья в целом. Ведение здорового образа жизни (Сбалансированное питание, стабильная масса тела, гармоничное развитие мускулатуры) Отказ от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков . Экологически-безопасная окружающая среда. Планирование беременности. Готовясь к беременности, необходимо пройти полное медицинское обследование еще до зачатия ребенка, чтобы предотвратить возможные проблемы в будущем.
Самооценка. 1.сегодня на занятии я почувствовал…… 2.сегодня я задумался……. 3.сегодняшнее занятие показало мне……. 4.сегодня я понял……. 5.на будущее мне надо иметь в виду….. 6.сегодня на занятии я заслужил отметку…..
Домашнее задание повторить § 1.5 Подумайте, в чем смысл одной известной старой притчи: «Одна женщина пришла к мудрецу и спросила совета, как воспитывать ребенка. "Когда он родился?" - спросил старец. "Вчера", - ответила мать. "Ты опоздала на девять месяцев", - огорчился мудрец» Почему он ей так ответил?
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОИХ БЛИЗКИХ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 8 классе "Иммунология на службе здоровья"
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В. В. Пасечника, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключит...
Методическая разработка урока "Стадии эволюции человека"
Урок биологии в 11 классе...
Методическая разработка урока "Наследственные болезни человека".
Урок по биологии для учащихся 10 классов "Наследственные болезни человека" с использованием технологии критического мышления....
Методическая разработка урока-7 класс. Человек и его профессия. Выставка работ “Моя будущая профессия”
Методические рекомендации к занятию.Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Учени...
Методическая разработка урока по теме "Человек - дитя природы"
Технологическая карта урок-дискуссия, в ходе которого учащимся предлагается решить философскую дилемму - является ли человек добром или злом для природы....
Методическая разработка урока по английскому языку в 7 классе "Здоровье лучше богатства", УМК "Английский в фокусе".
Предлагаемая методическая разработка может быть полезной для проведения урока в 7 классе по теме «Здоровье лучше богатства» при работе с УМК &laqu...
Методическая разработка урока-игры "Мир человека в иудаизме"
Проживая в многонациональной стране, многонациональном и многоконфессиональном регионе, учащимся необходимо не только знать, научиться понимать культурные традиции различных религий и уважать их, отно...