II Мотивация к учебной деятельности | Фронтальная и индивидуальная
| На доске размещены таблица «Природное сообщество», «Растения елового леса» и гербарные экземпляры некоторых растений, произрастающих в еловом лесу. | - Что изображено на таблице? - Почему именно эти организмы изображены?
| Отвечают на вопросы - на таблице изображен еловый лес, в котором произрастают ель, пихта, лиственница, черника, обитают куницы, глухари, зайцы лоси. - в тайге определенные условия, от которых зависит видовой состав | Личностные: опора на жизненный опыт. Регулятивные: определение темы урока | высказывать суждения, ознакомление с приспособленностью живых организмов к жизни в условиях определенного сообщества. |
III Актуализация знаний.
| Фронтальная и индивидуальная
| актуализация знаний учащихся о жизни растений, животных в природе, о типах взаимоотношений
формулирование темы урока | - Какие растения преобладают в природных условиях нашего края?
- Какие взаимоотношения существуют между организмами в природе?
- Какова тема урока? что будем изучать сегодня на уроке | Приходят к выводу, что организмы в природе существуют не одиночно, а совместно, взаимодействуя друг с другом. образуют комплексы - сообщества - Складываются разнообразные взаимоотношения: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм и др.
- Формулируют тему урока "Природное сообщество" | Личностные–проявление интереса к новому содержанию. Регулятивные – участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение. Коммуникативные – выражать свои мысли. | высказывать суждения, ознакомление с приспособленностью живых организмов к жизни в условиях определенного сообщества.
|
IV Принятие учебных целей и условий их достижения | Фронтальная и индивидуальная Работа с учебником
| Постановка цели урока | Правильно сегодня на уроке мы будем изучать природные сообщества. Посмотрите как сформулирована тема в учебнике (параграф 30, стр.159),запишите тему в тетрадь - почему в теме между природным сообществом и биогеоценозом стоит тире? Эти понятия означают одно и тоже? Или есть разница? И что такое экосистема? - Какая цель сегодня стоит перед нами на уроке? - что мы можем изучить в природном сообществе? | Читают и записывают тему урока в тетрадь "Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме"
Высказывают свое мнение
Формулируют цель: Изучить природное сообщество, причины возникновения, структуру, условия и взаимосвязи в сообществе | Личностные–проявление интереса к новому содержанию. Регулятивные – участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свое мнение. Познавательные – находить отличия, сходства. Коммуникативные – выражать свои мысли. | высказывать суждения, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, |
V Изучение нового материала | Работа с учебником наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Групповая
Выполнение записей в тетради. | С помощью учебника п.30 стр 159-161, таблиц, рисунков, схем, дополнительной информации, выполните задания в группах 1 группа: выясните, что такое природное сообщество, какими свойствами обладает, из каких состоит компонентов, приведите примеры. Составьте схему(карту понятий), подготовьте выступление группы по заданию 2 группа: : выясните, что такое биогеоценоз, какими свойствами обладает, из каких состоит компонентов, приведите примеры. Составьте схему(карту понятий), подготовьте выступление группы по заданию 3 группа: выясните, что такое экосистема, какими свойствами обладает, из каких состоит компонентов, приведите примеры. Составьте схему(карту понятий), подготовьте выступление группы по заданию На рабочих листах указаны страницы в учебнике, приведены рисунки, схемы, определения.
Представление результатов работы в группах, корректировка, запись схем в рабочие тетради,
сравнение понятий природное сообщество, биогеоценоз и экосистема, составление схемы, отражающей взаимосвязь между этими понятиями Выбор наиболее удачной схемы и запись схемы в тетрадь | для начала разберемся что же такое природное сообщество, биогеоценоз и экосистема.
Для этого организуем работу в группах.
(организует работу в группах, руководит, направляет)
Приглашаю 1,2 и 3 группы для представления результатов работы в группах
Продолжите работу в группах, сравните понятия природное сообщество, биогеоценоз и экосистема, составьте схемы, отражающей взаимосвязь между этими понятиями
Что у вас получилось? Как взаимосвязаны эти понятия?
Какая наиболее удачная? Почему? Выполните схему в тетради. | Работают а группах составляют схему (карту понятий)
Представляют результаты работы, схемы размещают на доске,
1 группа: природное сообщество, обладает свойствами: конкретные (определенные) природные условия; состоит из компонентов: сообщество разных живых организмов (определенные растения, животные, бактерии, грибы), абиотические факторы (определенные природные условия) определенная территория Примеры: луг, болото, степь
2 группа: биогеоценоз, обладает свойствами: взаимосвязан круговоротом веществ и потоком энергии, своеобразие видового состава; состоит из компонентов: растительное сообщество (однородная растительность), участок суши (территория), определенные однородные абиотические условия среды Примеры: сосновый бор, дубрава, березняк
3 группа: экосистема, обладает свойствами: единство компонентов и их взаимодействие; состоит из компонентов: взаимосвязанных живых организмов и абиотических условий среды Примеры: муравейник, мировой океан
сравнивают, составляют схемы, представляют результаты работы,
Выбирают, высказывают аргументы, рисуют в тетради
Взаимосвязь между этими понятиями сложная. Природное сообщество = биогеоценоз. Каждый биогеоценоз = экосистема, но не каждая экосистема = биогеоценоз. Можно выделить несколько уровней экосистем:
Экосистема 1 уровня - крупная (мировой океан, биосфера), 2 уровня - средняя (природное сообщество болота, пруда, биогеоценоз - ельник, березняк)), 3 уровня - мелкие (экосистема лужи, гниющего пня, муравейника). | Познавательные: извлечение необходимого материала из текста Познавательные – находить отличия, сходства.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в сборе информации Логические уд. (построение логических рассуждений и доказательств ) Регулятивные: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: опора на жизненный опыт | освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, ознакомление с приспособленностью живых организмов к жизни в условиях определенного сообщества. Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, формирование навыка смыслового чтения.
|
VI Физминутка |
| Определите что является биогеоценозом, что экосистемой. Если назван биогеоценоз - наклонитесь влево, экосистема - вправо | Называет примеры биогео-ценозов | и эко-систем: | дубрава, ельник, березовая роща, болото травянистое болото сфагновое ивняк тундра моховая тундра лишайниковая березняк лес тропический лес сосновый | лужа, гниющий пень, аквариум биосфера муравейник, ферма тундра, мировой океан, капля прудовой воды, луг, лес |
| Определяют и выполняют наклоны наклон влево | наклон вправо | дубрава, ельник, березовая роща, болото травянистое болото сфагновое ивняк тундра моховая тундра лишайниковая березняк лес тропический лес сосновый | лужа, гниющий пень, аквариум биосфера муравейник, ферма тундра, мировой океан, капля прудовой воды, луг, лес |
| Личностные: опора на жизненный опыт
Регулятивные: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование; | освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу
|
| Фронтальная Словесно-логический наглядно-иллюстративный, частично-поисковый Групповая
| Структура природного сообщества на примере елового леса рассматривается
Формирование понятия биотоп | С помощью рисунка 141 Структура природного сообщества на стр. 161, и таблицы на доске охарактеризуйте структуру природного сообщества елового леса Условия среды в природном сообществе отличаются от условий среды за его пределами, как вы думаете, почему? _ Верно! Т.о. формируется внутренняя среда природного сообщества, место обитания живых организмов или биотоп биос -жизь топос - место Сформулируйте определение понятия БИОТОП
- Биотоп или внутренняя среда прир. сообщества является своего рода ДОМОМ для его обитателей, а мы лишь гости в этом ДОМЕ Поэтому мы должны соблюдать правила, принятые в в этом доме, чтобы не навредить его ЖИЛЬЦАМ и условиям их обитания - Какие правила мы должны соблюдать в лесу? | Учащиеся характеризуют структуру природного сообщества елового леса с помощью рисунка 141 Структура природного сообщества на стр. 161, Усл. нежив.прир.: темно, влажно, прохладно, отсутствует ветер, почвы дерново-подзолистые Продуценты -создают орг.в-ва: ель, малина, черника Консументы - поедающие орг. в-ва: глухарь, белка, куница, лось Редуценты - перерабатывающие орг. в-ва до нерг. - грибы, жуки, черви, бактерии
- обитатели сообщества влияют на среду, изменяя ее
подходят к определению понятия "биотоп" - это внутренняя среда природного сообщества, место обитания живых организмов
|
|
|
VII Закрепление | Фронтальная | Закрепление знаний о природном сообществе, о биогеоценозе как целостном природном сообществе, о структуре природного сообщества | В чем отличие биогеоценоза и экосистемы? Как взаимосвязаны эти понятия? Что входит в структуру природного сообщества? Закончите предложение: Лес и водоем имеют много общего, так как они....... | Отвечают на вопросы с помощью схем, составленных на уроке
........ представляют собой природные сообщества | Коммуникативные: умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Познавательные: делать выводы Личностные – устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | освоение знаний о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме, сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу Высказывать суждения, анализировать связи, сопоставлять |
VIII Рефлексия | Дополнение утверждений | Итак, биогеоценоз, или природное сообщество живых организмов и условий абиотической среды на определенной территории, проявляется в природе как единое целое. Существенным свойством биогеоценоза является круговорот веществ. Названия «биогео-ценоз», «биосистема» и «экосистема» характеризует с разных позиций одно и то же явление – совокупность живых организмов и условий окружающей среды. | Организует беседу с классом по вопросам - Достигли ли мы цели урока?
- Что было главным на уроке?
- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Что было интересным?
- Чему научились?
| Лист самооценивания Оцени свою работу на уроке. Заполни лист оценивания 1. Сегодня на уроке я узнал (а) (что?) _________________ 2. Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ______________ 3. Сегодня на уроке на научился (лась) лучше делать (что?) _____________ 4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?) __________ 5. Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ____________ 6. Осталось непонятным (что?) ____________________________ 7. Сегодня на уроке я был (а) (каким учеником? какой ученицей?) ___________ | Регулятивные - выработка критериев, оценивание работы в группах, парах. Личностные – устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, оценивать собственный вклад в работу группы. | Высказывать суждения, сохранять мотивацию к учебной деятельности; проявлять интерес к новому материалу
|