Конспект урока биологии в 5 классе на тему "Грибы"
план-конспект урока по биологии (5 класс)
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить обучающихся с характерными признаками грибов; дать представление о строении грибов; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Биология
Класс: 5
Тема урока: Грибы
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: познакомить обучающихся с характерными признаками грибов; дать представление о строении грибов; раскрыть значение грибов в природе и жизни человека.
Прогнозируемые результаты
личностные:
- учить проверять себя;
- учить давать оценку своим действиям;
метапредметные:
- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- учить анализировать и выделять общее;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
предметные:
- формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов; грибница, мицелий, микориза.
Дистанционный ресурс: программа ZOOM режим видеоконференция, проверочная работа на «Google Формы».
ХОД УРОКА
1. Добрый день. Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередной шаг к изучению живой природы.
2. Актуализация знаний:
Мы познакомимся с не менее интересными, древними и очень распространенными организмами. Отгадайте загадки.
У кого шапка без головы,
А нога без сапога?
Я под шапкой цветной
На ноге стою одной.
У меня свои повадки:
Я всегда играю в прятки.
Маленький, удаленький,
Сквозь землю прошёл,
Красну шапочку нашёл (1)
3.Создание проблемной ситуации.
Что объединяет организмы на слайде? (ответы обучающихся) СЛАЙД №1
Что такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?
3. Целеполагание. Постановка учащимися темы, цели и задач урока.
4. Первичное усвоение новых знаний.
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы-
царство грибов.
Наука о грибах называется микология (от греческого микос – «гриб», логос – «учение»).
Почему грибы выделили в отдельное царство?
СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ состоит в том, что нет хлорофила, для питания грибам необходимо готовое органическое вещество – это сближает их с животными, но неподвижны, постоянно растут как растения. СЛАЙД №2
Нарисуйте любой гриб такой, каким вы себе его представляете. Покажите мне на экране (Просматривает рисунки)
К сожалению, вы не справились с заданием. Вы нарисовали плодовое тело гриба, которое находится над землей. Основная же часть гриба – грибница, состоящая из множества ветвящихся нитей, находится под землей.
Открывайте учебники (с. 64) и рассмотрите рисунок, найдите к нему пояснение в тексте.
Теперь дополните свой рисунок, обозначьте грибницу и плодовое тело гриба, которое состоит из шляпки и ножки. (2)
Учитель: Посмотрите на слайд, скажите, какие две главные части мы можем назвать у шляпочных грибов? (Надземная – плодовое тело и подземная – грибница или мицелий) СЛАЙД №3
Давайте еще раз уточним, из чего состоит плодовое тело? (Из шляпки и ножки)
Почему шляпочные грибы часто растут рядом с деревьями? СЛАЙД №4
Между грибницей грибов и корнями деревьев устанавливается взаимосвязь. Корни дерева оплетаются грибницей и снабжают ее необходимыми органическими веществами. Грибница, в свою очередь, обеспечивает дерево водой и минеральными веществами.
Ребята, посмотрите на слайд, вы видите корни дерева, оплетенные грибницей, такое образование носит название микориза.
Как размножаются грибы? СЛАЙД №5
Размножаются грибы в основном спорами. Попав в почву, споры прорастают. Из них развивается грибница, на которой со временем вырастает плодовое тело гриба. Помимо этого грибы могут размножаться частями грибницы.
5.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
На какие группы можно разделить все грибы? СЛАЙД №6
В царстве грибов выделяют три основных типа:
- Шляпочные грибы
- Плесневые грибы
- Дрожжевые грибы
- Грибы-паразиты
Со шляпочными грибами мы познакомились.
Шляпочные грибы делят на: съедобные и несъедобные.
Какие съедобные грибы вы знаете?(ответы учащихся).СЛАЙД №7
Какие несъедобные грибы вы знаете?(ответы учащихся). СЛАЙД №8
Для знакомства с другими представителями грибов используем таблицу, которую вы заполните по учебнику на странице 65( время заполнения 5 минут). СЛАЙД №9
Тип гриба | Название | Значение |
Плесневые грибы | ||
Дрожжевые грибы | ||
Грибы-паразиты |
Плесневые грибы. СЛАЙДЫ№10-12
Плесневые грибы распространены повсеместно. В основном обширные колонии вырастают в тёплых влажных местах на питательных средах.
Плесневые грибы постоянно обитают в воздухе, почве, навозе, на поверхности различных предметов, стен сырых помещений и пр.
Дрожжи. СЛАЙД №13
Дрожжи — группа одноклеточных грибов.
Живут дрожжи в жидких или полужидких субстратах, в которых много органических веществ: например, в сахарном растворе, оставленном на несколько дней в помещении при комнатной температуре, появляется пена, а запах становится алкогольным – это дрожжи, попав из воздуха в раствор, начинают активно расти и размножаться.
Грибы-паразиты. СЛАЙДЫ №14-15
Трутовик паразитирует на деревьях. Заметно сокращают срок жизни дерева.
Спорынья поражает хлебные злаки. Она незначительно снижает урожай, но отравляет муку в случае попадания заражённых зёрен в общую массу.
Игра «Правила сбора грибов» СЛАЙД №16
Перефразируйте неправильные правила в правильные и обоснуйте их.
1. Всегда пробуй гриб на вкус.
2.Клади в корзину все грибы, дома разберешься.
3. Собирай грибы возле дороги, они крупнее.
4.Собирай старые грибы, они вкуснее и наваристее.
5.Отрывай гриб, прямо с грибницей.
6. Подозрительные грибы лучше растоптать.
6.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. СЛАЙД №17
- & 12 с.64- 67 (Учебник А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. -М.: Дрофа, 2016. – 158 с.: ил.)
7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Вернемся к вопросу: Почему грибы выделили в отдельное царство?(учащиеся объясняют, использую знания о грибах)
Что нового вы узнали о грибах ( ответы обучающихся).
Метод «Цепочка вопросов»
Учащиеся по изучаемой теме по цепочке задают друг другу вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"
Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....
Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида
Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....
Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"
Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...
Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"
Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...
План-конспект урока биологии (7 класс) по теме "Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб"
Тема: « Класс костные рыбы. Многообразие и значение костных рыб»...
Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений
Конспект урока биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...
Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»
План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...