«Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии»
статья по биологии

Гордеева Ольга Ивановна

  ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_aktivnyh_metodov_obucheniya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей

биологии и химии по теме:

                                   

«Применение активных методов обучения

на уроках биологии  и химии

 в рамках реализации ФГОС ООО»

 Подготовила:

                                                                          учитель  биологии и химии

МБОУ «Русско – Паёвская СОШ»

Гордеева О.И.

2017 год

Выступление на районном семинаре учителей

биологии и химии по теме:

«Применение активных методов обучения

на уроках биологии  и химии»

Гордеева О.И. учитель  биологии и химии МБОУ «Русско – Паёвская СОШ»

Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС ООО.

      ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. 

    Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.

   Под активными методами обучения понимается система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на неимитационные и имитационные.

     Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых.   Примером имитационных методов является дидактическая игра.

    Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся проблемные лекции, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тематические дискуссии, работа в парах и группах, круглые столы, мозговой штурм, лабораторные и практические работы,

способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы.

        Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин - цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя. Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. В своей практике применяю  такие активные методы, как:

  • групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся. Часто, особенно при проведении обобщающих уроков организую работу учащихся в группах. Обучение в сотрудничестве предполагает: взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов, распределение начальных действий и операций, коммуникацию, общение и взаимопонимание; 
  • работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;

Пример задания: Найдите биологические ошибки и неточности в отрывке

В одном из старинных романов можно прочитать:"...Летние месяцы поручик Чебуреков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки и зимолюбки! Изящные цветки этих растений напоминают белые огоньки в темном сумраке елового леса. Удивительный мир леса с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь. А вот буроватые цветки подъельника..." Это растение лишено хлорофилла и, видимо, паразитирует на корнях ели," -подумал поручик. Навеявшее воспоминания о шашлыках прошлогоднее кострище. уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанций. Выйдя к лесной поляне, Чебуреков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек и колокольчиков. По пути домой он сорвал какой-то лютик, из стебля которого сразу же показался оранжево-красный млечный сок. У самой усадьбы внимание Чебурекова привлекла расцветшая белыми цветками крапива. "Пора собрать ее на щи", - подумал он.

ОТВЕТ: В этой задаче содержатся следующие биологические ошибки и неточности: а)кислица и печеночница цветут весной, поэтому  в июле трудно любоваться их цветками. б)околоцветник печеночницы синевато-лиловый, а не белый. в)предположение Чебурекова оказалось недалеким от истины: подъельник имеет симбиотические связи с микоризными грибами, от которых он получает  органические вещества, а мицелий этих грибов ,в свою очередь, получает питание от корней дерева. Таким образом, подъельник паразитирует на дереве опосредованно, используя для этих целей свои симбиотические связи с грибом. г) не лишайник, а мох; лишайники растут очень медленно, поэтому за один год не могут покрыть кострище. д) плод земляники-многоорешек и с точки зрения ботаники не может называться ягодой. е)чтобы сорвать цветок ромашки, лучше вооружиться пинцетом, т.к. цветки ромашки очень мелки и образуют соцветие корзинку, которое неправильно называют цветком. ж)лютик с оранжево-красным млечным соком- чистотел, сок которого при соприкосновении с воздухом становится оранжево-красным. з)белыми цветками цветет не крапива, а совсем другое растение яснотка белая, которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

  • мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?";

  • деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных способов эффективной учебной и профессиональной деятельности (урок в 8 классе "Суд над сигаретой") ;

Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…, составить кроссворд, синквейн и др.;

Пример задания:

Познакомив учащихся со способами распространения плодов и семян,  предлагаю учащимся сыграть в игру «Растеряхи в растительном мире». По картинке составить маленькие сказки, где главными героями являются растения-растеряхи, разными способами теряющие свои семена, и кто им помогает в этом.

  • Прием «Инсерт».

Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории. Такой метод как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным. Но при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя, по его заданию читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу, другие формы записи в тетрадях, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения, оно эффективно активизирует и развивает логическое мышление учащихся. Это позволяет дифференцировать работу с учащимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.

Пример задания:

1) Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нервную систему подразделяют на два вида — центральную и периферическую.

Головной и спинной мозг относится к центральной нервной системе, а все нервы и нервные окончания, узлы и нервные сплетения, пронизывающие организм, относятся к периферической нервной системе. Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, тканей, передает оперативную информацию организму об изменении условий – внешних и внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет ответные реакции, при этом корректируя работу эндокринной, сердечно — сосудистой, костно-мышечной, дыхательной и других систем.

Периферическая нервная система выполняет функцию проводника между ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга.

Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система охватывает весь кожный покров и опорно-двигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и моторную функции.

Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и его роста в целом.

А. Используя информацию текста, составьте схему:

           Б.Проанализируйте   информацию текста  и напишите к нему 5 вопросов, которые бы начинались со слов «Зачем?», «Почему?»

2 Пища с высоким содержанием растительных волокон, микроэлементов и витаминов устраняет развитие таких болезней, как инфаркт, инсульт, гипертония, сахарный диабет и рак и значительно увеличивает продолжительность жизни. В рационе питания следует увеличить долю продуктов с высокими биоэнергетическими свойствами (сырые овощи, зелень, фрукты, ягоды, пророщенные зерна, орехи, семечки, мед, нешлифованные крупы с минимальной термической обработкой), причем лучше в натуральном виде и ежедневно. Углеводную и белковую пищу, крахмалы и сладости одновременно лучше не употреблять, особенно людям с заболеванием органов пищеварения.

А. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

Б. Витамины – не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?

  • методы проблемного обучения. Их использование позволяет учителю подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Метод проблемного изложения, достаточно сложен,  но я обычно при постановке проблемы размышляю вслух и побуждаю учащихся к логическому мышлению и соучастию в решении проблемного вопроса, для сильных учащихся составила задания требующие вычислений, размышлений, умозаключений  для самостоятельной работы. Также важными составляющими данного метода являются сравнение, обобщение и выводы, сопоставление фактов; вопросы на обобщение;
  • баскет-метод  - метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или ботаническому саду. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах;
  • практический эксперимент

            Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами учащихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента учащиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей. Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с учащимися мы пытаемся объяснить полученный результат. Так же это можно использовать при изучении новой темы с просмотров слайдов, кинофильмов;

  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Отдельно следует остановиться на этом методе. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
  • метод проектов - форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
  • дидактическая игра

      Примеры дидактических игр: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Биологические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “По страницам Красной книги”, “Угадай” и т.д.

        Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения  познавательной активности

  • ролевая игра

    Ролевые игры – хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальные жизненные ситуации, «взрослую» деятельность; опираются на опыт детей, способствуют его  обогащению  и  развитию.  Именно  такое  деловое общение позволит учащимся в будущем строить конструктивные партнёрские отношения. Ролевая игра является неотъемлемой частью методической организации урока. В основе такой игры лежат не только деловые, профессиональные предметы обсуждения. При этом хотелось бы отметить, что ведущая роль в развитии сюжета игры всегда принадлежит преподавателю, а проведение ее требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и обучающихся.

     На различных этапах урока использую биологические и  химические диктанты, эстафеты, викторины, турниры.

Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.

 Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.

  Часто провожу зачеты,  применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к математике. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка.

     Считаю, что особое внимание надо обратить на дифференциацию обучения, которая позволяет акцентировать внимание учителя на работе с учащимися с различным уровнем подготовки. При изучении нового материала, на уроках химии, я стараюсь создать такую ситуацию, в которой каждый ученик принимает участие на доступном для него уровне.

      Использование в образовательном процессе технологии активного обучения дает ученику:

· развитие личностной рефлексии;

· осознание включенности в общую работу;

· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

· развитие навыков общения;

· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

· повышение познавательной активности.

    В результате использования активных методов в  биологии и химии   повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция.

     Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.

     Поэтому выбор  активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии и химии.

Литература:

1. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.

 2. Педагогическое творчество в школе./под ред. В.Ф. Кривошеева. — М. 1992

3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с.

4. Гин А. Приемы педагогической техники. — «Вита-Пресс». М. — 1999.

 5. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24.

 6. Штемплер Г.И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Применение активных методов обучения на уроках биологии

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках биологии...

Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...

Обобщение опыта работы учителя биологии по теме ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ

Естественнонаучная грамотность – это способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с ...