«Применение активных методов обучения на уроках биологии и химии»
статья по биологии

Гордеева Ольга Ивановна

  ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_aktivnyh_metodov_obucheniya.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном семинаре учителей

биологии и химии по теме:

                                   

«Применение активных методов обучения

на уроках биологии  и химии

 в рамках реализации ФГОС ООО»

 Подготовила:

                                                                          учитель  биологии и химии

МБОУ «Русско – Паёвская СОШ»

Гордеева О.И.

2017 год

Выступление на районном семинаре учителей

биологии и химии по теме:

«Применение активных методов обучения

на уроках биологии  и химии»

Гордеева О.И. учитель  биологии и химии МБОУ «Русско – Паёвская СОШ»

Целью моего выступления является общее знакомство с активными методами обучения и с конкретными примерами применения этих методов на уроках биологии и химии в рамках реализации ФГОС ООО.

      ФГОС предъявляет более высокие требования к уровню подготовки ученика в общеобразовательной школе. Сегодня главное - не столько передать знания, сколько «научить учиться», что предполагает умение каждого ученика находить и обрабатывать различную информацию, применять ее в реальной жизни. 

    Чтобы каждый учащийся на уроке смог продемонстрировать свои способности, принять участие в обсуждении материала, ответить на вопросы, следует уделить внимание активным методам обучения.

   Под активными методами обучения понимается система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе усвоения учебного материала.

По характеру учебно-познавательной деятельности методы активного обучения подразделяют на неимитационные и имитационные.

     Неимитационные методы не предполагают построения модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается здесь за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особым образом организованной процедуры ведения занятия, а также технических средств и обеспечения диалогических взаимодействий преподавателя и обучаемых.   Примером имитационных методов является дидактическая игра.

    Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. К ним относятся проблемные лекции, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций, деловые игры, тематические дискуссии, работа в парах и группах, круглые столы, мозговой штурм, лабораторные и практические работы,

способы развития мыслительных способностей, интереса к учебной работе, творчества, инициативы.

        Выбор того или иного метода на уроках зависит от разных причин - цели занятия, уровня знаний учеников, от внешних условий, творчества учителя. Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов можно достигнуть при использовании многих методов. В своей практике применяю  такие активные методы, как:

  • групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся. Часто, особенно при проведении обобщающих уроков организую работу учащихся в группах. Обучение в сотрудничестве предполагает: взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов, распределение начальных действий и операций, коммуникацию, общение и взаимопонимание; 
  • работа в малых группах – решение занимательных биологических задач;

Пример задания: Найдите биологические ошибки и неточности в отрывке

В одном из старинных романов можно прочитать:"...Летние месяцы поручик Чебуреков любил проводить в своем имении. Как прекрасно побродить в июльский зной по дышащему прохладой ельнику-черничнику, где в массе распустились цветки кислицы, печеночницы, любки и зимолюбки! Изящные цветки этих растений напоминают белые огоньки в темном сумраке елового леса. Удивительный мир леса с детства привлекал поручика, и любовь к ботанике не покидала его всю жизнь. А вот буроватые цветки подъельника..." Это растение лишено хлорофилла и, видимо, паразитирует на корнях ели," -подумал поручик. Навеявшее воспоминания о шашлыках прошлогоднее кострище. уже заросло различными лишайниками, среди которых особенно много было зеленых лопастей маршанций. Выйдя к лесной поляне, Чебуреков полакомился созревшими ягодами земляники и собрал букет из нескольких цветков ромашек и колокольчиков. По пути домой он сорвал какой-то лютик, из стебля которого сразу же показался оранжево-красный млечный сок. У самой усадьбы внимание Чебурекова привлекла расцветшая белыми цветками крапива. "Пора собрать ее на щи", - подумал он.

ОТВЕТ: В этой задаче содержатся следующие биологические ошибки и неточности: а)кислица и печеночница цветут весной, поэтому  в июле трудно любоваться их цветками. б)околоцветник печеночницы синевато-лиловый, а не белый. в)предположение Чебурекова оказалось недалеким от истины: подъельник имеет симбиотические связи с микоризными грибами, от которых он получает  органические вещества, а мицелий этих грибов ,в свою очередь, получает питание от корней дерева. Таким образом, подъельник паразитирует на дереве опосредованно, используя для этих целей свои симбиотические связи с грибом. г) не лишайник, а мох; лишайники растут очень медленно, поэтому за один год не могут покрыть кострище. д) плод земляники-многоорешек и с точки зрения ботаники не может называться ягодой. е)чтобы сорвать цветок ромашки, лучше вооружиться пинцетом, т.к. цветки ромашки очень мелки и образуют соцветие корзинку, которое неправильно называют цветком. ж)лютик с оранжево-красным млечным соком- чистотел, сок которого при соприкосновении с воздухом становится оранжево-красным. з)белыми цветками цветет не крапива, а совсем другое растение яснотка белая, которая не жжется и не употребляется для приготовления щей.

  • мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Например: "Что произойдет, если на Земле исчезнут все бактерии?";

  • деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных способов эффективной учебной и профессиональной деятельности (урок в 8 классе "Суд над сигаретой") ;

Творческие задания – исправить ошибки в научном тексте, придумать сказку на тему…, составить кроссворд, синквейн и др.;

Пример задания:

Познакомив учащихся со способами распространения плодов и семян,  предлагаю учащимся сыграть в игру «Растеряхи в растительном мире». По картинке составить маленькие сказки, где главными героями являются растения-растеряхи, разными способами теряющие свои семена, и кто им помогает в этом.

  • Прием «Инсерт».

Учащимся необходимо прочесть текст и сделать в нем определенные пометки в соответствии со своими знаниями и пониманием. Дополняю работу заданием- составить вопросы, расширяющие знания (прямые ответы на эти вопросы в тексте отсутствуют и требуют дополнительной информации), а также вопросы проблемного характера. Провожу конкурсы на лучший вопрос 2-ой и 3-ей категории. Такой метод как самостоятельная работа с учебником может быть репродуктивным. Но при условии, когда учащиеся самостоятельно без участия учителя, по его заданию читают текст и преобразовывают его в план, схему, таблицу, другие формы записи в тетрадях, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, конкретизации и обобщения, оно эффективно активизирует и развивает логическое мышление учащихся. Это позволяет дифференцировать работу с учащимися, позволяет сочетать индивидуальную, групповую и фронтальные формы организации учебной деятельности.

Пример задания:

1) Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу других регуляторных систем (эндокринной и иммунной). Нервную систему подразделяют на два вида — центральную и периферическую.

Головной и спинной мозг относится к центральной нервной системе, а все нервы и нервные окончания, узлы и нервные сплетения, пронизывающие организм, относятся к периферической нервной системе. Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов, тканей, передает оперативную информацию организму об изменении условий – внешних и внутренних, анализирует характер и силу раздражения и осуществляет ответные реакции, при этом корректируя работу эндокринной, сердечно — сосудистой, костно-мышечной, дыхательной и других систем.

Периферическая нервная система выполняет функцию проводника между ними, хотя сама находиться за пределами головного и спинного мозга.

Благодаря своим функциям, она делится на соматическую и вегетативную нервную систему. Соматическая нервная система охватывает весь кожный покров и опорно-двигательный аппарат, обеспечивая при этом сенсорную и моторную функции.

Вегетативная нервная система отвечает за деятельность желез внешней и внутренней секреции, внутренних органов, состояние лимфатической и кровеносной системы. Ее функции распространяются на обеспечение дыхания, кровообращения, пищеварения, размножения, веществ в организме и его роста в целом.

А. Используя информацию текста, составьте схему:

           Б.Проанализируйте   информацию текста  и напишите к нему 5 вопросов, которые бы начинались со слов «Зачем?», «Почему?»

2 Пища с высоким содержанием растительных волокон, микроэлементов и витаминов устраняет развитие таких болезней, как инфаркт, инсульт, гипертония, сахарный диабет и рак и значительно увеличивает продолжительность жизни. В рационе питания следует увеличить долю продуктов с высокими биоэнергетическими свойствами (сырые овощи, зелень, фрукты, ягоды, пророщенные зерна, орехи, семечки, мед, нешлифованные крупы с минимальной термической обработкой), причем лучше в натуральном виде и ежедневно. Углеводную и белковую пищу, крахмалы и сладости одновременно лучше не употреблять, особенно людям с заболеванием органов пищеварения.

А. В рацион питания всех людей должны входить в достаточном количестве сырые овощи и фрукты. Почему?

Б. Витамины – не строительный и не энергетический материал нашего тела, но обязательно должны входить в пищевой рацион человека. Почему?

  • методы проблемного обучения. Их использование позволяет учителю подвести школьников к противоречию и самим найти способ его разрешения. Метод проблемного изложения, достаточно сложен,  но я обычно при постановке проблемы размышляю вслух и побуждаю учащихся к логическому мышлению и соучастию в решении проблемного вопроса, для сильных учащихся составила задания требующие вычислений, размышлений, умозаключений  для самостоятельной работы. Также важными составляющими данного метода являются сравнение, обобщение и выводы, сопоставление фактов; вопросы на обобщение;
  • баскет-метод  - метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по виртуальному музею или ботаническому саду. В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах;
  • практический эксперимент

            Правильное сочетание теоретического материала с организацией опытно-практической работы, с последующим обсуждением результатов и выводами учащихся также способствует активизации учебной деятельности на уроке. При проведении опыта, наблюдения, эксперимента учащиеся получают практические навыки и привлекаются к осмыслению материала, усвоению научных понятий, выявлению причинно-следственных связей, биологических закономерностей. Интересным приемом при проведении лабораторной работы или опыта является сообщение цели работы без сообщения результата. Я демонстрирую опыт, затем совместно с учащимися мы пытаемся объяснить полученный результат. Так же это можно использовать при изучении новой темы с просмотров слайдов, кинофильмов;

  • обучение с использованием компьютерных обучающих программ. Отдельно следует остановиться на этом методе. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения данной технологии является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии безусловно является новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делает занятия более наглядными и интересными. Использование ИКТ на уроках биологии способствует развитию зрительной памяти, сосредоточению внимания на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. Презентация позволяет комбинировать одновременно несколько компонентов: текст, рисунок, анимацию, звуковое сопровождение и другие элементы. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
  • метод проектов - форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость.
  • дидактическая игра

      Примеры дидактических игр: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Биологические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “По страницам Красной книги”, “Угадай” и т.д.

        Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения  познавательной активности

  • ролевая игра

    Ролевые игры – хорошая форма для коллективного познания. Они моделируют реальные жизненные ситуации, «взрослую» деятельность; опираются на опыт детей, способствуют его  обогащению  и  развитию.  Именно  такое  деловое общение позволит учащимся в будущем строить конструктивные партнёрские отношения. Ролевая игра является неотъемлемой частью методической организации урока. В основе такой игры лежат не только деловые, профессиональные предметы обсуждения. При этом хотелось бы отметить, что ведущая роль в развитии сюжета игры всегда принадлежит преподавателю, а проведение ее требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и обучающихся.

     На различных этапах урока использую биологические и  химические диктанты, эстафеты, викторины, турниры.

Викторина - это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто дает больше правильных ответов. В начале урока викторину можно провести при отработке навыков, в середине урока - при проверке усвоения нового материала, в конце урока - при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроках. Вопросы викторины в некоторых случаях заранее записываются на листах бумаги или на закрытой доске. Ответ на вопрос учащиеся дают сразу. При оценке учитывается не только правильность, но и быстрота ответа. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины подвожу итог, учитывая число решенных заданий, качество их обоснований, оригинальность решений.

 Очень любят ученики уроки – турниры. Подготовка к уроку – турниру проводится заранее. Класс разбивается на команды, каждая выбирает название, девиз, капитана. Дается творческое домашнее задание: составить задачу для команды соперников, чтобы она отражала основные вопросы изучаемой темы.

  Часто провожу зачеты,  применяемой формой зачёта, является тестирование. Оно обеспечивает не только объективную оценку знаний и умений учащихся, но и эффективную обратную связь в учебном процессе, выявляет факт усвоения знаний, что необходимо для получения реальной картины того, что уже сделано в ходе учебного процесса и что предстоит сделать. Естественно, прежде чем применять тесты на уроке, необходимо определиться в целях изучения данной темы и конкретного урока. Анализ подготовки и результатов таких уроков показывает не только упрочение знаний учащихся, совершенствование их умений обобщать и систематизировать материал, но и изменение их отношения к математике. Доминирующими для них становятся сам процесс приобретения знаний и его содержание, а не только оценка.

     Считаю, что особое внимание надо обратить на дифференциацию обучения, которая позволяет акцентировать внимание учителя на работе с учащимися с различным уровнем подготовки. При изучении нового материала, на уроках химии, я стараюсь создать такую ситуацию, в которой каждый ученик принимает участие на доступном для него уровне.

      Использование в образовательном процессе технологии активного обучения дает ученику:

· развитие личностной рефлексии;

· осознание включенности в общую работу;

· становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;

· развитие навыков общения;

· принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;

· повышение познавательной активности.

    В результате использования активных методов в  биологии и химии   повышается эмоциональный отклик школьников на процесс познания, мотивацию учебной деятельности, интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении. Применение активных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей, таких как самостоятельность, критичность мышления, толерантность, положительная активная жизненная позиция.

     Такие уроки стимулируют познавательный интерес, вносят разнообразие в учебно-воспитательный процесс, расширяют кругозор, общую культуру, раскрепощают личность, помогают в развитии творческих способностей учеников, а также создают благоприятную психологическую атмосферу, «ситуацию успеха», в которой дети готовы реализовать свои способности и возможности.

     Поэтому выбор  активных методов обучения следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии и химии.

Литература:

1. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. 1992. — № 2. С. 5-6.

 2. Педагогическое творчество в школе./под ред. В.Ф. Кривошеева. — М. 1992

3. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. — Краснодар, 2000. 352 с.

4. Гин А. Приемы педагогической техники. — «Вита-Пресс». М. — 1999.

 5. Данилова А.Г. Как организовать и провести урок-исследование. / Химия в школе. — 1999, № 7. — С. 21-24.

 6. Штемплер Г.И. Химия на досуге. — М.: Просвещение, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Сценарий мастер - класса «Применение активных методов обучения на уроках физики».

сценарий мастер - класса по применению активных методов обучения на уроках физики...

Применение активных методов обучения на уроках права

Работа написана как зачетная по реализации именного образовательного чека вариативный блок но курсу:Проблемы преподавания права в общеобразовательных учреждениях...

Применение активных методов обучения на уроках биологии

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках биологии...

Mетодическая разработка мастер-класса «Применение активных методов обучения на уроках химии»

Методическая разработка имеет практико-ориентированную направленность, то есть любой педагог имеет возможность использовать её при проведении уроков вне зависимости от специфики преподаваемого предмет...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...