Внеклассное мероприятие по экологии на тему «Мусор: что с ним делать?»
материал по биологии (9 класс)

Киселева Светлана Алексеевна

Актуальность проблемы: доля городского населения во всем мире, и в нашей стране в частности, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.

Цель: содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии.

Задачи: познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; научиться работать в группе по созданию проекта.

Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.

Тип занятия: ролевая игра.

Методы: поисковый; проблемный; исследовательский.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_9_.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Ролевая игра по экологии для обучающихся 9 класса

Внеклассное  мероприятие по экологии для школьников на тему «Мусор: что с ним делать?»

Актуальность проблемы: доля городского населения во всем мире, и в нашей стране в частности, постепенно увеличивается. Главной особенностью современных городов является то, что в них нарушено экологическое равновесие. В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Процесс превращения современного города в экосистему должен осуществляться комплексно и сопровождаться экологизацией всей деятельности человека.

Цель: содействие становлению самостоятельной, инициативной личности, способной брать на себя ответственность в принятии решений и их выполнении; развитие интереса к изучению экологии.

Задачи: познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них; сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; научиться работать в группе по созданию проекта.

Направленность: разработка данного внеклассного мероприятия направлена на повышение эффективности экологического образования и воспитания, развитие творческого потенциала обучающихся.

Тип занятия: ролевая игра.

Методы: поисковый; проблемный; исследовательский.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Из присутствующих на занятии путем жеребьевки выбираются две группы - «Обыватели» и «Эксперты». После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находятся вопросы и задания. Экспертная группа озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «обывателями».

Игра проходит в четыре тура:

1. «А знаешь ли ты».

2. «Золотые россыпи помоек».

3. «Устами младенца».

4. «Аварийная ситуация».

Итоги игры подводятся учителем.

II. Постановка проблемы.

Показ слайдов электронной презентации с комментариями учителя или нескольких учащихся. Готовить презентацию могут учащиеся средних и старших классов.

Что делать с мусором - «вечная тема». (См. Приложение 1. В виде слайда может быть включено в презентацию или в виде плаката вывешено на доску.) В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:

- рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. Из обычной свалки вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя» 20 % эффекта потепления климата

2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 кВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу.

3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Перерабатывать ТБО выгодно, так как на вторичное сырье - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос. Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения.

Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:

- преобладающее направление ветров в районе свалки;

- расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;

- водопроницаемость грунтов;

- площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приема мусора в течение длительного времени);

- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.

Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись. Компостирование мусора - способ обезвреживания и использования отходов. Способом компостирования можно перерабатывать только органические вещества, составляющие в бытовых отходах немногим более половины. Органические вещества, имеющие естественное (растительное и животное) происхождение, под воздействием бактерий и кислорода воздуха разлагаются.

Игра «Мусорный ветер».

1-й тур.

Тест «Золотые россыпи помоек»

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса;          +

б) стекло;

в) металл.

2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) Производство упаковочных материалов;

б) переработка мусора;              +

в) производство автомобилей.

3. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать;                  +

б) собрать в одном месте;

в) раскрошить.

4. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

а) компостировать;

б) сжечь при специальных условиях;                +

в) переплавить.

5. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод;              +

б) ограждение места свалки;

в) укомплектование соответствующей техникой.

6. Появление «партизанских» свалок влечет за собой:

а) загрязнение почвы;

б) уродство ландшафта;

в) изменение климатических условий (температура, влажность).          +

7. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение;

б) на близлежащие регионы;

в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение «увидело свет».               +

8. Самая страшная «добавка» к воде:

а) бытовой мусор;

б) пестициды;             +

в) минеральные удобрения.

9. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?

а) Газы;                 +

б) жидкости;

в) твердые вещества.

10. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение;

б) разработка правовых механизмов регулирования процесса;

в) рециркуляция (повторное использование отходов).                 +

11. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

а) загрязнением;             +

б) экологическим кризисом;

в) интродукцией.

12. Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика;

б) нефте- и газопереработка;

в) автотранспорт.              +

13. Гарбология - это:

а) наука о доме, местопребывании;

б) наука, изучающая почву;

в) мусороведение.                +

14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет;

б) 50 лет;

в) 100 лет и более.            +

Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают. (См. Приложение 2)

2-й тур. «Устами младенца».

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду. (См. Приложение 3.)

Тест «Устами младенца»

I. 1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Ответ: пластмасса.)

II. 1. Ее изобрели китайцы.

2. У нас ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Ответ: бумага.)

III. 1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда падает, оно разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Ответ: стекло.)

IV. 1. Это получается, когда что-нибудь железное становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Из этого можно сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Ответ: металлолом.)

4-й тур. «Аварийная ситуация».

«Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы.

Тест «Аварийная ситуация»

- Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)

- Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать ртуть, кадмий, соли других тяжелых металлов, поэтому их нельзя бросать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема.)

Игра расположи правильно.

Каждая группа получает набор карточек с этапами переработки одного из материалов – Бумаги, Пластика или Стекла. Задача – расположить карточки в правильной последовательности и описать технологию переработки того или иного материала. Рисунок 2 – Правильный ответ для Задания 2 Выполнив задание, каждая группа по очереди выступает, описывая технологию. Учитель выводит на экран слайды 15-17 с правильными ответами. После выступления всех трёх групп попросите учащихся найти общие процессы в технологиях переработки разных материалов. Необходимо отметить, что для переработки любого материала в первую очередь необходим раздельный сбор, то есть отделение от других видов отходов. Это, а также дополнительная сортировка материала на подкатегории, мытьё и очистка от примесей позволяет получать вторсырьё высокого качества для производства новых вещей. Затем любой материал измельчают и для восстановления превращают в однородную массу. Из такой массы можно «лепить» новые изделия, придавая материалу нужную форму. Подведите итоги, добавив новый пункт в отчёт с помощью слайда 18. Рекомендуемое время – 10-12 минут.

Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка в 10а классе по УМК "Английский в фокус"по теме «Экология.Переработка мусора"

Данный материал содержит методическую разработку  урока английского языка в 10а классе по УМК "Английский в фокус"по теме  «Экология.Переработка мусора"...

"Мусор - вечная тема..."

Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-11 классов...

Тема: Мусор – это серьезно?!

Цель: Расширить представление обучающихся об экологической безопасности; Задачи:-формировать позитивное отношение к экологической безопасности; -сформировать представление о проб...

Экологический проект Номинация: «Чистый город!» Тема: «Мусор на наших улицах»

Проблема мусора на сегодня признается одной из самых важных экологических проблем для человечества. О ней можно прочитать в интернете, увидеть по телевизору. В России также уже  не первый го...

Классный час на тему "Мусор это не отходы. а вторичное сырье"

Данный классный час разработан с целью познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды и вызвать у них стремление улучшить ее экологическое  состояние...