"Мусор - вечная тема..."
классный час по естествознанию на тему

Жуликова Людмила Валентиновна

 Внеклассное мероприятие для обучающихся 8-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon unichtozhenie_ili_vtoroe_rozhdenie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Мусор – вечная тема……

  творческая научно-практическая лаборатория.

Форма организации деятельности учащихся: совместно-индивидуальная, коллективная, групповая.

Цель     - выявлять экологическую проблему и предлагать пути ее решения при анализе конкретной жизненной ситуации;

Образовательный аспект: 

- проводить экспертизу экологического материала, экологический мониторинг, исследование;

- учить применять наиболее современные   способы и приемы обработки материалов;

- ознакомление с многообразием, особенностями и возможностями вторичного использования промышленных и бытовых отходов;  

- использовать различные технологии для создания изделий;

- выполнять самостоятельно изделия декоративно- прикладного творчества в доступных техниках;

- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;

- работать на компьютере по воссозданию идей;

- оценивать и защищать выполненный проект;

- формирование умений работать с информационными ресурсами (журналами мод, рукоделие, работа с Internet, компьютерными и телекоммуникационными средствами);

Развивающий аспект: 

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету, творческих способностей, самостоятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать;

- способствовать развитию образного мышления, воображения, художественного вкуса, фантазии;

- совершенствовать навыки культуры труда;

- способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук;

Воспитательный аспект: 

- способствовать воспитанию эстетического вкуса, чувства сплоченности и - взаимопомощи, ответственности;

- продолжить воспитание интереса к нетрадиционным видам декоративно-прикладного творчества; аккуратности, самостоятельности, желания создавать красивые изделия;  .

Профориентационные задачи: 

Развивать представления учащихся о характерных особенностях труда людей разных профессий: эколог, дизайнер интерьера, художник-оформитель, художник-декоратор.

Межпредметные связи: экология, информатика, изобразительное искусство, физика, химия

Материально-техническая база:   компьютер , мультимедийный проектор, цифровой фотоаппарат

Дидактическое обеспечение:

1) учебно-техническая документация: инструкционно- технологические карты для работы

2)материалы для контроля знаний учащихся: карточки-задания , тесты, кроссворды, рисунки, карандаши, фломастеры, дидактический раздаточный материал по разделу

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Проектные. Вербальные. Проблемные. Исследовательские. Совместный поиск Эвристические. Мозговой штурм. Креативные. Когнитивный. Дифференцированные наглядные (демонстрация, презентация в программе Power Point), практические (тестирование на компьютере, зарисовка эскизов, работа с дидактическим материалом.),  

   Ну а сейчас поговорим

О том, что всем знакомо,

Что очень часто мы сорим,

На улице и дома,

Что все отходы за порог

Бросаем как попало,

И до тех пор, пока здоров, забот об этом мало

 В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы. Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора

Немного истории

Это интересно.

Мусор - вечная тема

200 тыс. лет до н. э.

Первые мусорные кучи, найденные археолога-ми. Целиком состоят из костей животных и обломков каменных орудий

400 лет до н. э.

В Афинах основана первая в истории муниципальная свалка

200г.

В Риме возникла городская служба по уборке мусора

1315г.

После долгого перерыва в Париже возобновился вывоз мусора с городских улиц на свалки

1388г.

Английский парламент запретил бросать мусор на улицы и в источники питъевой воды

1775 г.

В Лондоне появились первые мусорные баки

1800г.

Муниципалитет Нью-Йорка приказал выгонять на улицы города свиней, которые должны были поедать мусор

1810г.

В Англии изобретена жестяная консервная банка, занявшая вскоре почётное место на свалках

1869г.

Началось производство целлулоида - первого из многих видов пластмассы

1874г.

В Ноттингеме (Англия) началось организованное сжигание городского мусора

1897г.

В Нью-Йорке открыт первый центр по сорти-ровке и переработке мусора

1912г.

Швейцарский химик Якоб Бранденбергер изобрёл целлофан

1916г.

80 %  отходов  в  крупных  городах  Европы   и Америки составляет угольная и древесная зола из печей. К 1940 г. этот показатель снизился до 42 %, к 1960 - до 3 %

1932 г.

В США изобретены машины, прессующие мусор

1942 г.

В СССР у США начинается массовый сбор мусора для переработки в военных целях

1948 г.

В Нью-Йорке открыта свалка Фреш - Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире

1965 г.

Конгресс США принимает Акт об утилизации твёрдых отходов

1992 г.

Международный форум в Рио-де-Жанейро назвал  утилизацию  отходов  одной   из   главных проблем человечества

2000 г.

Страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50 % отходов /

  Причины увеличения количества мусора:

• рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

• увеличение количества упаковки;

• повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - амери-канцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

Возникает вопрос, а что же делать с ТБО?

Есть три основных варианта обращения с ТБО:

1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усиле-нию парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.

2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заво-дах удаётся уменышить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при са-мой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значителыюе колинество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию му-сора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.

3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при которомуне увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.

Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в неболыпих квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения

Проблема отходов усложняется в связи с тем, что естественное разложение различных материалов требует определённого времени. Например, для разложения бумаги необходимо от 2 до 10 лет, консервной банки - 90 лет, фильтра от сигареты - 100 лет, полиэтиленового пакета - 200 лет, пластмассы - 500 лет, стекла - 1000 лет.

А сейчас давайте немного поиграем

Игра будет проходить в четыре тура

   1 тур «Устами младенца»

1. У меня очень много игрушек сделано из неё.

2. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.

4. Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.

5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса.)

 

1.Её изобрели китайцы.

2.У нас её получают из дерева.

3.Она легко горит.

4.Из неё получается очень много мусора.

5.На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

1.Его делают из песка.

2.Чаще всего оно прозрачное.

3.Когда падает, оно разбивается.

4.Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5.Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло.)

1.Это получается, когда становится старым или ломается.                                                                                                          2Это можно увидеть везде - в городе, в 2.деревне

3.Это можно сдать и получить деньги.

4.Из этого можно сделать что-то новое.

5.Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Металлолом.)

1.Это то, без чего уже не можем прожить.                                                                                                                   2.Этим мы пользуемся каждый день.                                                                                                                                    3Когда это попадает в  .воду, то образуется много пены.                                                                                               4.Это убивает рыбу в воде, растения на земле.                                                                                                                  4С помощью этого всё становится чище; _

 (СМС.)

2 тур «Золотые россыпи помоек»

У вас на столах три таблички с цифрами 1,2,3

Предлагаетя вопрос с тремя вариантами ответов, поднимите табличку с номером верного ответа

• Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:

1. пластмасса;

2. стекло;

3. металл.

• Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

1. Производство упаковочных материалов.

2. Переработка мусора.

3. Производство автомобилей.

• Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

1. рассортироватъ;

2. собрать в одном месте;

3. раскрошить.

• Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:

1. компостировать;

2. сжечь при специалъных условшх;

3. переплавить.

• Первоочередная забота при выборе места свалки:

1. защита поверхности земли и грунтовых вод;

2. ограждение места свалки;

3. укомплектование соответствующей техникой. Появление «партизанских» свалок влечёт за собой: загрязнение почвы; уродство ландшафта;

изменение климатическш условий (температуры, влажности). Вредные выбросы оказывают влияние:

1. только на те регионы, где появилось загрязнение;

2. на близлежащие регионы;

3. даже на территории, удалёнйые от места, где загрязнете
«увидело свет».        .,--..

• Самая страшная «добавка» к воде:

1. бытовой мусор;

2. пестщиды;

3. минеральные удобрения.

• Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?

1. Газы.

2. Жидкости.

3. Твёрдые вещества.

• Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

1. их захоронение;

2. разработка правовых механизмов регулирования процесса;

3. рециркуляция (повторное исполъзование отходов).

Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:

1. загрязнением;

2. экологическим кризисом;

3. интродукцией.

• Первое место по суммарному объёму выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

1. тешюэнергетика;

2. нефте- и газопереработка;

3. автотранспорт.

Гарбология - это:

1. наука о доме, местопребывании;

2. наука, изучающая почву;

3. мусороведение.

• Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

1. Юлет;

2. 50 лет;

3. 100 лет и более.

• Выброшенную бумагу «съедят» невидимки микробы:

1. за 1-2 года;

2. 5-8 лет;

3. 20 и более лет.

III тур «Очумелые ручки»  

 . “Дизайн” – лаборатория  

Определение перечня критериев - правила проведения экспертизы и оценки изделия.

Повторив о дизайне, мы с вами в нашей “Дизайн-лаборатории” освоим и другие профессии, знаниями которых должен владеть дизайнер.

Что в дальнейшем нам поможет при определении перечня критериев, которому должно удовлетворять сделанное вами проектное изделие

Кроссворд по экспертизе и оценке изделия Слайд №6

Люди какой профессии отвечают за:

1.Техническое совершенство- Инженер

2. Общественная потребность – Социолог

3. Эстетические достоинства – Художник

4. Удобство пользования - Эргономист

5. Затраты, прибыль – Экономист

  . На стол   ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается.  -

На протяжении всей своей истории человек постоянно ощущал потребность в красоте, желание видеть вокруг себя неповторимые рукотворные предметы декоративно-прикладного искусства, воплощающие вековой опыт художественного вкуса народа.

“Не то дорого, что красно золото, а то дорого, что мастера доброго”, - говорится в пословице. Любая работа, выполненная своими руками, несёт положительную энергетику, так как хранит тепло рук мастера, согревает сердце и душу, а, главное, передаёт ваше личное отношение к человеку, которому предназначен подарок. 

Вопрос: Где же взять этот замечательный материал для поделок?

- Давайте мы обратимся к природе и посмотрим , что нас окружает?

- А в каком состоянии находиться местность вокруг нас?

- Чем мы можем помочь ей?

Презентация

Составление памятки по использованию бытового мусора

ЛИТЕРАТУРА. 

  1. Детская энциклопедия 2005г.
  2. Электронный учебник “Экология” 10-11 класс
  3. Учебник технологии10-11 класс Вентана-Графт
  4. Ресурсы сети Интернет http://tiss-eco.narod.ru/doc1/p1_3.html 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЕРЕКЛИЧКА ВЕКОВ: ВЕЧНЫЕ ТЕМЫ И ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ».

Речь идет о том, чтобы как можно раньше начать разговор о театре с нашими учениками и вести его на протяжении всех школьных лет, следуя определенной системе, прибегая к таким формам и видам ра...

Урок мировой художественной культуры. Тема: "Вечные темы в искусстве. Любовь"

Вид урока: интегрированный урок; урок МХК.Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровожде...

Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме "Образ матери - вечная тема в искусстве."

Конспект интегрированного урока музыки для 5 класса в III четверти....

Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».

Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....

Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»

Презентация для открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»...

Проект "Мусор - вечная тема"

Проект "Мусор - вечная тема" включает в себя презентацию, сопроводительную речь и раздаточный материал (буклет). Проект был представлен в рамках мероприятий, посвященных году экологии 2017....

Урок-диспут по теме: «Вечные темы в романе И.С. Тургенева «отцы и дети»

Урок-диспут – поиск школьниками самостоятельного решения проблемы в споре, через сопоставление различных точек зрения....