практическая работа
методическая разработка по биологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2
Решение задач на дигибридное скрещивание.
Цель: Научиться решать генетические задачи на дигибридное скрещивание.
Учебные задачи:
- Повторить основные законы наследования, установленные Г. Менделем;
- Научиться определять генотипы по фенотипам; составлять схемы скрещивания, составлять и пользоваться решеткой Пеннета.
- Владеть алгоритмом решения генетических задач;
Примеры решения задач
У кур оперенные ноги являются доминантным признаком, а голые - рецессивным, гороховидный гребень - доминантный признак, а простой - рецессивный. Определите, какое потомство будет у гомозиготного петуха с гороховидным гребнем и оперенными ногами и у курицы с простым гребнем и голыми ногами? Какого потомства можно ожидать, если скрестить между собой гибридов первого поколения?
Дано: объект: куры А-гороховидный гребень а – простой гребень B- оперенные ноги В- голые ноги | Р: aabb X AABB ↓ ↓ g: аb AB F1: AaBb Ph: гороховидный гребень, опренные ноги 100 % Р(F1): AaBb X AaBb g: AB, Ab, aB, ab AB, Ab, aB, ab F2: : гороховидный гребень, оперенные ноги: гороховидный гребень, голые ноги: простой гребень, оперенные ноги: простой гребень голые ноги = 9:3:3:1 |
F1-? Ph1-? F2-? Ph2-? | |
Ответ: Ph1 гороховидный гребень, оперенные ноги 100 %, Ph2: гороховидный гребень, оперенные ноги: гороховидный гребень, голые ноги: простой гребень, оперенные ноги: простой гребень голые ноги = 9:3:3:1 |
Ход работы.
Задание для фронтальной работы
Задача № 1.
Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААВВ; ааВВ; АаВв; АаВвСС
Задача № 2.
У крупного рогатого скота черная окраска шерсти является доминантным признаком, а красная - рецессивным. Отсутствие рогов - комолость - доминантный признак, а их наличие - рецессивный. Какое потомство будет наблюдаться в том случае, если:
а) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой, гомозиготной по обоим признакам;
б) красного рогатого быка скрестить с черной комолой коровой гетерозиготной по обоим признакам;
в) скрестить черного комолого дигетерозиготного быка с такой же по генотипу и фенотипу коровой.
Задания для индивидуальной работы (домашнее задание)
Вариант 1
1.Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: аавв, АаВВ, АаввСс.
2.У человека наличие веснушек является доминантным признаком, а их отсутствие рецессивным; рыжие волосы - доминантный признак, а русые - рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какое потомство можно ожидать в случае вступления в брак родителей со следующими фенотипами и генотипами:
а) отец и мать имеют веснушки, но отец гомозиготен, а мать гетерозиготна по этому признаку; оба родителя с рыжими волосами и гетерозиготны по этому признаку.
б) Отец с русыми волосами и не имеет веснушек, а мать с веснушками и рыжими волосами и гетерозиготна по обоим признакам.
3.У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы генотипы и фенотипы щенков, если:
а) оба родителя гомозиготны по обоим признакам:
б) оба родителя гетерозиготны по обоим признакам.
Задания для индивидуальной работы(домашнее задание)
Вариант 2
1.Какие гаметы образуют организмы со следующими генотипами: ААвв, Аавв, ААВвСс.
2.У человека карие глаза является доминантным признаком, а голубые - рецессивным; темные волосы - доминантный признак, а русые -рецессивный. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы фенотипы и генотипы детей, рожденных от браков:
а) голубоглазой и темноволосой гомозиготной женщины и дигетерозиготного кареглазого темноволосого мужчины:
б) у кареглазых мужчины и женщины, если они гетерозиготны по этому признаку, оба родителя имеют русые волосы.
3.У человека ген карих глаз доминирует над геном голубой окраски глаз, а ген, обуславливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Каковы генотипы и фенотипы потомков, если:
а) мать и отец имеют голубые глаза и левши;
б) мать и отец правши с карими глазами и гетерозиготны по обоим признакам.
Порядок выполнения отчёта по практическому занятию
- В тетради напишите номер, название и цель занятия.
- Выполните задания для фронтальной работы вместе с преподавателем.
- Решите задачи для индивидуальной работы.
- Сформулируйте вывод по работе. Отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...