Методическая разработка по теме: Бактерии .
методическая разработка по биологии (5 класс)
Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.
Задачи урока:
- Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной.
- Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
- Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Ожидаемый результат – формирование представлений о строении и жизнедеятельности бактерий.
Предметные результаты: иметь представление о бактериях. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.
Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_bakterii_po_fgos.docx | 52.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока биологии в 5 классе (ФГОС).
Тема урока: Бактерии.
Цель урока: изучить строение и жизнедеятельность бактерий.
Задачи урока:
- Образовательная: изучить особенности строения, питания, размножения бактерий; познакомится с формами тела бактерий; сравнить бактериальную клетку с растительной.
- Развивающая: продолжить формировать умения формулировать и решать проблему, работать с учебником, делать выводы.
- Воспитательная: развивать творческие и коммуникативные способности обучающихся.
Ожидаемый результат – формирование представлений о строении и жизнедеятельности бактерий.
Предметные результаты: иметь представление о бактериях. Знать их многообразие, строение и жизнедеятельность.
Личностные: иметь представление о бактериях и их роли для человека
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД :
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- Сформировать умения анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником - анализ схем и рисунков, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)
Коммуникативные УУД:
- Сформировать умение организовывать учебные взаимодействия в паре.
- Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы.
- Умение воспринимать устную форму информации.
Личностные УУД:
- Умение использовать полученные знания на практике.
- Формирование потребности в объективной оценке своей работы
Решаемые учебные проблемы: развитие у учащихся навыков самостоятельности и саморазвития.
Методы:
1. Словесный (беседа, диалог)
2. Наглядный (работа с рисунками, схемами)
3. Практический (поиск информации)
4. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение)
Оборудование: изображение бактерий, рисунки форм бактерий, видеоролики о бактериях.
Ход урока:
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Создать благоприятный психологический микроклимат в классе.
2. Целеполагание и постановка учебных задач.
- Мы с вами каждый день ходим в школьную столовую. Что мы делаем перед тем, как сесть за стол? Для чего мы это делаем?
Послушай те внимательно стихотворение и ответьте на вопрос:
-Какова тема нашего урока? А какие цели и задачи мы с вами поставим на уроке?
Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Раскроим сегодня бактерий секреты –
Без ядер, зато санитары планеты!
Их изучали до нас очень многие
Открыли секреты заведомо строгие.
Придется пройти нам по дебрям науки
Желательно только без лени и скуки
Но все же она молода, как всегда
Красавица в мире наук – биология –
Наука о жизни!
Вперед, господа!
1. Актуализация знаний
Решение учебных задач, «открытие детьми нового знания »
Сквозь волшебный прибор Левенгука
На поверхности капли воды
Обнаружила наша наука
Удивительной жизни следы.
Государство смертей и рождений,
Нескончаемой цепи звено,-
В этом мире чудесных творений
Сколь ничтожно и мелко оно!
Но для бездн, где летят метеоры,
Ни большого, ни малого нет,
И равно беспредельны просторы
Для микробов, людей и планет.
Там я звездное чую дыханье,
Слышу речь органических масс
И стремительный шум созиданья,
Столь знакомый любому из нас.
- Это стихотворение Николай Заболоцкий посвятил мельчайшим живым организмам, обитающим на планете Земля – бактериям. Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук, он назвал их «анималькули» - микроскопические существа.
Название "бактерии" ввёл в употребление в 1828 году Христиан Эренберг.
Строение бактерии (схема).
Бактерии, также как и другие живые организмы не похожи друг на друга по форме ( видеоролик). Выделяют основные формы бактериальных клеток: кокки, бациллы, спириллы и вибрионы. Ребята, выполните задание – заполните схему «Формы бактерий».
Кокки бациллы спириллы вибрионы
ФИЗМИНУТКА
На самом деле бактерии окружают нас постоянно. В 1 грамме почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий, в 1 кубическом см. молока 1 млрд., а в теле каждого человека живёт около 3-х кг. Бактерий.
Давайте вспомним, какие свойства присущи всем живым организмам? Чем живой организм отличается от неживого? (Учащиеся называют, ранее изученные, свойства живых организмов).
- Среди перечисленных свойств вы назвали размножение, и бактерии тоже размножаются, они просто делятся на две клетки. У вас на столе лежит кусочек пластилина, придайте ему любую форму бактериальной клетки и разделите на две клетки, и так несколько раз. Что получилось? (Клетка становится меньше и меньше. Вывод: между делениями происходит рост бактериальной клетки).
При благоприятных условиях деление клеток у многих бактерий происходит через каждые 20 – 30 минут. При таком быстром размножении потомство одной бактерии за 5 суток способно образовать массу , которой можно заполнить все моря и океаны. Споры .
Распространение бактерий.
В 1 г. почвы содержится от 500 млн. до 2 млрд. бактерий;
бактерии живут в горячих источниках при температуре -80 градусов;
некоторые бактерии выдерживают нагревание до +306 градусов;
в 1 грамме льда Антарктиды обнаружено до 100 бактерий;
в 1 куб. см молока находится от 100 до 300 тысяч бактерий.
в 1 м воздуха (луг, поле) – 100 бактерий (город) – 10 – 25 тыс. бактерий летом и 4,5 тыс. зимой.
В чистой воде в 1мл содержится 100-200 бактерий, а загрязненная - 100-300 тысяч и более
были обнаружены в нефтяных водах на глубине 1700м; на дне океана (глубже 10 км)
В среднем на 1 квадратный см человека приходится около 80 000 различных микроорганизмов.
Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.
ФИЗМИНУТКА
Организация работы по заполнению таблицы «Роль бактерий в жизни человека» (по учебнику) работа в паре
Применение нового знания
Организует выполнение теста. Организуют взаимопроверку данного задания с соседом по парте.
6. Оценивание.
- Домашнее задание.
П. 11, зад . стр. 33-34 в печ. тетр.
- Рефлексия.
Спрашивает, что понравилось на уроке, а что нет. Собирает пожелания, замечания; обобщает пройденное, побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.
Сегодня на уроке: я узнал…
Приложение
Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ
1. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра,
относят:
а) растения б) бактерии в) водоросли г) грибы.
2. Шаровидные бактерии:
а) кокки б) спириллы в) бациллы г) вибрионы.
3. Изогнутые бактерии:
а) вибрионы б) спириллы в) кокки г) бациллы
4. Образование бактериями спор — это приспособление к:
а) размножению б) перенесению неблагоприятных условий в) паразитизму г) передвижению.
5. Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях б) на улицах города в) высоко в горах, в воздухе г) в помещении класса.
Ответы:
1) б
2) а
3) а
4) б
5) в
Рабочая карта урока.
1. Подписать органоиды клетки бактерии.
2. Составить схему:
3. Заполнить таблицу «Значение бактерий в жизни человека»
Выполни тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Методические рекомендации по проведению Мастер - класса,с элементами практического показа "
В предложенном файле Вы можете ознакомиться с организацией и проведением Мастер - класса ; с основными особенностями,алгоритмом проведения Мастер - класса,важнейшими элементами технологии....
Методическая разработка по теме: Разработка творческого конкурса «Буратиниада».
Предлагаемая методическая разработка представлена в виде конспекта и презентации практического занятия, проведенного в форме педагогической мастерской, которая позволяет ...
Методическая разработка по теме" "Алгоритмы написания методических разработок"
Любая методическая продукция в образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего, на профессиональное совершенствование рабо...
Методическая разработка на тему "Создание Методической службы в МОУ "Гимназия" г. Сертолово"
МОУ «Гимназия» г. Сертолово было вновь создано 16.08.2004 (первоначально Сертоловская средняя общеобразовательная школа №3). В новой школе соз...
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по педагогике»
Методические рекомендации содержат информацию о технологии проведения курсового исследования и предназначаются для оказания помощи при выполнении курсовых работ по педагогике студентам педагогического...
1. Методическая разработка по теме " Система времён глагола настоящего времени" на английском языке.2. Методическая разработка по теме " Система времён глагола прошедшего времени" на английском языке
1. Презентация по теме " Система времён глагола настоящего времени" предназначена для введения и тренировки грамматического материала на уроках английского языка в 5-11 кла...
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора" Методическая разработка на тему "Методика работы с детским фольклорным коллективом"
Методическая разработка на тему: " Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"Методическая разработка на тему: "Методика работы...