Рабочая прогамма по биологии 10-11классы линия В.В.Пасечника (2 часа в неделю)
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс) по теме
Программа по биологии 10-11 классов соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (базовый уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10-11kl.doc | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 423
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Рекомендована к использованию Педагогическим Советом ГБОУ СОШ №423 Протокол № ________ |
| «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № ____от ________ Директор ГБОУ СОШ №423 ______________________ /С.А. Рыкина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «биология»
класс: 10,11 классы
учитель: Копосова Татьяна Борисовна
высшая квалификационная категория
2015-2016 учебный год
Санкт-Петербург
Кронштадт
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Модель, по которой реализуется содержание курса
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования. Базовый уровень. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2004). Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа, 2010 г.); Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Биология 5-11 кл. - М: Дрофа, 2001(автор В.В. Пасечник) полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
За основу рабочей программы взята программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (автор Пасечник В.В.), рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования министерства образования РФ, опубликованная издательством «Дрофа» в 2002 году (стр. 171). При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации Т. А. Козловой по использованию учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология. 10 - 11 классы», допущенное Министерством образования РФ и опубликованные издательством «Дрофа» в 2005 году.
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 — 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
На изучение биологии на базовом уровне отводиться 70 часов, в том числе 35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе. Из школьного компонента учебного плана на изучение биологии добавляется дополнительно 70 часов. В связи с этим общее число часов (в рабочей программе) становится 140.
В этом случае число часов, отводимое на каждую тему, увеличивается. Наличие дополнительных часов дает возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, организовать экскурсии, провести больше лабораторных и практических работ, а также отводится время для обобщения и повторения изученного материала.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
Цели и задачи изучения курса:
Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Нормативно-правовая база курса
- Закон "Об образовании" ст.9, п.2
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. Биология. (приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089)
- Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника (автор-составитель Г.М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.);
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Образовательные технологии:
- Проблемно – развивающее обучение.
- Технология игрового обучения.
- Исследовательская деятельность.
- Технология проектирования.
- Коллективный способ изучения
Основные требования к уровню подготовки
учащихся 10 класса.
Личностные результаты:
Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
Реализация установок здорового образа жизни;Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельность, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одних форм в другую;
Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1)В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов ( обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний , вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных ( на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимосвязей между особенностями строения клеток тканей органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2) в целостно – ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
3) в сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами
(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4) в сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваний, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5) в эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Тематический план
10 класс
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи | 2 1 |
Всего | 3 |
Раздел 2. Основы цитологии Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория Тема 2.2. Химический состав клетки Тема 2.3. Строение клетки Тема 2.4. Строение и функции прокариотических клеток. Неклеточные формы жизнию Тема 2.5. Обмен веществ и энергии в клетке | 1 8 6 3 13 |
Всего | 31 |
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Тема 3.1. Жизненный цикл клетки Тема 3.2. Размножение Тема 3.3. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) | 2 5 3 |
Всего | 10 |
Раздел 4. Основы генетики Тема 4.1. История развития генетики Тема 4.2. Основные закономерности наследственности Тема 4.3. основные закономерности изменчивости | 1 13 4 |
Всего | 18 |
Раздел 5. Генетика человека | 3 |
Заключение | 1 |
Итого | 67 + 3(резерв) |
Тематический план
11 класс
Название темы | Кол-во часов |
Раздел 6. Основы учения об эволюции Тема 6.1 Основы учения об эволюции Тема 6.2. Вид, его критерии. Популяции Тема 6.3. Борьба за существование и ее формы Тема 6.4. Естественный отбор и его формы Тема 6.5. Видообразование Тема 6.6. Макроэволюция | 2 4 2 2 3 4 |
Всего | 17 |
Раздел 7. Основы селекции и биотехнологии Тема 7. 1. Основные методы селекции Тема 7.1. Современное состояние и перспективы биотехнологий. | 4 3 |
Всего: | 7 |
Раздел 8. Антропогенез Тема 8.1. Положение человека в системе животного мира Тема 8.2. Основные стадии антропогенеза Тема 8.3. Движущие силы антропогенеза Тема 8.4. Прародина человека Тема 8.5. Расы и их происхождение | 1 1 1 1 2 |
Всего: | 6 |
Раздел 9ю Основы экологии. Тема 9.1. Понятие о биосфере. Среда обитания организмов и ее факторы. Тема 9.2. Основные типы экологических взаимодействий. Тема 9.3. Экологические сообщества Тема 9.4. Влияние загрязнений на живые организмы. | 5 6 10 2 |
Всего: | 23 |
Раздел 10. Эволюция биосферы и человек Тема 10.1. Гипотезы происхождения жизни Тема 10.2. основные этапы развития жизни на Земле. Тема 10.3. Эволюция биосферы | 3 3 4 |
Всего: | 10 |
Итого: | 63ч.+6 ч. резерв |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Биология 10кл»
к учебнику «Общая биология 10-11кл)
авторы А.А.Каменский, Е.А.Крискунов, В.В.Пасечник, 2005г.,
на основе программы для общеобразовательных учреждений, созданной под руководством В.В.Пасечника (Дрофа 2010г.) соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004г.
70 часов (2 часа в неделю)
Учитель Копосова Т.Б.
№ п/п | Раздел,тема, кол-во часов | Тема и тип урока | Основные вопросы содержания, Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Д/з | Сро- ки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. | Раздел I. Биология как наука (5 часов) Тема 1.1 История развития и методы исследования в биологии
Тема1.2 Сущность жизни и свойства живого
Раздел II. Клетка (18 час) Тема 2.1 Методы цитологии. Клеточная теория (1час) Тема 2.2 Химический состав клетки (8 часов) Тема 2.3 Строение клетки (7 часов) ТЕМА 2.4. Вирусы (2 часа) Раздел III Организм (44часа) Тема3.1 Организм- единое целое (1час) Тема 3.2 Метаболизм (4часа) Тема 3.3 Реализация наследственной информации. (3часа) ТЕМА 3.4. Размножение (8 часов) Тема 3.5 Индивиду-альное развитие (онтогенез)
Тема 3.6 Наследственность и изменчивость (18 часов) Тема 3.7 Генетика – теоретическая основа селекции Селекция. Биотехнологии (6 часов) Обобщающее повторение (резерв времени 3 часа) | 1. Краткая история развития биологии. 2. Методы исследо-вания в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. 1.Сущность жизни и свойства живого. 2.Уровни организа-ции живой материи. Биологические системы. 3. Методы познания живой природы. 1. Развитие знаний о клетке. Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии. 1.Особенности химического состава клетки. 2. Вода и минеральные вещества, их роль в жизни клетки 3. Органические вещества. Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки. 4.Белки и их строение 5.Функции белков. Ферменты 6. Нуклеиновые кислоты (ДНК) и их роль в жизнедеятельности клетки 7. Нуклеиновые кислоты (РНК) и их роль в жизнедеятельности клетки 8. АТФ и другие органические соединения клетки 1.Строение эукариотической клетки. Клеточная мембрана Л/Р № 1. Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание. 2. Ядро клетки. Строение и функции хромосом. 3. Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. Л/Р № 2. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений 4. Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. 5. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. 6. Прокариотическая клетка. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток 7. Сходство и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Пр/р. № 3. Сравнение строения клеток растений и животных 1.Неклеточные формы жизни. Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Профилактика СПИДа. 2. Зачет № 2 по теме «Клетка» 1.Организм – единое целое. Многообразие организмов. 1.Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Пластический и энергетический обмен. Метаболизм. 2. Энергетический обмен в клетке. Этапы энерге-тического обмена 3. Питание клетки. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий. 4. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. 1.ДНК – носитель наследственной инфор-мации. 2. Ген. Генетический код. Транскрипция. Роль генов в биосинтезе белка. 3. Реализация наследствен-ной информации в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. 1. Размножение – свойство организмов. Жизненный цикл клетки. 2. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз. Амитоз. 3. Образование половых клеток. Мейоз 4. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. 5. Формы размножения организмов. Половое размножение. 6. Развитие половых клеток. 7. Оплодотворение, его значение. 8. Искусственное опыление у растений и оплодо-творение у животных 1.Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. 2.Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. Л/Р № 3. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства 3.Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. 4. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. 1.Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. 2. История развития генетики. Г.Мендель – основоположник генетики. 3.Закономерности нас-ледования, установленные Г.Менделем. Моногиб-ридное скрещивание. 4.Генетическая термино-логия и символика. Пр/р. № 2 Составление прос-тейших схем скрещивания 5. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. 6.Дигибридное скрещи-вание. Закон независимого наследования признаков. 7. Пр/р. № 3. Решение элементарных генетических задач 8. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. 9. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие неаллельных генов. 10. Цитоплазматическая наследственность 11. Генетика пола. Наследование признаков у человека 12. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование 13. Изменчивость: наследственная и ненаследственная. 14.Виды мутаций. Значение генетики для медицины и селекции. 15. Причины мутаций. Влияние мутагенов на организм человека. Пр/р. № 4 Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка их влияния на организм. 16. Генетика человека. Методы исследования генетики человека 17. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. 18. Проблемы генетической безопасности 1.Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. 2. Методы селекции растений. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений 3. Методы селекции животных 4. Селекция микро-организмов 5. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии. Пр/р. № 5 Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. 6. Зачет № 3 по теме «Организм» 1.Повторение и обобщение изученного по теме: «Биология как наука. Методы научного познания» 2. Повторение и обобщение изученного по теме: «Клетка» 3. Повторение и обобщение изученного по теме: «Организм» | 1.Особенности общебиологических знаний, их значение для практики. 2. Основные направления в развитии биологии. 3. Имена ученых-биологов, их вклад в развитие науки. 4. Роль биологии в современном оществе. 1.Основные методы исследования в биологии. 2. Этапы научного исследования. 3. отличие понятий «гипотеза» и «теория». 1.Выработать обобщенные пред-ставления о жизни, о целостности живой природы. 2. Формировать умение вычленить критерии живого при изучении природных объектов. 1.Охарактеризовать уровни организации живого, показать их взаимосвязь; 2. сформировать умение вычленить уровни организации жизни в окружающей живой природе 1.Наука «цитология»; 2.основные методы изучения строения и функционирования клетки. 3.основные положения клеточной теории. 1.Познакомить с важнейшими химическими элементами (макро, микро, ультра-микроэлементами); 1.Раскрыть роль катионов и анионов в жизнедеятельности клетки; 2.Показать роль неорганических веществ в клетках живых организмов. 1.Особенности строения молекул органических веществ; 2.понятие мономера и полимера; 3.особенности строения молекул углеводов и липидов, их роль в жизни клетки. Особенности строения белковых молеку 1.Роль белков в жизнедеятельности живых организмов; 2.Особенности функционирования белков-ферментов .Особая роль нуклеиновых кислот в живой природе-передаче наследственной информации; 2.Механизм удвоения ДНК Особенности строения и функций молекул РНК. Строение АТФ, ее роль в обмене веществ в клетке. Представление о строении эукариотической клетки. Строение и функции клеточной мембраны и цитоплазмы Ядро – важнейший компонент эукариотической клетки. Строение и функции цитоплазмы, понятие гиало-плазмы и цитоскелета; Особенности строения и функции немембранных органоидов. Особенности строения и функции мембранных органоидов. Особенности строения и функции мембранных органоидов. Два уровня организации клеточной организации: прокариотической и эукариотической Черты сходства и различия клеток различных организмов в ходе выполнения лаб. Работы Особенности строения и функционирования вирусов. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Тестовый контроль Многообразие организмов. Одноклеточные, многоклеточные и колониальные организмы. Понятие обмена веществ, единство пластического и энергетического обменов. Этапы: подготовительный, гликолиз (бескислородный), Дыхание (кисло-родный) Аккумуляция энергии в клетке –глав-ная задача энергетического обмена Типы питания живых организмов. Механизм процесса фотосинтеза: световая и темновая фазы Повторить §14 Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Генетический код и его свойства Механизм этапа транскрипции Механизм этапа трансляции. Структура жизненного цикла клетки. Механизм митотического цикла и его биологическая роль. Период интерфазы – как подготовка клетки к делению Митотический цикл, фазы митоза. Роль митоза в размножении и развитии организмов. Фазы мейоза. Роль мейоза в половом размножении организмов. Формы бесполого размножения. Роль бесполого размножения в жизни организмов. Биологическая роль полового размножения. Специфика половых клеток – гамет Фазы и особенности формирования женских и мужских гамет. Способы оплодотворения оргвнизмов. Преимущество внутреннего оплодотворения над внешним. Способы опыления цветковых растений Двойное оплодотворение у цветковых растений. История онтогенеза. Стадии эмбрионального и постэмбрионального развития. Биогенетический закон Стадии эмбрионального и постэмбрионального развития. Биогенетический закон История возникновения генетики, как гибридологической науки. Материальные носители наследственности. История исследований Г.Менделя Гибридологический метод I и II законы Г.Менделя Работа с терминами. Решение генетических задач III закон Г.Менделя Закон Т.Моргана Кроссинговер Генетика пола. Сообщения и презентации учащихся Сообщения и презентации учащихся Наука селекция – история формирования как науки. Н.И.Вавилов – путь в науке Сообщения и презентации учащихся Сообщения и презентации учащихся Сообщения и презентации учащихся Дискуссия Тест-зачет | Табл. «Науки о природе», портреты ученых. Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование» Табл. «основные этапы научного исследования Учебник. Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование» Табл. «Уровни организации живой материи». Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование» Учебник. Табл. «Важнейшие химич. элементы клеток». Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование» Интерактивный учебник «Кирилл и Мефодий», «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Клетка» Микроскопы, микропрепараты клеток. Табл. «Клетка» Табл. «Клетка» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Клетка» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Клетка» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Строение бактериальной клетки» Табл. «Растительная и животная клетка» Микроскопы, микропрепараты. Табл. «Вирусы» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Энергетический обмен углеводов». Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Фотосинтез» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Биосинтез белка» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Митоз» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Митоз» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Мейоз» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Табл. «Стадии онтогенеза хордовых» Табл. «Стадии онтогенеза хордовых» Презентация. Табл. «Стадии онтогенеза хордовых» Презентация. Интерактивный учебник «1С Образование» Презентация Презентация Презентация «История разви-тия генетики» Таблица: «Моногибридное скрещивание; Интерактивный учебник «1С Образование» Сборник задач по генетике Интерактивный учебник «1С Образование» Сборник задач по генетике Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Сборник задач по генетике Интерактивный учебник «1С Образование» Сборник задач по генетике Интерактивный учебник «1С Образование» Сборник задач по генетике Сборник задач по генетике Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Интерактивный учебник «1С Образование» Картосхема «Центры происхождения культурных растений» Интерактивный учебник «1С Образование» | Должны знать: - основные направления развития науки; - основные методы исследования; - отличия химической организации живых организмов от объектов неживой природы; - что такое биологические системы; - уровни организации живой природы. Должны знать: - что изучает наука цитология; - какое строение имеют клетки; - какие приборы используют для изучения клетки Должны знать: - что такое химические элементы; - органические вещества; - неорганические вещества; - мембранные и немем-бранные органоиды; -функции химических веществ в клетке; Должны знать: - особенности строения эукариотической клетки; - особенности строения клеток растений, животных и грибов; - что такое одно-мембранные, двумембран-ные и немембранные органоиды. Должны знать: - Этапы эергетическ5ого обмена в клетке; - Типы питания; - фотосинтез, хемосинтез - генетический код и его свойства - этапы биосинтеза белка в клетке. Должны знать: - генетический код и его свойства - этапы биосинтеза белка в клетке. Должны знать: - что такое жизненный цикл; - митотический цикл; - периоды интерфазы; - фазы митоза; - фазы мейоза. Должны знать: - что такое онтогенез; - типы онтогенеза; - периоды индивидуального развития; - стадии эмбрионального периода; - постэмбриональный период и его стадии Должны уметь: - делать выводы на основе сравнения. Должны знать: - сто изучает генетика; - формирование генетики как науки; - роль Г.Менделя в становлении генетики как науки; - сущность гибридолог-ического метода; - сущность законов наследственности Г.Менделя - что такое чистая линия; - закон Т.Моргана сцепленного наследования - наследования сцепленного с полом, - значение других законов генетики; - основные положения закона гомологических рядов; - основные закономерности изменчивости; - виды и причины мутаций Должны уметь: - объяснять причины наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний; - решать генетические задачи. -сущность генных и хромосомных мутаций - выявлять источники мутагенов в окружающей среде. Должны знать: - основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; - что такое биотехнологии и их роль в развитии современной цивилизации | §1 §2 §3 §4(1) §4(2) §5 §6 §7,8 §9,10 §11(1) §11(2) §12(1) §12(2) §13 §14(1) §14(2) §15 §16 §17 §18 §19 §20 §21 §22 §23 §24-25 §14 §26 §27. §28 §29 §30 §31 §32 §33 §34 §34 §35 §36 §37 §37 §38 §38 §39 §39 §40 §41 §39-41 §42 §43 §44 §45 §45 §46 §47 §48 §49 §49 §50 §64 §65 §66 §67 §68 |
Календарное тематическое планирование по курсу «Биология –11кл.»
к учебнику « Общая биология 10 - 11 классы»,
авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, 2005 г,
на основе программы для общеобразовательных учреждений, созданной под руководство В.В. Пасечника (Дрофа -2010), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г
70 часов(( час в неделю)
Учитель: Копосова Т.Б.
Nп/п | Раздел, тема, кол-во часов | Тема и тип урока | Основные вопросы содержания | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Использование ИКТ | Планируемые результаты | Д/З | Сро- ки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27 28. 29. 30. 31. 32. | РАЗДЕЛ 4. ВИД (38ч.) ТЕМА 4.1. История эволюционных идей. (6ч.) ТЕМА 4.2. Современное эволюционное учение (17ч.) ТЕМА 4.3. Происхождение жизни на Земле (5 часов) ТЕМА 4.4. Происхождение человека (8 часов) | 1.История эволюционных идей. Лекция 2. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б. Ламарка Урок-конференция 3. Эволюционная теория Ч. Дарвина, ее основные положения Лекция с элементами беседы 4.Значение эволюционной теории Ч.Дарвина Урок – дискуссия 5.Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. 6. Зачет по теме «История эволюционных идей» 1.Вид,его критерии. 2. Л/р № 1. Описание особей вида по морфологическому критерию 3. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. 4. Генетический состав популяции. 5. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Изменения генофонда популяции 6. Борьба за существование и ее формы. 7. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. 8. Естественный отбор и его формы. 9. Л/р № 3. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания. 10. Изолирующие механизмы. 11. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. 12 Видообразование. 13. Макроэволюция и ее доказательства. 14. Система растений и животных – отображение эволюции. 15. Главные направления эволюции органического мира. 16. Экскурсия № 1. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы) 17 Зачет по теме «Современное эволюционное учение». 1.Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. 2. Современные представления о происхождении жизни 3. Основные этапы развития жизни на Земле 4. Пр. р. № 1. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. 5. Зачет по теме «Происхождение жизни на Земле».
Человека
. | История формирования эволюционных взглядов в разные исторические периоды Биографии К.Линнея и Ж.Б.Ламарка, их взгляды на развитие природы. Основные положения эволюционной теории Ж.Б.Ламарка Биография Ч.Дарвина, его исследования во время путешествия на корабле «Бигль» Основные положения эволюционной теории. Значение теории в развитии биологической современной науки. Значение теории в формировании современного синтетического эволюционного ученья Что такое вид? Понятие – критерий. Основные критерии вида. Понятие популяция. Взаимоотношения организмов в популяциях. Понятие генофонд популяции, роль мутационного процесса Понятие генетического равновесия, ненаправленного и направленного изменения генофонда. Формы борьбы за существование Основные положения совре-менной синтетичес-кой теории эволюции. Понятие естественный отбор, формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания на природном материале. Понятие: репродуктивная изоляция, изолирующие механизмы. Основные направления работ ученых биологов-экологов по сохранению видов Понятие микроэволюции, стадии и формы видообразования.. Понятие макроэволюция, филогенетические ряды. Систематичекие группы и принципы современной классификации Типы эволюционных изменений, главные направления эволюции Систематичекие группы и принципы современной классификации Основные положения современной синтетической теории эволюции. Основные гипотезы о происхождении жизни на Земле Гипотеза абиогенного зарождения жизни Познакомить с основными этапами развития жизни на Земле. Значение появления в атмосфере свободного кислорода. Проанализировать состоятельность различных гипотез происхождения жизни, дать им собственную оценку. Основные гипотезы о происхождении жизни на Земле Анализ состоятельности различных гипотез происхождения Анализ различных гипотез происхождения человека на Земле Познакомиться с основными доказательствами происхождения человека от животных и отличиями от них. Определить систематическое положение человека. Современные взгляды на развитие человека. Основные стадии антропогенеза. | Собеседование Опрос Тест-опрос Собеседование Письменный зачет Конспект Отчет по выполнению лабораторной работы Фронтальный опрос План-конспект План-конспект План-конспект Конспект План-конспект Отчет о работе Конспект Сообщения учащихся Лекция , конспект Опрос План-конспект План-конспект Отчет Тест-зачет Собеседование Собеседование Собеседование Урок-дискуссия Тест-зачет Собеседование Работа с текстом учебника Работа с текстом учебника | Сообщения учащихся Сообщения учащихся Аналитическая схема, сообщения Сообщения конспект конспект | Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» Таблица: «Критерии вида» Видеофильм: «Вид и критерии вида» Чучела птиц, гербарии растений. Таблица: «Популяции» Видеофрагмент: «Структура вида» 1С программа «Биология 10кл.» Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» 1С программа «Биология 10кл.» 1С программа «Биология 10кл.» Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» Природные объекты Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» Интернет-ресурсы 1С программа «Биология 10кл.» Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 1С программа «Биология 10кл.»
Виртуальная школа «Кирилл и Мефодий» 1С программа «Биология 10кл.» Инструкционные карты Карты-задания Доклады к конференции 1С программа «Биология 10кл.» 1С программа «Биология 10кл.» Карты- задания | Должны знать: основные положения теории Ж.Б.Ламарка, исследования К.Линнея Должны знать : основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина. Сопоставлять с теорией Ж.Б.Ламарка Современную теорию эволюции Понятие вид, критерий. Характеристику основных критериев вида Уметь составить описание вида по морфологическим признакам Уметь доказать, почему виды существуют в форме популяций. Что такое генофонд . Мутационный процесс – постоянный источник наследственной изменчивости. Генетическое равновесие, случайные изменения генофонда, дрйф генов,ненаправленные изменения генофонда. Борьба за существование и ее формы Основные положения современной синтетической теории эволюции Понятия: Естественный отбор, биологические адаптации, формы естественного отбора, полиморфизм Биологические адаптации, формы естественного отбора, полиморфизм Должны знать: предзиготические и постзиготические изолирующие механизмы. Микроэволюция. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Отличие макроэволюции от микроэволюции Знать структуру естественной классификации, понятие бинарная номенклатура Знать типы эволюционных изменений, понятия биологический прогресс и регресс Знать основные гипотезы. Уметь сопоставлять и анализировать. Уметь доказать, почему данную гипотезу считают наиболее приемлимой. Уметь доказательно обосновать свою точку зрения на данную проблем Уметь доказательно обосновать свою точку зрения на данную проблему. Уметь доказать, почему данную гипотезу считают наиболее приемлемой. | § 52 § 52 § 52 § 52 § 52 § 53 § 53 § 54 § 55 § 56 § 57 § 57 § 58 § 58 § 59 § 60 § 60 § 61 § 62 § 63 § 89 § 90 § 91 §89-91 § 69 § 70 |
№ п/п | Раздел, тема кол-во часов | Тема и тип урока | Основные вопросы содержания | Вид контроля | Элементы Дополнитель ного содержания | Использование ИКТ | Планируемые результаты | Д/З | Сро- ки |
33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49 50 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59 60 61. 62. 63, 64. 65, 66, 67. 68. 69. 70. | Раздел 5 Экосистемы Тема 5.1 Экологические Факторы (9часов) Тема 5.2 Структура экосистем (8 часов) Тема 5.3 Биосфера- глобальная экосистема. (4 часа) Тема 5.4 Биосфера и человек. (4 часа) Обобщающее повторение (9часов) | 5. Движущие силы антропогенеза. 6. Прародина человека 7. Происхождение человеческих рас. 8. Зачет по теме «Происхождение человека». 1.Развитие эколо-гии как науки 2. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. 3. Биологические ритмы. Местооби-тание и экологи-ческие ниши. 4. Основные типы экологических взаимодействий. Межвидовые отно-шения: паразитизм, хищничество, симбиоз. 5. Межвидовые отношения: конкуренция. 6. Основные эколо-гические характе-ристики популя-ции. 7. Динамика популяции. 8. Пр. р. № 3. Решение экологи-ческих задач. 9. Зачет по теме «Экологические факторы». 1.Экологические сообщества. Классификация экосистем 2. Видовая и пространственная структура экосистем. 3. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые связи. 4.Круговорот веществ и превра-щение энергии в экосистемах. Пр. р. № 4. Сос-тавление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). 5. Причины устой-чивости и смены экосистем. Л/р. №4. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум). 6. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. Пр. р. № 5. Сравнительная ха-рактеристика при-родных экосистем и агроэкосистем своей местности. 7. Основы рацио-нального природо-пользования. 8. Зачет по теме «Структура экосистем» 1.Биосфера – глобальная экосис-тема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. 2. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. 3. Биологический круговорот (на примере кругово-рота углерода). 4. Эволюция биосферы. Влия-ние человека на эволюцию биосферы 1.Биосфера и человек. Глобаль-ные экологические проблемы и пути их решения. Пос-ледствия деятель-ности человека в окружающей сре-де. Правила пове-дения в природной среде. 2. Пр. р. № 6. Выявление антро-погенных измене-ний в экосистемах своей местности. 3. Экскурсия № 2 Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы) 4. Пр. р. № 7. Анализ и оценка последствий соб-ственной деятель-ности в окружаю-щей среде, гло-бальных экологи-ческих проблем и путей их решения. 1.Повторение и обобщение знаний по теме «Биология как наука. Методы научного позна-ния» 2,3. Повторение и обобщение знаний по теме «Клетка»: химический состав. 4,5,6, Повторение и обобщение знаний по теме «Орга-низм»: свойства живых организмов 7. Повторение и обобщение знаний по теме «Вид» 8. Повторение и обобщение знаний по теме «Экосистемы» 9.Заключение | Биологические и социальные факторы антропогенеза. Современные проблемы человеческого общества Гипотезы о происхождении человека и его прародине. Человеческие расы. Гипотезы и факторы расогенеза. Критика расизма. Что такое экология. Существующие экологические проблемы. Значение экологического образования Среда обитания. Экологические факторы. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума Местообитание Экологические ниши Экологическое взаимодействие и его типы. Формы внутривидовой и межвидовой конкуренции Демографические характеристики. Возрастная структура. Факторы популяционной динамики. Биоценоз, экосистема, биогеоценоз. Биосфера. Искусственные или антропогенные экосистемы. Агробиоценоз Структура сообщества: видовая, морфологическая, трофическая. Пищевая сеть Пищевая цепь, автотрофные и гетеротрофные организмы Продуценты, консументы, редуценты. Детрит. Пастбищная и детритная пищевые цепи. Круговорот веществ. Биогенные элементы. Экологические пирамиды. Пирамиды биомассы и численности. Сукцессия: первичная и вторичная. Общее дыхание сообщества Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности. Природные ресурсы. Экологическое сознание. Биосфера, основные этапы развития биосферы В.И.Вернадский Биомасса Роль процессов фотосин-теза и дыхания Влия-ние человека на эволюцию биосферы Экологический кризис и его последствия | Собеседование Собеседование Тест-зачет Собеседование Лекция Беседа План-конспект План-конспект План-конспект Тест-зачет План-конспект Собеседо- вание беседа Отчет по практичес-кой работе Отчет по лаборатор-ной работе Отчет по практичес-кой работе Собеседо-вание Конспект Конспект Конспект Сообще-ния Сообще-ния Отчет по практической работе Отчет о ре-зультатах экскурсии Отчет по практической работе | Сообщения учащихся Сообщения учащихся Сообщения учащихся Табл. «Структура сообщества» Табл. «Структура сообщества» Инстркуцион-ные карты. Инстркуцион-ные карты. Инстркуцион-ные карты. | 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» Учебник Учебник Учебник Карточки-задания 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» 1С программа «Общая биология» | Должны знать: - Что изучает экология. - в чем значение факторов среды; - какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяции-онной группы в процессах изменения ее численности во времени; - различные типы взаимодействий организмов; - особенности конку-рентных отношений и факторы, определяю-щие исход конкурент- ной борьбы; - состав и свойства экосистем; - потоки энергии и круговорот веществ, обеспечивающих функционирование экологических систем, и роль в этих процессах живых организмов. | § 71 § 72 § 73 § 74 § 75 § 76 § 77 § 78 § 79 § 80 § 81 § 82 § 83 § 84-85 § 86. § 87 § 88 § 87, 92 § 87, 92 § 92 § 92 § 93 § 93 |
5. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УМК учителя | УМК учащихся |
- Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В.Пасечника (автор-составитель Г. М. Пальдяева - М: Дрофа,2010 г.); Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». 10-11 классы. М. Дрофа, 2006. Поурочные планы. 10 – 11 классы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». Автор – составитель И. В. Лысенко, издательство «Учитель», Волгоград. Биология, методическое пособие к учебнику – 10 - 11 класс. Г.И. Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. | Общая биология. 10 -11 классы: Учебник А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. «Общая биология». 10-11 классы. М. Дрофа, 2006. Г.И. Лернер. Общая биология. Поурочные тесты и задания. |
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
- Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.: Просвещение, 2008, - 143 с.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. – М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
- В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.: Просвещение, 2003.
- Т.В. Иванова Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2002.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 1996.
- А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
- Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
Литература для учителя:
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
- Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005.
- Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1986.
- Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
- Захаров В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003.
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006.
- Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985.
- Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З. Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999.
- Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
- Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С. Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002.
- Регионализация курса биологии в образовательных учреждениях Республики Татарстан - Казань, 2002
- Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А. Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004.
- Сорокина Л.В. Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 8 класс, линия В.В.Пасечника
Дано поурочное планирование прогаммного материала линии В.В.Пасечника согласно учебного плана 2 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа по биологии 10 класс, линия В.В.Пасечника
Дана поурочная разработка программного материала по курсу "Общая биология" 10 класс, линия В.В.Пасечника согласно учебного плана 3 часа в неделю с учетом методической и материальной базы кабинета школ...
Рабочая программа по биологии 5 класс. УМК В.В. Пасечник. 1 час в неделю
Рабочая программа по биологии 5 класс. УМКВ.В. Пасечник. Издательство Дрофа (Вертикаль)...
Рабочая программа по биологии 6 класс. УМК В.В. Пасечник. 1 час в неделю
Рабочая программа по биологии 5 класс. УМК Пасечник Издательство Дрофа (Вертикаль)...
Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК В.В. Пасечник. 1 час в неделю
Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК В.В. Пасечник Издательство Дрофа (Вертикаль) 1 час в неделю....
Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А.
Рабочая программа по биологии для 6 класса ( в условиях ФГОС), 2 часа в неделю, авторы Пономарёва И.Н., Корнилова О.А....
Рабочая программа по биологии 11 класс УМК В.В.Пасечник 2 часа 2018г
Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем. Ба...