Работа с одаренными обучающимися
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Может пригодится при проведении методической работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с одарёнными и высокомотивированными детьми на уроках химии и во внеурочной деятельности
Социально-экономические преобразования в нашем государстве выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи. Поэтому перед современной педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Поддержка прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности является актуальной в современной школе. Актуальность проблемы отражает поворот государства к личности и осознание особой ценности для государства творческого потенциала его граждан.
Одним из направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является направление «Развитие системы поддержки талантливых детей». «Необходимо развивать творческую среду для выявления высокомотивированных и одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности.
Основные понятия одаренности
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность—высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
На протяжении многих лет мы работаем с учащимися разных возрастных групп по направлению «Одарённые дети». В школе создан «Банк данных одаренных и высокомотивированных учащихся», куда отдельно внесены данные о школьниках с высокими способностями к изучению химии.
Система работы с одарёнными детьми имеет свою структуру. Включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей. Основная идея состоит в поступенчатом выявлении, поддержке и развитии одаренности учащихся в образовательной деятельности учителя.
Уровень 1. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на уроках. Задействовано 100% учащихся.
Работа по выявлению одаренных детей начинается на уроках. Учитель на своих уроках не только закладывают базовые знания по предметам, но и создает условия для развития и проявления детской одаренности. Это достигается за счет использования эффективных образовательных технологий и педагогических приемов и методов на основе индивидуального подхода. Основной прием – индивидуализация заданий. Я создала банк дифференцированных по уровню сложности заданий для каждой темы учебного курса. Применяя такие задания на уроках, стараюсь создать максимально оптимальные условия для развития интересов и способностей каждого ученика, предоставляя ему возможность развиваться со своей собственной скоростью.
Уровень 2. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся на элективных курсах и в урочной системе.
Грамотная организация работы элективных курсов является неотъемлемой составляющей выявления и развития одаренности учащихся, так как способствует решению многих педагогических задач.
Уровень 3. Работа над выявлением и развитием одаренности учащихся в рамках конкурсов, проектов и соревнований. В нашей школе задействовано более 40% учащихся.
Уровень 4. Развитие одаренности учащихся в малых группах в рамках работы элективных курсов, практикумов, проектной деятельности.
Уровень 5. Индивидуальная работа с одаренными учащимися. Для учащихся с высокой степенью развития одаренности для дальнейшего роста в интересующей его области необходимым является индивидуальный, зачастую личный контакт с учителем, наставником.
На любом уровне работа ведется исключительно основываясь на интересе и желании обучающегося развиваться в интересном для него направлении, т.е. основным связующим звеном между уровнями является мотивация учащихся.
При работе с одаренными и высокомотивированными детьми можно выделить несколько этапов:
1 этап - пропедевтический. Привлечение учащихся начальных классов к участию в игровых конкурсах. Экскурсии в кабинет химии. Сотрудничество с учителями начальных классов - методическая помощь при организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
2 этап Предназначение первых уроков химии вижу в том, чтобы заинтересованных ребят было больше. Первые уроки химии закладывают основы интереса к новому предмету. Занимательные опыты, вопросы истории химии, оригинальные задачи, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся.
3 этап Организация групповой и индивидуальной творческой деятельности учащихся. Это работа со справочниками, энциклопедиями, проведение химического эксперимента, решение расчетных задач. Особое внимание уделяю выбору самими учащимися различных творческих задач предлагаемых мною. Это повышает мотивацию выполнения задания и осознанную ответственность за свой выбор.
4 этап На этом этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
Приоритетная функция учителя химии - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Для успешного развития химической одаренности учащихся применяю универсальные технологии: личностно-ориентированного обучения; информационно – коммуникационные технологии; технологию исследовательской деятельности; проблемного обучения и т.д.
Для себя я выделила основные направления в работе с высокомотивированными и одарёнными детьми как наиболее продуктивные.
Исследовательская деятельность учащихся
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
-автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;
-коммуникативную - умение вступить в общение;
-информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
-продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:
-ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
-Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
-Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.
При обучении учащихся умениям исследовательской деятельности (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, химические расчеты и т.д.) обращаю особое внимание на выработку умений строить логическую цепь рассуждений при выполнении заданий. Это можно сделать, выполняя упражнения в составлении уравнений реакций на основе схем превращений одних веществ в другие. Такие задания выполняют учащиеся на уроке по теме «Генетическая связь между классами неорганических соединений», они вырабатывают умение совершать действие по плану.
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.
Проектная деятельность учащихся
Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
С учениками старших классов работа ведется по методу проектов. Группа учеников (желательно по двое) или один ученик работает в течение нескольких месяцев над одним проектом. Нельзя, чтобы проекты были делом нескольких дней или имели реферативный характер. Надо научить учеников самостоятельно находить нужный материал в научной литературе или Интернете, ставить научную проблему, обосновывать актуальность работы, определять цели и задачи, делать выводы.
Работа учителя – это методическая помощь, подбор химических реактивов и оборудования, обеспечение безопасности опытов, помощь в оформлении результатов и контроль за ходом и правильностью работы. Учащиеся могут сами предложить тему проекта или взять тему, предложенную учителем.
Уже на первых этапах изучения химии возможно проведение практических работ проектного плана.
Подготовка учащихся к олимпиадам
Олимпиада – это, прежде всего интеллектуальные соревнования старшеклассников. Во всех разновидностях олимпиад ярко проявляются элементы спортивного состязания, предусматривающие распределение по местам и призы. В таких интеллектуальных соревнованиях творческая и художественная составляющие практически отсутствуют. Для тех школьников, которые впервые сталкиваются с более интересными, чем задания из учебника, задачами, участие в олимпиаде – первый шаг к научной деятельности. Особенно это важно для школьников, живущих вдали от крупных городов и университетских центров.
Одаренный ребенок, участвуя в олимпиадах, оказывается в среде себе равных. Он стремится соревноваться с другими, доказать свое превосходство, желает побед – и это неудивительно. Поэтому огромное внимание обращаю на подготовку учащихся к интеллектуальным соревнованиям. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам необходимо знакомить их с типичными приемами рассуждений и расчетов, которые применяются при выполнении многих усложненных, в том числе и олимпиадных заданий. Для того чтобы предоставить возможность как можно большему числу ребят попробовать свои силы в химических состязаниях, активно пропагандирую всевозможные открытые очные и заочные конкурсы и олимпиады: Турнир им. Ломоносова, олимпиада «Ломоносов», «45 параллель» и др. Регулярно учащиеся школы участвуют во всероссийской олимпиаде школьников, в течение последних семи лет становятся победителями и призерами муниципального этапа олимпиады по химии и в течение четырех лет участниками регионального этапа.
Еще одна форма дистанционного обучения, привлекающая учащихся, – это дистанционные олимпиады. Ежегодно участвуем во всероссийской предметной олимпиаде школьников основной школы «Олимпус», в «Мультитесте», «Альбусе» ( ИРШО г.Калининград).
Химический эксперимент служит выработке у учащихся исследовательских умений, обеспечивает самоконтроль рассуждений и служит доказательством правильности предположений.
При обсуждении предположений необходимо обратить внимание учащихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе. Такую систему работы составляют: проблемное проведение уроков, проведение большинства лабораторно - практических занятий исследовательским и проектным методом, система домашних заданий с элементами теоретического и практического исследования (домашний химический эксперимент).
Организация химического эксперимента в домашних условиях
Практика показывает – домашние опыты и наблюдения способны изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать эту науку можно не только в лаборатории, но и дома. Химия вокруг нас! И нет лучшего способа прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно экспериментируя. Подтверждение этому можно найти в истории химии – А.М.Бутлеров, Н.С.Курнаков, Н.Н. Семенов – истоком своего интереса к химии считали именно домашний эксперимент.
Основная идея использования домашнего эксперимента разработана в работах И.И. Балаева. По его мнению, домашний эксперимент – это особый вид самостоятельной работы учащихся, который организует и контролирует учитель с целью развития интереса к предмету и формирования самостоятельности в познании (подготовка к организации самостоятельных исследований).
Домашний химический эксперимент является одним из видов самостоятельной работы учащихся, имеющей большое значение как для развития интереса к химии, так и для закрепления знаний и многих практических умений и навыков. При выполнении некоторых домашних опытов ученик выступает в роли исследователя, который должен самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы. Поэтому важна не только дидактическая ценность этого вида ученического эксперимента, но и воспитывающая, развивающая.
В домашний эксперимент включают опыты, для выполнения которых не нужны сложные установки и дорогие реактивы. Используемые реактивы должны быть безопасными и приобретаться в хозяйственных магазинах или аптеках. Однако и при использовании этих реактивов необходима консультация учителя. Желательно, чтобы при проведении эксперимента присутствовали старшие члены семьи ребенка.
Учителю полезно создать к каждой теме инструкции по выполнению опытов. Тогда это направление будет носить системный характер. Очень важно научить учащихся точности и аккуратности при работе. Самое сложное - это наблюдать за ходом и результатами эксперимента, а не просто смотреть на происходящее. Поэтому наблюдению и записям результатов эксперимента необходимо уделить должное время на уроке (урок «Методы исследования природы»).
Не менее важным моментом в работе учащихся является составление письменных отчетов о результатах домашнего химического эксперимента. Можно рекомендовать учащимся составлять отчеты по той форме, которую они используют при выполнении практических работ. Учитель может систематически просматривать домашние отчеты в рабочих тетрадях учащихся, а также заслушивать выступления учеников о результатах проделанной работы.
В каждом доме есть своеобразная «химическая лаборатория» и многие опыты с самыми различными веществами можно выполнить в домашних условиях. Учитель при подборе опытов всегда должен помнить: все домашние опыты должны быть безопасны для людей и домашних животных и выполняться учеником дома с разрешения родителей. Для проведения опытов выбирается специальное «рабочее место» (рабочий стол), имеющий химически устойчивое покрытие (либо покрытое плёнкой, клеёнкой). После выполнения опытов рабочее место следует тщательно убрать.
Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками, могут работать и оформлять результаты своих работ не спеша.
Предметная неделя по химии – еще одно направление работы с одаренными детьми, вызывающее активный интерес и повышающее качество знаний по предмету.
Развитие познавательных интересов учащихся в процессе обучения имеет большое значение для любого учебного предмета. В изучении химии есть свои особенности, которые учителю важно иметь в виду, что познавательный интерес учащихся возникает в процессе увлекательного рассказа учителя, например, о ситуации, в которой он когда-то оказался. Рассказ вызывает у ребят положительные эмоции, без которых, как утверждают психологи, невозможно плодотворное обучение. Следует учитывать, что всегда необходимо говорить правду (пусть даже неприятную для самого учителя), так как учащиеся не терпят фальши. Жизненная интерпретация химического эксперимента оказывается наиболее убедительной. Особенно в тех случаях, когда эксперимент бывает небезопасным.
Желание каждого учителя - привить любовь и интерес к своему предмету. Однако школьная программа по химии в значительной степени способствует запоминанию и не всегда развивает познавательный интерес учащихся.
Лучшему усвоению учебного предмета, развитию научного интереса, активизации учебной деятельности учащихся, повышению уровня практической направленности химии способствует правильно организованная внеурочная деятельность.
Помните, что и у нас педагогов и у наших детей шанс узнать что-то новое и уникальное остается всегда!
Благодарю за внимание!
Литература:
1.Балаев Л.И. Домашние практические задания Химия в школе. 2010. №3 С. 71-74.
2.Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. Исследовательская деятельность школьников- №3. – 2005. - с. 157
3.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости : дискуссионные вопросы. Одарённый ребёнок. - 2004, №4. - с.6-13
4.Боннет Б., Кин Д. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения / пер. с англ. Н. Харламовой.М.: АСТ: Астрель, 2008. 127 с.
5.Габриелян О.С. Теория и практика элективных курсов. Химия в школе.- №4. – 2006. – с. 2-3
6.Дранишникова Л.И. Об организации исследовательской деятельности одаренных детей. Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2
7.Зубкова О.Б., Тропина Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся как условие социализации личности. Исследовательская работа школьников. - №4. - 2007. - с. 106
8.Казанцев Ю.Н., Кривенко В.А. Из опыта использования индивидуальных домашних заданий Химия в школе. 2010. №3 С. 41-46.
9.Кулиев С.И., Степанова Н.А. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий. Химия в школе. - №10. - 2005. -с. 64
10.Мойе С.У. Занимательная химия: занимательные опыты с простыми веществами / пер. с англ. Л. Оганезова.М.: АСТ: Астрель, 2007. 96 с.
11.Ольгин О. Опыты без взрывов.- М.: Химия, 1986.
12.Савченко Н.В. Влияние "эффекта олимпиады" на проявление интеллекта и креативности у одарённых старшеклассников. Одарённый ребёнок. - 2004, № 4. - с.60-62
13. Штремплер Г.И. Домашняя химическая лаборатория. М.: Просвещение, 1996. 96 с.
14.Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 04 февраля 2010 г. Пр-271 http://www.mon.gov.ru/
15. Положение о работе с одарёнными детьми www.soudo.ru/omcso/odar/rabotasodar.doc
16. Работа с одаренными детьми. Выявление личностных и интеллектуальных особенностей одаренных детей http://www.effecton.ru/762.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ».
Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры ...
Организация работы с одаренными обучающимися на уроках математики и внеклассных мероприятиях
В статье идет речь о работе с одаренными детьми на уроках математики...
Сценарий педсовета" Условия успешной работы с одаренными обучающими"
Проблематика одаренности в настоящее время находится в центре научного и общественного интереса. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить спос...
Авторская программа по работе с одаренными обучающимися по дисциплине "Менеджмент"
В работе представлены: пояснительная записка, цель и задачи программы. Кроме того раскрыты основные принципы работы с одаренными студентами, их выявление, основные формы работы на уроке...
Рабочая программа "Моделирование и конструирование" (для работы с одареными обучающимися)
Рабочая программа "Моделирование и конструирование" разработана для поддержки и работы с одаренными обучающимися. Цель данной программы - подготовка учащихся к этапам олимпиады...
Программа по русскому языку для работы с одаренными обучающимися "Великое русское слово..."
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки ...
План работы с одаренными обучающимися.
План работы с одаренными обучающимися....