«Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ».
статья по русскому языку по теме

Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Выступление на тему: «Работа с одаренными обучающимися во внеурочное время, подготовка к ЕГЭ». 

                                    Е.В. Щербак, МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры

                                                                          Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно      

                                                                          любить то, что преподаешь, и любить тех, кому  

                                                                          преподаешь.                    

                                                                                                                   Василий Ключевский
         

                 Что значит «одаренный»  ребенок? Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что  характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды. При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью. Их отличает способность класси фицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одарённость - качество индивидуальное! Одни дети успешны в предметах, другие - в спорте, третьи - в искусстве. Главная задача учителя - разглядеть эту индивидуальность, помочь ребёнку развить эти свои качества.
                   
В своей педагогической практике мне посчастливилось встретиться с действительно одарёнными детьми. Они с удовольствием выступали в роли консультантов и арбитров, при этом нисколько не чувствовали себя лидерами. Технология разноуровнего обучения - это выход для работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебе. Среди моих учеников  - призеры районных  олимпиад, победители и призеры районных, краевых, федеральных  научно-практических конференций, конкурсов. Одарённые дети - это подарок для учителя, это желание передать свой опыт, дать основу для прочных и глубоких знаний. Их, безусловно, нужно поддерживать.
            Сегодня одной из приоритетных задач образования является создание условий, обеспечивающих
личностное развитие ребенка, реализацию его потенциальных возможностей. А необходимым условием для решения этой задачи, по моему мнению, является построение индивидуального  маршрута воспитанника. Цель этого  маршрута - ежедневно подниматься на ступеньку выше, целенаправленно идти к достижению цели.        

          В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Поддержка талантливой молодежи» у меня сложилась система работы с одаренными детьми. Что  представляет собой эта работа? Дополнительные занятия во внеурочное время с детьми, интересующимися предметами филологии: углубленное изучение предметов, подготовка к олимпиадам, поэтический клуб, краеведческая работа и создание научно – исследовательских проектов, подготовка к ЕГЭ, ГИА.  Я это делаю так. Кратко представлю несколько направлений  моих видов  деятельности в школе во внеурочное время.

          В начале учебного года составляю график работы своего кабинета, он помогает систематизировать  работу во внеурочное время. (Он есть на моем сайте, блоге, на двери кабинета)

График работы кабинета русского языка    Е.В. Щербак       на 2012-2013 учебный год

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

1       рус.5

1      рус.6

1   рус.6

1   рус.6

1   рус.5

1--

2       рус.6

2     лит.9

2   лит.11

2   рус.5

2   лит.11

2--

3       рус.9

3     рус.5

3   рус.5

3 --

3   рус.6

3   рус.5

4       лит.11

4--

4   рус.9

4  лит.9

4   лит.9

4   рус.6

5--

5    лит.10

5   рус.5(ритор.)

5  рус.11

5--

5   лит.10

6--

6    рус.10

6   рус.9(эл.к)

6  лит.10

6--

6   рус.11(эл.к)

Индивидуальная работа с учащимися           ( подготовка к олимпиадам)

Подготовка к ГИА 9  класс

7   рус.10(эл.к)

Подготовка к ЕГЭ 10-11 класс

Индивидуальная работа с учащимися  (проведение научно- исследовательской работы)

Работа с одаренными детьми (поэтический клуб)

                                                                                               Зав. кабинетом:    Е.В.Щербак

           Свою работу с «вундеркиндами» я хотела бы представить словами Алексея Плещеева: «Смелей! Дадим друг другу руки

                                 И вместе двинемся вперед-

                                 И пусть под знаменем науки

                                  Союз наш крепнет и растет».

У меня в кабинете много энциклопедий и словарей. Готовясь к олимпиаде, дети имеют возможность с ними работать. Мы решаем олимпиадные задания прошлых лет, а еще учимся по специальным книгам, которые я им покупаю (показать). Эта система работы дает определенные результаты: вот уже несколько лет подряд все дети являются победителями или призерами районных олимпиад.

      Система работы по изучению регионального компонента тоже  имеет определенный успех. Через проектную деятельность  учащихся собран богатый краеведческий материал, который позволил составить программу и коллекцию электронных уроков к ней по изучению регионального компонента на уроках русского языка, которой пользуются учителя- филологи нашего района. Мои «звездочки» составили региональные словарики (показать), которые с удовольствием изучают на уроках все дети: Словарь  говора жителей села  Малые Ягуры; Словарь топонимов  и  микротопонимов Туркменского района; Словарь антропонимов села Малые Ягуры. Тезисы таких работ мы публикуем в краевых и всероссийских сборниках (показать). Здесь вы можете увидеть  краеведческие проекты научно- исследовательских работ учащихся, которые помогли им подняться на ступеньку выше. Такие учащиеся, как Репка Александр, Воля Константин, Щербак Виктория, Дебелый Алексей, Щербак Эдуард, являются победителями и призерами  районных, краевых, всероссийских  научно-практических конференций, конкурсов.  

         Мне удалось выявить среди учащихся будущих поэтов. По собственному желанию дети пишут стихи. Стихи одаренных детей поражают разнообразием, отражающим индивидуальность авторов, глубиной, поэтичностью восприятия мира. С ними я работаю над теорией литературы, рифмой стиха, готовим и выпускаем сборники «Моя первая книжка», есть у нас тематические сборники, куда входят стихи всех 9 юных талантов. (показать). Такие учащиеся, как Фоменко Валерия, Цапок Полина, Афанасьев Владимир, - призеры краевых творческих конкурсов «Вдохновение», остальные 6 учащихся – победители заочных туров. Работы всех моих юных дарований напечатаны в краевых сборниках «Вдохновение». Стараюсь отправить работы детей на разные конкурсы, они становятся победителями и призерами как на районном и краевом, так и на всероссийском уровнях. Так, например, Гончарова Виктория, Денисенко Дарья – призеры всероссийских конкурсов. С каждым годом  по своему составу мой поэтический клуб растет. Приятно работать с такими детьми.

       Для своих  учащихся  являюсь наставником в освоении науки лингвистики.      В связи с переходом на новые формы проведения государственной (итоговой) аттестации  провожу  большую работу по подготовке школьников к сдаче экзаменов  в форме и по материалам ЕГЭ, ГИА. Создала  на добровольной основе две творческие группы учащихся (8-9 и 10-11 классы). Как работают выпускники?  В течение учебного года ведется  целенаправленная подготовка учащихся к ЕГЭ, ГИА  согласно плану экзаменационной работы, плану подготовки учащихся 9,11 класса к ЕГЭ, ГИА по русскому языку. Форма проведения такой подготовки -  внеурочные консультации. Весь 10 класс и 1 полугодие 11 класса  мы решаем вместе КИМ  разных пособий. 2 полугодие – индивидуальная работа: выпускник решает задания самостоятельно, затем  вместе проверяем, я объясняю теорию, на которую сделана ошибка, делаем работу над ошибками над частью С, результаты фиксируются в мониторингах. В такой работе есть лидеры  - одаренные дети. Проще было бы  назначить их консультантами, «прикрепить» к ним «слабых» учащихся. Я такую форму работы не применяю. В курсе 5-9 класса они у меня консультанты, в 10-11 классах – нет. Каждый ученик нарабатывает свой балл для поступления. Индивидуально работаю сама как со слабыми, так и с сильными учащимися. Способные дети решают в 2 раза быстрее, поэтому успевают прорешать за 2 года до 100 КИМ. В этом учебном году мне понравилось работать по пособиям Егораевой Г.Т.(показать) При работе с одаренными детьми пользуюсь правилом "Заинтересуй проблемой - поставь задачу - осуществляй мониторинг деятельности - получи результат!" Эта система работы дает определенные результаты: ежегодно наблюдается динамика среднего балла ЕГЭ, средний балл по школе выше краевого, из 16 выпускников нашего слабого 11 класса шесть показали отличные результаты (от 69 до 90 баллов).

      Проблема одаренности в настоящее время становится все более

актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. В современном мире требуется  не только высокая активность человека, но и его умение, способность к нестандартному  поведению.

Уважаемые коллеги! Свое выступление  хочется закончить народной мудростью: «В жизни можно  по- разному жить, не принося людям радости: вовремя есть, вовремя пить и вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать и, не помышляя о чуде, рукой обнаженное солнце достать и подарить его людям». Мне кажется, это о нас… это мы с вами, не замечая, не считаясь со своим личным временем,  совершаем чудо! Я согласна с мнением Дмитрия Лихачева: «В руках учителя наше будущее». Мы создаем будущее нашей планеты. И будет оно таким, каким его создадим! Уважаемые коллеги, крепкого здоровья вам и творческого вдохновения! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа на тему: « Проектная деятельность обучающихся во внеурочное время в рамках внедрения ФГОС»

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методов  проектно-исследовате...

Работа с одаренными учащимися во внеурочное время.

Представление опыта работы по организации внеурочной работы с одаренными детьми....

Особенности организации работы по развитию одаренных детей во внеурочное время в сельской малокомплектной школе

      Научная терминология, используемая при характеристике возможностей обучающихся, включает такие понятия, как способности, одарённость, талант, гениальность. ...

Темы для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время.

В данном разделе представлены темы для самостоятельной работы обучающихся во внеурочное время....

«Работа с одаренными обучающимися на уроках и во внеурочное время»

Выступление на педсовете «Работа с одаренными обучающимися на уроках и во внеурочное время»...