АМО-урок по биологии
методическая разработка по биологии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Авторы урока: МоисеенкоА.Л.
Предмет: Биология
Класс: 7 класс, (18 человек)
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Класс Птицы.
Автор учебника: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией И.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Тип урока: комбинированный, урок изучения и первичного закрепления новых знаний (Данная тема изучается в III четверти в разделе «Тип Хордовые». Тема «Общая характеристика класса Птицы. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение птиц» является темой № 19 в разделе «Тип Хордовые». Изучение данной темы даёт полное представление об усложнении организации внутреннего строения птиц по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися, позволяет продолжить формировать умение устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов. Базовая модель обучения, 68 ч в год, 2ч в неделю).
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса:
Учащиеся 7а класса относятся к среднему школьному возрасту (13-14 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие.13 -14 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий – это не подтверждает тот факт, что в нашем классе появился «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно, ведь он должен стремиться к самостоятельности. В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у учителей может создаться такое чувство, что ученик все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я – другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между взрослыми и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя – это особенности возраста.
Психологические особенности возраста таковы, что происходит формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии, развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели, развитие мотивационной сферы, развитие умения овладевать эмоциями и регулировать поведение, развитие умения выделять круг устойчивых интересов, развитие интереса к другому человеку и устойчивый интерес к себе, через стремление разобраться в своих поступках и действиях, развитие чувства взрослости, формирование адекватных норм самоутверждения, развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки, развитие форм и навыков личного общения в группе сверстников и выработка способов взаимопонимания, развитие моральных чувств, форм и способов сопереживания и сочувствия другим людям.
Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 7-8 классах является:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие стремления разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям;
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием;
- формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать на их основе выводы, развитие рефлексии;
- развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
- развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния;
- развитие воображения;
- развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;
- формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
- формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека;
- развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
Нововведение во взрослении:
продолжение активного самопознания, начало работы по самопринятию.
Цели урока/ занятия/ мероприятия:
1.Дидактические: Ознакомление обучающихся с внешним строением птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
2.Развивающие: Изучение общей характеристики класса Птицы; выявление доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся; ознакомление с особенности, связанные с полётом, внутренним, внешним строением и размножением.
Отработка элементов самооценки учебной деятельности на уроке.
3.Воспитательные: 3. Отработка коммуникативных навыков.
Развитие бережного отношения к природе; углубление знаний о разнообразном значении птиц в природе и их практическом значении для человека, обосновании необходимость их охраны.
Задачи урока/ занятия/ мероприятия:
1.1. Актуализировать знания учащихся по теме;
1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися представлений о внешнем строении птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
1.3. Сформировать умение выявлений доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся;
1.4. Развивать чувство бережного отношения к природе.
2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
3.2. Организовать работу в парах.
3.3. Организовать работу в группах.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия:
Актуализируют - знания о классе Птиц как представителей типа Хордовых животных.
Приобретут - представления о внешнем строении птиц, отметив особенности, связанные с полётом, внутренним строением и размножением.
Закрепят - знания и представления о понятиях: крылья, перья – рулевые и маховые – участвуют в полете, пуховые перья вместе с контурными способствуют сохранению постоянной температуры тела; кожа сухая; копчиковая железа, киль, цевка, полости в костях; воздушные мешки, двойное дыхание, высокая активность пищеварительных ферментов; сердце четырёхкамерное, артериальная кровь не смешивается с венозной; органы выделения – почки, мочеточники, мочевой пузырь отсутствует, у самок развит один левый яичник и яйцевод яичник; более развитый головной мозг.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Птицы.
Птицы – специализированный класс высших позвоночных, приспособленных к полету. Птицы во многом сходны с рептилиями. От них птицы унаследовали роговые чешуи на задних конечностях и роговой чехол, покрывающий клюв. Но роговые чешуи тела рептилий у птиц превратились в перья. Перьевой покров создает обтекаемую форму тела и поддерживает его во время полета. Перья – рулевые и маховые – участвуют в полете, а пуховые перья вместе с контурными способствуют сохранению постоянной температуры тела. Кожа у птиц сухая. Копчиковая железа выделяет маслянистую жидкость, которой смазываются перья, что предохраняет перо от намокания.
Скелет птицы приспособлен к полету: кости скелета тонкие, прочные; полости трубчатых костей заполнены воздухом; поясничные и крестцовые позвонки, прочно соединяясь. Служат надежной опорой туловищу. На грудине имеется большой выступ – киль. К нему прикрепляются хорошо развитые мышцы, приводящие в движение крылья.
Череп состоит из тонких костей, прочно соединенных между собой, в мозговой коробке большие глазницы, кости челюстей лишены зубов. Перетирание пищи и высокая активность ферментов обеспечивают высокую скорость переваривания пищи.
Легкие имеют ячеистое строение. Воздушные мешки являются дополнительным органом дыхания при полете и предохраняют организм от перегревания. При вдохе часть воздуха поступает в легкие, часть – в воздушные мешки, а при выдохе воздух из легочных мешков поступает опять в легкие. Таким образом осуществляетсядвойное дыхание.
Сердце четырехкамерное, что обеспечивает полное разделение артериальной крови от венозной. Поэтому тело птицы снабжается максимально насыщенной кислородом кровью. Температура тела постоянная (40 – 50 C 0) Органы выделения – почки, мочеточники. Мочевой пузырь отсутствует, что облегчает полет. Потери воды не велики, а отсюда потребности в воде ограничены.
Головной мозг развит сильнее, что обеспечивает более сложное поведение. Органы чувств – зрение и слух (наиболее развиты). Птицы раздельнополые, яйцекладущие, оплодотворение внутреннее. Яйца согревают постепенно, откладываются по одному через определенные промежутки времени а – это тоже одно из приспособлений к полету.
Ожидаемые результаты: соответствуют поставленным целям и оформлены в содержании технологической карты.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Методы: проблемный
Формы работы: индивидуально- коллективная, парная, групповая
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие
"Здороваемся глазами"
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех (2 минуты)
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
«Улыбнемся друг другу»
- Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения. Погладьте себя по голове. Обнимите себя. Пожмите соседу руку. Улыбнитесь друг другу.
Дети с удовольствием приветствуют учителя и друг друга.
Погружение в тему «Блиц-опрос»
Динамично и эффективно войти в тему урока, активизировать внимание учащихся, задать нужный ритм работы. Мотивирование на активную деятельность, привлечение к целеполаганию.
(3 минуты)
У них есть крылья, голова,
Две лапки, клюв и перья.
Все появляются с яйца.
Слышны их песенки с деревьев
(Птицы)
Назовите систематическое положение данной группы живых организмов.
Итак, тема нашего урока - ?
( Класс Птицы)
Какова же цель нашего урока?
(Слайд -6.)
Наши задачи- (Слайд -7).
Активно работают, отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем иллюстраций;
Логическое (анализ объектов с целью выделения признаков)
Общеучебные (структурирование знаний) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
Познавательные УУД:
- Общеучебные (самостоятельное выделение и формирование познавательной цели)
Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися.
3. «Дерево ожиданий»
Выявление ожиданий и опасений (3 минуты)
(Подготовка: дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры. Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чего
они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются.
В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными
Читают, пробуют выполнить задание,
Отвечают на вопросы учителя
4.
Фаза 2 «Работа над темой»
Инпут
«Поиск знаний»
Обеспечить практическую деятельность учащихся при изучении основных понятий, связанных с чертами внешнего и усложнении организации внутреннего строения птиц по сравнению с рыбами, земноводными, пресмыкающимися, связанными с полётом.
17 минут
Организует деятельность учащихся Задания для групп
1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы». Перечислите доказательства происхождения птиц от пресмыкающихся.
а) Прочитайте внимательно тексты;
б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;
в) сделайте вывод по данному вопросу.
2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 2;8. стр.65 - 66 .
Задание для 2 группы.
Изучение внешнего строения птиц.
1. Рассмотрите чучело птицы .
а) отметьте, чем покрыто тело птицы;
б) какие отделы тела лишены оперения;
в) как налегает перо одно на другое;
г) все ли перья на теле одинаковые ( по размерам, окраске, строению);
д) как расположены на голове глаза;
е) какую форму имеет клюв;
ж) чем покрыты ноги птицы;
з) как расположены пальцы на ногах
Сделайте вывод:
Задание для 3 группы.
1. Используя текст учебника параграф 27 стр. 134 – 136 и дополнительный текст «Птицы» ответьте на вопрос - Как приспособлено внутреннее строение и размножение птиц к полёту.
а) Прочитайте внимательно тексты;
б) кратко законспектируйте в обычную тетрадь;
в) сделайте вывод по данному вопросу.
2. Выполните задание в тетради на печатной основе к параграфу 27 № 1; 9; 10.
Дети закрепляют умение ориентироваться в получаемой информации, работать с учебником, в группе. Технология ведения этапа: активизация мыслительной деятельности учащихся посредством системно-деятельностного подхода. Работа по группам. Каждой группе дается задание – карточка.
Птицы - наиболее многочисленная группа наземных позвоночных животных, объединяющая около 8600 видов, разделяющихся на 35-40 отрядов.
Птицу нельзя спутать ни с каким другим позвоночным животным.
На основе, каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это птица?
Инструкция по работе в группе
5.
Активный метод презентации
Проработка содержания темы, закрепление знаний
15 минут
По окончании просмотра презентации «Особенности внешнего и внутреннего строения птиц» детям предлагается тестовые задания:
Один из признаков, позволяющих сделать вывод о родстве птиц и пресмыкающихся, - это наличие:
а) сухой чешуйчатой кожи без желёз;
б) четырёхкамерного сердца;
в) полостей в костях скелета;
г) перьев
Птиц от перегрева защищают:
а) копчиковая и сальная железы;
б) контурные перья;
в) воздушные мешки;
г) хорошо развитые мышцы
Установите последовательность этапов двойного дыхания у птиц.
А) поступление воздуха в передние воздушные мешки;
Б) газообмен;
В) поступление в бронхи бедного кислородом воздуха;
Г) поступление воздуха в задние воздушные мешки;
Д) поступление в бронхи воздуха, обогащенного кислородом;
Е) поступление воздуха в лёгкие.
…И другие
По окончании работы, дети в парах осуществляют взаимопроверку.
.
6.
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
«Ресторан»
Эмоциональная разрядка. Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
5 минут
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Активно отвечают, поднимая себе и другим настроение. В конце записывают в дневник
домашнее задание:
1. Параграф 27 знать общую характеристику класса Птицы; Тетрадь № 4;7
2.Пересказ по вариантам:
1В-отряд Пингвины стр.136-13
2В-отряд Страусообразные стр.140
3В-отряд Нандуобразные стр.140-141
3.Составить презентацию в соответствии с требованиями - отряд Гусеобразные
Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
В завершении учитель резюмирует итоги урока, при необходимости дает задание на дом и напоследок говорит хорошие слова ребятам.
Так незаметно, весело, но эффективно пройдет урок с использованием АМО, принеся удовлетворение и учителю и обучающимся.
7.
«Дерево ожиданий»
Выявление, какие ожидания и опасения сбылись
2 минуты
В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...
разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой
Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....
Материалы урока по биологии 6 класс Курс «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» Тема «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Урок №14 «Распространение плодов и семян»
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Презентация к уроку по биологии"Лекарственные растения на моем окне" биология 6 класс
лекарственные растения, их роль для здоровья человека...
биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»
Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...
Инструктивная карта на обобщающем уроке по биологии в 5-м классе по теме «Введение. Биология – наука о живых организмах» в рамках ФГОС
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Биология – наука о живой природе". Ход урока.Организация класса – сообщение целей и задач урока.Оформление оценочного листа в тетрадь и алго...