Урок "Приспособленность рыб к условиям обитания. Значение рыб"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Мясоутова Е.П.

Урок биологии по программе В.В.Пасечника "Линия жизни". 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_kl_bio_prisposobleniya_ryb.docx321.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

По учебнику: Биология. 7 класс/ В.В.пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова; под ред. В.В.Пасечника.-М.:Просвещение, 2016.

Предмет, класс

Биология, 7 класс

Тема урока

«Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб»

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности, освоение материала урока

Цель урока

Выявить, какие особенности внешнего  строения  рыб связаны  с водной  средой, определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека

Задачи урока

образовательные

развивающие

воспитательные

Раскрыть особенности  внешнего  строения  рыб  в  связи  с  жизнью  в  водной  среде, роль  рыб в природе  и практическое значение

Развивать  умение  наблюдать  за  животными   при  просмотре  видео-фрагментов презентаций, навыки  работы  на  компьютере, находить причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания

Воспитывать бережное  отношение  к окружающей среде, любовь к родному краю. Создать условия для развития коммуникативных качеств учащихся

УУД

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

Регулятивные:

1. Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

3. Умение адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

4. Владение основами самоконтроля и самооценки.

Коммуникативные:

1. Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении;

2. Взаимодействовать со своими партнерами, с членами группы;

3. Формирование своего мнения и позиции;

4.Использовать информационные ресурсы для поиска информации;

Познавательные:

1. Умение  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2. Умение определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы;

2. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

Основные понятия

Приспособления рыб к условиям обитания, промысел рыбы, рыболовство, рыбоводство, практическое значение рыб

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, презентация в Power Point, ресурсы  сети  Интернет

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Компьютерный класс,   компьютер с проектором, программа Microsoft  Power Point

Образовательные ресурсы Интернет

Единая  коллекция  цифровых образовательных ресурсов.

http://school-collection.edu.ru/

http://k2009.blog.tut.by/page/8/

http://aqamir.ru/fish/family/view/7

http://skuky.net/10458

http://aqarium.ru/gallery/categories.php?cat_id=17&page=8 

http://www.balatsky.ru/NSO/FISH.htm 

Формы работы

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

Технология

Системно-деятельностный подход

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный  

Цель

Мобилизация внимания учащихся, приветствие, проверка готовности рабочего места к занятию,определение целей и задач урока, отметка  отсутствующих.

Длительность этапа

3 мин.

Основные виды деятельности преподавателя

Вступительное  слово  учителя

Настраивает учащихся на работу. Делит на группы

Основные виды деятельности учащихся

Приветствуют учителя, проверяют наличие дидактических материалов для работы

ЭТАП 2

Актуализация и мотивация к учебной деятельности знаний

Цель

Проверить как ребята  усвоили  материал, изученный  на  прошлом  уроке

Длительность этапа

8 мин.

Форма организации деятельности

учащихся

1.Индивидуальная  - выполнение теста (5 мин)

2.Групповая – работа по карточкам  (3 мин)

Функции преподавателя на данном этапе

Организует, обобщает, контролирует

Промежуточный контроль

Проверка готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

ЭТАП 3

Изучение новой темы

Цель

Вызвать интерес к изучаемой теме. Выявить, какие особенности внешнего  строения  рыб связаны  с водной  средой и значение рыб в природе и для человека

Длительность этапа

25 мин.

Функции преподавателя на данном этапе

Активизирует интерес к изучаемой теме

Показ слайдов презентации

Организует, контролирует составление фишбоуна

Заслушивае и оценивает сообщения

Основные виды деятельности учащихся

Формулирование темы урока

Восприятие и фиксация материала

Работа в группе – работа с информацией, составление фишбоуна, выводы

Составление схемы

ЭТАП 4

Рефлексивно-оценочный

Цель

Закрепить полученные знания,  вырабатывать умения по их применению

Длительность этапа

9 мин.

Форма организации деятельности учащихся

Групповая - ыполнение задания «разгадай шифровку»

Функции преподавателя на данном этапе

Контролирование. Дать анализ и оценку успешности достижения цели.  Рефлексия занятия. Выставление оценок в журнал и дневник

ЭТАП 5

Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный.

2. Актуализация знаний

Учитель:- Мы познакомились с особенностями внешнего и внутреннего строения рыб, узнали о том, что существует два класса рыб. Поэтому предлагаю вам

1)выполнить индивидуальный тест в тетради  (раздаёт каждому учащемуся) в течение 5 мин.

Поставьте знак «+», если суждение правильное,  « - «,  если суждение ошибочное.

  1. Рыбы обитают в воде.
  2. По чешуе можно узнать возраст рыбы.
  3. У рыбы есть кожа.
  4. Все плавники парные.
  5. Орган боковой линии есть только у пресноводных рыб.
  6. Позвоночник состоит из позвонков.
  7. В позвоночном канале располагается спинной мозг.
  8. У рыб существуют только безусловные рефлексы.
  9. Рыбы дышат кожей и жабрами.
  10. Орган выделения – туловищные почки.
  11. Кровеносная система  замкнутая.
  12. Рыбы теплокровные.

Учащиеся выполняют тест

Учитель вывешивает ответы на доске:

Проверь себя:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

+

+

+

-

-

+

+

-

-

+

+

-

 http://2crim.com/img/fish.png

Учащиеся осуществляют взаимопроверку,  выставляют оценку (оценки: 12-11 правильных ответов – «5», 10-8 – «4», 7-6 – «3»), получают по цветной рыбке в соответствии с полученной отметкой ( красную – «5», жёлтую – «4», зелёную – «3»)

2) Выполнить групповую работу по карточкам в течении 3 мин

3. Изучение новой темы

 3.1 Мотивация.

 Учитель. -На прошлом уроке мы начали знакомство с классом Рыбы. Мы говорили о том, что данный класс животных пожалуй самый многочисленный среди групп современных позвоночных животных. Рыбы – это исконные обитатели водной среды, дышащие жабрами и передвигающиеся с помощью плавников.   Иногда о человеке говорят: «Чувствует себя как рыба в воде». Как вы понимаете это выражение?

Учитель: А почему рыбе хорошо в воде?

-Посмотрите на коллекцию картинок на доске и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока (формулируют с помощью учителя).

  - Итак, тема урока звучит «Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб», запишем её в тетрадь.

 Учитель: В чем выражается приспособленность рыб к водной среде обитания? Это мы узнаем в течение сегодняшнего урока

-Соттветственно целями урока будут:

    1. Выявить, какие особенности внешнего  строения  рыб связаны  с водной  средой

    2. Определить значение рыб.

3.2 Содержание

Какие Особенности водной среды обитания мы можем назвать?

Факторы водной среды

(Большая плотность Прозрачность Способность растворять различные вещества, малое содержание кислорода Текучесть Высокое давление на больших глубинах Сильное поглощение солнечных лучей)
1 задание.

С Помощью учебника (с.192-193) и дополнительного текста (на столах), применив прием «Фишбоун» опишите приспособление рыб к обитанию в водной среде.

Учащиеся: Слушают

Предполагаемые ответы учащихся (значит ему хорошо, комфортно, у него все получается).

(Она приспособлена к жизни в воде).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Большая плотность воды затрудняет активное передвижение.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину.

Ограниченное количество кислорода.

Вода – растворитель (соли, газы).

Тепловодность (температурный режим более мягкий чем на суше).

Прозрачность.Текучесть.

Вывод: приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, плавно переходящих органах тела, покровительственной окраске, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (боковая линия), органов передвижения (плавников).

Какова форма тела рыбы и как она приспособлена к среде обитания?

Дополнение учителя. Человек устраивает для своего передвижения в воде, заостряя носы своих лодок и кораблей, а при постройке подводных лодок придает им веретеновидную, обтекаемую форму рыбьего тела). Форма тела может быть различной шаровидной (рыба-еж), плоской (скат, камбала), змеевидной (угри, мурены).

В чем особенности покровов тела рыбы?

Каково значение слизистой пленки на поверхности рыбы?

Дополнение учителя. Эта слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ (гормон страха)

ЧТО ТАКОЕ «ВЕЩЕСТВО СТРАХА»
В 1941 году Нобелевский лауреат Карл фон Фриш (Karl von Frisch), изучая поведение рыб, обнаружил, что когда щука хватает гольяна, то из ран на его коже в воду попадает какое-то вещество, которое у других гольянов вызывает реакцию испуга: они сначала бросаются врассыпную, а потом сбиваются в плотную стайку и на какое-то время прекращают кормиться.

В современной научной литературе вместо словосочетания «вещество страха» чаще можно встретить термин «феромон тревоги». Вообще, феромоны - это такие вещества, которые, будучи выделенными во внешнюю среду одной особью, вызывают у других особей какую-то определенную поведенческую реакцию.

У рыб хранилищем феромона тревоги служат специальные клетки, расположенные в самом верхнем слое кожи. Они очень многочисленны и у некоторых рыб могут занимать больше 25% всего объема кожи. Клетки эти не имеют никаких связей с внешней средой, так что их содержимое может попасть в воду только в одном случае - если кожа рыбы получает какое-то повреждение.
В наибольшем количестве клетки феромона тревоги сосредоточены на передней части тела рыбы, в том числе и на голове. Чем дальше назад, к хвостовой части тела, тем клеток с феромоном меньше.

Каковы особенности окраски рыбы? Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания

Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата.

Что такое боковая линия и каково ее значение? С помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.

Снижение трения воды

Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью.

Окраска тела. У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу.

Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.


Учащиеся: Составление общего Фишбоуна у доски.

Рыба плавает в воде быстро и проворно; она легко разрезает воду благодаря тому, что тело ее имеет обтекаемую форму (в виде веретена), более или менее сжатого с боков.

 

hello_html_d440516.jpg

Ученики организуют поиск и обмен идеями через диалог. Организуется работа по заполнению рисунка.

Учитель: - Немаловажное значение имеет и практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.

- Прочитав информацию о значении рыб в  учебнике на с.193, составьте в тетрадях групповую схему «Значение рыб в природе и жизни человека»

«Значение рыб в природе

Значение рыб для человека

Пища (диетическая), удобрения, рыбий и технический жир, клей,  лекарства, корм для животных, эстетически-декоративное значение

Значение рыб в природе

Уничтожение личинок вредных насекомых

Индикаторы чистоты водоёмов

Звено в цепи питания других животных

- О промысловом значении рыб выслушаем сообщения докладчиков от каждой группы (заслушивание и оценивание).

    Большое значение для охраны, воспроизводства и восстановления редких и ценных видов рыбы имеют рыборазводные заводы, на которых из искусственно осемененной икры выводят мальков и выпускают их в реки и озера Широкое развертывание работы рыбоводных заводов открыло возможность значительно усиливать уловы рыбы, не вызывая этим оскудения рыбных запасов. В чем преимущество искусственного разведения рыб?

1.                   Достигается осеменение всей икры, что почти никогда не бывает при естественном нересте, когда выделяемые самцами половые продукты относятся течением в сторону, не успевая попасть на все икринки.

2.                   В условиях завода ни икра, ни выходящие из нее мальки не подвергаются массовому истреблению со стороны всевозможных факторов среды.

Результат: потомство одной самки может с избытком восполнить ущерб, который был нанесен естественным запасам при повышенном вылове икряной рыбы и самцов — «молочников».

строятся крупные рыбоводные заводы, на которых разводятся различные промысловые рыбы Икра на этих заводах оплодотворяется искусственным путем. Развитие икры происходит в специальных аппаратах. Вышедших мальков некоторое время выдерживают в них, а затем уже окрепших выпускают в естественные водоемы.

в природных условиях от разных причин погибает много икры и молоди рыб.Чтобы повысить численность ценных промысловых рыб, их разводят на специальных рыбных заводах и в рыбных хозяйствах. От пойманных в период нереста взрослых рыб берут икру и молоки, смешивают их, заливают водой и помещают в рыбоводные аппараты – специальные сосуды, в которых поддерживают благоприятные условия для разведения икринок. Вышедших из яиц мальков содержат в искусственных бассейнах. Когда они подрастут и окрепнут, их выпускают в естественные водоёмы.

Икру и мальков можно перевозить самолетами на дальние расстояния и заселять ценными породами рыб такие водоемы, где их не было. Так, в Каспийское море из Черного была переселена кефаль. Рыбы прижились, и теперь их там промышляют.

  • Обычно в прудовых хозяйствах рыбу выращивают 1—2 года. За это время она достигает товарной массы.
  • По отношению к температуре воды всех рыб, разводимых в рыбоводных хозяйствах, делят на теплолюбивых и холодолюбивых.
  • В рыбоводстве известны два метода выращивания рыбы: экстенсивный и интенсивный.
  • При экстенсивном методе рыбу не кормят. Она растет только за счет употребления естественной пищи. Это, по существу, пастбищное рыбоводство.
  • Интенсивный метод выращивания включает кормление рыбы и создание с помощью удобрения и мелиорации водоемов богатой кормовой базы.

Чаще выращивают карпа – одомашненную форму сазана

Полным прудовым хозяйством называется то, в котором есть: зимовальные, нерестовые, выростные и нагульные пруды.

Схема рыборазводного пруда

http://xreferat.ru/image/10/1304769901_15.jpg

    Промысловое рыболовство оснащено сложной современной техникой, облегчающей разведку и отлов рыбы. Для отслеживания движения косяков рыб (так называют рыбьи стаи) используют радары и эхолоты. Хотя промысловые рыбы обитают и в пресных водоемах, и в морях, наибольшее значение для промысла имеют морские виды. В океанах и морях рыбу ловят тралами, кошельковыми неводами.

Методы ловли рыбы

Кошельковый метод ловли траловый метод ловли

C:\Users\1\Documents\биология\уроки и презентации 8 класс\Рыбы\иллюстрации\image007.jpg16.jpg

Траулеры - суда, на которых ловят рыбу огромными сетями-тралами.

 Сейнеры – маленькие суда, ловящие рыбу у побережья морей.

Рефрижераторы – большие суда, «плавучие рыбные фабрики»,  на которых не только ловят  рыбу, но и замораживают ее,  делают консервы, рыбную муку.

Опорные конспекты – памятки для каждого учащегося

Отряд Осетровые Осётр, белуга, бестер, шип, стерлядь

У осетровых большая часть скелета хрящевая, кости имеются лишь в голове. Отличить их можно сразу по своеобразному виду и расположению чешуи: толстые, ромбовидные чешуйки проходят по телу пятью рядами — один на спине, два по бокам и два на брюшке. Передняя часть головы вытянута в более или менее длинный выступ - рострум. Этим рострумом они копаются на дне в поисках пищи, добывая спрятавшихся там различных беспозвоночных.

Отряд Карпообразные

Отряд Карпообразные - преимущественно пресноводные рыбы. К ним относят сазана, карася, плотву, леща и много других промысловых рыб. Карпообразные питаются растительным кормом и различными беспозвоночными животными. На челюстях зубов у них нет (или они развиты слабо), зато в глубине глотки имеются глоточные зубы, служащие для измельчения пищи.

Отряд Сельдеобразные килькатюлька, анчоус, или хамса, шпрот, салака

Главные представители этого отряда - сельди. Большинство из них живет в море и держится большими стаями, совершающими странствования в поисках пищи и для икрометания. Сельди питаются мелкими рачками, живущими в толще воды, и имеют важное промысловое значение. Представители отряда сельдевых имеют плоское тело серебристого цвета, очень короткую боковую линию, или она совсем отсутствует. Голова сельдевых не покрыта чешуей, плавники мягкие. Плавательный пузырь постоянно связан с кишечником.

Большинство сельдевых живут в толще воды, питаются планктоном.

Отряд лососевые

Тело их округлое или немного стиснутое с боков. Характерная особенность — наличие жирового плавника, расположенного на спинной стороне перед хвостовым плавником.

Большинство лососевых — проходные рыбы (семга), но некоторые виды постоянно живут в пресных водоемах (форельсигомуль и др.). Много лососевых распространено на Дальнем Востоке, например кетагорбушанеркачавыча и др. Во время нереста они мигрируют на расстояние нескольких тысяч километров (кета — 1 000 км, чавыча — 4 000 км). В водоемах стран СНГ водятся такие лососевые, как хариус европейскийфорельдунайский и черноморский лосось

Отряд Тресковые.

Большинство тресковых - морские рыбы. Отличительный признак их - наличие усика на подбородке.

Держатся они возле дна, но не лежат на нем, а постоянно передвигаются в поисках пищи. Питаются донными беспозвоночными и более мелкими рыбами. Обитают в холодных морях. Треска (массой до нескольких килограммов, а отдельные особи - более 20 кг) и более мелкие - пикша, салака, навага. Единственный пресноводный представитель тресковых, распространенный в пресных водах почти по всей стране - это налим. Все тресковые - ценные промысловые рыбы. Особую ценность представляет их печень, из которой добывается содержащий витамин D медицинский рыбий жир.

Камбалообразные .Подотряд Скумбриевидных Камбала, палтус, скумбрия, тунец

Камбала обитает во всех морях, кроме Аральского и Каспийского. Длиной от 10см до 4,5 м, масса до 350 кг. Тело сжато с боков, высокое. Оба глаза обычно на правой стороне. Безглазная сторона, как правило, светлая, глазная - ярко окрашена, часто с пятнами и полосами.

Тунец - Максимальная длина особей обыкновенного тунца может достигать 4,6 м, а масса — 684 кг. Тунцы обитают в больших косяках и преодолевают в поисках пищи большие расстояния. Тунцы имеют хорошо развитые кровеносные сосуды кожи и боковых мышц тела и богатую гемоглобином кровь. Температура тела тунцов во время активного плаванья превышает температуру воды на несколько градусов.

Учитель: 

А теперь пришло время подвести итоги сегодняшнего урока: из выступлений ребят сегодня на уроке вы узнали следующее:  

вывод:

Многообразие рыб – результат жизни, приспособления к различным проявлениям факторов водной среды, к основному образу жизни.

Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности, пищевой ценности...

4. Рефлексивно-оценочный.

 Цель: определение уровня знаний полученных на уроке.

«Разгадай шифровку» (надо отгадать, названия каких промысловых рыб зашифрованы преставлением букв в словах)

1. Торес. (Осетр.)
2. Тапвол. (Плотва.)
3. Знаас. (Сазан.)
4. Оругь. (Угорь.)
5. Парк. (Карп.)
6. Нагопир. (Пинагор.)
7. Качорг. (Горчак.)

8. Секрат. (Треска.)
9. Бовал. (Вобла.)
10. Млина. (Налим.)
11. Сухари. (Хариус.)
12. Дакус. (Судак.)
13. Каюшлок. (Колюшка.)
14. Лубега. (Белуга.)

Каждая команда выполняет «шифровку»

Учитель предлагает оценить урок

hello_html_98c1ce4.gif

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я научился…

5. Меня удивило…

6. Мне захотелось…

На стикерах дети пишут то, что им больше всего понравилось на уроке, что нового они узнали.

5. Домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник (п.192)

Учитель: -Всем ребятам большое спасибо за проделанную работу

О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!

На этой оптимистической ноте мы закончим нашу встречу.

Приложение 4

   

hello_html_2955fc57.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 5 классе "Условия обитания животных"

Интегрированный урок с использованием ЭОР.На базе имеющихся знаний сформировать представление у учащихся о многообразии диких животных и условиях их жизни, закрепить знания о средах обитания, о влияни...

Погода - условия обитания человека.

Проект реализуется в рамках курса географии раздела «Атмосфера» и рассчитан на учащихся 6-х классов. Проект включает в себя исследовательский и информационный блоки. Приобретённые практические знания,...

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора

Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора...

Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб

План-конспект урока в 7 классе по индивидуально-групповой методике "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" при подготовке к международному исследованию PISA....

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл.

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл, связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»при наличии  у...

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».

План-конспект урока по теме «Внешнее строение рыб и приспособленность к среде обитания. Значение рыб».Программа  и УМК коллектива авторов под руководством  В.В. Пасечника. Б...