Конспект к уроку в 7 классе "Тип Моллюски: общая характеристика"
план-конспект урока по биологии (7 класс)
Конспект по теме "Тип Моллюски: общая характеристика" в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tip_mollyuski._konspekt.doc | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Бирюковская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
Открытый урок по теме:
«ТИП МОЛЛЮСКИ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
Выполнила: учитель биологии
МКОУ «Бирюковская ООШ»
Березуцкая Татьяна Викторовна
2019 год
Тема: Тип Моллюски. Общая характеристика.
Цель. Способствовать формированию представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.
Задачи.
Образовательные: познакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания.
Развивающие: продолжить формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные: продолжить формирования бережного отношения к живой природе, воспитывать у учащихся познавательный интерес к предмету.
Планируемые результаты.
Предметные.
Учащиеся должны знать особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни и биологическое значение.
Учащиеся должны уметь объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»
Метапредметные.
Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие
Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения.
Личностные.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Методы: Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный
Приемы: инсерт, устами младенца, ЗХУ, верно утверждение или неверно.
Тип и вид урока: урок открытия нового знания
Форма работы: индивидуальная, работа в паре
Оборудование: проектор, компьютер, биологические коллекции, компьютерная презентация, раздаточный материал, учебник, рабочая тетрадь, улитки.
Понятия (новые): асимметрия, раковина, перламутр, нога, мантия, мантийная полость, терка (радула), печень, легкое, сердце, почки, околосердечная сумка.
Ход урока:
- Организационный момент
-Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас сегодня на уроке. У нас сегодня необычный урок, на котором присутствуют гости. Давайте улыбнемся нашим гостям и друг другу, поделимся хорошим настроением.
- Мотивация
- Девизом нашего урока будет восточная мудрость «Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».
- Ребята, как вы понимаете данное выражение? (высказывают свое мнение. Подводим к тому, что если работать самостоятельно, знания усвоятся лучше и надолго, нежели кто-то будет рассказывать)
- Актуализация знаний
- На прошлом уроке мы с вами завершили тему Тип Кольчатые черви. Проверим свои знания, заполнив таблицу (карточки у каждого ученика)
Пищеварительная система | |
Органы дыхания | |
Кровеносная система | |
Нервная система | |
Выделительная система | |
Органы чувств | |
Размножение |
Взаимопроверка ответов (на слайде выведена заполненная таблица)
4. Постановка темы и задач урока
- Ребята мы с вами начинаем изучение новой группы организмов. А вот о какой именно попробуйте догадаться сами, просмотрев необычное видео «Устами младенца».
- «Он симпатичный. Ядовит. Живет в море и океане. У него 8 ног»
- «Они живут на земле, маленькие, скользкие. У них есть домик, который они таскают везде с собой»
- О каких представителях говорят младшие школьники? (об осьминоге, улитке)
- Все эти представители относятся к Типу Моллюски. Как же будет звучать тема нашего урока? (предположения детей)
- Верно. Тема нашего урока – «Тип Моллюски. Общая характеристика».
- Ребята, сегодня на протяжении урока вы будите фиксировать свои результаты в таблицу, которая находится у вас на столах. Сейчас мы с вами заполним первые два столбика. Скажите, что вам известно о типе Моллюске?
- А теперь запишите, что вы хотели бы узнать в процессе изучения типа Моллюски? (высказывания детей).
Знал | Хочу знать | Узнал |
раковина, живут в воде и на земле, скользкие | 1.изучить особенности внешнего строения моллюсков 2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков 2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа |
Последнюю колонку будите заполнять по мере изучения нового материала.
5.Изучение нового материала
а) Запись темы урока в тетрадь: «Тип Моллюски. Общая характеристика»
б) Для того, чтобы решить первую задачу, предлагаю вам побыть исследователями. Перед вами находятся карточки с лабораторной работой (приложение 2), благодаря которой мы узнаем о внешнем строении Типа Моллюски.
Полученные данные в ходе лабораторной работы, фиксируем в таблицу (приложение 3). Таблица высвечивается на этапе завершения работы. Ребята анализируют таблицу, выделают выводы.
№ п/п | Ход работы | Отметки |
1 | Моллюсков разделить на группы брюхоногие и двустворчатые Тело моллюсков состоит из: | Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога |
2 | У брюхоногих отметить:
| Ассиметрия Различаются |
3 | У двустворчатых отметить:
| Три Наружный, фарфоровый слой, внутренний |
4 | Рассмотреть живых моллюсков. Определить класс. Обратить внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след остается? Пронаблюдать за моллюском, ползающим по стеклу, глядя на стекло с другой стороны | Брюхоногие Медленно, выделяется слизь Перемещается медленнее по бумаге, с трудом перемещается Очищает стекло
|
5 | Изучить реакции моллюсков на различные раздражители:
| Одинаково, втягивает раковину |
6 | Взять моллюска в руки. Какая его реакция на ваши действия | Втягивается |
-Давайте подведем итог лабораторной работы. Что вы узнали о внешнем строении моллюска? (Тело состоит из головы, туловища, ноги. Почти у всех имеется раковина, которая состоит из трех слоев: наружный, фарфоровый, внутренний. Внутри находится мантия и мантийная полость. Перемещаются медленно. При опасности прячутся в раковину).
- Запишите вывод по проделанной работе. (Проделав данную работу я узнал о строении и жизнедеятельности моллюсков. А также сделал вывод, что у моллюсков сложное строение, снаружи они покрыты раковиной, внутри находится мантия и мантийная полость. Голова, туловища и нога - основные части моллюска. В мантийной полости расположены органы моллюска).
в) Для того, чтобы расширить наши знания по теме Тип Моллюски, предлагаю поработать с текстом в учебнике на стр. 45-46.
Читая текст, вы будите ставить специальные пометки на полях.
«v» – это я знаю;
«+» – новая информация;
«?» – хотел бы узнать об этом побольше.
- Информация вам была уже известна?
- Что вы узнали нового при работе с текстом?
- Чтобы вы хотели узнать больше о моллюсках?
На слайде выводится пример заполнения таблицы
🗹 | «+» | «?» |
Дыхание различается у наземных моллюсков – легкие, у водных – жабры. Есть фильтрующие моллюски | Кровеносная система незамкнутая. Есть сердце Пищеварительная система представлена ротовой полостью с теркой (кроме двустворчатых) —глотка—пищевод—желудок—кишечник—анальное отверстие Нервная система разбросанного типа Органы выделения – почки Гермофродиты и раздельнополые | Есть ли самые крупные представители данного типа? Сколько живут моллюски? |
6.Физкультминутка (на фоне звучит шум моря)
- А сейчас мы с вами отдохнём.
- Сядем поудобнее. Закроем глаза и переместимся мысленно в подводный мир.
- Откройте глаза и посмотрите вокруг, не меняя положения туловища, сначала вправо, затем влево.
- Вы увидели живого огромного кальмара - широко открываем глаза, нам страшно - зажмуриваемся. Трясем головой - не поверили.
- Начинаем от страха глубоко дышать – вдох-выдох, вдох-выдох.
-От страха по телу пошли мурашки - потерли плечи, руки ноги, не открывая глаз.
- Снова открыли глаза-
- Выдохнули – Фу – показалось - пожали плечами и широко улыбнулись соседу.
Спасибо!
7. Изучение нового материала
в) Чтение сообщение о жизнедеятельности Моллюсков (опережающее обучение)
Ребята, а сейчас зачитайте нам свои сообщения «о жизнедеятельности представителей» и «интересные факты о моллюсках».
а) Моллюски обитают преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Самый большой моллюск в мире (он же самое крупное беспозвоночное мира) – гигантский кальмар под названием Architeuthis dux. Его длина составляет более 18 метров. Выловили этого представителя беспозвоночных в 1880 году в Новой Зеландии. Первые упоминания о них датированы 1555 годом. Кальмаров в то время называли и спрутами, и морскими змеями, и вообще люди долгое время отказывались верить в их существование.
б) Самый старый пойманный человеком моллюск, по оценкам ученых имел возраст в районе 405 лет, возможно, он был самым старым морским животным.
Самыми умными принято считать осьминогов. Они поддаются дрессировке и понимают команды. Также интересен тот факт, что кровь у моллюсков голубого цвета, а не красного, из-за того, что ту, функцию, что в нашей крови выполняет железо, у них выполняет медь.
Я также приготовила два интересные факты:
- Шум моря в сувенирных раковинах моллюсков – это шум окружающей вас среды, которая резонирует с полостями раковины. Этого эффекта можно добиться без панциря моллюска, приложив к уху согнутую ладонь или кружку.
- Голожаберные моллюски насчитывают около 3000 видов, красивые и ядовитые обитатели морей, характеризуются полным отсутствием панциря. Внешний вид обманчив. Голожаберные моллюски очень ядовиты, от одного прикосновения к такой прелести может сойти кожа с руки. Еще одной особенностью этих существ, является наличие половых органов на хвосте и на голове. Размером эти моллюски бывают от 6 миллиметров до 31 сантиметра. Питаются голожаберные моллюски водорослями, анемонами и даже другими моллюсками. Своей красивой окраской обязаны тому, что употребляют в пищу. Вот несколько фото этих красивых и необыкновенных существ.
- Каковы особенности жизнедеятельности типа Моллюски? (Живут в соленых и пресных водоемах, на суше, освоили разные типы питания – фильтраты, растительноядные, хищные)
-Ребята, сегодня мы изучили новый тип – тип Моллюски. Давайте попробуем сформулировать термин, использую все полученные знания на уроке (предположения детей). Сравним наше определение с учебником (один из учащихся читает термин в учебнике на стр. 45, первый абзац).
8. Закрепление
Выберите «Верно утверждение или неверно»
- Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше (+)
- У моллюсков различают головогрудь, ногу (-)
- Тело покрыто раковиной (+)
- Мантийная полость – пространство, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства (+)
- Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела (-)
- Кровеносная система замкнутая (-)
- Органами выделения являются почки (+)
- Нервная система разбросанного типа (+)
- Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие (+)
- Все моллюски – раздельнополые (-)
Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка
9.Рефлексия
Возвращаемся к нашей таблице, с которой вы работами в течение урока. Давайте сделаем вывод, что же нового вы узнали сегодня на уроке. (Учащиеся зачитывают информацию)
Знал | Хочу знать | Узнал |
раковина, живут в воде и на земле, скользкие | 1.изучить особенности внешнего строения моллюсков 2.изучить особенности внутреннего строения моллюсков 2.узнать об жизни и интересных фактах данного типа | тело состоит из головы (кроме двустворчатых), туловища и ноги. Тело имеет мантию. раковина состоит из 3 слоев: внешнего, фарфорового и внутреннего. Нервная система разбросанно-узлового типа. кровеносная система незамкнутая. органы дыхания – жабры у водных, легкие – у наземных видов. выделительная система- почки. гермафродиты и раздельнополые |
9. Итог урока. Домашнее задание
Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся за работу на уроке.
§ 11. Творческое задание(на выбор): 1) подготовить кроссворд по изученной теме; 2) изготовить наглядное пособие внешнего строения моллюска с обозначением частей тела
Вы сегодня замечательно работали на уроке! Хочу отметить вашу активность, ваши ответы.. За ваши ответы на уроке я хотела бы оценить учащихся следующими оценками… Благодарю вас за вашу работу!
Наш урок закончен, спасибо за внимание…
Приложение к открытому уроку на тему «Тип Моллюски. Общая характеристика»
Приложение 1. Таблица «Внутреннее строение кольчецов»
Пищеварительная система | |
Органы дыхания | |
Кровеносная система | |
Нервная система | |
Выделительная система | |
Органы чувств | |
Размножение | |
Пищеварительная система | |
Органы дыхания | |
Кровеносная система | |
Нервная система | |
Выделительная система | |
Органы чувств | |
Размножение |
Приложение 2. Таблица ЗХУ
Знал | Хочу знать | Узнал |
Лабораторная работа №4
"Особенности строения и жизни моллюсков"
№ п/п | Ход работы | Отметки |
1 | Моллюсков разделить на группы брюхоногие и двустворчатые Тело моллюсков состоит из: | Голова (кроме двустворчатых), туловище, нога |
2 | У брюхоногих отметить:
| Ассиметрия Различаются |
3 | У двустворчатых отметить:
| Три Наружный, фарфоровый слой, внутренний |
4 | Рассмотреть живых моллюсков. Определить класс. Обратить внимание на характер перемещения моллюсков по стеклу и бумаге. Какой след остается? Пронаблюдать за моллюском, ползающим по стеклу, глядя на стекло с другой стороны | Брюхоногие Медленно, выделяется слизь Перемещается медленнее по бумаге, с трудом перемещается Очищает стекло
|
5 | Изучить реакции моллюсков на различные раздражители:
| Одинаково, втягивает раковину |
6 | Взять моллюска в руки. Какая его реакция на ваши действия | Втягивается |
Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно
- Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше
- У моллюсков различают головогрудь, ногу
- Тело покрыто раковиной
- Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства
- Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела
- Кровеносная система замкнутая
- Органами выделения являются почки
- Нервная система разбросанного типа
- Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие
- Все моллюски – раздельнополые
Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка
Приложение 4. Выберите верно утверждение или неверно
- Моллюски – мягкотелые животные, обитающие в соленой и пресной воде, суше
- У моллюсков различают головогрудь, ногу
- Тело покрыто раковиной
- Мантийная полость – полость, находящаяся между мантией и телом, в которой расположены органы дыхания и химического чувства
- Дыхание у моллюсков осуществляется через поверхность тела
- Кровеносная система замкнутая
- Органами выделения являются почки
- Нервная система разбросанного типа
- Пищеварительная система представлена ротовой полостью, теркой, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие
- Все моллюски – раздельнополые
Ответы выведены на слайд. Происходит самопроверка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему:Тип моллюски. Общая характеристика типа
Особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски.· Рассматривается их многообразие, изучается классификацию типа на примере конкр...
Конспект урока по географии: Германия. Общая характеристика государства.
Тема: Общая характеристика государства .Германия Цель урока: Формирование целостного представления о географии и экономике страны. Задачи урока:ü познакомить учащихся с важнейшими чертами ГП...
План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"
План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"...
Тема урока: Тип Моллюски. Общая характеристика Лабораторная работа «Особенности строения и жизни моллюсков»
Планировать и анализировать свою деятельность в ходе изучения темы «Тип Моллюски. Общая характеристика»...
Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса
Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....
Презентация к уроку по теме "Тип Моллюски: общая характеристика"
дополнительный материал к уроку в 7 классе "Тип Моллюски: общая характеристика"...
Разработка урока биологии в 7 классе "Тип Моллюски. Общая характеристика типа"
Формирование представлений о многообразии животных форм; создать условия для формирования умения составлять общую характеристику типа Моллюски.Устанавливать причинно- следственные связи, выделять глав...