План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"
методическая разработка по биологии (6 класс)
План-конспект урока в 6 классе "Общая характеристика грибов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_6_klass.docx | 58.01 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
ФИО (полностью) | Ильина Оксана Вениаминовна | |
Место работы | МКОУ «Любимовсккая СОШ» Большесолдатского района Курской области | |
Должность | Учитель | |
Предмет | Биология | |
Класс | 6 | |
Тема и номер урока в теме | Общая характеристика грибов. 1 урок | |
Базовый учебник | Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Пасечник В. В. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил. |
Цели урока:
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей царства Грибов и их значении в природе и в жизни человека.
Деятельностная: создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Ожидаемые результаты:
- Личностные:
- Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
- Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
- Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
- Метапредметные:
- Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней;
- Выдвигают простейшие гипотезы;
- Выделяют главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывают суждения, аргументируют их;
- Работают с информацией и преобразуют её;
- Находят причинно-следственные связи;
- Оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
- владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений;
- Предметные:
- Знают отличительные признаки Царства Грибов, умеют находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
- Имеют представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
- Называют примеры значения грибов в природе и в жизни человека;
Тип урока: изучение нового материала
Технологии: технология развития критического мышления
Формы работы учащихся: работа с модулями, работа с учебником и приложением, ответы на вопросы.
Метод обучения: проблемный. Почему грибы выделены в отдельное царство живой природы?
Ключевые слова и понятия урока: царство грибов, хитин, гетеротрофный способ питания, плодовое тело, вегетативное тело (грибница), грибы- паразиты, шляпочные грибы, ножка, шляпка, плесневые грибы, гифы, способы питания грибов: грибы-паразиты, грибы-сапрофиты, грибы хищники ,симбиоз. Способы размножения грибов: бесполое: частями грибницы, спорами, почкованием) и половое (специализированными клетками-гаметами)
15. Оборудование урока:
-Ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
-На партах у учащихся учебники Пасечника В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс,
- Карты «Путеводитель урока», 15шт.
- Микроскопы световые ученические «Микромед-12», 15 шт.
Ход урока
- Организационный этап (1 мин.)
Приветствие, проверка отсутствующих на уроке, наличия учебных принадлежностей у учащихся (в парах).
Приветствие учащихся.
Создание психологической атмосферы урока:
1). Учащиеся выбирают цветную полоску в соответствии с их психологическим состоянием на начало урока и демонстрируют ее учителю:
красная – тревожно, зеленый – спокойно, синий – безразлично.
2). Учитель предлагает учащимся выполнить ряд упражнений:
1. Сядьте ровно, прислонитесь к спинке стула, закройте глаза и сделайте 5 спокойных вдохов и выдохов.
2. Не открывая глаз, произнесите про себя: «Я спокоен, я не волнуюсь, у меня все будет хорошо».
- Актуализация знаний, умений, навыков учащихся (3 мин.)
Проверку домашнего задания мы проведем с вами в виде теста по вариантам. Ваша задача правильно ответить на вопросы, выбрав ответ. Программированный опрос учащихся по теме: «Царство бактерий» по вариантам. (Слайд №.)
- КЛЮЧ К ТЕСТУ №1. (Слайд №)
Взаимопроверка работы учащихся с помощью образца правильных ответов через проектор, подготовлено учителем с помощью мультимедиа. Сообщение критериев оценки.
Тест мы с вами выполнили неслучайно, т.к. его результаты очень важны. Поскольку, не зная предыдущей темы, будет сложно воспринять новый материал.
А сейчас обратите свое внимание на экран (демонстрация слайдов на фоне музыки А. Пахмутовой «Как прекрасен этот мир, посмотри!».) (Слайд №).
Учитель:
- Ребята, назовите известные царства органического мира. (Уч-ся перечисляют 5 царств органического мира).
- Какие царства мы с вами изучили? (Мы изучили царства растений и бактерий).
- Назовите характерные признаки растений и бактерий. Заполнение таблицы Путеводителя урока (работа в парах):
Признаки
Растений Бактерий
- 1.
- 2.
- 3.
- 4.
Правильные ответы выводятся на экран.
3. Ориентировочно-мотивационный этап
- Какое великое разнообразие живых организмов населяет нашу планету! Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вам отгадать загадку. Внимание на экран .(Слайд №)
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло!
Ответы учащихся.
Учитель:
- И как будет звучать тема сегодняшнего урока, как вы думаете?
Тема нашего урока: «Грибы. Общая характеристика грибов». (Слайд №)
- Когда мы говорим о грибах, какие грибы вам вспоминаются в это время? Какие грибы вы знаете? (подосиновики, сыроежки, опята…).
Постановка проблемы урока учителем:
- Скажите, почему грибы выделили в отдельное царство?
Давайте подумаем, какова цель нашего урока?
Формируют цель: доказать, что грибы - отдельное царство живых организмов
Вводный настрой на изучение нового материала. (Используются задачи с элементами ТРИЗ).
(Слайд №9).
• Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование? (мозговой штурм)
Совещаются в группах. Предлагают варианты.
4. Этап осмысления (15 мин.)
- Вспомним, как называется наука, изучающая грибы?
– Правильно, микология. Первые упоминания о грибах встречаются в трудах Аристотеля, в IV веке до нашей эры.
Грибы считали травами и кустарниками без цветов и плодов, относили даже к морским животным или к минералам.
А Французский ученый-ботаник Себастьян Вайян сказал о грибах: «Грибы - это дьявольское произведение, нарушающее общую гармонию природы, чтобы смущать самых талантливых исследователей и приводить в отчаяние молодых ботаников».
Карл Линней называл всю эту группу хаосом, в котором невозможно найти никакой системы.
Родоначальник микологии немецкий ученый Генрих Антон Бари (1831-1888г.). (Слайд №10).
Учитель: выполните задание . «Верю-не-верю»
Учитель: Откройте учебник п. 7 стр. 38-39. Перед вами текст « Общая характеристика грибов» и предлагает в течение 10 – 15 минут проработать его, используя метод «ИНСЕРТ».
«v» - «это я знаю»;
«+» - «эта информация для меня новая»;
«-» - «»эта информация противоречит моим знаниям; я думал иначе;
«?» - «эта информация требует пояснения; хочу узнать больше; есть вопросы»;
«!» - «это интересно».
Ученики: индивидуальная работа по чтению текста и его маркировка. После этого учащиеся составляют таблицу из четырёх столбцов и заполняют её, используя информацию, приведённую в тексте.
+ | V | ? | ! |
Обсуждение
Задание 4.
Учитель: Посмотрите на признаки царства растений и животных скажите, какие признаки растений характерны для грибов?
Ответы:
• Неподвижность
• Неограниченный рост
• Питание путём всасывания воды и минеральных солей.
Посмотрите на признаки царства животных. Какие признаки животных характерны для грибов?
• Отсутствие хлоропластов.
• Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы)
Учитель: Таким образом, грибы сочетают признаки растений и животных, но у них есть и свои собственные.
А вы знаете, какое строение тела грибов?
Возможные ответы: Мицелий (грибница) состоят из гиф - ветвящихся нитей.
Выполнение лабораторной работы №17 (инструктивная карточка)
Выполнение лабораторной работы №17, используя инструктивную карту
Тема. Изучение строения плесневых грибов.
Цель: познакомиться с внешним строением плесневых грибов (на примере пеницилла).
Оборудование и материалы: набор тотальных препаратов по ботанике (пеницилл), микроскоп световой «Микромед-12» ученический.
7.Физкультминутка.
(На фоне спокойной музыки).
Грибная зарядка.
Текст произносится учителем, он же выполняет вместе с учащимися аэробные упражнения.
Размножение грибов.
Учитель: Идя по лесу, вы видите много грибов. А откуда они берутся?
Ученики: Грибы размножаются спорами.
Учитель: Способы размножения грибов: (Слайд №)
1) вегетативное размножение – кусочками мицелия и почкованием (у одноклеточных дрожжевых грибов);
2) бесполое размножение – спорами;
3) половое размножение – слияние гамет.
Питание грибов.
Учитель:
- Ребята, для того чтобы расти, что вам необходимо делать? (Необходимо питаться).
- Для того чтобы вырос гриб ему тоже необходима еда. Рассмотрим способы питания грибов.
По типу питания грибы похожи на гетеротрофные бактерии, значит, они могут быть сапротрофами, паразитами, симбионтами и даже хищниками.
- Этап рефлексии (12 мин.).
Формирование знаний о свойствах грибов.
Практическое значение грибов. (Слайд №). (Сообщение учащегося)
Учитель:
- Какую роль играют грибы в природе и жизни человека? (Ответы учащихся).
Вернемся к заданию «Верю-не-верю».
Подведем итог изученного и усвоенного на уроке. Для этого выполним тест. Задание 7. Путеводителя урока
Ключ к тесту№2: (Слайд №).
(Взаимопроверка, работа в парах, сообщение критериев оценки.)
Учитель:
- Что интересного для себя вы узнали на уроке?
Учитель:
- Скажите, мы достигли цели урока? Почему грибы выделили в отдельное царство?
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных, шляпочные грибы – симбиотические организмы. Повреждение грибниц ведет к гибели грибов, но и замедляет рост растений. Каждому человеку нужно знать правила сбора грибов, оказание первой медицинской помощи при отравлении грибами, уметь отличать съедобные грибы от ядовитых.
- Выставление оценок. Комментарий оценок. Домашнее задание
Инструктаж выполнения домашнего задания. Запись с доски в дневники. Взаимопроверка записи д/з в дневниках. (Слайд №).
1) Учебник §7; вопросы 1-5 – «3»
2) Модель строения плесневого гриба – «4».
3) Творческое домашнее задание:
- Сообщение о плесневых грибах (мукор, пеницилл) - «5».
Проблемные задачи: - С какой целью человек пытается одомашнить хищные грибы?
- Почему опасно длительное использование антибиотиков?
Спасибо за урок! (Слайд №).
Литература
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии: Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996
- Демьянов Е. Н. Биология в вопросах и ответах: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996
- Журнал «Юный натуралист» №8 2006 год.
- Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс. «Вако», Москва, 2005.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Пасечник В. В. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 304 с.: ил.
- Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии. Москва «Просвещение», 1988.
- Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе. – Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2006.
- Шульга К.В., Карклина Э.И. Грибы наших лесов. Минск, 1966.
Рабочий лист
Фамилия, Имя____________________________________________________
Класс __________________________________________________________
Тема урока:______________________________________________________
Цель урока:______________________________________________________
- Задание
На какие две группы можно разделить организмы, изображённые на фотографиях?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
1 Вариант
1.К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:
а) растения
б) бактерии
в) водоросли
г) грибы
2.Образование бактериями спор – это приспособление к:
а) размножению
б) перенесению неблагоприятных условий
в) паразитизму
г) передвижению
3.Бактерии размножаются:
а) почкованием
б) посредством половых клеток
в) спорами
г) делением клетки пополам
4.Бактерии-паразиты питаются:
а) органическими веществами живых организмов
б) минеральными веществами
в) органическими веществами отмерших организмов
г) водой и углекислым газом
5. Бактерии имеющие форму запятой, называются:
а) кокки
б) бациллы
в) вибрионы
г) спириллы
2 Вариант
1. Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют:
а) ядра
б) вакуолей
в) оболочки
г) цитоплазмы
2. Бактерии относятся к организмам:
а) ядерным
б) доядерным
в) многоядерным
3.Группа Бактерии – это:
а) вид
б) класс
в) царство
г) порядок
4.Бактерии округлой формы называют:
а) кокки
б) бациллы
в) спириллы
г) вибрионы
5.Бактерии-сапрофиты питаются:
а) органическими веществами живых организмов
б) минеральными веществами
в) органическими веществами отмерших организмов
г) водой и углекислым газом
- Задание
• Задача «Чудо-юдо» В кастрюле под крышкой остался вареный картофель, и про него забыли. Когда через несколько дней открыли крышку, то увидели пушистую "вату” – белую плесень. Как можно объяснить её образование?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
- Задание
Распределите следующие признаки по группам
- Неограниченный рост
- Ограниченный рост
- Неподвижность
- Активное движение
- Наличие хлоропластов
- Отсутствие хлоропластов
- Автотрофы
- Гетеротрофы
Растения Животные
1._________________________ 1. _______________________
2._________________________ 2._______________________
3._________________________ 3. _______________________
4._________________________ 4._______________________
4. Задание «Верю-не-верю»
- Грибы – это растения…
- Размножаются грибы спорами…
- Грибы могут светиться…
- Есть микроскопические грибы
- Из грибов получают витамины….
- У грибов есть признаки как растений так и животных….
- У гриба есть тело и оно называется грибница….
- Грибы могут жить совместно с другими организмами…
- Среди грибов есть хищники…
- Есть паразитические грибы…
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Да | |||||||||
нет |
- Задание
Откройте учебник п. 7 стр. 38-39. Перед вами текст « Общая характеристика грибов» и в течение 10 минут проработать его, используя специальные пометки.
+ - « это я знаю»;
V - «новая информация»;
? – «информация, требующая пояснения учителя»;
! – « это интересно».
Индивидуальная работа по чтению текста и его маркировка. Составьте таблицу из четырёх столбцов и заполните её, используя информацию, приведённую в тексте.
+ | V | ? | ! |
6.Задание
Выполнение лабораторной работы №3 в рабочей тетради, используя инструктивную карту
Тема. Изучение строения грибов (на примере плесневых гриба пеницилла).
Цель: познакомиться с внешним строением плесневых грибов.
Оборудование и материалы: Микроскоп световой «Микромед -12» ученический, препарат «Гриб пеницилл».
Ход работы
- Поместите препарат «Гриб пеницилл на предметный столик, закрепите зажимами;
- Рассмотрите при малом и большом увеличении гифы гриба, плодовое тело и споры. Отметьте окраску гиф и спор. Зарисуйте увиденное.
- Определите, какой способ питания у плесневых грибов.
- Сделайте вывод.
7. Задание
Выполните тест.
1. Грибы выделяют в отдельное царство потому, что:
а) они неподвижны, но способны к фотосинтезу;
б) они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами;
в) они не размножаются спорами и не имеют органов;
г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества.
2. Какой из названных грибов относится к одноклеточным:
а) подосиновик;
б) маслёнок;
в) мукор;
г) подберёзовик.
3. С растениями грибы сближает:
а) строение клеточной стенки и размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.
4. С животными Грибы сближает:
а) размножение спорами;
б) автотрофный способ питания;
в) гетеротрофный способ питания;
г) наличие проводящих сосудов.
5. Грибы размножаются:
а) только спорами;
б) только грибницей;
в) только половым путём;
г) всеми способами.
8. Домашнее задание
1) Учебник параграф 7; вопросы 1-5 – «3»
2) Модель строения плесневого гриба – «4».
3) Творческое домашнее задание:
- Сообщение о плесневых грибах (мукор, пеницилл) - «5».
Проблемные задачи: - С какой целью человек пытается одомашнить хищные грибы?
- Почему опасно длительное использование антибиотиков?
Физкультминутка.
Грибная зарядка.
Текст зарядки Упражнения
( для снятия общего утомления)
И. п. – основная стойка.
Все грибы сели на поляне.
Пошел дождик.
Выросли грибы.
Посмотрели, не идет ли грибник.
2. – руки сомкнуть над головой.
3. и.п. – выдох.
При выполнении, тянуться вверх.
4,5. - подъем на носки, руки вверх, вдох.
1. – присесть, руки вперед.
Увидели грибника, спрятались грибы.
6,7. – присесть, руки в стороны, выдох
Ушел грибник.
Снова выросли грибы.
Обрадовались, улыбнулись друг другу.
А мы с вами продолжаем работать. 8.–
Приложение 1
Характеристика царства Грибы
Грибы — это довольно многочисленная группа живых организмов, насчитывающая около 100 тысяч видов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное — третье — царство живых организмов.
Грибы сочетают в себе признаки как растений, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы. Грибы произрастают всюду — в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли.
Телом гриба является грибница, или мицелий, состоящий из грибных нитей — гифов.
У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую разветвленную клетку. Некоторые микроскопические грибы состоят из одной клетки и мицелия не имеют. Например, дрожжи.
У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры. Грибы размножаются спорами. Споры разнообразны по форме и размеру. Шляпочные грибы являются представителями высших грибов. Их грибница растет с весны до осени и вырастает за это время на 10 — 30 см. Грибница залегает в почве на глубине 6-12 см. За сезон грибница дает несколько плодовых тел. Плодовые тела шляпочных грибов — ценные питательные продукты.
По форме и окраске плодовые тела шляпочных грибов очень разнообразны и весьма причудливы. Особенно много таких грибов в тропических лесах.
Некоторые грибы приспособились к совместному проживанию с другими организмами (симбиозу) растениями или животными. Микориза — широко распространенный в природе симбиоз гриба и растения. Кроме сожительства с растениями известны и формы сожительства грибов с насекомыми. Примером могут служить бразильские муравьи и термиты, которые разводят грибы, подобно тому как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя вреда.
Грибы являются возбудителями многих болезней у растений и животных. К ним в первую очередь относят головневый гриб, поражающий зерна злаков, паршу яблони, груши, картофеля и многих других паразитов.
Некоторые грибы вызывают заболевания животных и человека.
Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. Некоторые виды хищных грибов могут поражать простейших животных.
Некоторые грибы светятся, например опенок.
Помимо пенициллина из грибов были выделены многие антибиотики. С помощью грибов получают некоторые витамины.
Самым ядовитым грибом является бледная поганка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....
План-конспект открытого урока. Тема: Статистические характеристики.
АннотацияПредлагаемая методическая разработка урока может использоваться преподавателем математики при подготовке уроков,по теме «Элементы математической статистики» для студентов учреждений сре...
План конспект мультимедийного урока по биологии в 6 классе по теме "Плесневые грибы"
Урок биологии по теме "Плесневые грибы" проводится на основе презентации, предназначенной для интерактивной доски. Урок проводится с использованием практических методов, в частности лаборато...
Урок биологии: «Общая характеристика грибов»
Место урока в теме ׃ урок «Общая характеристика грибов» это первый урок в разделе «Царство Грибы»...
План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."
1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией. ...