Ботанические задачи
материал по биологии (5, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Познавательные задачи по биологии
Растения
- Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади Европейской равнины около 2000. Чем вы объясните это различие?
- Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр — в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе.
- Если рассмотреть под микроскопом лист водного растения элодеи, можно увидеть движение цитоплазмы. Однако у других растений мы этого не наблюдаем. Почему?
- У растений (лука, кукурузы, гороха, фасоли), которые выращиваются в питательном растворе, значительно уменьшается количество корневых волосков или они исчезают совсем. Почему?
Подземные побеги картофеля и топинамбура (клубни) под действием света зеленеют, а подземные органы георгин нет. Почему?
- В сельскохозяйственной практике производят окучивание растений, однако многие растения в этом не нуждаются. Объясните целесообразность или нецелесообразность подобного агротехнического приема.
- Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одинаково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. Почему?
- Хорошо известен опыт, показывающий наличие корневого давления, однако если поставить срезанные цветы в воду, то уровень воды в вазе быстро понизится, хотя корней нет (рис. 1). Почему?
- Фосфорные удобрения и навоз вносят в почву осенью, а азотные — в первой половине лета в виде подкормки. Почему?
- Ученица неудачно пересадила комнатное растение и повредила много корешков. Растение стало вянуть, хотя его хорошо поливали. Дайте объяснение, почему стало вянуть растение.
- Растения экономно испаряют воду, однако часто после дождя или рано утром на кончиках листьев земляники можно увидеть капельки воды. Если их попробовать на вкус, они сладкие. Объясните это явление.
- Школьники посадили деревья, но не все их обрезали. В результате многие пересаженные деревья засохли. Дайте объяснение этому явлению.
Из почвы растения поглощают воду и минеральные вещества. Однако такие вещества, как сахар, белки, масла, крахмал, растения не получают из почвы. Почему в растениях находятся эти вещества.
рис. 1.
- Почему салат и шпинат рекомендуют срывать вечером?
- На двух делянках был посажен картофель одного сорта. Одна делянка была под яблонями, а другая — на открытом месте. Уход был одинаковый. С какой делянки и почему собрали больший урожай картофеля?
- С гектара пшеницы в среднем получается 16 т сухого вещества (4 т зерна и 12 т соломы и корней). Для получения одного килограмма сухого вещества расходуется не менее 300 л воды. Сколько расходуется воды при выращивании пшеницы на 5000 га?
- У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. Объясните данное явление.
- После сильного дождя рожь на поле «полегла». Однако как только погода изменилась, рожь «встала». Дайте объяснение этому явлению.
- С какой целью человек использует прививку плодовых растений?
- Цветки растений имеют различную окраску, но замечено, что растения, цветущие вечером и ночью, имеют чаще всего венчик белого и желтого цвета. Дайте объяснение этому явлению.
- У большинства растений сначала появляются листья, а затем растения зацветают, но известны растения, которые зацветают прежде, чем появляются листья. Объясните это явление.
- Ученые заметили, что весной зацветают растения с фиолетовыми и синими цветками, летом — с белыми или желто-белыми. Дайте объяснение этому явлению.
- Безветренная погода во время цветения ржи и пшеницы может стать причиной снижения урожайности ржи, а на урожай пшеницы такая погода не влияет. Почему?
- Вкус ягод зависит от погоды и от времени их сбора. Когда ягоды слаще, в дождливый или ясный солнечный День?
- Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы — семенами?
- На 1 га поля растет 500 растений капусты, каждое из которых испаряет за сутки 1 л воды. Пользуясь микрокалькулятором, рассчитайте, сколько потребуется влаги для ухода за капустой на площади 300 га в течение двух летних месяцев (60 дней).
- Для повышения урожая используют различные удобрения. На поля, где росли бобовые, не вносили удобрения, но, несмотря на это, с них был получен большой урожай пшеницы и картофеля. Дайте объяснение этому явлению.
- Луга, возникшие на месте сведенных лесов и на водоразделах, дают неплохой "урожай сена, однако луга в поймах рек дают значительно больше сена. Чем это можно объяснить?
- Из зерна пшеницы, попавшего в придорожный грунт, выросло растение высотой 10 см и с маленьким колосом, а в поле из такого же зерна выросло мощное растение с крупным колосом. Объясните это явление.
- На лугу в течение нескольких лет пасли крупный рогатый скот. Изменится ли состав растений на этом лугу?
- В березовом и осиновом лесу между деревьями были посажены молодые ели. Через некоторое время на этом месте вырос сумрачный еловый лес. Объясните это явление.
- Лесоводы знают, что с увеличением возраста леса количество деревьев в нем уменьшается. Например, сосна высеивает примерно 25 млн. семян на 1 га; через 20 лет вырастает около 5 тыс. деревьев, а через 150 лет остается примерно 500 сосен. Объясните, с чем это связано. Какая здесь существует биологическая закономерность?
- Двое учащихся выращивали картофель. Они поливали, рыхлили почву, подкармливали и окучивали растения одинаково. Один из них оборвал с ботвы картофеля много листьев, другой — удалил с ботвы только боковые побеги и цветки. Кто из них соберет больший урожай и почему?
- При длительном хранении клубней картофеля из глазков часто вырастают не побеги, а молодые клубеньки — «детки» (рис. 2). Дайте объяснение этому явлению.
35.Зимой в саду к стволам плодовых деревьев подгребают снег, который покрывают еще и слоем опилок. Почему при таком уходе деревья дают больший урожай?
- При длительном хранении клубни картофеля теряют вес, морковь также теряет вес и становится менее сладкой. Дайте объяснение этому явлению.
- В аквариумы, кроме рыбок, помещают различные водные растения: валлиснерию, криптокорину, элодею и другие. Они украшают аквариумы. Если вынуть эти растения из воды, они теряют свою форму. Какие особенности строения обеспечивают мягкость и гибкость этих растений?
- У деревьев и других растений, произрастающих на суше, вода и минеральные соли передвигаются по сосудам древесины снизу вверх (от корней к листьям). Органические же вещества передвигаются по сосудам луба от листьев к корням. У водорослей нет проводящей системы. Как у водорослей происходит обмен веществ?
- Водоросли,- как и все растения, нуждаются в солнечном свете, однако многие морские водоросли могут жить только на больших глубинах, куда он слабо проникает. Эти водоросли имеют красную и коричневую окраску. Дайте объяснение подобному явлению.
- По внешнему строению морские водоросли похожи на растения суши, однако ризоиды морской водоросли — не корни, а тело водоросли — не лист. Почему?
- Большинство водорослей произрастает в воде, однако водоросли, которые растут в приливно-отливной зоне морей и океанов, часть суток находятся вне воды, что им совсем не вредит. Какие приспособления имеются у водорослей, помогающие им переносить неблагоприятные условия?
- Давно замечено, что в северных морях, где вода холодная, водоросли растут значительно лучше, чем в морях южных широт. Объясните это явление.
- Мох выдерживает большие морозы и сильную жару, растет при сравнительно небольшом количестве света, однако он сильно нуждается в воде. Почему?
- После экскурсии на торфопредприятие в классе возникла дискуссия, как образуется торфяное болото. Одна группа считала, что болото появляется вследствие зарастания водоемов. Другая утверждала, что сами растения способствуют заболачиванию, понижению местности и постепенному появлению торфа. Кто из них прав?
- Растения в природе достигают значительных размеров, встречаются деревья высотой 30—40 м и больше. Однако на торфяных болотах деревья практически не растут, а большинство мохоподобных растений низкорослы. Объясните данное явление.
- В лесном массиве произрастало много папоротников, однако после вырубки леса папоротники погибли. Почему?
- Как вы думаете, отличаются ли по своему строению корневые системы двух сосен одного вида при условии, что одна из них выросла на камнях в гористой местности, а другая — на болоте?
- Замечено, что во время сильной бури ветер выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему?
- В тропических лесах много лиан и других вьющихся растений, в то время как в лесах средней полосы они не встречаются. Почему?
- Самыми многочисленными в тропиках являются орхидные, у которых цветки имеют приспособления к опылению определенными насекомыми и птицами колибри, а в умеренном климате — сложноцветные. Почему?
- Папоротники достигают значительных размеров в тропических лесах и сравнительно крупных в средней полосе, а мхи нет. Дайте объяснение этому явлению.
52. Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников, или в березовом. Почему?
53*. Одни растения широко распространены, например лиственница, береза, тополь, подорожник. Другие растут только в определенных местах, например в горах растет эдельвейс, в лесах — ландыш, на болотах — клюква и др. Объясните это явление.
54*. Рост корня, стебля, листа, цветка, плода зависит отделения и роста клеток. Весной в древесине образуются более крупные клетки, чем осенью. Как объяснить это явление?
55*. Корни кукурузы с 1 га накапливают столько железа, что из него можно выковать 2 кг гвоздей, а из меди, накапливаемой этими же корнями, можно изготовить 20 м проволоки. Рассчитайте, сколько металла можно получить из посевов кукурузы с площади в 1 тыс. га.
56*. Осенью наряду с молодыми растениями пастушьей сумки в лесу можно встретить цветущие растения с плодами. Дайте объяснение этому явлению.
57*. Помимо растений, в листьях которых протекает процесс фотосинтеза, встречаются растения с хорошо развитыми листьями, но в них не происходит фотосинтеза (например, внутренние листья кочана капусты). Объясните это явление.
58*. Многие зимние сорта яблок снимают с дерева еще зелеными и совсем невкусными, однако через некоторое время они дозревают. Объясните это явление.
59*. В листьях растений в хлоропластах интенсивно протекает процесс фотосинтеза. Происходит ли он в плодах (рис. 3)? Почему?
60*. При выращивании некоторых овощных растений, например капусты, нельзя обрывать наружные листья. Почему?
61*. Летом многие пруды, а также аквариумы, которые стоят у окон, «зацветают» — вода в них теряет свою прозрачность и становится зеленой. Почему это опасно для жизни водоема?
62*. На пустыре, где росла крапива, решили посадить огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на богатой минеральными веществами почве. На этом участке посадили горох. Правильно ли был сделан выбор?
63*. В тропических лесах можно встретить деревья, корни которых располагаются не только в почве, но и над почвой. Дайте объяснение этому явлению.
64*. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?
65*. Большинство растений, цветущих весной, отцветают весной или в начале лета, однако известно, что некоторые из них иногда дают отдельные цветки и осенью. Объясните это явление.
66*. Если в почву, бедную известью, положить кусочек мрамора, то через некоторое время (около трех месяцев) он будет «изъеден» корнями растений. Каким образом растения «грызут» камни?
67*. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?
68*. Среди растений средней полосы крупные и яркие цветы имеют в основном травы и кустарники, а не деревья. Как вы думаете, почему?
Бактерии. Грибы. Лишайники
69. Известно, что воздух в местах большого скопления людей, например в кинотеатрах, на вокзалах, насыщен бактериями, а в чистом воздухе, особенно в природных условиях, их мало. Почему?
- Важнейшую роль в разложении погибших животных и растений играют бактерии гниения. В очень сухой почве, например в песке пустынь, хорошо сохраняются трупы животных. Дайте объяснение этому явлению.
- Одна бактериальная клетка через 10 дней может дать потомство, равное по объему земному шару. Однако этого не происходит. Почему?
- Многие виды бактерий могут находиться в условиях, которые для других организмов совершенно неприемлемы. Предложите объяснение этой особенности бактерий.
- Руды железа и марганца встречаются не только в местах залегания пород, но и на дне многих озер и болот. Откуда они могли там появиться?
- В сосновом бору встречается обычно много маслят, а в березовом — подберезовиков. Почему?
- Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые трибы (мухомор, бледная поганка и т. д.)?
- В последние десятилетия в Европе картофель сильно повреждает фитофтора; в Центральной Америке этот гриб также широко встречается, но особого вреда картофелю не приносит. Почему?
- Лишайники не высасывают соков из деревьев, но, поселившись на коре, причиняют им вред. Почему?
78*. Луговые опенки и другие грибы часто образуют на лужайках замкнутые круги (в народе их называют «ведьмины круги»), внутри которых грибы не растут. Объясните это явление.
79*. На двух полях посеяли горох. Первое поле обработали препаратом, уничтожающим бактерии, второе не обрабатывали. На каком поле урожай будет лучше?
80*. Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое — на некотором от него расстоянии. Дайте объяснение этому явлению.
81*. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?
82*. Гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Дайте объяснение этому явлению.
Распределение задач по темам программы
Темы программы | №№ задач |
1.Введение. Общее знакомство с растениями | 1 |
2.Клеточное строение растений | 2,3 |
3.Органы цветковых растений | 4,5,7,9,10,11,12,13,14,18,20, 21,22,23,24,25,27,29,33,34,35 |
4.Основные процессы жизнедеятельности растений | 6,7,8,9,10,11,12,14,16,15,16,17,19,20,21,22,23,24,26,27 |
5.Основные отделы царства растений | 37 -54 |
6.Царство бактерии | 69-73 |
7.Царство грибы. Лишайники | 74-82 |
8.Природные сообщества | 1,17,22,28,30,31,32,40,42,43,44,45,46,47,48,49,50,51,51,53,56,63,64,65,66,67,68,69,70,72,73, 74,77,78,80,81 |
Для составления сборника использован ресурс:
БИОЛОГИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ.
Демьянков Е. Н., Москва, «Просвещение»,1996г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на занятиях ботанического кружка
Дидактические игры на учебных занятиях ориентированы на изучение определенного материала, бесстрессовый контроль знаний и способствуют более привлекательной для обучающихся организации учебного процес...
Игра "Путешествие по ботанической тропе"
Внеклассное мероприятие по биологии в рамках недели естественно-математических наук....
Ботаническая сказка
Была написана к семинару по экологии....
Внеклассное мероприятие "Планета ботаническая"
внеклассное мероприятие для 6-х кл....
Внеклассное мероприятие "Ботанический турнир"
разработка внеклассного мероприятия с презентацией...
"Ботаническая эстафета"
"Ботаническая эстафета"- это мероприятие "вне рамок урока", для учащихся 6 классов. В сценарии, предлагаются игры, загадки, викторины и др. виды проверки знаний по ботанике. Рекомендую провести в пери...
Ботанический урок игра "КВН"
Эта разработка направлена на активизацию познавательной деятельности у учащихся, на формирование широкого интереса и выявления эрудита среди учащихся...