"Ботаническая эстафета"
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Калюгина Наталья Владимировна

"Ботаническая эстафета"- это мероприятие "вне рамок урока", для учащихся 6 классов. В сценарии, предлагаются игры, загадки, викторины и др. виды проверки знаний по ботанике. Рекомендую провести в период предметной недели биологии. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ботаническая эстафета

Задание 1 . «Продолжи эстафету»

Играющие садятся в круг(через одного от каждой команды), ведущий объявляет, что все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению, причем каждое следующее слово должно начинаться с буквы, которой окончилось предыдущее название, например: овес, сосна, абрикос и т.д.

Задание 2.  Поставь на свое место

Цель игры – проверить, как играющие различают плодовые, овощные, декоративные и сорные растения. Для этого делается несколько однотипных карточек, куда заносятся названия растений в произвольном порядке. Например:

сурепка, яблоня, помидор, хризантема, цинния, огурец слива, пырей, абрикос, кольраби, магнолия, патиссон, камелия, лебеда, айва, осот, алыча, перец, флокс, гладиолус, амброзия, черешня, лук.

Играющие, получив такие карточки, должны сгруппировать названия растений в четыре колонки, заполнив графы.

Вот образец заполненной карточки:

Плодовые

Яблоня

 Слива

 Абрикос

 Айва

 Алыча

 Черешня

Сорные

Сурепка

Пырей

 Лебеда

 Осот

Амброзия

Декоративные

Хризантема

Цинния

Магнолия

Камелия

Флокс

Гладиолус

Овощные

Помидор

Огурец

Кольраби

Патиссон

Перец

Лук

Задание 3. «Черный ящик»

* В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Ими награждают ученых, художников, артистов в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?

Ответ. Это лавр благородный. В настоящее время листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.

* В «черном ящике»  лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Это плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение это перекрестноопыляемое (опылители – насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до –30 С! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. О каких плодах идет речь?

Ответ. Речь идет о яблоках.

Задание 4. «Кто определит раньше»

Перед командами на стол кладут гербарные листы (по числу играющих). Для всех команд они должны быть одинаковыми. Названия растений на них не обозначаются, однако они должны быть хорошо известны школьникам.

По сигналу ведущего игроки бегут к столу (по одному представителю от команды), каждый выбирает из своей стопки любой гербарий, пишет на листке его название и кладет листок в гербарий. За ним бегут вторые игроки, потом третьи и т.д.

Побеждает команда, выполнившая задание первой (при условии, что все растения определены правильно).

Задание 5.    Рассказ-небылица по теме «Листопад»

«Багрец и золото листвы – верный признак наступившей осени. Осенью листья деревьев и кустарников приобретают разнообразную окраску - от желтой до пурпурно-красной. Происходит это оттого, что в клетках листа вакуоли содержат красящие пигменты – желтые, оранжевые и красные. Дольше других растений остаются зелеными сирень, берёза и ольха.

Вслед за изменением окраски листьев происходит их опадание – листопад. С опадающими листьями из растения удаляются различные вредные вещества. Кроме того, листопад помогает растениям приспособиться к зимней засухе, ведь зимой растения испаряют намного больше воды, чем летом.

Но не все растения осенью теряют листья. Есть среди них и вечнозеленые. Это хорошо известные всем ель, пихта, лиственница, сосна, осина. Да и некоторые травы зимуют под снегом с зелеными листьями, например,  земляника, астры и петрушка»

Задание к тексту: найти 5 ошибок, исправить их и дать объяснение (ошибки выделены шрифтом).

                 Задание 6.                Отгадайте загадки

На плечах Игнашки

Сорок три рубашки –

Все из ткани отбеленной,

А поверх - пиджак зеленый.                            (Кочан капусты)

Хоть прячется Алена

За веточкой зеленой,

Но красная щека

Видна издалека.                                (Яблоко)

У мамы дочки – На шнурочке.                                (Усы земляники)

Кругла, да не луна.

Зелена, да не дубрава.

С хвостиком, да не мышь?             (редька)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи.

                                                     (Малина )

Как на стёжке на дорожке

Вижу алые серёжки.

За одною наклонилась,

А на десять набрела!

Я клонилась – не ленилась,

Кружку с верхом набрала.

                                                    (Земляника)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на занятиях ботанического кружка

Дидактические игры на учебных занятиях ориентированы на изучение определенного материала, бесстрессовый контроль знаний и способствуют более привлекательной для обучающихся организации учебного процес...

Игра "Путешествие по ботанической тропе"

Внеклассное мероприятие по биологии в рамках недели естественно-математических наук....

Ботаническая сказка

Была написана к семинару по экологии....

Внеклассное мероприятие "Планета ботаническая"

внеклассное мероприятие для 6-х кл....

Внеклассное мероприятие "Ботанический турнир"

разработка внеклассного мероприятия с презентацией...

Ботанический урок игра "КВН"

Эта разработка направлена на активизацию познавательной деятельности у учащихся, на формирование широкого интереса и выявления эрудита среди учащихся...

Ботанический урок игра "КВН"

Эта разработка направлена на активизацию познавательной деятельности у учащихся, на формирование широкого интереса и выявления эрудита среди учащихся...