Проектирование формирования УУД в обучении предмету биология Биология 5 класс
методическая разработка по биологии (5 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Формирование УУД - неотъемлимая часть преподавательской деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектирование формирования УУД в обучении предмету

Биология 5 класс

Выполнила: Сюрина Г.А., учитель географии и биологии

 МБОУ Относовской СОШ Вяземского района

Предмет  Биология

Класс 5

УМК (авторы)  

 1.Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ В.В.Пасечник.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.-141,[3] с.

2.Пасечник В.В.  Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения.5 класс/ В.В. Пасечник.4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2015.-60, [4] с.

3.Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

Раздел программы (название, кол-во часов)

Введение (5ч)

Биология ,как наука о живой природероль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Лабораторные и практические работы

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Ведение дневника наблюдений.

Экскурсии

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Учащиеся должны знать:

о многообразии живой природы;

царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные;

основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;

признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;

экологические факторы;

основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания;

правила работы с микроскопом;

правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии.

Учащиеся должны уметь:

определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;

отличать живые организмы от неживых;

пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

характеризовать среды обитания организмов;

характеризовать экологические факторы;

проводить фенологические наблюдения;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

 Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

 В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

 Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

 Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

 Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:

 давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

 осуществлять логическую операцию установления видовых отношений;

 обобщать понятия

 осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

Приёмы формирования УУД

Предмет

Виды УУД

Пример формируемого действия

Описание используемого приёма

Личностные УУД

формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Наблюдение за поведением обучающегося в школе и за ее пределами.

Пример: как ученик ведет себя на экскурсии, как описывает свои наблюдения за фенообъектом.

Регулятивные УУД

Работать по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

Составить план параграфа.

( в соответствии с заданием в конце §2 )

Познавательные УУД

Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

Пример: организация фенологических наблюдений.

Коммуникативные УУД

Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

Предлагать написать небольшое сообщение по теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Биология" 6 класс.

Учебно-методический материал представлен в виде:Пояснительная записка.Календарно-тематический план.Требования к уровню подготовки учащихся.Реализация практической части федерального компонента государ...

Тема урока: Организм как единое целое. Предмет: биология 6 класс

Предмет: биология, урок изучения нового материала и первичного закрепления                  знаний.Тема: "Организм ...

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета биология 9 класс « Введение в общую биологию » базовый уровень,Сырова Нина Михайловна - учитель биологии высшей категории...

Демо тест для подготовки к ГИА по предмету Биология 9 класс_2007_А

Демо тест составлен для практической подготовки к ГИА по предмету биология 9 класса...

Проектная деятельность как шаг к формированию познавательного интереса к предмету биология в коррекционной школе VIII вида

В УВП нашей школы внедряются инновационные технологии. Особую значимость при этом приобретает проектная  деятельность с  элементами  исследования.Актуальность   использования этой ...

Творческая работа в форме эссе с описанием собственной концепции обучения предмету биологии

laquo;Современный  урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором  больше работают дети,  а педагог только координирует их работу. Жан Жак  Руссо...

Педагогические приемы формирования инженерного мышления средствами предметы биологии

 Данная статья содержит материал, раскрывающий понятие "Инженерное мышление", и его составляющие; какае качества и умения составляют основу данного стиля мышления; познакомиться ...